Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ВТОРАЯ
РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ В УКРАИНЕ
2. Философская культура Украины в XV - XVII вв.

Натурфилософия.

Формирование автономности философии способствовало ее сближению с естествознанием, стимулировало развитие натурфилософии. В XVII в. заметное место в натурфилософии Украины отводилось проблемам космологии и космогонии. Космогония рассматривала происхождение и эволюцию Вселенной. Космогония изучала происхождение космических объектов и систем. Тогда же ученые восхищались и астрологией, предсказанием судьбы человека по расположению звезд. С астрологией знакомы и философы Киево-Могилянской академии. Особенность натурфилософии - отрицание дуализма Аристотеля во взглядах на природу. В таких взглядах земная вещество протиставлялась небесного эфира. Эфир считался более совершенным, божественным. Отрицая натурфілософський дуализм, украинские ученые Гизель, Прокопович, Крановський в лекционных курсах философии обосновывали родство земной и небесной материи, подчеркивая свое расхождение с взглядами схоластов. В натурфилософии развиваются взгляды античных философов на материю и начало мира. Так, Феофан Прокопович в лекциях дает определение материи, сделанное Аристотелем, вспоминает учение Фалеса, Анаксимена, Гераклита, атомістичне учение Левкінпа и Демокрита, считает, что материя - это вещество, которое имеет ширину, длину, высоту. Вместе с тем для философов Киево-Могилянской школы характерна непоследовательность в вопросе о природе материи. В лекциях есть и утверждение о творении материи Богом и идеи о ее нестворюваність. Важный момент в натурфилософии - идея о постоянное движение в развитии Вселенной. Большое значение для осмысления Вселенной как процесса развития целостной системы имело распространение учения Коперника. С ним знакомили слушателей почти все, кто читал курс лекций в Киево-Могилянской академии.

Для натурфилософии эпохи Просвещения характерен принцип пізнаваємості мира. Во многих сочинениях ученых того периода прослеживался пафос овладения законами строения Вселенной. Основная идея - могущество разума, который изучает законы природы. В натурфилософии важное место занимало учение деизма. В истории философии существует три основных учения о взаимосвязи божественного и природного: теизм, деизм, пантеизм. Теизм защищает идею о том, что Бог создал природу и управляет ею. Деизм признает существование Бога как первопричины мира, но отрицает его дальнейшее вмешательство в явления природы и общественной жизни. Это учение в натурфилософии давало возможность совместить христианские убеждения и растущий интерес к познанию природы. Деїстичні высказывания встречаются в произведениях почти всех ученых Киево-Могилянской академии. Что же касается пантеизма, то это учение, отождествляющее Бога и природу, влияло на философов, и пантеизм в них выступает не как целостная концепция, а как определенная тенденция, зачаток новых идей.