8.6. Формирование стилистических умений и навыков
В содержание работы по стилистике включается не только совокупность теоретических 
сведений о стиле украинского языка, их особенности, сферы использования, но и 
система умений и павичок, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе усвоения 
этого материала.
Вопрос конкретизации стилистических умений, которыми учащиеся должны овладеть на 
уроках языка, - одно из центральных в методике стилистики. Большинство методисті в 
до выделения стилистических умений подходят с позиции современной лингвистики, 
различает в языке два ее вида - язык - как средство общения и речи 
(функционирования языка с целью общения). Учитывая это, ученые-методисты 
выделяют систему умений, в которой одни связаны с усвоением стилистически 
окрашенных средств языка, а другие направлены на овладение стилистически 
дифференцированным связной речью.
Эта система умений непосредственно опирается на характер деятельности, что лежит в 
основе работы с формирования каждого умения рецептивного (распознавание 
стилистических средств в готовом тексте) и продуктивного ( построение высказываний 
) типов стран с опорой на интуицию или знания. Наиболее весомым является 
второй аспект - опора на знания в процессе выработки конкретного умения. Именно 
он обеспечивает наиболее эффективную деятельность, при которой осуществляется 
самоконтроль в обучении и перенос умений с одного материала на другой.
До стилистических умений и навыков относят следующие умения: распознавать и правильно 
оценивать стилистические средства в соответствии с условиями и сферы использования; подбирать 
синонимы (как стилистические средства) с учетом целей и задач общения; 
проводить анализ текста определенного стиля; компоновать текст в соответствующем стиле 
речи; совершенствовать стиль написанного и др.
Умение распознавать и правильно оценивать стилистические средства формируется во время 
обработка языковых единиц и установление стилистического значения в каждом 
конкретном случае. Сначала дети учатся распознавать стилистические средства, а 
затем оценивать их в соответствии с условиями и сферы использования. Формирование этого 
умение связано с рецептивною деятельностью, основу которой составляет опора на языковое 
чутье и на сведения по стилистике.
Умение подбирать синонимы (как стилистические средства) направлено на осознание 
школьниками стилистических различий синонимичных единиц в зависимости от цели и 
задач общения. Характерной особенностью этого умения (в отличие от 
предыдущего, что тоже подчинено усвоению стилистической системы языка) является 
реализация репродуктивной деятельности учащихся по выявлению и мотивирования различных 
оттенков синонимичных значений. Включение учащихся в процесс отбора и употребления 
необходимых синонимов (лексических, морфологических, синтаксических) или образных, 
эмоционально-экспрессивных средств обогащает их активный лексический запас, развивает 
языковое чутье.
Умение проводить анализ текста определенного стиля - одно из важных стилистических 
умений. Оно требует сознательного усвоения школьниками определенной системы знаний, позарез 
нужной для установления стилевой принадлежности текста. 
Формирование его опирается на рецептивну деятельность, в результате которой 
устанавливается взаимосвязь между использованием нейтральных и стилистически 
маркированных языковых средств, а также осуществляется воздействие позамовних факторов на 
отбор соответствующих стилистических средств.
Овладение умением осуществлять стилистический анализ способствует осмыслению содержательной, 
жанрово-речевой и стилистической структуры текстов.
Умение компоновать текст в соответствующем стиле речи подчинено основной 
цель изучения родного языка в школе - овладению речью как средством 
общение. Это одно из самых сложных умений, поскольку требует правильной 
ориентации учащихся в ситуации общения, соблюдение стилевых ограничений при 
отборе содержания, языковых и выразительных средств высказывания. Производительный 
характер отличает его от других умений, которые воспринимаются по сравнению с ним как 
чисто учебные.
Формируется указанное умения в тесной связи с умениями связной речи: 
определять объем содержания и границы темы, подчинить изложение основной мысли, 
подбирать и систематизировать материал, правильно выражать мысли, 
непосредственно влияет на отбор языковых средств в соответствии со стилем текста.
Умение совершенствовать стиль написанного включает в себя умения соотносятся содержание 
и форму текста с речевой ситуацией, замечать и исправлять в нем разного 
типа огрехи, усиливать стилистическую выразительность высказывания. Овладению этим 
умением значительной степени способствует продуктивная речевая деятельность и опора на 
знание особенностей стилей.