Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА
СУЩЕСТВОВАНИЕ
УРОК 68
ЭКСКУРСИЯ
Тема. Распознавание растений по
особенностями строения вегетативных органов
Цель. Закрепить знания учащихся о
разнообразие листьев, стеблей и корневых систем и особенности строения
вегетативных органов у разных растений.
Оборудование: блокноты, карандаши,
бинокль, фотоаппарат и т.д.
И. Подготовка к экскурсии.
1. Подготовка учителя к экскурсии.
Заранее определить:
• Место проведения экскурсии: поле,
лес, сад, луга, городской парк, берег реки или озера и т.д.
• Маршрут и объекты наблюдений.
Следует обратить внимание на видовой состав растений. Учителю следует уточнить названия
растений, с которыми он планирует работу, их принадлежность к классу и семьи
(систематическое положение), а также особенности строения их вегетативных органов.
2. Ознакомление учащихся с задачами
экскурсии.
II. План проведения экскурсии.
1. Ознакомление учащихся с темой, целью
и задачами экскурсии, прогнозирование того, что они смогут изучить и
наблюдать.
2. Разделение класса на группы и получение
соответствующего задания.
3. Беседа или рассказ (при
прибытии к объекту наблюдения) о важнейшие признаки объекта, на которые следует
обратить особое внимание.
4. Самостоятельная работа в группах.
III. Проведение экскурсии.
А) Беседа
• По каким признакам растения
разделяют на низшие и высшие? Какие отделы высших растений растут в вашей местности?
Приведите примеры. Установите их систематическое положение. За какими особенностями
строения вегетативных органов их можно отличить от других?
• По каким признакам органы растений
разделяют на вегетативные и репродуктивные? Какие вы знаете виды корней и типы
корневых систем? Какие вам известны видоизменения корня?
• Какие вы знаете виды листьев?
Приведите примеры растений с определенными видами листьев. Что такое листкорозміщення?
Какое оно бывает?
• Какие вы знаете виды стеблей? Для
каких растений они характерны?
• Как вы считаете, есть строение
вегетативных органов определяющей для установления систематического положения и
названия растения?
Б) Самостоятельная работа в группах:
Задание для группы 1. Найти растения
отдела Мохообразные и Покрытосеменные (отделы можно изменять в соответствии с
видового состава растений в определенной местности). Уточнить у учителя, не являются ли они
редкими и при условии отрицательного ответа собрать по несколько растений каждого
отдела. Опишите вегетативные органы собранных растений и попробуйте с помощью
школьного определителя установить систематическое положение и названия растений.
Окончательное название растения определите с учителем. Засушите собраны растения и
изготовьте гербарий для дальнейшего использования его на уроках.
Задание для группы 2. Найти растения
отделов Хвощеподібні или Папоротникообразные и Покрытосеменные. Уточнить у учителя,
не являются ли они редкими и при условии отрицательного ответа собрать по несколько
растений каждого отдела. Опишите вегетативные органы собранных растений и попробуйте
с помощью школьного определителя установить систематическое положение и названия
растений. Окончательное название растения определите с учителем. Засушите собраны растения и
изготовьте гербарий для дальнейшего использования его на уроках.
В) Доклады учащихся по результатам
выполненных заданий.
Г) Обобщающая беседа.
• Растения которых отделов, классов и
растений вы собрали на экскурсии?
• Какие вегетативные органы характерны
этим растениям?
• Хватило ли вам полученных на
уроках навыков для самостоятельного определения данных растений? Можно ли их вообще
определить без знаний о генеративные органы?
• Сделайте вывод, строение которых
органов является определяющей для установления систематического положения растения
(вывод сделать отдельно по покритонасінними растениями и за мохоподібними,
хвощеподібними и: папоротеобразными отдельно).
IV. Итоги экскурсии.
Самооценивание учащимися своих знаний и
практических умений.
Празднования учителем наиболее
активных и внимательных учеников. Учитель обращает их внимание на то, что полученные на
экскурсии знания и подготовленные дома гербарные образцы растений учащиеся используют
на следующих уроках.
V. Домашнее задание.
1. Оформить в тетради выполнено
задачи и после этого в классе на уроке доложить о результатах своего
наблюдения, демонстрируя отчет об экскурсии (выполнено и соответствующим образом
оформленное задание).
2. На основе отчетов ученики вместе с
учителем могут оформить сменный стенд в кабинете “Интересные растения, которые растут
в нашей местности”.