Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ДЕЛОВОЙ УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

Раздел 6. Устная деловая речь

 

Публичное выступление

 

Г.З. Апресян в своей книге “Ораторское искусство” различает такие виды публичного выступления:

• общественно-политическое ораторское искусство (например, лекции на общественно-политические темы, политические речи, обзоры, выступления на митингах, агитационные речи);

• академическое ораторское искусство (научный доклад);

• судебное ораторское искусство;

• речи по случаю общественных торжеств (юбилейная речь или поздравление, тост);

• церковные проповеди.

Существует четыре варианта подготовки к выступления и его проведения:

1) написать весь текст выступления, а затем прочитать его слушателям;

2) написать текст выступления, несколько раз прочитать его, а затем произнести по памяти, время от времени заглядывая в рукопись;

3) подготовить только коротенькие записи;

4) выступать без каких-либо заметок.

Готовя речь, нужно подумать над такими вопросами:

• Чего ждет слушатель от моего выступления?

• Какие из проблем, которые беспокоят слушателей, я могу помочь решить?

• Что слушатели знают о теме выступления?

• Каков общий уровень их знаний?

• Что я должен осветить подробно?

• О что достаточно сказать только в общих чертах?

• Либо специальных выражений и сроков слушатели могут не понять?

• Какие данные надо подкрепить удачным примером, сравнением и т.д?

Начиная подготовку к выступлению, надо прежде всего выяснить цель, которой мы хотим достичь, например:

- проинформировать слушателей (о новую юридическую инструкцию, новую организацию, научную работу, планы строительства, новые методы труда и т.п.);

- убедить слушателей (в целесообразности внедрения компьютеров, в необходимости прекращения выпуска устаревших моделей и т.д.);

- побудить слушателей (стать членами научно-технического общества, бросить курить и т.д);

- развлечь слушателей (например, во время торжества, встречи и т.д.).

Психологи рекомендуют примерно 10-12 % общего времени посвящать вступлению, 4-5 % - конце, а остальное время - главной части.

Еще ораторы древнего Рима рекомендовали уже во вступлении привлекать внимание слушателей приятными для них вещами.

Вступление не должен быть слишком серьезным, слишком сухим, слишком длинным.

Цель выступления заключается еще и в том, чтобы кратко объяснить содержание задачи речи и указать частичные вопросы, на которых автор собирается остановиться.

Чтобы упорядочить отдельные мысли, тезисы, лучше идти от простого к сложному или же придерживаться хронологической последовательности.

Иногда информацию упорядочивают на основе локального принципа, который заключается в перечне всех пунктов, характеристик, примеров применения, преимуществ и т.д.

Выступающий может разрывать отдельные мысли по-разному: объяснять, описывать, рассказывать, доказывать.

Еще одним способом изложения является доведение определенного утверждения с помощью аргументов.

Окончания выступления состоит из двух частей:

1) обобщение главных мыслей;

2) обязательное подведение итогов, ударение на поставленных целях, призыв к выполнению определенных действий (в зависимости от характера выступления).

Окончание решает, что именно слушатели запомнят, что они возьмут для себя из выступления.

Заключительные предложения надо подготовить и записать заранее так же, как и начальные.

Большинство слушателей в течение первых минут выступления уделяют выступающему всю свою внимание: они присматриваются к него, как он идет, как раскладывает свои бумаги, как начинает говорить, как ведет себя за трибуной.

Большое значение имеет уверен взгляд. А легкая улыбка вызывает доброжелательность со стороны слушателей, способствует установлению с ними контакта.

Длинные предложения надо чередовать с короткими. Не желательно обезличивать предложения, злоупотреблять третьим лицом единственного числа и множества. Рекомендуется употреблять форму первого лица.

Не надо перегружать язык иноязычными словами, терминами, абстрактными понятиями. Целесообразно включить в лекции примеры, сравнения и выводы, а порой и уместный юмор.

Лишние подробности заслоняют главное в рассказы, поэтому нельзя ими злоупотреблять.

Чрезмерная краткость также мешает. Если выразить какую-то важную мысль лишь несколькими предложениями и не обосновать ее, то она пройдет мимо внимания слушателей.

Пример или сравнение легче запомнить, чем просто названное утверждение, положение или мнение.

Перед общественностью надо говорить правильным литературным языком (По материалам: Томан И. Искусство говорить. - К.: Изд-во “Украина”, 1996. - С. 191-216).