8.6. Формирование стилистических умений и навыков
В содержание работы по стилистике включается не только совокупность теоретических
сведений о стиле украинского языка, их особенности, сферы использования, но и
система умений и павичок, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе усвоения
этого материала.
Вопрос конкретизации стилистических умений, которыми учащиеся должны овладеть на
уроках языка, - одно из центральных в методике стилистики. Большинство методисті в
до выделения стилистических умений подходят с позиции современной лингвистики,
различает в языке два ее вида - язык - как средство общения и речи
(функционирования языка с целью общения). Учитывая это, ученые-методисты
выделяют систему умений, в которой одни связаны с усвоением стилистически
окрашенных средств языка, а другие направлены на овладение стилистически
дифференцированным связной речью.
Эта система умений непосредственно опирается на характер деятельности, что лежит в
основе работы с формирования каждого умения рецептивного (распознавание
стилистических средств в готовом тексте) и продуктивного ( построение высказываний
) типов стран с опорой на интуицию или знания. Наиболее весомым является
второй аспект - опора на знания в процессе выработки конкретного умения. Именно
он обеспечивает наиболее эффективную деятельность, при которой осуществляется
самоконтроль в обучении и перенос умений с одного материала на другой.
До стилистических умений и навыков относят следующие умения: распознавать и правильно
оценивать стилистические средства в соответствии с условиями и сферы использования; подбирать
синонимы (как стилистические средства) с учетом целей и задач общения;
проводить анализ текста определенного стиля; компоновать текст в соответствующем стиле
речи; совершенствовать стиль написанного и др.
Умение распознавать и правильно оценивать стилистические средства формируется во время
обработка языковых единиц и установление стилистического значения в каждом
конкретном случае. Сначала дети учатся распознавать стилистические средства, а
затем оценивать их в соответствии с условиями и сферы использования. Формирование этого
умение связано с рецептивною деятельностью, основу которой составляет опора на языковое
чутье и на сведения по стилистике.
Умение подбирать синонимы (как стилистические средства) направлено на осознание
школьниками стилистических различий синонимичных единиц в зависимости от цели и
задач общения. Характерной особенностью этого умения (в отличие от
предыдущего, что тоже подчинено усвоению стилистической системы языка) является
реализация репродуктивной деятельности учащихся по выявлению и мотивирования различных
оттенков синонимичных значений. Включение учащихся в процесс отбора и употребления
необходимых синонимов (лексических, морфологических, синтаксических) или образных,
эмоционально-экспрессивных средств обогащает их активный лексический запас, развивает
языковое чутье.
Умение проводить анализ текста определенного стиля - одно из важных стилистических
умений. Оно требует сознательного усвоения школьниками определенной системы знаний, позарез
нужной для установления стилевой принадлежности текста.
Формирование его опирается на рецептивну деятельность, в результате которой
устанавливается взаимосвязь между использованием нейтральных и стилистически
маркированных языковых средств, а также осуществляется воздействие позамовних факторов на
отбор соответствующих стилистических средств.
Овладение умением осуществлять стилистический анализ способствует осмыслению содержательной,
жанрово-речевой и стилистической структуры текстов.
Умение компоновать текст в соответствующем стиле речи подчинено основной
цель изучения родного языка в школе - овладению речью как средством
общение. Это одно из самых сложных умений, поскольку требует правильной
ориентации учащихся в ситуации общения, соблюдение стилевых ограничений при
отборе содержания, языковых и выразительных средств высказывания. Производительный
характер отличает его от других умений, которые воспринимаются по сравнению с ним как
чисто учебные.
Формируется указанное умения в тесной связи с умениями связной речи:
определять объем содержания и границы темы, подчинить изложение основной мысли,
подбирать и систематизировать материал, правильно выражать мысли,
непосредственно влияет на отбор языковых средств в соответствии со стилем текста.
Умение совершенствовать стиль написанного включает в себя умения соотносятся содержание
и форму текста с речевой ситуацией, замечать и исправлять в нем разного
типа огрехи, усиливать стилистическую выразительность высказывания. Овладению этим
умением значительной степени способствует продуктивная речевая деятельность и опора на
знание особенностей стилей.