Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЕ

 

УРОК 68

ЭКСКУРСИЯ

Тема. Распознавание растений по особенностями строения вегетативных органов

 

Цель. Закрепить знания учащихся о разнообразие листьев, стеблей и корневых систем и особенности строения вегетативных органов у разных растений.

Оборудование: блокноты, карандаши, бинокль, фотоаппарат и т.д.

И. Подготовка к экскурсии.

1. Подготовка учителя к экскурсии.

Заранее определить:

• Место проведения экскурсии: поле, лес, сад, луга, городской парк, берег реки или озера и т.д.

• Маршрут и объекты наблюдений. Следует обратить внимание на видовой состав растений. Учителю следует уточнить названия растений, с которыми он планирует работу, их принадлежность к классу и семьи (систематическое положение), а также особенности строения их вегетативных органов.

2. Ознакомление учащихся с задачами экскурсии.

 

II. План проведения экскурсии.

1. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами экскурсии, прогнозирование того, что они смогут изучить и наблюдать.

2. Разделение класса на группы и получение соответствующего задания.

3. Беседа или рассказ (при прибытии к объекту наблюдения) о важнейшие признаки объекта, на которые следует обратить особое внимание.

4. Самостоятельная работа в группах.

 

III. Проведение экскурсии.

А) Беседа

• По каким признакам растения разделяют на низшие и высшие? Какие отделы высших растений растут в вашей местности? Приведите примеры. Установите их систематическое положение. За какими особенностями строения вегетативных органов их можно отличить от других?

• По каким признакам органы растений разделяют на вегетативные и репродуктивные? Какие вы знаете виды корней и типы корневых систем? Какие вам известны видоизменения корня?

• Какие вы знаете виды листьев? Приведите примеры растений с определенными видами листьев. Что такое листкорозміщення? Какое оно бывает?

• Какие вы знаете виды стеблей? Для каких растений они характерны?

• Как вы считаете, есть строение вегетативных органов определяющей для установления систематического положения и названия растения?

Б) Самостоятельная работа в группах:

Задание для группы 1. Найти растения отдела Мохообразные и Покрытосеменные (отделы можно изменять в соответствии с видового состава растений в определенной местности). Уточнить у учителя, не являются ли они редкими и при условии отрицательного ответа собрать по несколько растений каждого отдела. Опишите вегетативные органы собранных растений и попробуйте с помощью школьного определителя установить систематическое положение и названия растений. Окончательное название растения определите с учителем. Засушите собраны растения и изготовьте гербарий для дальнейшего использования его на уроках.

Задание для группы 2. Найти растения отделов Хвощеподібні или Папоротникообразные и Покрытосеменные. Уточнить у учителя, не являются ли они редкими и при условии отрицательного ответа собрать по несколько растений каждого отдела. Опишите вегетативные органы собранных растений и попробуйте с помощью школьного определителя установить систематическое положение и названия растений. Окончательное название растения определите с учителем. Засушите собраны растения и изготовьте гербарий для дальнейшего использования его на уроках.

В) Доклады учащихся по результатам выполненных заданий.

Г) Обобщающая беседа.

• Растения которых отделов, классов и растений вы собрали на экскурсии?

• Какие вегетативные органы характерны этим растениям?

• Хватило ли вам полученных на уроках навыков для самостоятельного определения данных растений? Можно ли их вообще определить без знаний о генеративные органы?

• Сделайте вывод, строение которых органов является определяющей для установления систематического положения растения (вывод сделать отдельно по покритонасінними растениями и за мохоподібними, хвощеподібними и: папоротеобразными отдельно).

 

IV. Итоги экскурсии.

Самооценивание учащимися своих знаний и практических умений.

Празднования учителем наиболее активных и внимательных учеников. Учитель обращает их внимание на то, что полученные на экскурсии знания и подготовленные дома гербарные образцы растений учащиеся используют на следующих уроках.

 

V. Домашнее задание.

1. Оформить в тетради выполнено задачи и после этого в классе на уроке доложить о результатах своего наблюдения, демонстрируя отчет об экскурсии (выполнено и соответствующим образом оформленное задание).

2. На основе отчетов ученики вместе с учителем могут оформить сменный стенд в кабинете “Интересные растения, которые растут в нашей местности”.