Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ДЕПРИВАЦИЯ

Социализация личности

Понятие социализации. Процесс, когда человек познает социальную организацию общества, социальных отношений, усвоения социальных ролей, традиционно называют процессом социализации.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта (знаний, ценностей, социальной компетентности), что дает ему возможность интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно.

Социализация может происходить и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, и в условиях воспитания (целенаправленного формирования личности). Понятие «социализация» ввели в психологию в 40-50-х гг. в своих работах Дж. Доллард и П. Миллер. Сегодня процессы социализации исследует возрастная и социальная психология, а также етнопсихологія. их можно охарактеризовать как постепенное расширение сферы социального взаимодействия индивида, как процесс развития саморегуляции и становления самосознания, усвоения и реализации социальных ролей. Социализация допускает активное участие самого человека в освоении культурных норм, усвоении навыков и умений, необходимых для успешной социальной адаптации.

Одним из основных механизмов социализации является культурная трансмиссия, или передачи социальных и культурных ценностей, норм, способов поведения молодому поколению.



Выделяют 3 вида культурной трансмиссии:

• вертикальную (от родителей к детям);

• горизонтальную (в общении со сверстниками);

• косвенную (через специализированные институты и контакты с другими людьми в условиях общественно значимой совместной деятельности).

В разных научных школах понятие «социализации» интерпретируют по-разному: в необіхевіоризмі его трактуют как социальное учение, в школе символического интеракционизма - как результат социального взаимодействия, в гуманистической психологии - как результат самоактуализации «Я-концепции» и др.

Для успешной адаптации к предметной и социальной среды ребенку необходимо создать субъективную концепцию мира и одновременно поместить в нем себя как активного субъекта. Ребенок ставит следующие задачи: упорядочить окружающий мир, выделить в нем физические и социальные (наделены психикой) объекты, установить закономерности взаимодействия с миром предметным и социальным. Параллельно у него формируется «Я-концепция» (Я-экологическое (физическое) и Я-інтерперсональне через установление эквивалентности Я-другой).

В исследованиях социального поведения ребенка широко применяют методы наблюдения в ситуациях различной степени структурированности. Особенно популярна «Незнакомая ситуация» М. Эйнсворт. Процедура этого теста состоит из 8 эпизодов. Общая продолжительность - 20 мин.

Поведение ребенка в этой ситуации и по матери, и в отношении чужого человека оценивают по 7-балльной шкале (исследуют поиск контакта, установление контакта, сопротивление, избегание). Иногда оценивают также поисковое поведение во время разлуки с матерью и дистанцию взаимодействия. В результате многочисленных исследований выделены несколько групп детей, которые отличаются по реакции на незнакомые обстоятельства, незнакомого человека, разлуку с матерью и на ее появление.



Выделяют следующие типы социализации личности:

• НАДЕЖНЫЙ ТИП - наиболее распространенный и конструктивный, ребенок спокойно реагирует на встречу с незнакомыми людьми, беспокойная во время разлуки с матерью, радуется ее возвращению.

• НЕНАДЕЖНЫЙ ТИП - свойственно избегание, такие дети игнорируют мать и незнакомых людей.

• АМБИВАЛЕНТНЫЙ ТИП - в незнакомых обстоятельствах такие дети тревожны и стремятся находиться возле матери, бурно реагируют на разлуку с ней.

• ДЕСТРУКТИВНЫЙ ТИП - дети не демонстрируют четкого паттерна поведения в тестовой ситуации, могут быть розгальмовані или в стопорном состоянии, или выявлять стереотипные формы поведения.

Особенности, условия и механизмы социализации. Социализация - процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется через усвоение индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой она функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.



Социализация личности на индивидуальном уровне включает следующие процессы:

• взаимодействие (личность каждого человека формируется в процессе взаимодействия друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.);

• влияние (окружающей среды на личность человека);

• приобретение опыта (личность формируется на основе собственного индивидуального опыта);

• окультуривание (важным аспектом формирования личности является культура).

Социализация осуществляется через ряд условий, которые после их группировки можно назвать «факторами». Такими факторами социализации являются: целенаправленное воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и общении. Социализируем, ребенок не пассивно принимает различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно переходит от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. В процессе социализации индивид участвует в социальных отношениях, меняется его психика.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, существующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.д. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, ВУЗ, трудовые коллективы и т.д. Такие институты являются общими для людей.

Ведущие направления социализации соответствуют ведущим сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-почуттєвій, познавательной, бытийной, нравственной, межличностной. Иначе говоря, в процессе социализации люди учатся, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, выявлять и переживать различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как обустраивать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.



Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

• идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, свойственные окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация - процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

• подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

• внушение - процесс осознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

• социальная фасилитация - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность становится свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»);

• конформность - осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемая в поведении.

Ряд авторов выделяет четыре психологические механизмы социализации:

• имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

• идентификация - усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных;

• стыд - переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

• чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются положительными; стыд и вина - негативные механизмы, запрещающие определенное поведение или подавляют.

Найінтенсивнішою социализация есть в детстве и юности, но она продолжается в среднем и пожилом возрасте. Исследования позволяют выделить ряд различий в социализации у детей и взрослых:

• социализация взрослых проявляется в основном через изменение их внешнего поведения, а у детей корректируются базовые ценностные ориентации;

• взрослые могут оценивать нормы, дети - только усваивать их;

• социализация взрослых чаще всего предполагает понимание того, что существует много «оттенков» проявления различных норм и правил поведения. Социализация детей базируется на подчинении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей и в этих ситуациях устанавливать приоритеты, используя такие критерии, как «более хорошо» или «менее плохо»;

• социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; социализация детей - в основном на мотивацию их поведения.

Джон Клаузен выделил несколько критических этапов в жизни взрослых: выбор профессии, балансирование между требованиями работы и семьи, преодоления возрастных кризисов.