Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

 

УРОК № 65

Тема. Тематическая контрольная работа. «Обособленные члены предложения». Тестирование. Контрольное аудирование*

 

Цель: оценить уровень учебных достижений учащихся по изученной теме; определить недостатки в ходе усвоения языкового материала; проверить навыки восприятия незнакомого текста, его понимания, запоминания; развивать умение работать с тестами; воспитывать ответственное отношение к учебе.

Оборудование: тестовые задания в двух вариантах, текст для аудирования и задания к нему.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

 

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1. Инструктаж по выполнению тестовых заданий.

2. Выполнение учащимися тестовых заданий.

I вариант

Начальный и средний уровни

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

Прочитайте текст (цифры в скобках обозначают номера предложений) и выполните задания 1—4.

(1) Пройдя узкую тропинку мы вышли на лесную дорогу, черную от грязи, всю истоптанную следами копыт и изборожденную колеями, полными воды. (2) В ней отражался пожар вечерней зари. (3) Мы шли обочиной дороги, сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями, еще не высохшими после снега.

(По А. Куприну)

 

1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

а)   первом; √

б)    втором;

в)    третьем.

2. Обособленным определением осложнено предложениях:

а)   первое; √

б)   второе;

в)   третье. √

3. Обособленное обстоятельство есть в предложении:

а)    первом;

б)    втором;

в)    третьем.

4. Обособленное определение выражено причастным оборотом в предложениях:

а)   первом; √

б)   втором;

в)   третьем. √

5. Установите соответствие между предложениями и их характеристиками. (Знаки препинания отсутствуют.)

(Правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)

1. Предложение с обособленным определением

 

2. Предложение с обособленным приложением, выделяющимся при помощи тире

3. Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

4. Предложение с обособленным дополнением

 

5. Предложение с уточняющим членом предложения

А. Филин сидел на перемете выбрав место посумрачнее торчком подняв уши выкатив желтые слепые зрачки. (И. Бунин)

Б. Люблю до дыр зачитанные книги. (Е. Матусовский)

 

В. Петух запел оратор деревень. (М. Светлов)

 

Г. Желтый месячный свет глядевший в пустоты окон не мешался с темнотой только увеличивал ее. (И. Бунин)

Д. Вот здесь вдали от любопытных глаз береза шелестела молодая. (М. Исаковский)

Е. Садик кроме дубов елей и кедров был наполнен фруктовыми деревьями и цветочными кустами. (И. Гончаров)

 

Достаточный уровень

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Осторожно изнемогая от неги пели ночные соловьи состязаясь друг с другом в сладости и тонкости песен в их чистоте тщательности звучности. (И. Бунин)

3 балла

 

Высокий уровень

Напишите письмо другу о событиях из школьной жизни. Используйте в письме обособленные члены предложения.

3 балла

 

II вариант

Начальный и средний уровни

(Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

Прочитайте текст (цифры в скобках обозначают номера предложений) и выполните задания 1—4.

(1) На самом берегу приютился среди скал маленький, затонувший в зелени дом. (2) Фасад его обращенный к морю весь завешен тяжелою массою ярко-лиловых цветов. (3) Выше, с камней террасы, густыми ручьями льется красная герань. (4) Краски веселы, берег кажется ласковым и гостеприимным, мягкие очертания гор зовут к себе, в тень садов. (М. Горький)

1. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

а)    первом;

б)   втором; √

в)    третьем;

г)    четвертом.

2. Уточняющие члены предложения есть в предложениях:

а)    первом;

б)    втором;

в)   третьем; √

г)   четвертом. √

3. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом, есть в предложении:

а)    первом;

б)   втором; √

в)    третьем;

г)    четвертом.

4. Распространенное согласованное определение не обособляется в предложении:

а)   первом; √

б)    втором;

в)    третьем;

г)    четвертом.

5. Установите соответствие между предложениями и их характеристиками. (Знаки препинания отсутствуют).

1. Предложение с обособленным нераспространенным определением

2. Предложение с обособленным приложением

3. Предложение с обособленным обстоятельством

4. Предложение, в котором союз или присоединяет уточняющее приложение

5. Предложение с причастным оборотом

А. Здравствуй пестрая осинка ранней осени краса. (А. Твардовский)

Б. Дорога белела освещенная месяцем. (К. Паустовский)

В. Виднелись или необработанные песчаные равнины или далекие горы. (И. Гончаров)

Г. Из леса выбежав березка одна стояла на юру (Р. Рождественский)

Д. Клюква или журавлина растет на болотах вплоть до Полярного круга. (Из журнала)

Е. Зеленые холмы и овраги сменились дикими каменными утесами черными или седыми. (И. Гончаров)

 

 

 

Достаточный уровень

Запишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните его синтаксический разбор.

Солнце обойдя дом и уже переходя на западное небо зеркально заглядывало под сосны и пихты своими хвойными ветвями осенявшие балкон. (И. Бунин)

3 балла

 

Высокий уровень

Опишите внешность вашей бабушки, мамы, папы, сестры, брата (на выбор), используя обособленные члены предложения.

3 балла

 

3. Проведение контрольного аудирования.

1) Чтение учителем текста для аудирования.

 

Праздничный Пирог

Это было не так уж давно для тех, кто умеет помнить, и не так уж далеко для тех, кто не боится дороги. Была на свете деревня, и называлась она Большой Вуттон.

Населяли деревню в те времена люди зажиточные, а по характеру разные, как и везде,— были хорошие, были плохие, были и такие, о ком не скажешь, хорошие они или плохие.

И все же это была не совсем обычная деревня. Она славилась на всю округу мастерством своих ремесленников, но более всего поваренным искусством. В деревне была большая Кухня, она принадлежала Общему Совету, и Мастер Повар считался очень значительным лицом. Дом Повара и Кухня примыкали к Чертогу, самому большому и старому зданию в деревне и самому прекрасному. Его построили давным-давно из хорошего дуба и хорошего камня и с тех пор всегда о нем заботились, но заново не красили и не обновляли позолоту. Жители деревни собирались здесь, чтобы поспорить и посудачить, отметить общий праздник или семейное торжество. Поэтому у Мастера Повара хлопот был полон рот: на каждый случай требовалось наготовить множество разнообразных блюд. В этой деревне любили праздники, а какой праздник без обильного и вкусного угощения?

Хотя праздники бывали частенько, только один приходился на зиму, и его ждали с особым нетерпением. Веселье продолжалось целую неделю, а в последний день на закате солнца устраивали Праздник Хороших Детей. Гостей собиралось не так уж много, и не все из них заслуживали этой чести; некоторые попадали на Праздник по ошибке, а о других, напротив, несправедливо забывали. Ничего не поделаешь, так нередко случается, как бы ни старались все предусмотреть. А самое главное было — вовремя родиться, потому что Праздник отмечался лишь раз в двадцать четыре года и приглашенных бывало столько же — двадцать четыре. В этот день все ждали, что Мастер Повар превзойдет самого себя. По традиции, кроме множества всяких лакомств, он должен был испечь Большой Пирог, который люди поминали добрым или недобрым словом до конца дней Мастера,— Пирог всегда оказывался единственным в его жизни.

...И вот Пирог стоял в центре праздничного стола, в кольце из двадцати четырех свечей. Середина его была сделана в форме белой горы, по краям росли деревца, покрытые как бы слоем инея, а вершину венчала крошечная белая фигурка. Она стояла на одной ножке, как танцующая снежинка, и протягивала вперед сверкающую волшебную палочку.

Дети смотрели на нее широко открытыми глазами, многие хлопали в ладоши:

— Какая хорошенькая! Совсем как волшебная!

Такие слова очень порадовали Повара, а Ученик, напротив, казался огорченным. Они оба стояли поблизости, Мастеру предстояло вскоре разрезать пирог на куски, а для этого Ученик должен был наточить нож и подать ему.

Наконец Повар взял в руки нож и выступил вперед.

— Должен вам сказать, дорогие мои,— начал он,— что под этой великолепной глазурью скрывается очень вкусный пирог: он был сделан из всевозможных лакомств, но, кроме этого, вы найдете в нем много разных безделиц, монеток и прочего, а это, говорят, приносит счастье. Их там как раз двадцать четыре — по одной на каждого, если, конечно, Королева Фей будет справедлива. А она может и пошутить — она такая озорница! Спросите хоть моего Ученика.

Но Ученик в этот момент отвернулся и вглядывался в лица детей.

— Ах, да! Чуть не забыл,— продолжал Повар,— этих безделушек сегодня двадцать пять, а двадцать пятая — серебряная звезда, волшебная, как говорит мой Ученик. Так что будьте осторожны. Если кто-нибудь из вас сломает об нее свои зубки, то волшебство горю не поможет. Но все равно ее-то, я думаю, вам будет особенно приятно найти.

Пирог был очень вкусен, и, конечно, никто бы не посетовал, окажись он куда больше. Всем досталось по хорошему куску, но на добавку не хватило. Куски быстро исчезали, то и дело кто-нибудь находил монетку или какую-то безделицу — кто одну, кто две, а кто и ни одной. Ведь счастье не разделишь поровну между всеми, и никакая кукла с волшебной палочкой этому не поможет.

Но вот весь пирог был съеден, а волшебной звезды в нем так и не нашли.

— Чудеса,— сказал Повар.— Значит, она была все-таки не серебряная. Не иначе как она растаяла. А может быть, Ученик прав: звезда и впрямь была волшебная и вернулась обратно в Волшебную Страну? Ну, тогда она оставила нас всех в дураках.— И он, ухмыльнувшись, посмотрел на Ученика, а Ученик посмотрел на него своими темными глазами, и во взгляде его не было улыбки.

Серебряная звезда и вправду была волшебная, кто-кто, а Ученик не мог в этом ошибиться. А случилось вот что! Один из мальчиков проглотил ее и даже не заметил.

Потом мальчик часто думал о том, куда же девалась звезда, и не знал, что она находилась в нем самом. Звездочка притаилась, ожидая своего часа, и мальчик совсем ее не чувствовал.

(747 сл.)                        (По Дж. Р. Р. Толкиену)

 

2) Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.

1. Каков тип данного текста?

а)    Описание;

б)   повествование; √

в)    рассуждение.

2. Чем больше всего славилась деревня Большой Вуттон?

а)    Своими размерами;

б)    хорошими людьми;

в)   поваренным искусством. √

3. Из чего было построено здание Чертога?

а)   Из дуба и камня; √

б)    из кирпича и жести;

в)    из бетона и стекла.

4. Праздник Хороших Детей отмечался:

а)    один раз в 6 лет;

б)    один раз в 12 лет;

в)   один раз в 24 года. √

5. Традицией Праздника являлся:

а)   Большой Пирог; √

б)    хоровод;

в)    фейерверк.

6. Вершину Пирога венчала фигурка:

а)    волшебника с посохом;

б)   феи с волшебной палочкой; √

в)    гнома с котомкой.

7. Монетки и разные безделицы в Пироге запекали:

а)   на счастье; √

б)    в шутку;

в)    для конкурса.

8. Двадцать пятой безделушкой была:

а)    куколка;

б)   серебряная звезда; √

в)    медная пуговица.

9. Кто резал Пирог?

а)   Мастер Повар; √

б)    Ученик;

в)    один из детей.

10. Что произошло с волшебной звездой?

а)    Она сразу проявила себя;

б)    она исчезла бесследно;

в)   она ожидала своего часа. √

11. Кто на Празднике был самым серьезным?

а)   Ученик; √

б)    мальчик;

в)    Мастер Повар.

12. Что представляет собой выражение «звездочка притаилась»?

а)    Эпитет;

б)    сравнение;

в)   метафору. √

 

4. Организационный момент.

(Учитель, собрав тетради для контрольных работ, дает ответы на вопросы, которые возникли у учащихся во время выполнения тестовых заданий.)

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Составьте возможный диалог волшебной звезды.

2. Задание высокого уровня: напишите продолжение истории, изложенной в тексте.

__________________________________________________________________

* Учитель также может использовать издание: Л. Д. Донина, Ю. Н. Тельпуховская. Русский язык. 8 класс (для украинских школ). Комплексная зачетная тетрадь для тематического оценивания.— Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2008.