Раздел второй
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Тема 10. ЕВРОПА
3. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
ФРАНЦИЯ
(Французская Республика)
Площадь - 552,0 тыс. км2.
Населения - 59,1 млн. человек (2000 г.).
Столица - Париж (9,3 млн. человек, включительно с пригородами).
Политический строй. В административном отношении Франция разделена на 22 района, а те, в свою очередь, - на 96 департаментов. В ее состав входят такие владения: в Южной Америке - Французская Гвиана; в Вест-Индии - острова Гваделупа и Мартиника; в Индийском океане - остров Реюньон и остров Майотта, в Северной Америке - острова Сент-Пьер и Микелон, в Тихом океане - Французская Полинезия. Все они представлены во французском парламенте.
Крупные города - Лион (1,3 млн.), Марсель (1,25 млн.), Тулуза (608 тыс.), Ницца (476 тыс.) и Страсбург (338 тыс.).
Состав населения довольно однороден. Французов проживает 93,6%, алжирцев - 1,1%, португальцев - 1,1, марокканцев - 1,0%, итальянцев - 0,4% и других национальностей (бретонцы, фламандцы, корсиканцы, немцы (в Эльзасе и в Лотарингии), баски) - 2,8%. В стране насчитывается 2 млн. рабочих - иммигрантов (выходцев из Южной Европы и Северной Африки), а вместе с семьями - около 4 млн.
Государственный язык - французский. Основная религия - христианство (77,7%).
Глава государства - президент. Парламент как законодательный орган состоит из двух палат - национального собрания и сената. Политические партии: Объединение в поддержку Республики, Союз французских демократов, Республиканская партия, Партия радикалов и радикал-социалистов, Французская социалистическая партия, Движение левых радикалов, Французская коммунистическая партия и др.
Франция расположена в Западном макрорегионе Европы. Она имеет сухопутные границы на юго-востоке с Испанией, Андоррой, на севере и северо-востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, на востоке - со Швейцарией, на юго-востоке - с Италией, на западе омывается водами Атлантического океана, а на юге - Средиземного моря.
Франции относятся остров Корсика и малые прибрежные острова.
Общая характеристика хозяйства. Франция относится к высокоразвитых постиндустриальных стран мира. Она была одной из первых стран, вставших на путь индустриального развития. В середине XIX в. была второй в мире по уровню экономического развития и наличием колониальных владений после Великобритании. Позже темпы развития экономики Франции несколько спали. На начало XX вв. Франция была аграрно-индустриальной страной и характеризовалось замедленными темпами развития экономики. Среди причин, которые тормозили экономическое развитие, специалисты указывают на архаичность сельского хозяйства, бедность запасов каменного угля, потерю перспективных областей - Эльзаса и части Лотарингии после поражения во франко-прусской войне 1870-1871 гг., преимущественный экспорт французского капитала за границу, что тормозило развитие национальной экономики.
Согласно Версальскому договору после Первой мировой войны Франция вернула себе Эльзас и Лотарингию - вместе с Лотарингским железорудным бассейном она получила металлургические заводы, текстильную и машиностроительную промышленность.
Во время Второй мировой войны Франция была захвачена фашистской Германией. Страна подверглась значительным разрушениям. Восстановление экономики началось в 1944 г., после освобождения Франции из-под немецкой оккупации.
В первые послевоенные годы было осуществлено национализации Французского банка, крупнейших предприятий угольной, газовой, авиационной промышленности, воздушного транспорта и автомобильных заводов фирмы "Рено". Конкурентная борьба между политическими партиями за власть сопровождалась изменениями в экономической и политической жизни: в 1949 г. Франция вошла в Североатлантический блок, а в 1966 г. вышла из этой военной организации, через короткий период снова возвращается в НАТО, в 1957 г. вступила в Европейское Экономическое Сообщество. До середины 60-х годов XX ст. Франция потеряла основную часть колониальных владений, на месте которых образовались новые независимые государства.
За последние пятьдесят лет Франция значительно укрепила свою экономику. Объем промышленного производства вырос почти в шесть раз, а продукция сельского хозяйства - более чем вдвое. По объему промышленного производства и размеру ВНП (1500 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Японии и Германии. В структуре ВВП удельный вес промышленной продукции значительно превышает долю продукции аграрного сектора, но уступает сфере услуг (доля сельского хозяйства - 3,6%, промышленности - 21,3% и сферы услуг - 76,0%). Продукция промышленности доминирует и в экспорте страны.
Промышленность. Пик развития промышленности Франции пришелся на 1960 - 1973 гг. при средних темпах роста около 7%. Но впоследствии темпы начали спадать и в 80-х годах составляли 1%. Особенно уменьшилось производство традиционных товаров - текстиля, кожи, а также бумаги, металлургической продукции, строительных материалов. Меньших изменений претерпели химическая и пищевая промышленность.
Характерной особенностью развития промышленности 1990-х годов высокие темпы развития отраслей, определяющих НТП. На мировом рынке получили признание такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, что усиливает конкурентоспособность промышленной продукции.
Франция занимает ведущие позиции в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике.
Энергетика является развитой отраслью во Франции. Она опирается на использование как собственных, так и импортных топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами менее чем на половину. Более половины энергоносителей Франция импортирует.
Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой долей электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях (три четвертых). АЭС работают преимущественно на собственном уране, который добывают в Центральном массиве. По уровню развития атомной энергетики Франция уступает только США. Во Франции, в отличие от Украины, преобладают небольшие атомные электростанции мощностью до 1 млн. кВт.
Среди прочих электростанций выделяются ТЭЦ, построенные в промышленных районах и вблизи крупных городов (7,3%).
Крупные ГЭС находятся на р. Рона и ее альпийских притоках, много их также в центральном массиве, Пиренеях и на истоках Рейна. ГЭС производят 17,0% электроэнергии.
Угольная промышленность страны переживает кризис. Добывается уголь также в Центральном массиве и на севере страны. Добыча угля постоянно сокращается. В 1995 г. во Франции добыто 7,5 млн. т. каменного угля и свыше 2 млн. т. бурого угля, а через следующих 5 лет - соответственно 3 и 0,5 млн. т. Главным районом добычи угля остается Лотарингия.
Незначительным является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции перерабатывают свыше 75 млн. т. сырой нефти. Нефть поступает в основном из стран Юго-Западной Азии и перерабатывается на нефтеперерабатывающих заводах Марсель, Гавр, Дюнкерк, Руан, Бордо, Страсбург.
Природный газ импортируется из Алжира, Нидерландов, России.
Производство электроэнергии во Франции постоянно растет. Если в восьмидесятых годах производилось около 260 млрд. кВт/ч., а в середине девяностых (1995) - 493 млрд. кВт/ч., то в конце 1990-х годов этот показатель превысил 500 млрд. кВт/ч.
Часть произведенной электроэнергии Франция экспортирует.
Во Франции хорошо развита черная металлургия. Республика относится к числу крупнейших производителей черных металлов, занимая второе место в Западноевропейском экономико - географическом макрорегионе и пятое - в Европе после России, Германии, Италии и Украины.
Для производства черных металлов используется, главным образом, местное сырье. Франция, добывая около 12 млн. т. железной руды и выплавляя более 13 млн. т. чугуна и 20 млн. т. стали, входит в десятку крупнейших производителей черных металлов в мире.
Больше железной руды добывается в Лотарингии. Металлургические заводы полного цикла функционируют в Лотарингии, в городах Дюнкерк (север Франции) и Фоссюр-Мэри (район Марселя), в Савойе, в группе городов Центрального массива.
Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевой, медной и свинцово-цинковой. По добыче бокситов страна занимает первое место в Западноевропейском макрорегионе и входит в двадцатку крупнейших мировых производителей (490 тыс. т), а по выплавке алюминия (620 тыс. т) уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десятку крупнейших мировых производителей (1998 p.). Известными производителями алюминия в Франции есть департаменты Вар и Эро. Свинцово-цинковые руды добываются в департаменте Гар (месторождение Магин) и Tape (Нуайяк-Сен-Солви). За производством свинца (300 тыс. т.) и цинка (328 тыс. т.) страна занимает соответственно седьмое и десятое места в мире (1998 г.). Во Франции добывают также медь, серебро, вольфрам, литий, сурьму. Франция является основным производителем золота в Западной Европе - 2,5 т. в год (месторождения Салсинь в массиве Монтань-Нуар и Бурней в Центральном массиве).
Машиностроение - главная отрасль промышленности Франции. В ней функционирует 6500 предприятий. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти одну третью, несколько уступая по этому показателю США, Японии, Германии.
По стоимости продукции машиностроения Франция занимает четвертое место в мире, уступая почти вдвое Германии, в четыре раза - Японии и в семь раз СЕНА.
Особенностью машиностроения развитых стран является высокий экспортный потенциал их продукции. Хотя во Франции он вдвое ниже, чем в Японии, однако более трети общей стоимости экспорта страны приходится на продукцию машиностроения.
Машиностроение развито во всех районах Франции, но более двух пятых занятых в этой отрасли концентрируются в районах Иль-де-Франс, Рона-Альпы и Нор-Па-де-Кале.
Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, хотя в девяностые годы XX в. его объемы несколько уменьшились. Однако отдельные отрасли, в частности автомобильная, развиваются. Например, в 1998 г. во Франции произведено почти 3 млн. автомобилей, в том числе более 80% - легковых, что является четвертым показателем в мире. Большинство автомобильных предприятий сместились на окраины Столичного района и даже в отдаленные районы Франции - Нормандию, Эльзас, Север, Рона-Альпы. Правда, в производстве сельскохозяйственных машин наметился ощутимый спад. Основные автомобильные заводы находятся в Париже, Лионе, Сошо-Монбельярді. Наиболее известной автомобильной фирмой является "Пежо-Ситроен", которая обеспечивает более 30% выпуска автомобилей во Франции.
Важной отраслью машиностроения является авіаракетна. За производством самолетов (Airbus, Falkon, Mirage) Франция занимает первое место в мире. По числу занятых и объему производства в мире она уступает лишь США. Центры авиационной промышленности - Париж, Тулуза, Бордо и Маріньяні. Авіаракетна промышленность во Франции, в отличие от других западноевропейских стран, принадлежит государству.
Судостроение находится в стадии депрессии. Большие верфи находятся в Сен-Назаре, Нанте, Дюнкерке.
Франция является известным производителем железнодорожного оборудования, тепло - и электровозов. По производству скоростных поездов занимает первое место в мире.
Значительного развития достигла электротехника и электронная индустрия, которая наряду с бытовыми товарами выпускает изделия промышленного, научного и военного назначения, электронно-вычислительные машины. Весомую часть этой продукции дают предприятия Большого Парижа. В этой подотрасли машиностроения прочные позиции занимает американский капитал.
Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, резины, пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон, моющих средств, медикаментов и др. Химические заводы базируются в основном на дешевом сырье и энергии. Так, в Лотарингии на базе местного сырья развитые углехимия и производство соды, в Эльзасе - производство калийных удобрений, в Ландах - лесохимия, в Альпах и Пиренеях - электрохимия.
Энергетический кризис семидесятых годов XX в. повлияла на изменение территориально-отраслевой структуры химической промышленности Франции. Усилилось значение крупных центров нефтехимической промышленности, ориентируется на импортное сырье (Марсель, Нижняя Сена). Одновременно строятся мелкие предприятия наукоемких подотраслей, особенно фармацевтики и парфюмерии в районах, хорошо обеспечены квалифицированной рабочей силой (Париж).
Производством синтетических волокон во Франции выделяется химический концерн "Рон-Пулен" - четвертый в мире производитель химических волокон.
Важной отраслью легкой промышленности остается текстильная, которая занимает традиционные районы - на севере (Рубе-Туркуэн, Лилль, Армантьєр, Комбре), где развивается шерстяное, льняное, джутовое и хлопковое производство. На склонах Вогезов и Эльзаса - хлопковое производство. В Лионе, бывшем центре производства тканей из натурального шелка, теперь размещается главный ареал производства химических волокон и тканей из них.
Центрами трикотажной промышленности является Париж, Труа, Рубе. Париж и сегодня считается законодателем мод и крупнейшим центром швейной промышленности не только Франции.
Среди других отраслей промышленности важное значение сохраняет пищевая промышленность. Для нее характерны небольшие предприятия, расположенные в малых городах и в сельской местности. Ведущими суботраслей являются мясная, молочная, мукомольная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных, в том числе марочных вин - шампанское, бордосское, анжуйське, бургундское, кагор, коньяк) и безалкогольных напитков. Предприятия первичной переработки сельскохозяйственной продукции сосредоточены в районах производства сырья, а также вблизи мест потребления.
Наибольшей концентрацией предприятий пищевой промышленности выделяются Иль-де-Франс и Нор-Па-де-Кале, Пикардия, Бретань, земли вдоль Луары.
Сельское хозяйство Франции традиционно занимает важное место в общественном производстве, хотя в последний период его доля значительно уменьшилась. Если в 1950 г. доля сельского хозяйства в ВНП государства занимала 16,2%, а в восьмидесятых годах уменьшилась примерно на десять пунктов, то в конце девяностых годов - 3,0%. Одновременно уменьшилась занятость с 29,2% трудоспособного населения 1950 г., до 5,0% в 1997 г., что является самым высоким показателем среди стран Западного макрорегиона.
Освободившееся населения из сельского хозяйства было надежным источником пополнения рабочей силой Парижской агломерации.
Основным производителем товарной сельскохозяйственной продукции во Франции есть фермеры, которые хозяйничают в основном на небольших участках земли площадью 20-25 га., но их труд хорошо механизирована. Так, во Франции на 100 га обрабатываемой площади приходится 8 тракторов. Хотя это в 2,5 раз меньше, чем в соседней Германии, но значительно больше, чем в других странах Европы, имеют развитое сельское хозяйство.
За последние 30 лет производство сельскохозяйственной продукции во Франции выросло по меньшей мере в пять раз. Правда, подорожание энергии в последние десятилетия повлияло на повышение цен на минеральные удобрения, пестициды, оборудование, ослабило ресурсную базу сельского хозяйства и превратило его в довольно рискованную отрасль. Сейчас для получения одного евро прибыли в сельском хозяйстве надо вложить четыре евро, что равняется эффективности капиталовложений в тяжелую промышленность. Если до энергетического кризиса 1973-1974 гг. французские крестьяне на закупку топлива тратили 10% прибыли, то уже в восьмидесятых годах - 20%, а в 90-х - еще больше.
В целом же Франция является известной аграрной страной. Так, за производством збіжися (1999 г.) она занимала четвертое место в мире и первое в Европе, сахарной свеклы - первое в мире и в Европе, винограда - второе в мире и в Европе (после Италии). По количеству выращенных свиней - 9 место в мире и 5 в Европе, а по наличию КРС - 13 место в мире и второе в Европе (после Российской Федерации). Франция является известным экспортером сельскохозяйственной продукции.
Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей и примерно одинаковой значимости растениеводства (47%) и животноводства (53%) в стоимости произведенной продукции.
Животноводство. Во Франции интенсивно развивается молочно-мясное животноводство с использованием концентрированных кормов и пастбищного кормопроизводства. Важным фактором повышения продуктивности скота считается улучшение кормовой базы животноводства, в отличие от своих соседей - Нидерландов, Бельгии, где очень высока доля импортных кормов (соответственно 50 и 40%). Франция использует их в минимальном количестве - всего около 10%.
Ориентация Франции на собственную кормовую базу, использование достижений селекции и современной индустриальной базы дает возможность наращивать производство животноводческой продукции даже при некотором сокращении поголовья КРС. В 1999 г. насчитывалось 20,2 млн. голов КРС. Франция считается одним из крупнейших производителей молока в Европе и пятой страной в мире (24,5 млн. т.), уступая лишь СЕНА, России, Индии и Германии. Франция считается основным производителем говядины и телятины в Европе, опередив по этому показателю Германию, Италию и Великобританию. Очень повлияло на увеличение производства мяса и изменение структуры животноводства свиноводство. Поголовье свиней во Франции растет. В 1999 г. насчитывалось 16,1 млн. голов свиней. Для Франции характерно интенсивное свиноводство беконного и напівсального направления специализации - третье место в мире после СЕНА и Германии. Интенсивное свиноводство развито в Центральном районе.
На овцеводстве специализируется район Косс-Нуар.
Во Франции развивается также промышленное птицеводство. Оно приближено к потребителю - крупных агломераций и промышленных центров.
В целом сельское хозяйство Франции остается крупнейшим производителем продовольствия в Европе, продукция которого используется не только для собственных нужд, но и для экспорта на европейский и мировой рынки.
В растениеводстве наибольший удельный вес занимает зерновое хозяйство (30%). Основная культура - пшеница. В 1999 г. выращено почти 37 млн. т (57,7% от всего количества зерновых). Основными пшеничными районами являются Северо-французская и Аквитанской низменности, где особенно много крупных капиталоемких хозяйств, а также в субрайонах Центр, Пикардия, Шампань-Ардени, Иль-де-Франс. Средняя урожайность пшеницы превышает 50 ц/га. Второй зерновой культурой является кукуруза. Главные посевы сосредоточены на юго-западе страны. Средний сбор зерна кукурузы при урожайности 80-100 ц/га, в конце девяностых годов XX в. вплотную приблизился к 17 млн. т., что составляет более четверти от общего количества собранных зерновых. Третьей зерновой культурой является ячмень. Его сбор достигает 10 млн. т. На севере Франции местами выращивают овес, а на бедных почвах Центрального массива - рожь. На орошаемых землях в дельте Роны - рис.
Важное место в растениеводстве занимают виноградарство и овощеводство. Здесь собирают ежегодно 7-8 млн. т. винограда. Средиземноморское побережье почти все покрыто виноградниками. Много виноградников в Шампани, где в длинных подземных галереях выдерживают всемирно известные шампанские вина. Основная часть винограда идет на изготовление вин. Кроме "Шампанского", известными в мире есть такие французские напитки, как "Коньяк", "Кагор" и др. По качеству и количеству производимых вин, а их продуцируется почти 5,6 млн. т. (1999), Франция разделяет первое и второе места в мире с Италией. Основной район виноградарства - Лангедок, который дает 40% вин. Марочные вина производятся в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары.
Овощеводство больше всего развито в индустриальных районах и в пригородах крупных населенных пунктов, в частности вокруг Йарижа. Товарное овощеводство характерно также и для побережья Бретани, долины Луары, Паронни и Роны. Садоводство наиболее развито в умеренных широтах, где выращивают высокоурожайные сорта яблок, груш, персиков. В Средиземноморье Франции - оливковые.
Транспорт. Во Франции успешно развиваются все виды транспорта. Однако во внутренних перевозках преобладает автомобильный транспорт. На его долю приходится более половины перевозок пассажиров и свыше двух пятых грузов. Автопарк по состоянию на 01.01.1997 г. насчитывал почти 26 млн. автомобилей, из которых более 85% - легковые.
Франция характеризуется достаточно высокой насыщенностью автомобилей. Так, на 1000 жителей здесь приходится почти 442 легковые автомобили, что является пятым показателем в Европе.
Грузовыми автомобилями, которых во Франции 3,7 млн. единиц, ежегодно перевозится огромный объем грузов. Он составляет 120-130 млрд. тонно/км.
Развитие автомобильного транспорта зависит от состояния и протяженности автомобильных дорог. Протяженность дорог с твердым покрытием составляет 974 тыс. км., в т. ч. на расстоянии свыше 7 тыс. км. проложены современные автострады (1997 г.).
Второе место во внутренних грузоперевозках занимает железнодорожный транспорт (8,2%). Правда, его доля в последние десятилетия уменьшается. Если в 1960 г. железными дорогами было перевезено 56,9 млрд. тонно/км грузов, то в середине 1990-х годах - примерно 50. Зато перевозки пассажиров за соответствующий период возросло почти вдвое и достигло примерно 65,0 млрд. пас./км, причем не за счет прокладки новых железных дорог, а в результате значительного повышения скорости - до 180-250 км/ч. Скорость железной дороги Париж - Лион достигает 400 км/ч. При таких условиях железнодорожный транспорт становится конкурентоспособным на рынке транспортных услуг.
Протяженность железнодорожного полотна Франции значительно сократилось. Если в 1940 г. она составляла 45 тыс. км., то в 1998 - всего 32,0 тыс. км. В целом Франция относится к странам Европы со средней густотой железных дорог 5,8 км/100 км2 территории. Это почти вдвое больше, чем в Испании или Греции, но меньше, чем в Германии, Чехии, Венгрии, Бельгии, Швейцарии, Великобритании, Австрии. Наибольшей плотностью железных дорог отличаются Северный, Парижский и Восточный промышленные районы. Важной железной дорогой является Париж-Лион-Тулуза. Во Франции ведется строительство скоростных железных дорог, соединяющих окраины государства со столицей. Через пролив Ла-Манш проложен тоннель, который тоже обеспечивает скоростной железнодорожный связь.
Трубопроводный транспорт во Франции достаточно развит. Главными нефтепроводами являются Марсель-Лион-Страсбург и Гавр - Париж. Сеть газопроводов соединяет районы добычи газа во Франции (в Ланке) и морские порты, принимающие газ из Северной Африки. Природный газ поступает также из Нидерландов и Российской Федерации.
Франция известна в Западноевропейском регионе по уровню развития речного транспорта. В последние годы модернизируются каналы. Главные водные артерии: Сена, Рона и ряд каналов, соединяющих Сену с Пустой и Рейном. Крупнейшими речными портами Франции является Париж, Страсбург и Руан.
Для внешних торговых и пассажирских перевозок важное значение имеют морской и авиационный транспорт. Общая тоннажность морского торгового флота составляет примерно 4,7 млн. брутто регистровых тонн. Более 90% грузооборота обеспечивают такие морские порты, как Марсель, Гавр, Дюнкерк, Бордо, Нант, Руан. Крупнейшим морским портом считается Марсель, грузооборот которого составляет почти 90 млн. т. Ежегодно порты Франции ввозят свыше 62 млн. т. грузов и вывозят 180 млн. т.
В целом транспортная система Франции имеет выраженную радиальную конфигурацию, ее главные транспортные артерии (железные дороги, автострады, водные и воздушные пути) сходятся в Париже.
Сфера услуг играет важное место в экономике Франции. Об этом свидетельствует ее доля в ВНП страны - 76%.
Среди отраслей сферы услуг важное место занимает финансово-кредитная сфера и страхование, составляя одну четвертую стоимости услуг всей сферы. Среди первых 25 банков мира 4 французских.
Важной отраслью сферы услуг, что поддерживается государством, является образование. Среди особенностей французского образования является продолжительность обучения. Около 30% выпускников школ получают бакалавриат, который дает право продолжать обучение в университете. Но значительное количество детей получают образование после 16 лет с помощью различных форм профессионального обучения, что практически лишает их права на получение высшего образования.
Мировой славой пользуются высшие учебные заведения, в частности университет Сорбонна в Париже, где готовятся высококвалифицированные специалисты из разных отраслей знаний. Среди гуманитарных высших учебных заведений известными являются Школа хартий, Национальная школа современных восточных языков, Парижская высшая нормальная школа. Среди высших технических школ большой популярностью пользуется Политехническая школа, которая обеспечивает двухлетнюю подготовку по техническим дисциплинам. Особое место в системе образования Франции занимает Коллеж де Франс. Здесь свободный доступ к лекциям, и для поступления не требуется документов о полученном ранее образовании.
Франция издавна известна как популярный центр науки в Европе. Кроме указанных учебных заведений своеобразным научным центром является Институт Франции, объединяющий пять академий - Французскую академию, Академию надписей и изящной словесности, Академию физико - математических наук, Академию искусств и Академию моральных и политических наук.
Среди ученых, прославивших французскую науку - математики Декарт, Ферма, Паскаль, физик Ампер, астрономо-геодезист Лаплас. Значительный вклад в развитие географической науки внесли участники кругосветной экспедиции Бугенвилля (1766-1769), Лаперуза (1785-1788), а также труда Е.Реклю, Демантона, Мартонна. Значительный вклад в развитие биологической науки и медицины внес Пастер, с именем которого связано становление микробиологии и др.
Французская культура наиболее полно проявила себя в живописи. Французская романтическая школа, французский импрессионизм были новым этапом в развитии мирового искусства.
Франция - страна высокой музыкальной культуры. Оперные театры "Гранд-Опера", "Опера Комик", консерватория заслуженно пользуются международной славой.
В мировой художественной культуре особое место занимает французский театр. Драматургия Мольера, комедии Бомарше являются заметными в истории мирового театра.
Французы оставили глубокий след в создании кино и киноискусства. Так, братья Люмьер впервые продемонстрировали кино, которое длилось одну минуту, в 1895 г. Чисто французским жанром считаются пародийные фильмы. Ежегодно французские киностудии выпускают более полутора сотен кинофильмов.
Огромным наследием духовной культуры является французская литература. Наибольшего расцвета она достигла в XIX в., когда В. Гюго, Стендаль, О. де Бальзак, П. Мериме, Э. Золя, Ги де Мопассан, А. Франс, Г. Роллан и другие преподнесли национальную литературу на мировой уровень.
Важным элементом французской культуры является характер поселений, жилище и национальная кухня.
Для равнинной и холмистой северо-восточной Франции наиболее характерными являются села уличного плана, к которым примыкают открытые не огороженные поля и сады. В Центральном массиве преобладают хутора и небольшие поселения.
Здания чаще всего бывают каменные или из глины на деревянном каркасе. Большие фермы, которые размещаются в северо-восточной Франции, в Парижском районе, в Пикардии и Фландрии напоминают крепости, здания которых ограждены со всех сторон.
Особенностью национальной кухни является то, что французы много потребляют овощей, но меньше молока, чем в соседних европейских странах. Среди молочных продуктов наиболее популярным является сыр. Особой чертой французского стола является ежедневное потребление местных вин.
Среди других отраслей сферы услуг особого развития достиг туризм. У французов самым популярным является автотуризм, благодаря которому местные туристы меньшей мере дважды в год отдыхают раз в горах, а раз - на берегу теплого Средиземного моря.
Большинство туристско-рекреационных объектов размещается на побережье Средиземного моря и Атлантики (44%) и в горах (26%), преимущественно в Альпах. Туристско-рекреационные местности имеют развитую инфраструктуру, необходимую для обслуживания и создания комфортных условий для разнообразного контингента отдыхающих.
Все большее значение и популярность приобретает отдых в горной местности. В послевоенный период количество спортивных горнолыжных баз, которые принимают любителей лыжного катания, выросла в 15 раз. Большинство новых спортивно-оздоровительных баз открываются сегодня во французских Альпах на высоте свыше 1500 м. над у. м.
На мировом рынке рекреационных услуг Франция характеризуется значительной концентрацией международного туризма. Ежегодно ее посещает не менее 60 млн. туристов, что составляет более 15-16% количества международных туристов Европы. Более четырех пятых иностранных туристов - это люди соседних европейских стран (из Германии приезжает 25%, из стран Бенилюкса - 20%, Великобритании - 17% и Швейцарии - 10%), из Северной Америки - 6%, в т.ч. из США - 5% и из Африки - 3%. Значительное количество иностранных туристов (более двух пятых) посещают столицу Франции - Париж.
Относительно загрузка туристических объектов, то максимум отдыхающих приходится на летние месяцы (июль - август) - 32% и на вторую половину весны и начало лета (апрель - июнь) - 30% и раннюю весну (март) - 20%. В зимний сезон приезжает иностранных туристов меньше - 5%.
Популярным во Франции является конгрессный туризм. Так, в Конгрессовом дворце Парижа ежегодно происходит 500 конгрессов. Другими центрами конгрессного туризма является Каннес, Ницца и Лион. В целом во Франции происходит около 15% международных конгрессов мира.
Немало французов отдыхают за пределами своей страны. Ежегодно более 10 млн. жителей Франции пополняют потоки иностранных туристов, которые направляются в Средиземноморские страны, в частности в Испании и Португалии - 35%, в Италию - 13, в страны Ближнего Востока - 5%. Некоторая часть отдыхает в Австрии - 4%.
С 1970 г. Франция имеет положительное сальдо баланса в туризме. В 1998 г. оно составляло более 13 млрд. долл.
Внешнеэкономические связи. По обороту внешней торговли (584,0 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии, Японии. Более трех четвертей экспорта Франции (в 1997 г. он составил 496,5 млрд. долл.) - это готовая продукция и полуфабрикаты, а именно: сельскохозяйственные товары и продовольствие составляли 15,6%, оборудования - 25,0, химические изделия - 15,0, автомобили - 13,2, потребительские товары - свыше 15, металлы - 8,2 и другие товары - почти 8%. Большинство товаров (62,9%) отправляются в страны Европейского Союза.
Импортирует Франция товаров и полуфабрикатов на сумму 287,3 млрд. долларов. Преобладают химические изделия - 15,7%, потребительские товары - 15,6%, автомобили и другие средства транспорта - 11,7%, продукты питания - 11,5%, топливно-энергетические ресурсы - 8,0%, промышленное сырье - 27,0% и другие товары - 10,5%. Главными импортерами являются страны ЕС, в частности Германия - 17,4%, Италия - 10,1, страны Бенилюкса - 8,4, Великобритания - 8,4% и другие. США поставляют товаров во Францию на сумму 19,3 млрд. долл., что составляет 7,9% от общего импорта.
Товарооборот Франции с середины 90-х годов XX в. стал положительным. В 1999 г. общая сумма экспорта превышала импорт на 9,1 млрд. долл. Общий товарооборот на одного жителя составил во Франции 10683 долл., что на 4338 долл. больше, чем в США, но на 1610 меньше, чем в Германии.
Масштабы связей Франции с Украиной небольшие, но они постепенно растут. Доля Франции во внешнеторговом обороте Украины - 1,07%.
Территориальные различия хозяйства Франции довольно существенные и пространственно дифференцированы. Проявляются они в производстве на душу населения промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также в доходах на одного жителя. Учитывая это, правительство разработало долгосрочную программу выравнивания социально-экономического развития страны, которая предусматривает децентрализацию промышленности и особенно влияния столицы, индустриализацию аграрных департаментов, реконструкцию промышленности старых районов (Лотарингия), стимулирование развития центров экономических районов. Для решения этих проблем страну поделили на 22 административно-планировочные районы, которые сгруппированы в семь экономических районов.
Крупнейшим по площади (29% территории и почти две четверти населения) является Парижский район. Он расположен на Северо-французской низменности и включает семь административно-планировочных районов: Уль-де-Франс, Шампань, Пикардию, Центр, Бургундию, Верхнюю и Нижнюю Нормандию. Характеризуется наиболее развитой обрабатывающей промышленностью, самым интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения. Ядром района есть Большой Париж с его почти десятимиллионным населением и мощным интеллектуальным потенциалом страны. Промышленность Парижа специализируется на производстве технически сложной и дорогой продукции. Главными отраслями парижской промышленности являются автомобильная, авиационная, электротехническая, производство станков, химическая, полиграфическая, швейная. На Парижский район приходится более 50% всего товарооборота Франции.
Парижский район - крупный производитель сельскохозяйственной продукции, который имеет большой рынок сбыта. Отдаленные от столицы районы является крупным производителем винограда и вина, сахарной свеклы, овощей, молочной и мясной продукции.
Северный район (Нор-Па-де-Кале) занимает самую маленькую территорию, но обладает значительными трудовыми ресурсами и экономическим потенциалом. Он является типичным старым промышленным районом, занимает первое место во Франции по уровню развития текстильной промышленности и текстильного машиностроения, производством горного и железнодорожного оборудования. Уступает только Восточному району по выплавке чугуна и стали. Занимает второе место (после Парижского) по машиностроением и металлообработкой. Важнее место играет химическая промышленность, производство электроэнергии, бумаги, стекла, цемента, зерна, сахара. Основная часть текстильных и швейных фабрик концентрируется в агломерации Лилль-Рубе-Туркуэн. Здесь размещено много машиностроительных и химических заводов.
Район специализируется на производстве пшеницы, ячменя, сахара, свеклы, картофеля, льна. На его крайнем северо-западе развито молочное животноводство. Внешнеэкономические связи район осуществляет через порты Дюнкерк и Кале. В Дюнкерке работает мощный металлургический комбинат на импортном сырье.
В Восточный район входит Лотарингия, Эльзас и Франш-Конте. Лотарингия имеет большие запасы железной руды и коксующегося угля, являясь надежной базой развития черной металлургии и тяжелого машиностроения. Крупные металлургические предприятия находятся в Гандраже, Сереманже, Тьонвіле.
Эльзас занимает французскую часть долины Рейна и Восточный склон Вогезов. Район густозаселенный - более 190 человек на 1 км2. Основная отрасль промышленности-текстильная. На Рейне, который еще является судоходным и в этой части, построены ГЭС. В Страсбурге, как главном городе Эльзаса, развиты транспортное машиностроение, нефтеперерабатывающая, пищевая и деревообрабатывающая промышленность.
В сельском хозяйстве доминирует виноградарство, овощеводство, плодоводство, выращивают хмель, табак, производят мясо и молоко.
В Франш-Конте развита автомобильная промышленность - в Сото-Монбельєрі находятся завод "Пежо", а также часовые предприятия. В горной части края развито молочное животноводство, лесная и бумажная промышленность.
Лионский район занимает южную часть Франции и находится между Восточным и Средиземноморским районами. В его состав входят два подрайона: Рона-Альпы и Овернь. Территория района включает долину Роны и Сены, а также Альпы и Центральный массив. По площади и количеству населения район занимает четвертое место в стране, зато значительно уступает по плотности населения наиболее густонаселенном (Северном) - почти в 3,5 раза. В структуре занятости среди отраслей материального производства промышленность преобладает сельское хозяйство в четыре раза. Это свидетельствует о значительный промышленный потенциал района, выделяется мощной гидроэнергетикой, електрометалургією, а также електрохімією. Район специализируется на выпуске грузовых автомобилей, автомашин, тканей из химических волокон и шелка. Международное значение имеют горнолыжные спортивные базы и горные курорты.
Центр района - Лион. Это второй город во Франции как по величине, так и по уровню развития промышленности, транспорта. Он является значительным финансовым центром. В Лионе развито производство автомобилей, электротехники. Ежегодно здесь проходят международные ярмарки.
Важным промышленным центром района является город Сент-Этьен, где сосредоточено производство тканей, оружия, велосипедов, галантереи.
В Оверни находится мощный завод, производящий автомобильные шины.
В Альпах построены гидроэлектростанции, на базе которых работают заводы, выпускающие алюминий, электросталь, азотные удобрения.
Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, используя горные пастбища, а также на выращивании пшеницы, картофеля, винограда и др.
Западный район, который еще называют Северо-Западным по его географическое расположение, включает подрайоны Бретань, земли вдоль Луары, Пуату-Шаранта. Он почти совпадает с границами Армориканського массива.
По площади и количеству населения это третий во Франции район и первый по количеству занятых в сельском хозяйстве.
Район специализируется на разведении крупного рогатого скота, свиней, лошадей. Он занимает первое место по производству молока и мяса. В растениеводстве главной культурой является пшеница, овес, картофель, овощи и кормовые травы. Развиты садоводство и виноградарство.
Приатлантичне расположение определяет специализацию бретонцев на рыболовстве и переработке рыбы.
Среди отраслей промышленности выделяются судостроение и пищевая промышленность.
Главный город района - Нант является важным морским портом на Атлантическом побережье, расположенный в устье Луары.
Юго-Западный район занимает Аквитанскую низменность, северную часть Пиренеев и Западную окраину Центрального массива. В состав района входит Аквитания, Пиренеи и Лімузенія.
Природно-климатические условия (теплый влажный климат, достаточно плодородные почвы) способствуют развитию сельского хозяйства. Район богат на энергетические ресурсы (горная область Пиренеев, западная окраина Центрального массива). Промышленное значение имеют урановые руды и местные глины, которые используются для фарфоровой промышленности (Центральный массив), природный газ, сера, бурый уголь, лес (равнина Ланд). Среди отраслей промышленности наиболее развиты авіаракетна, лесообрабатывающего, а также пищевая, алюминиевая и химическая промышленность.
В сельском хозяйстве хорошо развиты растениеводство и животноводство.
В растениеводстве преобладают пшеница, кукуруза, табак. Это второй район по уровню развития виноградарства. Важное место занимает также садоводство и выращивание овощных культур. Среди отраслей животноводства наиболее развиты свиноводство и птицеводство.
По площади Юго-Западный район является вторым во Франции, а по плотности населения - последнее. Наиболее густозаселеними есть долины Гаронны и Дордони.
В горной области Пиренеев преобладает горно-пастбищное животноводство. Наиболее загосподарованою является западная часть гор, где проживают баски, которые сохранили свою древнюю язык и культуру.
Главным Центром района является Бордо. Это известный морской порт, через который французы имеют удобный выход к морю в юго-западной части Франции. Здесь развивается промышленная переработка импортной нефти, производство фосфоритов, а также судостроительная и судоремонтная промышленность.
Важным центром промышленности является Тулуза, где развивается преимущественно военная промышленность - авіаракетна, производство оружия, электронные товары. В городе расположен центр космических исследований Франции.
Район привлекает отдыхающих. Наиболее популярными являются морской курорт Биарриц, который имеет современную рекреационную базу, более 100 отелей. Ежегодно здесь оздоравливается 150-200 тыс. туристов. Более 90% из них отдыхают в теплое время года.
Средиземноморский район расположен на берегу Лионского залива, которая разделяется на две части дельтой Роны. Западную занимает субрегион Ланґедок-Руссильон, а восточную - Прованс-Лазурный берег. Район характеризуется типичным средиземноморским климатом - мягкой зимой и жарким сухим летом, почти не бывает большой облачности и осадков здесь меньше других районов Франции.
Западная часть района существенно отличается от восточной - она более загосподарована. Зона Лангедока - одна из крупнейших в мире областей выращивания винограда. Побережье Лангедока - Руссільона (180 км.) последние тридцать лет интенсивно используется как туристический регион.
Восточная часть района изрезана бухтами и заливами. Вплотную к побережью приближенные Южные Альпы. В районе хорошо загосподаровано только побережье. Развиты виноградарство, выращивание цветов, культивируются оливковые.
В этой части района находится один из самых популярных курортных районов Европы и мира - Ривьера, или Лазурный берег. Курортная местность простирается от Марселя до итальянских границ. Центром Ривьеры является Ницца, что напоминает нашу Ялту. Ежегодно Ниццу посещает 1,5 млн. туристов, из них 800 тыс. - летом и 300 тыс. - зимой, а остальные - в межсезонье. Доходы от туризма достигают 500 млн. долларов ежегодно.
Центром французского Средиземноморья является более миллионный Марсель, который занимает третье место по численности населения во Франции, после Парижа и Лиона. Марсель - значительный торгово-промышленный комплекс Юга Франции. Здесь размещены крупные нефтеперерабатывающие, нефтехимические, судоремонтные и авиационные заводы, развита пищевая промышленность.
В Средиземноморском районе есть такие полезные ископаемые, как бокситы, урановая руда, бурый уголь, соль. Развито овцеводство.
В состав района входит остров Корсика, занимающая самую южную часть Франции. Хозяйство острова ориентированное на выращивание винограда, цитрусовых и обслуживания туристов.