География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Раздел второй

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА

 

Тема 10. ЕВРОПА

3. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

 

Площадь 245 тыс. км2.

Население - 59,4 млн. человек.

Столица - Лондон (7,6 млн. человек).

Географическое положение. Страна расположена на острове Великобритания, северо-восточной части острова Ирландия и группе соседних малых островов. Официальное название - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В ее состав входят четыре основные историко-географические области: Англия как основное ядро государства и также присоединены к ней Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер).

Следует иметь в виду, что названия Соединенное Королевство, Великобритания и Англия не являются синонимами. Англия - это лишь одна из историко-географических областей Королевства, Великобритания (Великобритания) включает Англию, Уэльс и Шотландию, тогда как Соединенное Королевство - название государства - объединяет кроме Великобритании еще и Северную Ирландию.

Среди островов Великобритании крупнейшими являются Уайт и Мэн, а из островных групп - Гебридские, Оркнейские и Шотландские острова в Атлантическом океане и Нормандские острова в проливе Ла-Манш. Владения Великобритании: в Европе - Гибралтар, Вест-Индия - острова Монтсеррат, Виргинские, Кайман, Теркс и Кайкос; в Атлантическом океане - Бермудские острова, Фолклендские, Вознесения, Св. Елены, Тристан да Кунья, Южные (Георгия, Оркнейские, Шотландские); в Индийском океане - острова Чагос; в Тихом океане - остров Питкэрн. Между Великобританией и Аргентиной идут споры за владение Мальвинскими (Фолклендськими) островами у берегов Южной Америки. Островное государство отделяют от материка пролива Ла-Манш и Па-де-Кале.

На суше страна граничит только с Ирландской Республикой. Остальные границ являются морскими: западные берега Уэльса и Центральной Англии омываются Ирландским морем; западная Шотландия и северные берега Ольстера - Атлантическим океаном, на юге Англии (между Соединенным Королевством и Францией) граница проходит по проливам Ла-Манш (Английский канал), Па-де-Кале (Дуврська пролив); на востоке Великобританию омывают воды Северного моря.

Развитие межгосударственных связей привел к тому, что Великобритания оказалась на оживленном перекрестке морских путей, а после открытия Америки - на основной магистрали межконтинентального судоходства и торговли.

В эпоху Великих географических воткрытую Великобритания захватила огромные заморские территории и стала метрополией обширной Британской империи, где в XIX в. проживало около 40% населения земного шара. Распад колониальной системы в XX в. привел к новым формам политического и экономического объединения бывших колониальных территорий. Ими стала Британское Содружество, куда на цивилизованных началах ныне входят около 50 стран и территорий, некогда принадлежавших Британской империи. Членами содружества является также доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие независимые и зависимые от Великобритании территории.

Во второй половине XX в. экономико - географическое положение Великобритании изменилось. Образование Общего рынка усилило преимущество географического расположения континентальной Европы. Великобритания оказалась, в некотором роде, на окраине общеевропейских интересов Европейского Сообщества.

Максимальная протяженность острова Великобритания с севера на юг простирается почти на тысячу километров, а с востока на запад - менее чем на 500 км. Северная Ирландия имеет максимальную протяженность 120 км. - с севера на юг и около 200 км. - с востока на запад.

Природно-ресурсный потенциал. Климат Великобритании характеризуется мягкой влажной зимой, прохладным и влажным летом. Лишь юг и юго-восток пригодны для выращивания всех сельскохозяйственных культур умеренного пояса.

Полезные ископаемые в стране весьма ограничены - есть месторождения каменного угля, железных руд, а также руд цветных металлов. В 60-х годах XX в. на континентальном шельфе Северного моря открыты новые мощные месторождения нефти и газа, вывели Соединенное Королевство на первое место в Западной Европе за наличием энергетических ресурсов. Страна обладает значительными запасами известняков.

Около 20% территории Великобритании занимают леса, гористые местности, болота. Остальные поверхности освоена и используется для сельскохозяйственных угодий и под населенными пунктами, промышленными зонами, коммуникациями.

Населения. Основу современной английской нации составляют племена англосаксов, которые пришли из Европы и завоевали Британские острова в V-VI вв., вытеснив местное население - кельтов. Англичан сегодня - 80%, шотландцы - 10%, ирландцев - 4%, уельсців (валлийцев) - 2%, индусов - 1%, других народностей (преимущественно выходцы из государств Содружества) - 3%. В Англии проживает более 30 тыс. украинцев.

Среди религий преобладает христианство. Англичане исповедуют англиканскую веру, ирландцы - католическую, шотландцы - пресвитерианскую. Достаточно распространены мусульманство, а также другие верования.

Англиканская протестантская церковь является официальной религией в государстве. В Северной Ирландии продолжается противостояние на конфессиональной почве - протестантов с католиками, что нередко вызывает кровавые столкновения.

Для Великобритании издавна характерным является низкий прирост населения. Так, в первые десятилетия после Второй мировой войны он составлял 15,0 - 17,0% за год. В наше время - 0,18%. Происходит старение нации. Населения в возрасте свыше 60 лет составляет 21,0% (2000 г.). Средняя продолжительность жизни на 10 лет больше, чем в мире в целом, но несколько ниже, чем в соседних западноевропейских странах - 74,5 лет у мужчин и 79,8 лет - у женщин.

Преобладает городской тип расселения: 89% населения - жители городов, причем почти половина из них проживает в крупных городах и городских агломерациях. Наиболее урбанизированной является юго-восточная и центральная части страны между городами Лондон, Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер и Лидс. За этими агломерациями находятся еще три крупные центры расселения: Ньюкасл, Глазго и Белфаст. По численности населения крупнейшими городами Великобритании является Лондон (7,6 млн. человек), Бирмингем (2271 тыс. человек), Манчестер (2252 тыс. чел.), Лидс (1456 млн. человек), Ливерпуль (877 тыс. человек).

Сельскохозяйственные поселения в Великобритании очень разнообразны. Для Юго-Восточной и Юго-Западной Англии типичными являются села и отдельные фермы, для Шотландии - небольшие села. В Уэльсе и Ольстере преобладают многолюдные села.

Средняя плотность населения - 242 чел./км2. Это второе место среди западноевропейских стран после Бельгии (330 чел./км2).

Политический строй. Великобритания - унитарная парламентская монархия. Формально законодательная власть принадлежит монарху и парламенту, который состоит из палаты общин (650 человек), палаты лордов (около 1200 человек). Фактически - Кабинета Министров, что его формирует премьер-министр.

Основными политическими партиями являются Консервативная и Лейбористская. Консервативная партия основана в 1867 г. и выражает интересы монополистического капитала, земельной аристократии и части управленческого персонала. Лейбористская партия создана в 1890 г. и находится под влиянием социал-реформистов и профсоюзных лидеров.

В Великобритании существует также Либеральная партия, которая организационно оформлена в 1877 г. Она отстаивает интересы средних и мелких собственников и интеллигенции. В наше время ее влияние на политическую жизнь страны незначителен. Существуют и другие менее влиятельные политические партии.

Традиционно большое значение в государственном строительстве имеют профсоюзы. Британский конгресс тред-юнионов объединяет более 10 млн. человек.

Великобритания входит в состав Европейского Союза и является членом Североатлантического блока (НАТО).

Современная структура хозяйственного комплекса. Великобритания относится к высокоразвитых постиндустриальных стран мира. За последние два века она прошла сложный путь развития: от богатейшей колониальной державы мира, родины индустриального общества ("мировой мастерской" и "мирового банкира") с огромными сверхприбылями, до кризиса 30-х годов XX ст., послевоенного восстановления хозяйства, до постепенного отставания от своих основных конкурентов - США, Японии, Германии и даже Франции.

В хозяйственной структуре по величине ВНП доминирует непроизводственная сфера - 71,0%, на промышленность приходится 28,0, на сельское хозяйство - 2,0% (1999 г.).

По уровню валового национального продукта - 1257 млрд. долларов (1999 г.) Великобритания переместилась на пятое место в мире. Зато в финансовой сфере Лондон продолжает надежно занимать второе место в мире, уступая лишь Нью-Йорке.

Для послевоенного экономического развития Великобритании характерными были низкие темпы производства в сравнении с другими высокоразвитыми странами. Если в западноевропейских странах среднегодовые темпы роста промышленности в 1961-1979 гг. составляли 5,9%, то в Великобритании - 2,9%. Эта тенденция сохранилась в 80-х и несколько улучшилась в 90-х годах XX ст.

Ощутимо изменилась структура экономики. Наиболее динамично расширялась сфера услуг, особенно банковское дело. Сократился удельный вес обрабатывающих отраслей, энергетики, сельского хозяйства. Расширялось мелкое предпринимательство. В этом секторе в 80-х годах ежегодно создавалось около 350 тыс. рабочих мест. Развитие малого предпринимательства стимулировал рост венчурной (рискованої) индустрии. Эффективности экономики способствовало повышение уровня квалификации управленческого персонала.

Нарастание деловой активности в начале 90-х годов XX в. способствовало повышение в мире спроса на английские товары; если в 1994 г. темпы роста импорта составили 3,9% по сравнению с 1990 г., то рост экспорта превысил 8%. Соответственно снизился дефицит торгового баланса. Современная структура занятости трудоспособного населения Великобритании выглядит следующим образом: доля в сфере услуг составляет 71,5%, в промышленности и строительстве 26,4% и в сельском хозяйстве - 2,1%.

Согласно прогнозам, экономический рост в Великобритании будет продолжаться благодаря увеличению личных доходов англичан, росту занятости, постепенному повышению заработной платы основных слоев населения.

Промышленность. Характеризуя промышленность в целом, следует сказать об изменении как ее отраслевой, так и территориальной структуры. Например, угольная промышленность весь послевоенный период, несмотря даже на государственную поддержку, сворачивается, а нефтегазовая уже более 20 лет интенсивно развивается. Кризис охватил черную металлургию, судостроение, тяжелое машиностроение, текстильную промышленность. Вместе с тем возрастает значение высокотехнологичных отраслей промышленности, а именно: электротехники и телекоммуникаций, авиа - и аэрокосмической промышленности, некоторых отраслей химической промышленности (новые материалы, биотехнологии, фармацевтики). Новые и новейшие отрасли характеризуются высокой мобильностью. Они смещаются из центральных и южных районов страны на периферию. Например, нефтегазовая промышленность, сосредоточенная сначала в Восточной Англии, в связи с открытием нефти и газа в Северном море, резко сместилась на север.

В целом, размещение промышленности в послевоенный период стало более равномерным.

Энергетика. В развитии энергетики Великобритании ощутимые изменения произошли в 70-е годы, когда началась интенсивная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений шельфа Северного моря. Великобритания, начиная с 1975 г., стала использовать энергоносители из собственных месторождений. В начале 90-х годов она вошла в десятку крупнейших нефтедобывающих стран мира (ежегодно добывается свыше 120 млн. т., или ежедневно 2735 тыс. баррелей нефти).

Нефтеперерабатывающая промышленность Великобритании в основном создана после войны. Мощные заводы расположенные в устье Темзы (Шелхейвен, Коритон), близ Саутгемптона, у берегов Уэльса (Мілдфорд - Хейвен, Пембрук, Мандарсі и Баглан-Бей), вдоль Манчестерского канала (Стенлоу), в Тиссайді (Тиспорт), в Шотландии (Грейнджмут), вблизи Іммінгема (Кімінгхолм).

Использование нефти в топливно-энергетическом балансе Великобритании привело к уменьшению добычи угля. За последние 25 лет (1970-1995 годы) добыча уменьшилась почти в 2,9 раз и в 1995 г. составил 51 млн. т., а в 1997 г. - 48 млн. т. Интересно, что Великобритания еще сто лет назад добывала каменного угля значительно больше, чем теперь. В 1913 г., например, его было добыто 292 млн. т. Производительность труда в современных шахтах Великобритании в четыре раза ниже, чем в высокоразвитых странах мира, в частности в США, откуда и завозится часть значительно более дешевого угля.

Наибольшие запасы энергетического угля сосредоточены в Йоркширском каменноугольном бассейне. Здесь добывается 60% всего угля, причем его добычу в три раза дешевле, чем в других бассейнах страны.

Нортумберленд - Даремский бассейн, что обеспечивает чуть более 10% добычи, выделяется качественным коксующимся углем. Однако условия работы здесь сложные через малую мощность угольных пластов. Еще один каменноугольный бассейн - Южно-Уэльский - известный своими антрацитами.

Другие бассейны - Средне-Восточный, Северо-Восточный, Ланкаширский, Западно-Мідлендський - имеют второстепенное значение.

Основная часть каменного угля используется для ТЭС, до 10% - в черной металлургии.

Природный газ используется не только как топливо, но и как важное сырье химической промышленности. В 1996 г. его было добыто более 90 млрд. м3.

Великобритания эксплуатирует прибрежные газовые месторождения Северного моря с 1964 г. По уровню добычи природного газа она входит в четверку крупнейших стран мира. Газопроводы из морских месторождений проложены в Восточной Англии, а оттуда - до магистрального газопровода Лондон-Ланкашир и далее в другие районы страны.

На базе собственных и привозных энергоносителей Великобритания имеет достаточно мощную электроэнергетическую промышленность. В 1997 г. она произвела 345 млрд. кВт/ч электроэнергии и заняла по этому показателю восьмое место в мире. Основой энергетической отрасли являются теплоэлектростанции. Доля АЭС составляет 10%.

В металлургической промышленности Великобритании важное место отводится черной металлургии, которая остается важной отраслью промышленности, хотя объемы производства чугуна и стали уменьшаются. Если в 1990 г. было выплавлено 12,8 млн. т. чугуна и 18,8 млн. т. стали, то в 1997 г. - соответственно 8,5 и 16,6 млн. т. Выплавка стали производится передовыми кислородно-конвертерным и электроплавильным способами. Как и большинство развитых стран мира, Великобритания в настоящее время специализируется на производстве качественной стали и сложных видов проката.

Отрасль обеспечена собственным коксом, но кроме марганца и легирующих металлов импортирует почти всю необходимую железную руду.

В Великобритании традиционно металл виплавлявся вблизи угольных бассейнов (Южно-Уэльского, Северо-Восточного, Шотландского, Ланкаширського) в Западном Мидленде и вблизи железорудных месторождений (Комберлендського, Лінкольширського, Нортгемптонширського). В последние десятилетия металлургия сместилась к морскому побережью в связи с доставкой импортного сырья через порты страны.

В структуре отрасли существенно возросло значение перерабатывающей металлургии, которая базируется на металлоломе. Достаточно сказать, что производство стали почти в 1,5 раза превышает выплавку чугуна.

Среди стран Европы Великобритания замыкает пятерку крупнейших производителей черных металлов (после Российской Федерации, Германии, Италии, Украины), в мире она занимает одиннадцатое место (1996).

Основной формой размещения черной металлургии в Великобритании являются не изолированные металлургические центры, а металлургические районы. Крупнейшим таким районом является Южный Уэльс. Сочетание каменного угля, который добывается в Южно-Уэльском каменноугольном бассейне, с железными рудами Центральной Англии, а также близость морских портов (Порт-Толбот и Манверн вблизи Ньюпорта) делают местную черную металлургию конкурентоспособной на современном рынке конструкционных материалов.

Среди других металлургических предприятий выделяются прибрежные города: Сканторп (вблизи Хамберсайде), Тиссайде (Лакенбі - Редкар), Шотландии (Равенскрейг). В центральной части выделяется еще один металлургический район - Шеффилдский, который базируется на использовании угля Средне-Английского каменноугольного бассейна и местных железных руд, производя высококачественную сталь для машиностроительной промышленности.

В целом отрасль черной металлургии является наиболее монополизированной. Ведь 90% стали и 75% стального проката производится компанией "Бритиш стил", которая занимает ведущее место в мире по производству стали.

Цветная металлургия Великобритании преимущественно ориентируется на переработку привозных неочищенных металлов и лома. Из собственного сырья в незначительных количествах добывают только олово и вольфрам.

Великобритания почти полностью удовлетворяет собственные потребности в олове. Значительная его часть используется в производстве белой жести, сосредоточенном на юге Уэльса.

За последние десятилетия возросло производство алюминия. В 1998 г. его выплавлено 500 тыс. т. (90% от потребности). За производством алюминия Великобритания открывает вторую десятку крупнейших производителей мира.

Других цветных металлов для хозяйственного комплекса страны не хватает. Так, собственной рафинированной медью и цинком страна обеспечена всего на 40%. Зато производит 350 тыс. т свинца (почти 6% мирового производства).

Как и в черной металлургии, производство цветных металлов тяготеет к портовым городам, куда поступает сырье, в частности в Ливерпуль, портов Южного Уэльса, Лондонского порта. Производство алюминия приближено к источникам продуцирования энергии (на о. Англс и Лінмуте и др.), возле ГЭС Шотландии.

Среди английских компаний, занимающихся производством цветных металлов, выделяются "Рио Тинто-Зинк" и "Джонсон Матфей". Они входят в число 25 крупнейших производителей цветных металлов в мире.

Химическая промышленность ориентируется на собственное сырье (углехимия), собственную и привозную сырье (нефтехимия, основная химия), возрастает значение пластмасс, синтетических смол и волокон.

Химическая промышленность наибольшего развития достигла в послевоенные годы, когда она базировалась на местных коксохимических продуктах, каменной соли и частично - на импортном минеральном сырье. Развитие нефтеперерабатывающей промышленности способствовал быстрому становлению синтетической химии. Благодаря этому отрасль занимает ведущие позиции в мире. Так, по производству синтетического каучука Великобритания занимает седьмое место в мире (274 тыс. т.), за производством автопокрышек - десятое.

Главным районом размещения химической промышленности является Юго-Восток с такими крупными центрами нефтехимии как Фоли, фармацевтической промышленности - Большой Лондон. Среди других районов в значительной концентрацией основной химии выделяется Ланкашир с центром в Чешире. Северо-Восток специализируется на производстве органической и неорганической химии - Біллінґем - Уилтон. Шотландия, особенно в средней ее части, известная нефтехимией Грейнджмута. В Южном Уэльсе значительным центром переработки нефти является Севернсайд, а также Хамберсайд, что находится недалеко от Іммінгема. В целом нефтехимия приближена к портовых городов, куда поступает как отечественная, так и импортная нефть. Производство минеральных удобрений рассчитано на потребности потребителя (Юго-Восток, Йоркшир).

Крупнейшей компанией химической промышленности является "Империал Кемикл Индастриз" (ИКИ), которая является пятой в мире по объему реализации химической продукции и среди промышленных компаний страны занимает третье место, производя 22% полиэфирных и полиамидных волокон среди индустриально развитых стран мира и 25% взрывчатых веществ промышленного назначения. Это один из крупнейших производителей сельскохозяйственных химикатов, красок, аммиака, хлора, синтетических волокон.

За последние годы особенно быстро развивается производство косметической и фармацевтической продукции.

Машиностроение является ведущей отраслью британской экономики.

Основными секторами машиностроения есть общее, электротехническое (включая электронику) и транспортное машиностроение.

По стоимости продукции и количеству занятых первых место занимает общее машиностроение, включающее производство промышленного оборудования, строительной техники, подъемно-транспортных, сельскохозяйственных машин, в частности колесных тракторов. По производству различного сельскохозяйственного оборудования Великобритания занимает одно из первых мест в мире.

В последние десятилетия возрос удельный вес электротехнических и электронных изделий, которые являются базой технического перевооружения и автоматизации хозяйства. В электротехнике наиболее динамично развивается производство электронно-вычислительной техники, интегральных схем, микропроцессоров. Рынок компьютерной техники Великобритании один из крупнейших в Европе. Однако доминирующие позиции здесь занимают японские и американские фирмы, которые не только реализуют свою продукцию на внутренних рынках Великобритании, но и создали группу собственных предприятий, например, завод полупроводников в Эдинбурге. В разных городах страны размещены предприятия, что выпускают магнитофоны, разную звуковую и видеоаппаратуру.

Транспортное машиностроение занимает важное место в промышленности страны, хотя производство судов, тепловозов, электровозов постоянно уменьшается. Зато производство автомобилей несколько выросло. Если в 1990 г. было выпущено 1627 тыс. автомобилей, то в 1997 г. - 1924 тыс., что на 15,4% больше. Особенно увеличилось производство легковых автомобилей - с 1278 до 1700 тыс., или на 33,0%.

До недавнего времени считалось, что британское автомобилестроение специализируется на выпуске малолитражных машин. В 1980-е годы производство таких машин уменьшилось, однако возрос выпуск машин среднего класса. Великобритания удерживает лидерство по выпуску автомобилей высшего класса - "Роллс-Ройс", "Ягуар", 70% которых экспортируется. В этой области доминируют компании, а именно: "Ровер", "Форд", "Пежо-Талбот" и три японские компании "Ниссан", "Тойота", "Хонда".

Быстрыми темпами развивается авіаракетно-космическая промышленность, занимая третье место среди развитых стран мира, после США и Франции. Крупнейшей английской компанией в этой области является "Бритиш Аэроспейс". Компания является второй в мире по производству летательных аппаратов. Специализируясь на производстве гражданских и военных самолетов, а также спутников связи. Вторая английская компания "Роллс-Ройс" занимается производством авиационных двигателей. Ее продукция пользуется спросом на мировом рынке.

Среди других отраслей транспортного машиностроения наибольший спад наметился в судостроении. Судоверфи технически устарели и финансово не способны быстро модернизироваться, поэтому строительство кораблей на них затягивается, к тому же они дороже, чем в странах - конкурентах. Великобритания известна производством оборудования для судов и строительством буровых платформ.

Развито в стране и общее машиностроение, в частности производство сельскохозяйственной техники и станков, текстильного оборудования (по производству последних Великобритания занимает седьмое место в мире).

Электротехническая и электронная промышленность представлены производством компьютеров, суперкомпьютеров, средств телекоммуникации (системы связи, оптико-волокнистого кабеля, радаров).

Машиностроение Великобритании развивается повсеместно, но определенные отрасли имеют свои особенности размещения. Так, электротехническая и электронная промышленность преимущественно сосредоточены в Большом Лондоне, производство автомобилей - в Западном Мидленде (Бирмингем и Ковентри), на Юго-Востоке (Большой Лондон, Лутон, Оксфорд) и меньше - в Ланкашире, авиакосмическая промышленность - на юге и в центре страны (Бристоль с округой вокруг Большого Лондона), в Восточном Мидленде (Дерби) и Западном Мидленде, судостроение - в Клайдсайді, на северо-Востоке Англии, Белфасте, Беркенхеді (пригород Ливерпуля), Барроу-ин-Фернессі.

Важное место в экономике страны занимает пищевая промышленность (12,5% от объема промышленной продукции), включая производство шотландского виски, джина и молока.

Легкая промышленность. Эта отрасль на протяжении столетий была ведущей и до Первой мировой войны находилась вне конкуренции. Сильный спад в 30-х годах XX в. подорвал позиции отрасли настолько, что Великобритания постепенно превратилась из поставщика хлопковых и даже шерстяных тканей в их импортера. Британские фирмы относятся к ведущих производителей тканей, ковров.

Основным районом хлопчатобумажной промышленности является Ланкашир, шерстяной - Йоркшир, льняной - Северная Ирландия, трикотажной - Восточный Мидленд.

Сельское хозяйство Великобритании всегда было второстепенной отраслью хозяйства. В условиях метрополии, когда ввозили продовольствие из колоний, экономически заниматься сельскохозяйственным производством было невыгодно. Лишь во время Второй мировой войны, когда довез продовольствия усложнился, правительство стало всячески поощрять развитие сельского хозяйства. В послевоенные годы аграриям предоставлялись субсидии, что способствовало развитию сельского хозяйства более быстрыми темпами. Страна наполовину обеспечивает себя собственными продуктами питания.

В Великобритании сохранились крупные землевладельцы, которые сдают землю в аренду фермерам. Средний размер фермы здесь больше, чем в соседних странах Западной Европы. Площадью более 50 га земли владеют около 30% всех ферм; от 50 до 10 га - 40%, мелкие фермы, в которых менее 10 га земли, составляют более 20%. Типичная британская ферма - это высокомеханизированное товарное хозяйство, широко использующее наемный труд, а также достижения современной агротехники и ветеринарии. В сельском хозяйстве занято свыше 1,0% трудовых ресурсов страны. Почти две трети сельскохозяйственных земель является частной собственностью.

Важной отраслью аграрного сектора стало животноводство, где производится более двух третей сельскохозяйственной продукции (в стоимостном измерении). Животноводство Великобритании имеет молочное направление, а особенно на западе страны. Этому способствуют наличие естественных пастбищ и сенокосов, что на значительной территории используются круглогодично, а также высокий спрос на молочную продукцию. Значительная часть молока, производимого в пригородных зонах крупных городов и агломераций, реализуется в свежем виде. На отдаленных от города молочных фермах молоко перерабатывают, что дает возможность транспортировать его на значительные расстояния.

Важной субгалуззю животноводства является скотоводство. Поголовье крупного рогатого скота насчитывает более 11 млн. голов, 20% из которых молочные коровы (1999). Британские животноводы вывели много пород коров, овец, свиней, имеющих международную репутацию. Например, мясная порода Абердин Ангус или молочная порода Джерси известны во всем мире.

Наибольшей проблемой 90-х годов для скотоводства Соединенного Королевства стало заболевание синдром Крайтуфельда Якоба (бешенство). К середине 1994 г. этой болезнью были заражены 130 тыс. голов КРС. После запрета продавать телячьи внутренности в 1994 г. потребление говядины снизилось более чем на 10%. В связи с угрозой распространения этого опасного заболевания на континентальную Европу страны ЕС в середине 1990-х годов установили временное ограничение на импорт британской говядины.

На выращивании КРС специализируются Восточный Мидленд, Северо-Восточная Шотландия и Юго-Восточная Англия.

Динамично развивается свиноводство, которое распространено во всех районах страны, но больше всего - вблизи крупных городов, где есть отходы молочного животноводства и значительный спрос на готовую продукцию. Интенсивное свиноводство специализируется на выращивании беконного напівсального мяса, что является серьезной конкуренцией воловом мясу.

В Великобритании поголовье свиней достигает почти 8 млн. голов. Традиционной отраслью животноводства Великобритании является овцеводство (28,8 млн. голов, 1996 г.). Правда, в последние годы поголовье овец уменьшилось. Развивается как шерстяное, так и мясное овцеводство.

Высокопроизводительным является растениеводство. Среднегодовой сбор зерна балансирует на уровне 20-22 млн. т., картофеля - 7 млн. т., сахарной свеклы - почти 10 млн. т. (данные 1994-1999 гг.).

Растениеводство в основном специализируется на обеспечении животных кормами. Около двух третей посевных площадей занятых кормовыми культурами, в частности люцерной, рапсом, клевером. В закрытом грунте выращивают овощи, фрукты и зелень. В пригородной зоне также выращивают цветы и декоративные растения.

Развивается рыболовство. Причем когда рыбу ловили преимущественно в Северном море, сейчас же английские рыболовные суда уходят на промысел во все океаны и даже к берегам Антарктиды.

Рыбу разводят также в прудах и озерах, особенно в Шотландии и Северной Ирландии.

Основными районами выращивания зерновых Восточная Англия и территория Юго-Восточной Англии. Территорию к югу от Темзы называют " Садом Англии". Вокруг Белфаста (Северная Ирландия) тоже выращивают овощи, фрукты, ягоды, цветы.

Транспорт. Среди различных видов транспорта важнейшим для Великобритании остается морской.

Британский морской флот за водоизмещением (5,98 млн. брутто регистровых тонн) занимает восемнадцатое место в мире, второе - в Европе и первое - в Западном макрорегионе континента. Его доля на фрахтовом рынке мира сократилась с 10% в 1917 г. и 4% в 1984 г., до 1,3% на середину 1990-х годов. На морской флот сегодня приходится около 90% по весу и две трети по стоимости грузооборота государства. Великобритания имеет широкую сеть морских портов. Крупнейшими среди них по грузообороту есть порты Лондона, Ливерпуля, Манчестера, Белфаста. Среди специализированных портов (нефтеналивных) выделяются Милфорд-Хейвен, Саутгемптон, Іммінгем и те, что принимают многотоннажные рудовозами - Порт-Тобот, Редкар и др. С середины 1980-х годов, когда оживилась торговля с континентальной Европой, в частности со странами ЕС, все большее значение приобретают южные и юго-восточные порты Англии. Еще в начале XIX в. (1825 г.) в Великобритании открыты первые в мире железнодорожные линии: Стоктонська и Дарлінгдонська с паровозной тягой. В настоящее время железнодорожный транспорт работает с большой недогрузкой, выполняя только 8,6% грузооборота страны. Протяженность железных дорог во второй половине XX в. постоянно сокращается. За последние 10 лет, например, она сократилась на 2 тыс. км и составляет всего 17 тыс. км. Найінтенсивнішою по количеству перевозок является промышленно-городская ось Лондон - Ливерпуль. Растет загруженность самой длинной магистрали Лондон-Эдинбург. В связи с внедрением нового поколения вагонов и локомотивов, способных транспортировать сверхтяжелые эшелоны с повышенной скоростью, конкурентоспособность железных дорог растет. Все большую популярность приобретает 50-километровый евротуннель под Ла-Маншем, из которых 37 км проходят под водой, соединивший островную Великобританию с континентальной Европой (Франция). Туннель открыт в мае 1994 года.

Растет значение автомобильного транспорта, грузооборот которого по меньшей мере в 8 раз превышает железнодорожные перевозки. Страна имеет густую сеть автомобильных дорог - 161 км. на 100 км2 площади. Важнейшей автомагистралью является Лондон-Бирмингем-Манчестер-Глазго.

Внутренний водный транспорт утратил свое прежнее значение. Сейчас большинство каналов, соединяющих речную систему Великобритании, мало используются для судоходства, за исключением углубленных эстуариев крупных рек. В общем грузообороте доля перевозок водными артериями составляет всего 1,7%. При этом 20% указанных перевозок приходится на реки юго-восточной Англии, преимущественно на Темзу.

Особую роль в хозяйстве Великобритании играет трубопроводный транспорт, используемый для поставки нефти, природного газа из скважин шлейфа Северного моря до потребителей. Он обеспечивает перевозку 23% грузов. Трубопроводы прокладываются морским дном, что считается сложным технологическим процессом даже в современных условиях.

С 1999 года функционирует газопровод от английского города Бакстон в бельгийский Зебрюгге, куда уже поступает газ из норвежских морских промыслов.

Важное международное значение имеет воздушный транспорт. Ведь через аэропорты Великобритании осуществляются международные авиарейсы между Европой и США, а также между странами Северной и Южной Европы и Северной Африки. Главным международным аэропортом страны является Лондон (Хитроу, Гатвик), через которые ежегодно перевозится около 80 млн. пассажиров. Крупными аэропортами являются также Бирмингем, Манчестер и др.

Сфера услуг в Великобритании развита хорошо. Ее доля в ВНП в 1999 г. составила более 71%, несколько больше, чем в Германии. Причем объем услуг растет. Особенно высокими темпами развиваются финансово-кредитная сфера и торговля.

В финансово-кредитной сфере Великобритании особое место занимает банковское дело. Крупным банковским центром не только Соединенного Королевства, но и развитых стран мира выступает Лондонский Сити. Здесь сосредоточено значительное количество банковских активов (ценные бумаги, имущество, деньги). Доля Великобритании составляет более 13% всех банковских активов развитых стран мира.

Основой банковской системы являются коммерческие банки, в частности т. н. "Большая четверка" - "Барклейз Бэнк", "Нэшнл Вестминстер бэнк", "Лойдз бэнк" и "Мідлен бэнк". На них приходится более 90% всех вкладов в лондонские клиринговые банки.

Торговые банки Сити принимают активное участие в международных операциях. Семнадцать крупнейших торговых банков страны имеют более 140 подразделений почти в 50 странах мира.

Кроме того, Сити имеет свои представительства, филиалы и отделения в более 500 иностранных банках. В Лондоне больше всего представлены американские и японские банки, среди европейских стран - итальянские и французские.

Сфера деятельности банков давно вышла за рамки финансово-банковских операций. Они занимаются, кроме основной, факторською и лизинговой (арендной) деятельностью.

Важное место в сети занимают страховые компании. На их долю приходится 20% общего страхования развитых стран мира. Ведущими страховыми компаниями "Пруденшл", "Лічел энд дженерал", "Ройал", "Коммершел юнион" и др.

Значительными финансовыми центрами считаются Манчестер, Кардифф, Ливерпуль, Эдинбург.

Укрепляют свои позиции также специализированные кредитные учреждения, которые дают в аренду промышленное оборудование, средства транспорта и т.д.

В последнее время по доле в ВВП Великобритании на второе место выходит королевский двор, который оттеснил на третье место торговле. По количеству занятых первое место занимают услуги, не указываются как основные. Среди них выделяется реклама. В Великобритании существует несколько сотен специализированных рекламных агентств, которые организуют рекламную деятельность для промышленных, торговых, банковских и других компаний. Из общих затрат на рекламу впереди - пресса, далее - телевидение, почта, а следовательно - коммерческое радио и фильмы. Общие затраты на рекламу составляют почти 1,6 млрд. долларов СЕНА, что соответствует 1,5% ВВП страны.

Туризм. Второй по значимости отраслью сферы услуг выступает туризм. Ежегодно Великобританию посещают около 25 милл иностранных туристов. В частности из СЕНА прибывает 17%, из Франции - 13, Германии - 12, Ирландии - 7,5, Голландии - 5,5, Канады - 4%.

Иностранный туризм является прибыльной отраслью сферы услуг - ежегодно от него получают свыше 8 млрд. долларов. Большинство поездок в Великобританию осуществляется с целью отдыха (46%), а также посещение друзей, родственников (20%). Средняя продолжительность пребывания туристов в стране - около 12 дней. Максимальное количество туристов приходится на третий квартал (37%), минимальная - на первый (15%). Развитие иностранного туризма в Великобритании базируется на привлекательных природных ландшафтах, уникальных историко-культурных памятниках, широкой сети отелей с общим количеством 650 тыс. мест.

Особой атрактивнисть отмечаются историко-культурные памятники - ранней английской готики (соборы в городах Кентербери, Линкольн, Солсбери, Йорк, Эксетер, Лондон, эпохи классицизма (архитектурные ансамбли бальнеологического курорта Бат), здания современной архитектуры и т.д.

Привлекательностью и концентрацией художественных ценностей выделяется Лондон, где находятся такие известные в мире музеи, как Британский музей, Музей естественной истории, Музей науки, Музей Виктории и Альберта (прикладного искусства), Королевская обсерватория и Морской музей в Гринвиче, картинные галереи, Музей восковых фигур мадам Тюссо и др.

Привлекают туристов также королевские дворцы - Букингемский, Виндзорский и Хэмптон-Кортский, а также Вестминстерское аббатство, где короновались и нашли свой вечный покой почти все британские монархи. На особое внимание заслуживают английские парки - Сент-Джейнс, Бин, Риджент-парк и Гайд-Парк. Последний известен не только в Англии "уголком ораторов".

Известным туристским центром Великобритании является м. Стратфорд-апон-Эйвон-парк, где родился Шекспир, университетские центры в Кембридже и Оксфорде.

Жители Великобритании тоже принимают участие в международных поездках. Ежегодно в заграничные странствия выезжает не менее 25 млн. человек. В основном - в страны Европы (более 50%). Самыми популярными являются поездки до Франции, Испании и Ирландии.

Организацией туризма занимается около 460 компаний. Самые популярные из них - "Томсон Холідейз", "Інтерсан", Хорайзон", "Бы. А. турс" и др.

Большое внимание развитию отечественного туризма уделяет правительство: значительные субсидии расходуются на сохранение и восстановление ландшафтов, строительство гостиниц, спортивных комплексов, снижаются налоги на отдельные виды туристского обслуживания.

Внешние экономические связи. На протяжении веков Соединенное Королевство больше ввозила товаров, чем вывозившее. Эта тенденция сохранилась до наших дней. Так, в 1999 г. импорт превысил экспорт на 51,4 млрд. долларов, при экспорте товаров на сумму 268,9 млрд. долларов и импорте - 320,3 млрд. долларов. Правда, в послевоенный период (1956, 1958, 1971, 1980-1982 гг.) доминировал экспорт.

В структуре внешней торговли Соединенного Королевства за последние три десятилетия произошли ощутимые изменения, особенно в экспорте минерального топлива. Если в 1970 г. экспортировалось 2,6% сырой нефти, то в 1999 г. она почти удвоилась, несколько сократилась доля машиностроения. В группе готовых изделий и полуфабрикатов наблюдалось увеличение товаров электротехнической и химической промышленности. По экспорту продукции химической промышленности Соединенное Королевство занимает третье место в мире, после Германии и США, где преобладает продукция тонкого химического синтеза.

Из продукции машиностроения экспортируется авиационная техника, особенно реактивные двигатели и газовые турбины, научные приборы, электронная техника, а также насосно-компрессорное и дорожно-строительное оборудование. Несколько уменьшился экспорт сельскохозяйственных тракторов и автомобилей, металлообрабатывающих станков.

В структуре экспорта промышленных изделий Соединенного Королевства высокий удельный вес занимает продукция общего машиностроения. По доле химических товаров, электротехники, транспортных средств Великобритания уступает Германии, но частично преобладает Францию. Важное место во внешней торговле страны занимает экспорт оружия и военного снаряжения.

Изменилась товарная структура импорта. В нем возрос удельный вес готовых изделий и полуфабрикатов (с 50,6 до 85% за 1970-1999 гг.). Сократилась доля продовольствия. Импорт готовых изделий и полуфабрикатов вырос за счет товаров с более высоким уровнем обработки.

Наибольшие изменения произошли в структуре импорта машин и оборудования. Доля этих товаров возросла с 16,6 почти до 60,0%. Резко возрос ввоз легковых автомобилей и другой техники.

В импорте химических товаров ведущее место занимают химикаты производственного назначения, а также синтетические смолы и пластмассы.

Из нефтепродуктов Соединенное Королевство импортирует главным образом более тяжелую ближневосточную нефть, на которую сориентированы мощности нефтепереработки. Страна также ввозит уголь, преимущественно коксующийся, и примерно четверть природного газа от существующей потребности.

В структуре импорта продовольственных товаров около 20% приходится на мясные продукты, овощи и фрукты, зерновые, кофе, какао, чай, табак. Уменьшилась доля сырья. Это связано со снижением потребности на металлы и текстильное сырье. В частности в Великобритании с импортируемых руд выплавляют почти все основные цветные металлы, при этом 80% продукции отрасли приходится на производство алюминия.

Ведущее место среди стран Европы Соединенное Королевство занимает в импорте лесоматериалов и целлюлозы. Доля импорта древесины составляет почти 90% от общей потребности.

Во внешней торговле тесные связи Соединенное Королевство имеет с развитыми странами, в частности ЕС (56,9% в экспорте и 54,0% в импорте товаров). С развивающимися странами, удельный вес экспорта и импорта по всем основным товарным группам снизилась. Это связано с относительным сокращением ввоза из этих регионов продовольственных и сырьевых товаров.

Великобритания постепенно расширяет связи с Украиной. В феврале 1993 г. в Лондоне подписан договор между Украиной и Великобританией о принципах отношений и сотрудничества. Доля во внешнем торговом обороте Украины с Великобританией составляет 0,97%.

Территориальная структура хозяйства. Исследователи Великобритании выделяют на ее территории одиннадцать экономических районов, которые характеризуются историческими особенностями формирования хозяйства в основных историко-географических областях - Англии, Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии.

Англия. В ее состав входят Юго-Восточный (Столичный), Западно-Мідлендський, Восточно-Мідлендський, Ланкаширский, Йоркширский, Северо-Восточный, Северо-Западный и Юго-Западный экономические районы. В отличие от других историко-географических областей Англия не имеет внутренней самоуправления, или автономных учреждений. Однако ее метропольне господство в экономике, культуре, политике очевидное. Англия занимает примерно половину площади острова Великобритания (130,4 тыс. км2). На севере граничит с Шотландией, на западе - с Уэльсом. Вся остальная территория омывается морскими и океаническими водами.

До XVIII в. экономика Англии имела аграрную направленность. В XVIII - XIX вв. - это уже индустриально-аграрная страна с ведущими отраслями машиностроения, а также сталеварною, металлообрабатывающей, текстильной, судостроительной отраслями, наиболее развитыми в северо-восточной части. Кризис традиционных отраслей в 30-е годы XX в. обусловила заметное смещение рабочей силы в юго-восточные графства, где успешнее развивались автомобильная, химическая, электроэнергетическая и другие отрасли экономики.

Среди экономических районов Англии наиболее развитым является Юго - Восточный (Столичный) район. Особенно высок удельный вес района в электротехнической, электронной, автомобильной, авіаракетній, химической отраслях промышленности, а также в транспорте, торговле, финансовой сфере.

По уровню развития Юго-Восточный район делят на три пояса (микрорайоны) - Большой Лондон, Внешний метрополітенівський пояс и Внешний Юго-Восток.

Перед Второй мировой войной ускоренными темпами развивался Большой Лондон. В 40-60-е годы XX века. - Внешний метрополітенівський пояс и начиная с 70-х годов, - Внешний Юго-Восток. Об этом свидетельствуют также миграционные потоки населения. Если в первые послевоенные годы люди переселялись из столицы во Внешней метрополітенівський пояс, то уже в 70-80-е годы - на периферию Востока и даже в соседние экономические районы, в частности в Юго-Западный.

Важное значение для разгрузки Большого Лондона и изменения пространственной структуры расселения и размещения хозяйства района сыграли новые города, а именно Стивенидж (1946 г. основания), Крош (1947 г.), Хэмел-Хемпсмід (1947 г.), Харлоу (1947 г.), Хатфілд (1948 г.), Бразілдон (1949 г.), Милтон-Кенс (1967 г.), Нортгейптон (1968 г.) и др., что разместились в пределах 35-100 км от Лондона. Такие города ориентированы на новые танайновіші отрасли промышленности - электронику, авиаракетную, приборостроения, автомобильной и сферу услуг. В частности, в пригороде Лондона размещаются мировой славы университетские центры - Оксфорд и Кембридж.

Лондон, как столица Соединенного Королевства, является портом и финансовым центром мирового значения. Этому способствует его выгодное экономико - географическое расположение, удобный выход к морю, близость высокоразвитых стран европейского континента и важных мировых торговых путей.

Сельское хозяйство Столичного района - это многоотраслевое высокотоварное земледелие, которое специализируется на производстве зерна, сахарной свеклы, овощей, продукции садоводства. Животноводство специализируется на откорме свиней, птицы, скота.

Западный Мидленд - второй по значению район страны. Главная его специализация - производство автомобилей, станков, электротехники, вооружение. Район славится ювелирными изделиями, фарфоро-фаянсовой продукцией, обработкой цветных металлов.

Главным промышленным, транспортным, культурным и административным центром района является г. Бирмингем. Крупными городами являются также Ковентри, Сток-он-Трент и др.

В сельском хозяйстве преобладает молочное животноводство.

Восточный Мидленд специализируется на легкой промышленности - производстве трикотажа, обуви, а также в самолетостроении. На каменном угле южной части Йоркширского бассейна работают ТЭС. Крупнейшими промышленными и культурными центрами являются города Ноттингем, где производят товары легкой промышленности, станки, авіадеталі, лекарства, электротехнику. Здесь расположен университет. Дерби - транспортный узел, центр железнодорожного машиностроения, авиастроения; Лестер и Нортхемптон - основные производители обуви в стране.

В пределах Англии выделяются также Ланкашир и Йоркшир как экономические районы. Первый из них исторически специализируется на текстильной, главным образом, хлопковой промышленности, с центром в Манчестере. Новая его специализация - химия, цветная металлургия и различные отрасли машиностроения.

Йоркшир исторически специализируется на производстве шерстяных тканей, а также в металлообрабатывающей отрасли. Новой специализацией является высококачественная металлургия и современные отрасли машиностроения.

Йоркшир в последние десятилетия достиг некоторых преимуществ. Это связано с переориентацией торговли на страны Европейского Союза, в который входит и Великобритания, поэтому перспективными стали восточные порты района.

Северные районы Англии, в частности Северо-Западный и Северо-Восточный, специализирующихся на "старших" отраслях (угольной, металлургической, текстильной и т.д.) при недостаточном развития новых и новейших отраслей и характеризуются относительно слабым развитием сферы услуг и инфраструктуры в целом.

Северо-Восточный район. Кроме старых и кризисных отраслей, в частности каменноугольной промышленности, черной металлургии и судостроения, в районе развивается химическая промышленность. Государство также поддерживает развитие предприятий электротехнической и швейной промышленности. Тіссайдський промышленный узел известен не только в районе, но и во всей Великобритании как центр производства чугуна, стали, проката. Важной отраслью специализации является химическая промышленность (органическая и неорганическая), что в последнее время использует североморскую нефть. Комплекс нефтепереработки и нефтехимии развивается в Уилтоне, Біллінгемі, Тіспорті. Индустрия сосредоточена в прибрежной зоне района.

На равнинах развивается молочное, в предгорьях - мясное животноводство.

Северо-Западный район занимает полуостров Камберленд. Особенности рельефа позволяют на побережье и по окраинам горного массива заниматься земледелием, мясным и молочным скотоводством. Горная местность используется для животноводства - разведение овец и молодняка крупного рогатого скота, а также для развития туризма.

В районе добывается незначительное количество угля, функционируют предприятия черной металлургии, металомістке машиностроение и химическая промышленность. Важным промышленным центром является Барроу-ин-Фернесс, где развивается металлургия, судостроение, в частности производство подводных лодок и другой продукции машиностроения.

Юго-Западный район относят к перспективных районов Англии. Это объясняется его экономико - географическим расположением - непосредственным выходом к морю через удобные порты (Бристоль, Плимут), близостью к Столичному района и т.д.

Главным промышленным узлом района является порт Бристоль, специализирующаяся на авіаракетній, пищевой, химической промышленности и цветной металлургии.

Плимут - известная военно-морская база и центр небольших курортов, развившиеся на побережье Английского канала.

Сельское хозяйство специализируется на молочном скотоводстве, базой для которого являются естественные пастбища.

Шотландия - наиболее отдаленный северный район Великобритании. Она занимает примерно треть площади острова (73,2 тыс. км2). На юге граничит с Англией. С других сторон омывается водами Атлантического океана и Северного моря.

Сегодня Шотландия является административной автономией. Здесь проживает пять млн. человек.

До недавнего времени главным минеральным ресурсом края было угля. Сегодня его добыча на значительных глубинах стал нерентабельным, и в конце 80-х годов прошлого века численность действующих шахт уменьшилось. Среди других минералов, залегающих в Шотландии, но не имеют промышленного значения, являются золото, серебро, хром, доломиты, торф. На сегодня самым ценным ресурсом является нефть, залегающая в шельфе Северного моря. Центрами нефтяной индустрии стали Абердин и частично Шетлендз.

Важную роль в шотландской экономике играют морские ресурсы. Например, более две трети вылова рыбы в Великобритании приходится на Шотландию.

Если в прошлом развитие промышленности базировался на добыче угля, производстве стали, судостроении, то в последнее время эти отрасли стали неконкурентоспособными, в связи с уменьшением спроса на их продукцию.

Шотландия всемирно известна как крупнейший производитель виски.

Значительным финансовым центром и столицей края является Эдинбург (440 тыс. жителей), который по объему финансовых операций в стране уступает только Лондону.

Благодаря работам, связанным с разработкой нефти, значительно улучшилось транспортное сообщение на востоке и севере края. Развивается сфера услуг. В сельском хозяйстве преобладают молочное животноводство и земледелие. Последнее специализируется на выращивании картофеля, ячменя, овса, пшеницы. Гористая местность очень удобна для выпаса овец.

Уэльс занимает півострівну территорию Великобритании площадью 20,7 тыс. км2.

Одним из главных ресурсов Уэльса традиционно остается каменный уголь, однако его добыча в последнее время заметно уменьшился.

Промышленность испытывает реструктуризации: происходит постепенный переход от "димарних" производств к высокотехнологичным. Важное значение набирают газоперерабатывающая, металлообрабатывающая отрасли, общее машиностроение, особенно в юго-восточной и северо-восточной частях района. Так, юго-восток Уэльса выделяется самой большой в Британии концентрацией японского капитала - в основном в электронную отрасль; развитые здесь машиностроение и фармацевтическая промышленность. В Уэльсе размещается ряд морских портов общегосударственного значения: порты Холіхед и Фішгард являются важными узлами Ирландско-Британских морских сообщений, а порт Милфорд-Хейвен - одним из важнейших нефте-импортирующих и нефтеперерабатывающих центров Европы. Центром авиаперевозок является Кардіффське аэродром, а сам Кардифф (270 тыс. жителей) является административной столицей" Уэльса.

В горной части Уэльса разводят крупный рогатый скот и овец. В прибрежной полосе района развивается интенсивное сельское хозяйство, где преобладает молочное скотоводство.

Северная Ирландия, или Ольстер, происходит от исторической области в Ирландии, захваченной англичанами и шотландцами в XVII ст. Ее экономика почти полностью интегрирована в хозяйство Соединенного Королевства.

Северная Ирландия бедная на полезные ископаемые. Хотя большая часть вывозной продукции, которая здесь производится, - промышленные товары. Это обстоятельство вызвало большую зависимость Северной Ирландии от импорта сырья (среди собственных ресурсов преобладает сырье для цементной и кирпичной промышленности).

В Соединенном Королевстве Ольстер имеет самый низкий уровень экономического развития. И хоть здесь наивысшей является занятость в сельском хозяйстве, специфические погодные условия не позволяют выращивать высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Однако они создают максимально благоприятные условия для выпаса скота (трава растет круглый год). Отсюда и основная специализация аграрного сектора - разведение молодняка, который продается на откорм в Англию. Разводят также свиней, в горной местности - овец. Три четверти земли занимают кормовые угодья, а остальное - овес, картофель, лен.

Экономическим, административным и культурным центром Северной Ирландии Белфаст (302 тыс. жителей, с пригородами 550 тыс.). Ведущая отрасль - машиностроение, в котором выделяется судостроение, а также авиастроение и электротехника. В районе развита льняная промышленность, табачная и пищевая.

В характере расселения Северной Ирландии преобладают небольшие города. За последние двадцать лет расширилась сфера услуг: образование, медицина, финансово-банковское дело. Занятость в этой сфере выросло почти втрое. Значительные возможности для развития имеет туризм. Однако политическая нестабильность не способствует паломничеству туристов и стабильному развитию экономики.