Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

8.6. Формирование стилистических умений и навыков

В содержание работы по стилистике включается не только совокупность теоретических сведений о стиле украинского языка, их особенности, сферы использования, но и система умений и павичок, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе усвоения этого материала.

Вопрос конкретизации стилистических умений, которыми учащиеся должны овладеть на уроках языка, - одно из центральных в методике стилистики. Большинство методисті в до выделения стилистических умений подходят с позиции современной лингвистики, различает в языке два ее вида - язык - как средство общения и речи (функционирования языка с целью общения). Учитывая это, ученые-методисты выделяют систему умений, в которой одни связаны с усвоением стилистически окрашенных средств языка, а другие направлены на овладение стилистически дифференцированным связной речью.

Эта система умений непосредственно опирается на характер деятельности, что лежит в основе работы с формирования каждого умения рецептивного (распознавание стилистических средств в готовом тексте) и продуктивного ( построение высказываний ) типов стран с опорой на интуицию или знания. Наиболее весомым является второй аспект - опора на знания в процессе выработки конкретного умения. Именно он обеспечивает наиболее эффективную деятельность, при которой осуществляется самоконтроль в обучении и перенос умений с одного материала на другой.

До стилистических умений и навыков относят следующие умения: распознавать и правильно оценивать стилистические средства в соответствии с условиями и сферы использования; подбирать синонимы (как стилистические средства) с учетом целей и задач общения; проводить анализ текста определенного стиля; компоновать текст в соответствующем стиле речи; совершенствовать стиль написанного и др.

Умение распознавать и правильно оценивать стилистические средства формируется во время обработка языковых единиц и установление стилистического значения в каждом конкретном случае. Сначала дети учатся распознавать стилистические средства, а затем оценивать их в соответствии с условиями и сферы использования. Формирование этого умение связано с рецептивною деятельностью, основу которой составляет опора на языковое чутье и на сведения по стилистике.

Умение подбирать синонимы (как стилистические средства) направлено на осознание школьниками стилистических различий синонимичных единиц в зависимости от цели и задач общения. Характерной особенностью этого умения (в отличие от предыдущего, что тоже подчинено усвоению стилистической системы языка) является реализация репродуктивной деятельности учащихся по выявлению и мотивирования различных оттенков синонимичных значений. Включение учащихся в процесс отбора и употребления необходимых синонимов (лексических, морфологических, синтаксических) или образных, эмоционально-экспрессивных средств обогащает их активный лексический запас, развивает языковое чутье.

Умение проводить анализ текста определенного стиля - одно из важных стилистических умений. Оно требует сознательного усвоения школьниками определенной системы знаний, позарез нужной для установления стилевой принадлежности текста. Формирование его опирается на рецептивну деятельность, в результате которой устанавливается взаимосвязь между использованием нейтральных и стилистически маркированных языковых средств, а также осуществляется воздействие позамовних факторов на отбор соответствующих стилистических средств.

Овладение умением осуществлять стилистический анализ способствует осмыслению содержательной, жанрово-речевой и стилистической структуры текстов.

Умение компоновать текст в соответствующем стиле речи подчинено основной цель изучения родного языка в школе - овладению речью как средством общение. Это одно из самых сложных умений, поскольку требует правильной ориентации учащихся в ситуации общения, соблюдение стилевых ограничений при отборе содержания, языковых и выразительных средств высказывания. Производительный характер отличает его от других умений, которые воспринимаются по сравнению с ним как чисто учебные.

Формируется указанное умения в тесной связи с умениями связной речи: определять объем содержания и границы темы, подчинить изложение основной мысли, подбирать и систематизировать материал, правильно выражать мысли, непосредственно влияет на отбор языковых средств в соответствии со стилем текста.

Умение совершенствовать стиль написанного включает в себя умения соотносятся содержание и форму текста с речевой ситуацией, замечать и исправлять в нем разного типа огрехи, усиливать стилистическую выразительность высказывания. Овладению этим умением значительной степени способствует продуктивная речевая деятельность и опора на знание особенностей стилей.