Раздел второй
РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Тема 10. ЕВРОПА
3. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
ГЕРМАНИЯ
(Федеративная Республика Германия)
Площадь - 357,0 тыс. км2.
Населения - 82,2 млн. человек.
Столица - Берлин (3,4 млн. человек).
Германия расположена в Западной части Европы. Ее окружают девять высокоразвитых стран - соседей: Дания на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция на западе, Швейцария и Австрия - на юге, Чехия и Польша - на востоке.
На севере Германия имеет довольно удобный выход к Северному и Балтийскому морям, которые соединены между собой Нильским каналом, пересекая основу Ютландском полуострова. "Морские ворота" Германии обеспечивают доставку большого количества грузов, в частности топлива, сырья, а также вывоз готовой продукции самым дешевым видом транспорта.
По объему валового национального продукта (2252 млрд. долларов) Германия превышает своих соседей - Францию, Англию, уступая в мире лишь США и Японии.
По размерам экспорта (535,5 млрд. долларов - 1999 г.) опередила Японию на 116 млрд. долларов, уступив самому могущественному государству мира - США. Уровень капиталовложений достиг совокупного уровня Англии и Франции. Золотовалютные запасы Германии являются крупнейшими в мире.
Из истории возникновения и становления Германии. Территория современной Германии была заселена еще в древние времена. Само слово "немецкий" появилось, как утверждают исследователи, в VII в. и первоначально означало лишь язык, на котором говорили в восточной части империи франков. С распадом этой империи (начало IX в.) ее восточную территорию заселило немецкоязычное население, которое и дало название региону проживания - "Германия".
Немецкий западный рубеж всегда был достаточно стабильным, тогда как восточный - часто менялся. Еще в начале X в. граница проходила примерно вдоль рек Эльба и Зааля. Позже немецкий район поселение продвинулся далеко на восток. Это движение прекратилось лишь в середине XIV в. Достигнутый тогда этническую границу между немцами и славянами просуществовал до Второй мировой війни.У средневековье, начиная с XI в., название государства звучало "Римская империя", а с XIII в. - "Священная Римская империя".
Важнейшим событием ренессанса (периода возрождения) следует считать религиозное разделение Германии, согласно которым протестантская конфессия была признана равноправной с католической (1555). Однако межконфессиональная борьба продолжалась еще долго. Так, Тридцатилетняя война (1618-1648), которая была проявлением политических и межконфессиональных противоречий, привела к опустошению и даже потери большой территории Германии.
В период абсолютизма укрепили свою экономику Бавария, Бранденбург (Пруссия), Саксония, Ганновер.
В XVIII ст. Пруссия и Австрия стали в Европе самыми могущественными государствами, но под давлением армии Наполеона (конец XVIII ст.) империя распалась.
Важной вехой на пути к единой Германии было создание Германского союза из 39 государств, что произошло после разгрома армии Наполеона, согласно решению Венского конгресса 1814-1815 гг. Число германских государств сократилось, но раздробленность оставалась. Лишь в 1871 г. южно-немецкие государства объединились с Северо-германским союзом, создав Германскую империю.
В 1918 г. Германия стала республикой. Власть перешла в руки социал-демократов. В январе 1933 г. к власти в Германии пришли национал-социалисты, которые соединили экстремистские антидемократические тенденции и оголтелый антисемитизм с псевдореволюційною пропагандой. Во Второй мировой войне Германия потерпела самое крупное поражение за всю свою историю.
В июне 1945 г. государства - победители (СЕНА, Великобритания, Франция и Советский Союз) перебрали верховную власть на всей немецкой территории. Страна была разделена на четыре оккупационные зоны. Восточная территория Германии в границах 1937 г. (Силезия, Восточный Бранденбург, Восточная Померания и южная часть Восточной Пруссии) отошел под Польское административное управление, а северная часть Восточной Пруссии - под административное управление Советского Союза). Дальнейшее развитие политических событий привел к основания Федеративной Республики Германии (ФРГ), которая была образована на территории американской, английской и французской зон оккупации в мае 1949 г.
Территория Германии, что контролировалась СССР, в октябре 1949 г. была провозглашена государством - Германской Демократической Республикой (ГДР).
Таким образом, Германия была разделена на два государства. Каждая из них шла своим путем развития и сближения.
Высокие темпы восстановления и укрепления авторитета ФРГ на международной арене, а также демократические преобразования в Центрально-Восточной Европе привели к объединению двух германских государств, которое состоялось 3 октября 1990 г.
Государственный язык - немецкий. Основная религия - христианство (85,1%). Административно-территориальное деление - 16 земель. ФРГ - федеративное государство, каждая из земель имеет свою конституцию, парламент и правительство.
Руководитель государства - федеральный президент, законодательный орган - бундестаг. Политические партии: Христианско-демократический союз (ХДС), Христианско-социальный Союз (ХСС), Свободная демократическая партия, Социал-демократическая партия, Союз 90 - Зеленые", Партия демократического социализма, Национал - демократическая партия и др.
Общая характеристика хозяйства. Федеративная Республика Германия принадлежит к высокоразвитых постиндустриальных стран мира. В общей структуре хозяйства преобладает сфера услуг - 68,0%. Промышленность составляет 31,0% и сельское хозяйство - всего 1,0%. По объему производства она занимает третье место в мире, а в мировой торговле - вторых. С 1975 г. Германия участвует в деятельности группы семи наиболее индустриально развитых стран мира, которые ежегодно согласовывают свою экономическую и финансовую политику.
В послевоенные годы экономика ФРГ развивалась быстрыми темпами. Объем промышленного производства Западной Германии в 1955 г. вырос вдвое, а к 1965 г. - вчетверо. Это и позволило ФРГ выйти на одно из первых мест в мире. В последующие годы темпы производства не спадали. Например, ВНП Западной Германии с 1960 по 1997 гг. вырос с 303 до 2151,4 млрд. долларов.
Восточная Германия (ГДР), как и другие страны Центрально-Восточной Европы, развивалась в соответствии со сценарием, разработанным в СССР. И административно-командные меры, к которым прибегало правительство ГДР, не способствовали стабильному подъему экономики. Наоборот, темпы развития экономики снижались, объем капиталовложений сокращался. Планы догнать ФРГ по уровню экономического развития не были осуществлены. Экстенсивные пути развития быстро себя исчерпали.
Дальнейшее развитие хозяйства ГДР формально был направлен на интенсивное развитие. Это обеспечило определенные успехи. Так, к концу 1960-х - начале 1970-х годов ГДР по уровню общего развития вышла на первое место среди так называемых социалистических стран. Однако в 70-80-е годы XX в. экономические трудности нарастали.
И только после объединения Германии экономическая система бывшей ГДР перешла на принципах социальной рыночной экономики с глобальным управлением экономическими процессами, что означает отказ от государственного регулирования и гарантирования свободы частной инициативы и частной собственности. Для проведения такой экономической политики восточные земли Германии получили большую стартовую помощь. Каждая четвертая марка федерального бюджета в последние годы тратится на экономический подъем новых федеральных земель, при этом главная роль отводится развитию инфраструктуры. С 1990 г. в Восточную Германию вкладывается ежегодно не менее 100 млрд. немецких марок общегосударственных средств. Значительные суммы сюда вкладывают также частные фирмы, отдельные лица.
Промышленность. Основой немецкой экономики является промышленное производство, где преобладают небольшие предприятия. Так, в западной части Германии, то есть на территории старых федеральных земель, с 46700 предприятий лишь около двух процентов относятся к крупным с числом занятых свыше 1000 человек.
Промышленность в 1998 г. обеспечила 35,3% стоимости валового национального продукта, или 878 млрд. долларов. Правда, вследствие структурных изменений в экономике доля промышленности в западногерманском валовом национальном продукте уменьшилась за последние десять лет почти на 10 процентов. Одновременно доля отраслей сферы обслуживания выросла с 48,3% в 1973 г. до 68% в 1999 г. Доля сельского хозяйства составляла в 1974 г. 4%, а через 25 лет уменьшилась на 3 пункта.
Общий ход развития промышленности в последние десятилетия сопровождался, с одной стороны, постоянным ростом ВНП, а с другой - ощутимыми структурными изменениями, что стало следствием:
2) уменьшение более чем вдвое доли добывающей промышленности за счет значительного уменьшения добычи каменного угля;
3) уменьшение доли отраслей легкой промышленности, в частности текстильной, обувной;
4) рост доли новых отраслей - химии, нефтепереработки, электротехники, автомобилестроения. Химическая промышленность является важнейшей отраслью индустрии основных материалов и производства промышленных товаров Германии. Оборот химической промышленности в начале 1990-х годов составил почти 166 млрд. немецких марок, причем доля экспорта превысила 50% при занятости почти 600 тыс. работающих.
За экспортом химической продукции Германия занимает первое место в мире.
В химической промышленности развивается производство кислот и минеральных солей, синтетического азота, серной кислоты, а также лаков и красок.
В Германии выделяются две большие районы химической промышленности: Северный Рейн-Вестфалия, где эта отрасль базируется на переработке угля и использовании отходов коксования, а также импортной нефти. Значительными центрами химической промышленности на этой земле есть Леверкузен, Кельн и др. Вторым крупным районом является Прирейнских, где развиваются нефтехимия, производство лаков и красок. Самыми известными центрами химической промышленности здесь является Людвігсгафен и Франкфурт-на-Майне.
Самыми популярными фирмами, которые занимаются производством химической продукции, является "БАСФ", "Гехст" и "Байер". Они производят до двух пятых продукции и три пятых ее экспортируют.
Химическая промышленность неплохо развита в бывшей ГДР, но в условиях рыночной экономики, как свидетельствуют специалисты, ее продукция не является конкурентоспособной. Для этого химическую промышленность Восточной Германии необходимо реконструировать и привести ее к мировому уровню.
Автомобилестроение. По количеству производства автомобилей Германия занимает третье место в мире, выпустив в 1998 г. 5,84 млн. автомобилей, в т. ч. 5,5 млн. легковых, что составляет более 14% мирового производства.
Пять самых популярных в мире фирм: "Даймлер-Бенц", "БМВ", "Фольксваген", а также "Опель" и "Форд" выпускают в Германии более 90% всех автомобилей. При этом "Форд" - немецкий филиал американского концерна "Форд", а "Опель" - дочернее предприятие американской фирмы "Дженерал Моторс". Производство автомобилей разбросанные по всей Германии, но главными центрами автомобильной промышленности является Вольфсбург, Енден, Рюссельсгайм, Брауншвейг, Кельн, Штутгардт, Нюрнберг, Мюнхен.
Давние традиции автомобилестроения имеют Восточные земли. Правда, в условиях свободной конкуренции производство автомобилей восточногерманских марок практически прекратилось. Проводится реконструкция и ведется строительство новых производственных мощностей в Саксонии, Бранденбурге и Тюрингии. Западногерманская промышленность за первые пять лет единой Германии вложила в автомобильную промышленность Восточных земель около 10 млрд. немецких марок.
Среди реконструированных предприятий Восточной Германии выделяется бывший завод "ИФА" (г. Людвіґсфельде), что подчиняется фирме "Даймлер-Бенц". Он производит запчасти для грузовых автомобилей и экспортирует их в более чем 50 стран мира, используя бывший рынок "ИФА". Исключительно на экспорт (г. Ціттау) работает бывший завод "Робур", выпускающая грузовые автомобили, будучи теперь в составе фирмы М.А.Н.
В Германии, кроме названных выше, производят автомобили еще две независимые фирмы, специализирующиеся на производстве суперважких моделей. Это фирмы в городах Аугсбург, Найнкірхен-ам-Санд, что находятся недалеко Нюрнберга, а также Бутибах (Гессен) и Остергальц-Шарлебекк, что возле Бремена.
Электротехническая промышленность по стоимости продукции (почти 210 млрд. немецких марок) и количеству занятых (свыше одного миллиона человек) относится к ведущим отраслям промышленности. Электротехническая промышленность развита и на территории Восточной Германии. Правда, реконструкция этих предприятий привела к значительному сокращению производства.
Крупными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Нюрнберг, Ерланґен, Штутгардт, Мангейм, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Гамбург, Берлин.
Нефтеперерабатывающая промышленность Германии в основном базируется на импортной нефти. Собственная добыча нефти обеспечивает потребности страны менее чем на 5%. Основную часть добычи дают нефтепромыслы в междуречье Везера и Емси. Значительными центрами нефтепереработки являются Кельн, Карлсруэ, Ингольштадт, Гельзенкирхен, Гамбург. Организующим центром этой области является Гамбург, где размещаются основные штаб-квартиры нефтяных компаний. Ежегодный импорт нефти превышает 100 млн. т.; нефтепродуктов - до 50 млн. т.
Следует сказать, что половина мощностей нефтеперерабатывающей промышленности расположена в морских портах - Гамбурге, Бремене, Вильгельмсгафен. Завершение строительства крупных нефтепроводов: Вильгельмсгафен - Кельн и Роттердам - Кельн способствовало возникновению новых нефтеперерабатывающих заводов в земле Северный Рейн-Вестфалия.
Значительной опорой для экономики южных земель Германии является поставка нефтепродуктов трубопроводами из Средиземноморья (Марсель, Генуя, Триест) до немецких городов Карлсруэ и Ингольштадт и др.
Сельское хозяйство. Германия имеет высокоразвитое сельское хозяйство. На его долю приходится 1,0% ВНП, что позволяет полностью удовлетворять потребности населения в местной сельскохозяйственной продукции.
Основой сельскохозяйственного производства в Германии есть сельская семейная ферма. Более 90% всех ферм обрабатывают земельные площади, которые являются меньшими от 50 га. Важное значение имеют подсобные хозяйства, где источником основного дохода некоторых семей является работа вне сельским хозяйством. К этой категории относится почти половина сельскохозяйственных ферм.
Сельское хозяйство Германии характеризуется высокой производительностью труда. Если в 1950 г. один сельскохозяйственный работник обеспечивал продуктами питания только десять человек, то сегодня - свыше 75.
Высокая интенсивность сельскохозяйственного производства обеспечивается широкой механизацией и электрификацией, использованием удобрений и современных средств борьбы с вредителями. Структура сельскохозяйственного производства Германии характеризуется преобладанием животноводства над растениеводством. Доля животноводства в общей стоимости сельскохозяйственной продукции превышает 70%.
В последние десятилетия изменились привычки и тип питания немцев. По сравнению с послевоенными годами значительно уменьшился спрос на богатые крохмалом растительные продукты - картофель, изделия из зерна. Однако возросло потребление мяса, птицы, яиц, а также овощей и фруктов.
Животноводство. Благоприятные условия для развития животноводства имеют предгорья Альп и приморские территории севера. Почти 80% молочного скота фермеры удерживают стадами не больше 40 голов. За наличием крупного рогатого скота Германия занимает второе место в Западной Европе (после Франции), начисляя 14,9 млн. голов (1999).
Повсеместно в Германии распространено свиноводство. По поголовью свиней Германия занимает четвертое место в мире и первое в Европе, насчитывая свыше 26 млн. голов (1999). Большинство откормочных ферм (80%) удерживают стада свиней количеством до 60 голов.
Растениеводство характеризуется относительно высоким удельным весом кормовых культур, которые вместе с природными пастбищами и лугами является надежной базой развития животноводства. Товарной продукцией растениеводства являются зерновые культуры, в частности пшеница, ячмень, а среди технических культур - сахарная свекла, хмель.
Валовой сбор зерновых в 1999 г. составил 44,7 млн. т., это восьмое место в мире и третье - в Европе. Пшеницы в том же году было выращено 19,6 млн. т., или 43,8% выращенного зерна в стране.
Главным районом выращивания зерновых культур (особенно пшеницы и ячменя) является так называемый " зерновой пояс, протягивающийся от земли Мекленбург-Передняя Померания и Шлезвиг-Гольштейн к Кельнской бухты вдоль предгорья Нижней Саксонии и земле Северный Рейн-Вестфалия.
Вторым районом выращивания пшеницы является Баварское плато, а также долины Рейна и Имуществу. Овес и рожь выращивают преимущественно в приморских районах.
Сахарная свекла дает высокие урожаи в Нижней Саксонии, Саксонии-Ангальт, Северном Рейн-Вестфалии, а также в Баварии. Ежегодно немцы собирают 26-30 млн. т этих корнеплодов.
Хмель выращивается преимущественно в Баварии - более 90% общего сбора. В 1997 г. его произведено 34 тыс. т. - первое место в мире.
Виноградарство и садоводство развито в долинах рек юга Германии, а также на склонах живописных гор Шварцвальда.
Сельское хозяйство на востоке Германии претерпело значительных деформаций со стороны правительства бывшей ГДР. Около 600 тыс. крестьянских ферм насильно были переформированы в сельскохозяйственные производственные кооперативы, которых в 1990 г. насчитывалось 5100. Определяющим в руководстве предприятиями было выполнение спущенных сверху плановых заданий. Ежегодно правительство ГДР для поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию предоставлял дотацию в сумме 30 млрд. марок.
После объединения Германии сельское хозяйство ГДР было реприватизировано. Оно постепенно входит в рыночную систему хозяйствования.
Транспорт. Развитие транспорта Германии связан с такими особенностями: 1) центральным расположением в Европе, в частности в ее западной части, следствием чего является прокладывание через территорию Германии важных международных путей, идущих с востока на запад, с севера на юг и наоборот; 2) удаленностью большей части территории от моря и преобладанием сухопутных границ над морскими; 3) ориентацией топливно-энергетического комплекса и горно-добывающей промышленности на более дешевое импортное сырье; 4) развитием эффективного внутренне-германского сообщения "восток - запад", в связи с объединением Германии и вхождением ее восточной части в европейский рынок.
В структуре перевозок как пассажиров, так и грузов первое место удерживает автомобильный транспорт. Объем перевозок автомобилями в начале 1990-х годов составил 685 млрд. пассажиро-километров, что в десять раз больше, чем на железной дороге. В грузоперевозках на первом месте тоже находятся грузовые автомобили - 183 млрд. тонно-километров, или две пятых общего тоннажа.
Сеть дорог межрегионального сообщения имеет общую длину 221 тыс. км., из них 11 246 км. автобанов и 41 487 км федеральных дорог. После США, Германия имеет самую большую сеть автомагистралей в мире.
Автомобильный парк Германии в 1997 г. превысил 43 млн. зарегистрированных автомобилей. Среди них 41,3 млн. - легковые. Количество автомобилей, особенно легковых, стремительно растет. Так, за последние пять лет их численность выросла почти на одну пятую.
Важным видом транспорта остается железнодорожный. Он разделен между немецкой федеральной железной дорогой и германской имперской железной дорогой. На сегодня общая протяженность обеих железных дорог - свыше 46 тыс. км., из которых более 18 тыс. - электрифицированные (июль 1999 г.). За их плотностью Германия занимает одно из первых мест в мире. Значительная часть массовых грузов, таких, как каменный уголь, железная руда, перевозимых железными дорогами. Главными железнодорожными узлами в стране есть Гамбург, Кельн, Берлин, Франкфурт-на-Майне, Лейпциг, Мюнхен. Железная дорога считается наиболее экологически чистым средством перевозки грузов больших объемов. На западе федеральная железная дорога в 1990 г. ввела в эксплуатацию свои первые скоростные магистрали. Они позволяют поездам развивать скорость до 250 км/ч. Для модернизации железных дорог Восточной Германии нужно затратить 40 млрд. немецких марок.
Важное значение для осуществления экономических связей внутри страны играет речной транспорт. Общая протяженность водных путей Германии - 7,4 тыс. км. (1999 г.). Важнейшим международным водным путем, по которому перевозятся около двух третьих немецких речных грузов, является Рейн. Сейчас проводится модернизация речной сети, в частности, Средне-германского канала и канала Эльба-Гавель для внутренне-немецких сообщений. Возрастает значение канала Рейн-Майн-Дунай, который является прямым водным путем сообщения между Северным и Черным морями.
Морской транспорт обслуживает, главным образом, внешнеторговые перевозки страны. Торговый флот насчитывает 1146 судов общим тоннажем почти 6 млн. брутто - рег. тонн.
Крупнейшими морскими портами являются Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Вильгельмсгафен, Енден, Любек и Росток.
В экономике Германии, как и других развитых стран, все большее значение приобретает так называемый третий сектор, то есть сфера услуг, к которой относят транспорт, складское хозяйство, связь, торговлю, кредитно-финансовые учреждения, страхование, а также образование, здравоохранение и государственную обслугу.
За последние годы доля сферы услуг возросла не только в общем числе занятых, но и в производстве ВВП. Так, финансово-кредитная сфера и страхование составляет более 20%.
Центральным банком Германии является Немецкий федеральный банк во Франкфурте-на-Майне. Он имеет право выпускать банкноты, регулирует денежный оборот и кредитное финансирование экономики и занимается банковскими операциями платежного оборота внутри страны и за ее пределами. С 1 июля 1990 г. была переведена на немецкий (федеральную) валюта бывшей ГДР. В настоящее время денежной единицей выступает евро.
В Германии функционируют общественно-правовые, акционерные и частные банковские учреждения. их деятельность направлена на активизацию хозяйственной деятельности в различных отраслях и сферах деятельности.
Активизируют финансовую деятельность и финансовые рынки, которые предоставляют кредиты, торгуют акциями. Важнейшая биржа ценных бумаг находится во Франкфурте-на-Майне. Там производится почти две трети всего оборота ценных бумаг немецких бирж.
Важной отраслью сферы услуг является торговля. Ее доля в ВВП Германии превышает 10%. Здесь было занято около 4,0 млн. человек. Наиболее весомым является розничная система торговли, где работает свыше 73% занятых в торговле.
Ежегодный денежный оборот после объединения немецких земель достиг 850-900 млрд. бывших немецких марок. Традиционные торговые ярмарки проходят в Ганновере, Франкфурте-на-Майне, Лейпциге.
Охрана окружающей среды в Германии является общегосударственным делом. Ее решение базируется на трех основных принципах:
5) принцип профилактики, обязывающий любые новые проекты внедрять с учетом экологической безопасности;
6) принцип ответственности (за загрязнение окружающей среды несет ответственность не общественность, которая непосредственно терпит от загрязнения, а прямой виновник);
3) принцип кооперации (в решении экологических проблем сотрудничают государство, владелец и общественность).
В Германии функционирует надежная программа охраны воздуха, направленная на предупреждение и ликвидацию возможных источников загрязнения. Так, в постановлении о большие отопительные системы государство заставляет владельцев теплоэлектростанций оснащать их таким оборудованием, чтобы обеспечить надежный уровень экологической безопасности. Как следствие, опасное загрязнение воздуха двуокисью серы и окисью азота в середине 90-х годов прошлого века уменьшилось на 40%.
Не менее важной является работа, направленная на охрану вод, включая очистку сточных вод с помощью биологических методов. Если Рейн и Майн в 70-х годах были практически мертвыми реками, то сейчас там снова появились различные виды рыб.
Охране нуждаются и природные ландшафты, которых в результате отчуждения земель под строительство промышленных предприятий, жилья, дорог становится все меньше. В связи с этим в Германии объявлены Национальными парками десять просторных зон с особо живописными ландшафтами. К ним следует также добавить значительное количество природных парков и заповедников. Обеспечивается охрана населения от шума, особенно автомобильного. Улицы городов выложены звукопоглощающим слоем, а междугородные автострады, проходящие около населенных пунктов, звукозащитными заборами.
Внешнеэкономические связи. Германия относится к странам с широкими экономическими связями. По объему внешнеэкономического оборота она занимает второе место в мире после США. Общая ее стоимость в 1999 г. составляла почти один трлн. долларов. В течение длительного времени в Германии экспорт преобладал над импортом. Только в период объединения земель экспорт из Германии несколько уменьшился, но положительное сальдо сохранилось. Это связано с большим спросом на товары в новых федеральных землях.
Главными экспортными товарами Германии есть машины, химические и электрохимические изделия, автомобили, продукты питания, алкоголь.
К важнейшим импортным товарам относятся: продукция обрабатывающей промышленности, транспортное оборудование, сельскохозяйственные продукты и изделия текстильной промышленности, а также нефть и нефтепродукты, железная руда, цветные металлы.
Крупнейшими торговыми партнерами - импортерами Германии является Франция, Голландия, Италия. Главные направления экспорта - Франция, США, Великобритания и другие страны ЕС. Так, внешний экспорт в страны ЕС достиг почти 60%.
Территориальные различия хозяйства. На территории современной Германии выделяют пять экономических районов с соответствующими землями: Север (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Бремен, Гамбург), Северо-Запад (Северный Рейн-Вестфалия), Юго-Запад (Гессен, Рейнланд-Пфальц, Саар и Баден-Вюртемберг), Юго-Восток (Бавария) и Восток (Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбург, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия и Саксония).
Север. Расположение района на побережье Северного и Балтийского морей определяет доминирующую роль в нем судостроения, морского рыболовства. На севере имеются такие полезные ископаемые, как калийная и каменная соль, уголь, частично нефть и газ.
Промышленность развивается на базе разработки полезных ископаемых и использования преимуществ приморского расположения. Развитые в районе черная и цветная металлургия, калийная промышленность.
Крупнейшим промышленным центром района является Гамбург, где развиты судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности, строительства, а также авиапромышленность.
Среди других промышленных центров выделяются города Бремен, Ганновер, Вольфсбург, где расположен главный завод фирмы "Фольксваген", и др.
Район обеспечивает страну сельскохозяйственной продукцией, в частности сахаром, продуктами животноводства, овощами. Он имеет важное значение в выполнении транспортно-транзитных функций. Так, Средне-германский канал соединяет реки Рейн, Эльбу и Одер, а следовательно, внутренние водные пути Западной и Центрально-Восточной Европы.
Северо-Запад (Северный Рейн-Вестфалия) является особым экономическим районом. Занимая наименьшую площадь (34,079 км2), он обладает наибольшим экономическим потенциалом страны. Здесь средняя плотность населения превышает 500 человек/км2. Рурская часть агломерации образует сплошной городской массив с населением 10,5 млн. человек и является крупнейшим не только в Германии, но и в Европе. Эту землю еще называют экономическим центром Европейского Союза. 31 электростанция Рурского бассейна делают его энергетическим центром Германии.
Сельское хозяйство, хоть и не играет ощутимого значения в экономике района, но является надежным поставщиком в пределах района сельскохозяйственной продукции, особенно овощей, свинины, яиц, мяса птицы и т.д.
Очень густой есть сеть автострад, железных дорог и водных путей. Они находятся на перекрестке транспортных потоков Европы и соединяют такие крупные города, как Кельн, Эссен, Дортмунд, Дюссельдорф, Дуйсбург, Бохум, Вупперталь, Билефельд, Гельзенкирхен, Леверкузен и Аахен. Дуйсбург является крупнейшим речным портом мира.
Юго-Запад среди экономических районов Германии занимает первое место по количеству населения, а по величине занимаемой территории и плотностью населения - второе. Район по уровню развития промышленности и экономическому потенциалу уступает только Северо-Запада (Северный Рейн-Вестфалия). К району относятся земли Рейнланд-Пфальц, Баден-Вюртемберг, Гессен, Саар. Все эти земли объединяет река Рейн в ее верховье. Рейн является экономическим стержнем этих земель.
Среди полезных ископаемых района - каменный и бурый уголь, соль, железные и полиметаллические руды, уран, марганец, серебро и стройматериалы. Юго-Запад дает почти 50% калийных солей страны. Богатый район на рекреационные ресурсы.
В послевоенный период быстрыми темпами развиваются такие отрасли машиностроения, как автомобильная промышленность, электротехническая, приборостроение. Это самый крупный район производства электронно-вычислительной техники. Важным экономическим центром района является земля Гессен, где крупнейшей промышленной агломерацией является Рейнско-Майнська. Здесь находятся такие известные фирмы, как "Гехст", "Опель", "Дегусса". Важным промышленным центром машиностроения, вагоностроения, автомобилестроения является также город Кассель с прилегающими территориями.
Сельское хозяйство Юго-Запада специализируется на выращивании теплолюбивых культур: винограда, хмеля, овощей, ягод, табака и других культур.
Кроме названной здесь находятся такие промышленные агломерации, как Рейнско-Неккарська, Штутгартскую, Саарська.
Горы Шварцвальда используются как центр летнего и зимнего (горнолыжного) туризма. Баденське озеро, или Бадензеє ("Швабское море") - известное место отдыха, как и курорт Баден-Баден со знаменитым казино.
Значительными промышленными, транспортными и культурными центрами района являются Франкфурт, Штутгардт, Мангейм, Людвігсгафен, Карлсруэ.
До Юго-Восточного экономического района относится земля Свободное государство Бавария. Эта земля имеет древнейшие традиции государственности. Культурно-историческое наследие Баварии сейчас используется для развития иностранного туризма. Горные пейзажи Альп с самой высокой вершиной в Германии Цугшпитце (2963 м.), Баварский Лес с первым немецким национальным парком привлекают туристов в течение целого года.
В Мюнхене (столице Баварии) значительным является ячейка украинской диаспоры. Украинский Свободный Университет является известным украинским культурным центром. Среди отраслей промышленности ведущая роль принадлежит новым наукоемким производствам, в частности электротехнической, аэрокосмической, моторостроительной.
Хорошо развита легкая промышленность - фарфоро-фаянсовая, швейная, текстильная и стеклянная, а также производство музыкальных инструментов и игрушек.
Из отраслей пищевой промышленности выделяется производство пива (Мюнхен, Нюрнбергг).
В сельском хозяйстве преобладает животноводство. Крупнейшими промышленно-культурными центрами Баварской земли является Мюнхен, Нюрнбергг и Аугсбург.
Восток как экономический район является крупнейшим по территории (108,568 км2) и вторым по количеству населения (17,4 млн. человек). Эта территория прошла сложный путь развития, ведь в отличие от западной части Германии она оказалась под контролем советских войск и развивалась как социалистическая страна. Большую часть района занимает Северо-Германская низменность. На юге - Средне-немецкие горы, состоящие из Рудных гор, Тюрінгського Леса и Гарца.
Среди минеральных ресурсов - месторождения бурого угля, а также калийной и поваренной соли. В Рудных горах есть урановые, а в Гарці - медные руды.
Среди новых федеральных земель наиболее развитой является Саксония. Она имеет наибольшую плотность населения, мощную промышленность. Значительными центрами здесь являются Лейпциг (465 тыс. человек) и столица Дрезден (467 тыс.) (1999 г.). Лейпциг - традиционное город - ярмарка.
В г. Хемниц развивается машиностроение, микроэлектроника, а в районе Цвиккау - автомобилестроение. Вместо малолитражки времен ГДР "Траби" в Мозеле круг Цвиккау производят "Фольксваген-Поло".
Саксония является родиной Роберта Шумана, Рихарда Вагнера, Тюрингия - Иоганна Себастьяна Баха.
Земля Саксония-Ангальт выделяется бывшими крупными центрами химической и буревугільної промышленности (сегодня в значительно меньших размерах) - Галле, Биттерфельд, Вольфен. Центром тяжелого машиностроения здесь есть Магдебург (столица земли Саксония-Ангальт), где находятся технический университет и медицинская академия. Район имеет неплохие аграрные традиции. Наиболее выраженной сельскохозяйственной специализацией выделяется земля Мекленбург-Передняя Померания, где одинаково хорошо развито земледелие и животноводство. Конкурентоспособной в районе есть новая отрасль - туристика, что базируется на привлекательности северных озер и памятниках архитектуры.
Берлин, как столичный город, на протяжении немалого времени был символом "холодной войны" между западными державами и Советским Союзом. 9 ноября 1989 г. была разрушена каменная стена, разделявшая единый немецкий народ. Берлин сегодня снова возвращает себе значение выдающегося немецкого и европейского культурного центра.