Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 65

Объективная граница налогообложения. Модель кривой Лаффера

 

Цель урока: раскрыть особенности взаимосвязи налогообложения с экономическими, социальными, политическими факторами общественной и государственной жизни; выяснить причины наличия границы налогообложения; объяснить связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями; проанализировать расчеты А. Лаффера; развивать умение аргументированно вести научную дискуссию, отстаивать свою позицию, излагать мысли четко, ясно, кратко.

Основные понятия: предел налогообложения, налоговая ставка, налоговые поступления, кривая Лаффера.

Тип урока: закрепление и применение знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

►► Вопросы для дискуссии

1. Существует объективная граница налогообложения?

2. Назовите главные причины, по которым невозможно увеличивать льготы как для физических, так и для юридических лиц.

3. Налоговая система должна быть справедливой или эффективной?

4. Всегда ли повышение нормы налогообложения в стране приводит к увеличению объема налоговых поступлений в государственную казну?

5. Какие законодательные акты регулируют поступление налогов в Украине?

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

На долю налогов приходится до 90 % всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. С помощью налоговых льгот государство стимулирует капиталовложения, создает благоприятные условия для увеличения спроса на товары.

Одновременно с селективными мерами налогового регулирования государство широко использует налоговый механизм с целью общего воздействия на хозяйственную конъюнктуру в целом. В 80-90-е pp. XX в. в развитых странах прошла волна широкомасштабных и многоэтапных налоговых реформ, направленных на снижение общего уровня налогов и изменение их структуры. Главная цель реформ - создание налоговой структуры, адекватной экономической политике, основанной на неоконсервативних концепциях «экономики предложения», «рациональных ожиданий», вытекающих из «предложения», финансовых ресурсов, достаточности накоплений и сбережений для экономического роста.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может быть значительное сокращение налогов в начале 80-х pp. после прихода к власти администрации Р. Рейгана в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста Лаффера, который доказал, что результатом снижения налогов является экономический рост и увеличение доходов государства (кривая Лаффера).

►► Дополнительная информация к уроку

Артур Лаффер (англ. Arthur Betz Laffer; 14 августа 1940) - американский экономист, один из основателей теории предложения в экономике. Стал известен во время правления Рейгана. Знаменитым стал благодаря кривой Лаффера, которая показывает, что в определенных условиях уменьшение налоговых ставок может повлечь за собой увеличение налоговых поступлений. Учился в Йельском университете; доктор философии Стэнфордского университета. Профессор университета Южной Каролины и Чикагского университета. Основные произведения «Феномен всемирной инфляции» (The Phenomenon of Worldwide Inflation, 1975), совместно с Д. Мейсельманом; «Экономическая теория уклонения от налогов» (The Economics of the Tax Revolt, 1979), совместно с Дж. Сеймуром.

 

V. Изучение нового материала

В основу построения определенной налоговой системы должна быть положена экономическая доктрина государства. Она может основываться на одном из направлений экономической мысли - классическом и неоклассическом, кейнсианском и посткейнсіанському, марксистском и немарксистському.

Каждое направление экономической теории имеет собственную модель экономической, финансовой и налоговой политики.

Однако суть не столько в положениях собственно теории, сколько в ее наличии. Определив свою экономическую доктрину на почве того или иного направления теории, государство разрабатывает стратегию и тактику достижения поставленной цели.

На базе выбранной социально-экономической доктрины государства в стране должна формироваться средний уровень налогообложения, то есть и доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджет с помощью налогов и налоговых платежей. Прогнозируемый объем расходов бюджетов является определяющей базой для установления нормы налогообложения в государстве.

Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения и доходов с точки зрения интересов государства. Она должна быть откорректирована на практике. Существенное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы.

Если внимательно проанализировать норму налогообложения, например в скандинавских странах и Соединенных Штатах Америки, то можно прийти к выводу, что норма налогообложения в скандинавских странах почти вдвое превышает этот показатель в Соединенных Штатах. Американцы, например, считают, что за такой пікали подоходного налогообложения, которая существует в Швеции (максимально - 72 %), в США никто не работал бы. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 г. в значительной мере было связано со снижением предельных ставок налогообложения.

Однако норма налогообложения существенно не влияет на экономический прогресс и среднегодовые объемы прироста валового внутреннего продукта (прирост ВВП в Швеции, как и в США, колеблется под С до 6% ежегодно). Политика социальной защиты в скандинавских странах побуждает к повышению нормы налогообложения. Но такое повышение основывается на предельной полезности обязательных платежей, и потери социального благосостояния конкретного гражданина - плательщика налога по обмену «налоги - блага» становятся минимальными.

А. Лаффер - сторонник теории предложения - доказал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями. Сокращение налогов не должно вызывать инфляционных дефицитов.

Его теория известна как кривая Лаффера, которая на рисунке раскрывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

 

 

Кривая Лаффера

 

Главная идея заключается в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторой точки, потому что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, а следовательно, налоговая база (национальные производство и доход) сокращается. Это легче всего проиллюстрировать в крайней точке, когда ставка налога составляет 100%.

Налоговые поступления здесь сокращаются до нуля, потому что 100%-ная ставка налога имеет характер конфискации и останавливает производство. В свою очередь, 100 %-й подоходный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Идея Лаффера состояла в том, что в некоторой точке ставки налога являются настолько высокими, что налоговые поступления ниже максимума М. Логическое рассуждение Лаффера убеждали в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, способствуя таким образом существенному расширению национального производства и дохода. Такое расширение налоговой базы сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога будут ниже.

Согласно с мнением ученого, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы бизнеса «отбивает» у последнего стимулы к капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что в конечном итоге негативно отражается на поступлениях в государственный бюджет.

Американские эксперты во главе с профессором Лаффером попытались теоретически доказать, что при ставке подоходного налога более 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом.

Более низкие налоговые ставки создают более высокие стимулы к труду, сбережениям, инвестициям и принятию деловых рисков, вследствие чего увеличивается ВВП как налоговая база. Причем, при этих условиях налоговая база увеличивается быстрее, чем уменьшается уровень налоговых ставок. Поэтому, несмотря на снижение налоговых ставок, налоговые поступления не уменьшаются, а возрастают до своего максимального значения.

В случае падения налоговых ставок ниже стимулирующий эффект, который имеет на экономику снижение налоговых ставок по сравнению с оптимальным уровнем, существенно уменьшается. Вследствие этого налоговая база растет медленнее, чем уменьшаются налоговые ставки, поэтому налоговые поступления уменьшаются.

Итак, согласно кривой Лаффера, если действующие налоговые ставки являются чрезмерными, то их оптимальное снижение позволит увеличить производство при условии неизменности или даже рост налоговых поступлений. Но такой двойной эффект от снижения налоговых ставок - лишь гипотеза, определенное логическое предположение. Для превращения этой гипотезы в теорию нужно получить ответ на несколько принципиальных вопросов: как найти ту точку на кривой Лаффера, где находится экономика в данный момент; как определить тот оптимальный уровень налоговых ставок, который способен обеспечить максимальную величину налоговых поступлений?

Опыт «рейганомики», в рамках которой идея Лаффера получила определенного практического воплощения, не дал однозначного ответа на эти вопросы. Поэтому применение кривой Лаффера на практике является определенным политическим риском, на который политикам следует решаться лишь при условии, если существуют твердые убеждения, что действующие налоговые ставки действительно являются чрезмерными и сдерживают деловую активность. Но даже при этих условиях следует принимать во внимание, что снижение налогов неизбежно повлечет бюджетный дефицит или заставит сокращать государственные расходы.

Связь между высотой налогообложения и налоговыми поступлениями зависит от налоговой базы, то есть объекта налогообложения. Поэтому Лаффер исследовал эту связь с помощью показателя эластичности налоговой базы, которая измеряется как отношение процентного изменения величины объекта налогообложения до процентной нормы налогообложения, то есть налоговых ставок, которые применяются к определенного объекта (базы) налога.

где ЭТ - эластичность налоговой базы;

В - стоимостное измерение налоговой базы (объекта налогообложения);

Т - норма налогообложения;

ΔВ - прирост или процент увеличения налоговой базы;

ΔT - прирост или процент увеличения нормы налогообложения.

На объем налоговых поступлений влияет также процесс уклонения от уплаты налогов. Чрезмерное повышение нормы налогообложения приводит к увеличению доходов теневой экономики и свертывание легального бизнеса, а заодно и к сокращению налоговой базы.

Открытие Лаффера именно и заключается в том, что с увеличением нормы налогообложения налоговая база становится более гибкой, что обусловливает, начиная с определенного уровня, уменьшение налоговой базы и уклонение от уплаты налогов.

Хорошая налоговая система должна быть не только справедливой, но и эффективной. Здесь следует избегать расточительства так же, как и в любой экономической деятельности, государственной или частной. Отсюда вытекают два конкретные последствия для налоговой политики: во-первых, налоги не должны быть «чрезмерным бременем», а во-вторых, расходы на налоговую администрацию и сбор налогов не должны быть слишком большими по сравнению с полученными поступлениями. Следовательно, проблема разработки налоговой системы заключается в минимизации противоречий между целями эффективности и справедливости.

Можно выделить ряд основных прав налогоплательщиков, которые следует признать и поддержать, чтобы обеспечить справедливость налоговой системы в демократическом обществе. Отдельные страны считают концепцию прав налогоплательщиков настолько важной, что объединили все меры, направленные на защиту налогоплательщиков, в «хартию» или «декларация» налогоплательщиков. В главных признанных прав налогоплательщиков относятся:

♦ право на невмешательство в личную жизнь и конфиденциальность означает, что все налогоплательщики должны иметь право на то, что налоговые органы не будут вмешиваться без надобности в их частные дела. На практике это в основном интерпретируется как избежание беспочвенных поисков и требований информации;

♦ право доступа к информации означает, что налогоплательщики должны иметь доступ к новейшей информации о функционировании налоговой системы и о том, как было рассчитано размеры их налогов. Они также должны быть осведомлены о своих правах, в частности о праве подавать жалобу;

♦ право подавать жалобу является определяющим пунктом любой справедливой налоговой системы, должным образом защищает налогоплательщиков.

Налогоплательщики должны иметь достаточно высокую степень уверенности относительно результатов своих действий.

 

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1). Командный блицтурнир

Все учащиеся объединяются в две команды. Каждая команда формулирует десять вопросов (10 мин.) с тем «Виды налогов» и «Налоговые льготы» и по порядку ставят их друг другу. За каждый правильный ответ - 1 балл (2 мин.).

2). Практическое задание

Каким является налог - прогрессивным, пропорциональным, регрессивным? Объясните почему. Заполните таблицу.

 

Доход

Величина налога

Средняя ставка налога

Предельная налоговая ставка

0

0

-

-

50

5

-

-

100

15

-

-

150

30

-

-

200

50

-

-

250

75

-

-

 

Ответ:

 

Доход (Y)

Величина налога (Т)

Средняя ставка налога, %

Предельная налоговая ставка, %

0

0

0

0

50

5

10

10

100

15

15

20

150

30

20

30

200

50

25

40

250

75

30

50

 

1. Среднюю налоговую ставку вычисляют как T/Y.

2. Предельную налоговую ставку вычисляют как ΔT/ΔY

3. Налог является прогрессивным, потому что с ростом дохода средняя налоговая ставка повышается.

3). Решите задачу

США стоят перед фискальным кризисом, потому что растущие дефициты повышают часть, которую должен составлять государственный долг в ВНП. Погасить такой высокий долг можно только с помощью использования высоких налогов. Прокомментируйте следующее утверждение.

Решение

Согласно кривой Лаффера, которая показывает связь между налоговыми поступлениями и ставками налогообложения, получается, что чем выше налоги (40 %), тем меньше поступления в бюджет.

Предположим, что рассматриваем ставку налога на прибыль. Когда ставка нулевая, поступления в бюджет такие же. Далее предполагаем, что налоговая ставка 100 %. Тогда правительство забирал бы всю прибыль, следовательно, доход в таком случае был бы нулевой.

Высокие налоги не могут погасить государственного долга, потому что поступления в бюджет все равно будут очень низкими.

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Составить кроссворд «Налоги».