ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
УРОК № 66
Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Словосочетание и предложение»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о словосочетании и предложении как синтаксических единицах; развивать умения логично и последовательно мыслить, правильно интонировать и писать простые предложения с учетом цели высказывании; воспитывать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.
ХОД УРОКА
Знание есть сила, сила есть знание.
Ф. Бэкон
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
2. Словарный диктант с грамматическим заданием.
— Запишите слова, составьте словосочетания с разными видами подчинительной связи.
— Определите главное слово в словосочетании, укажите чем оно выражено.
— Составьте 3 разных по цели высказывания предложения, выделите грамматическую основу.
Демонстрация, грандиозный, иллюминация, карнавал, колонна, колоссальный, костюм, миновать, магистраль, митинг, оратор, парад, плакат, проспект, салют, транспарант, фейерверк, факел, шествие.
3. Беседа.
1) Что такое словосочетание?
2) Чем предложение отличается от словосочетания?
3) Назовите типы словосочетаний.
4) Какие существуют виды подчинительной связи в словосочетаниях?
5) Что называется грамматической основой предложения?
6) Как делятся предложения по цели высказывания?
7) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?
8) Как делятся предложения по количеству главных членов в грамматической основе?
9) Как делятся предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов?
IV. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Выполнение тестовых заданий по вариантам.
(Возможна взаимопроверка работ учащимися.)
I вариант
1. Укажите, где предложение, а где словосочетание.
1) На пушистых ветках.
2) Явилось солнце.
3) В сонной тишине.
4) Поет гроза.
5) Скрылась за рекой.
6) Укрыться от мороза.
2. Укажите тип словосочетания (глагольное, именное, наречное).
1) Сформулировать тезис;
2) желанный финиш;
3) светлее солнца;
4) охотно командовать;
5) искусство резьбы;
6) участвовать в походе.
3. Обозначьте знаком х главное слово в словосочетаниях.
1) Далеко живет;
2) говорил улыбаясь;
3) читая книгу;
4) синева неба;
5) свежеиспеченный хлеб;
6) упасть навзничь.
4. Укажите вид связи слов в словосочетании.
1) Пришел мириться;
2) спроси о знакомых;
3) не ел первого;
4) знает хорошо;
5) трех книг;
6) большой дом.
5. Поставьте нужный знак в конце предложения и определите его вид по цели высказывания.
1) Печально склоняется ива у братских солдатских могил
2) Что может быть милее бесценного родного края
3) Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни
4) Куда мне от памяти деться
5) К старому возврата больше нет
6) Осень смуглая в подоле красных листьев принесла
6. Укажите, простым или сложным являются предложения.
1) По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.
2) Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
3) Допевали петухи, ночь мешалась с днем.
4) Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами.
5) Луна стояла над крышей каменного дома, но ее свет не затмевал звезд.
6) Снегирь висел на ветке, а Алеша стоял перед ним.
7. Укажите, распространенным или нераспространенным являются предложения.
1) День бледнеет понемногу.
2) Вечер стоял безветренный, морозный.
3) Облако за месяц зацепилось.
4) Светало трепетно и нежно.
5) Мелькают часовни, колодцы, околицы.
6) Догорай, мое сердце, боли, холодей.
8. Укажите двусоставные предложения.
1) Воспитывайте свой вкус и мышление.
2) Не страшны нам ничуть расстоянья.
3) Кто морю возвратил тепло и свет?
4) Обед шел полным ходом.
5) Поезд мчался, подгоняемый Алешиным нетерпением.
6) В налипшей глине сапоги как гири.
II вариант
1. Укажите, где предложение, а где словосочетание.
1) Мгла расходится.
2) Благоухает сад.
3) На лиловом небе.
4) Звонко побежала.
5) В море лесов.
6) Независим от погоды.
2. Укажите тип словосочетания (глагольное, именное, наречное).
1) Играть гамму;
2) колоссальное сооружение;
3) направо от дороги;
4) признавать превосходство;
5) очень искренний;
6) возвращаться домой.
3. Обозначьте знаком х главное слово в словосочетаниях.
1) Приехал летом;
2) шумные воды;
3) мне нравится;
4) сильно дрожал;
5) помахивая платком;
6) пошли купаться.
4. Укажите вид связи слов в словосочетании.
1) Двух капель;
2) переглянулись молча;
3) подошел к столику;
4) вся страна;
5) потихоньку разгораться;
6) склонясь над ручьем.
5. Поставьте нужный знак в конце предложения и определите его вид по цели высказывания.
1) Ты о чем поешь, золотая рожь
2) Как хороши, как свежи были розы в моем саду
3) Спят деревья в лесах от корней до вершин
4) Сухие листья под тусклым ветром что говорят нам, нам шепчут что
5) Над миром горестным шумела неистребимая весна
6) Как светла, как нарядна весна
6. Укажите, простым или сложным являются предложения.
1) Неудачи огорчали Андрея, но быстро забывались.
2) Самолюбие его было удовлетворено, но сердце страдало.
3) Матрос вздрогнул, но не отступил.
4) Прошел час, другой, а мальчик все не возвращался.
5) Хозяйка накрыла Катю стеганым одеялом, а сверху полушубком.
7. Укажите, распространенным или нераспространенным являются предложения.
1) Расцветали яблони и груши.
2) Вечер освещен сияньем снега.
3) Тропки завалило, занесло.
4) Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги.
5) Тьма населилась звездами.
6) Был труден бой.
8. Укажите двусоставные предложения.
1) Воздух в саду был холоден как стекло.
2) Снега высокие сойдут, и солнце выпьет влажный след.
3) Настороженная, тревожная тишина леса.
4) Небо как колокол.
5) На рассвете в долинах теплом и черемухой веет.
6) Друга узнают в несчастье.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Оценивание учебных достижений учащихся.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал по теме «Простое предложение».
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).