Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЕ

 

УРОК 67

ЭКСКУРСИЯ

Тема. Приспособления растений к жизни в экосистеме (на примере любой экосистемы своей местности)

 

Цель. Закрепить понятие о системы и связи между компонентами системы, установить приспособления растений к определенным условий среды.

Оборудование: блокноты, карандаши, бинокль, фотоаппарат и т.д.

И. Подготовка к экскурсии.

1. Подготовка учителя к экскурсии.

Заранее определить:

· Место проведения экскурсии: поле, лес, сад, луга, городской парк, берег реки или озера и т.д.

· Маршрут и объекты наблюдений.

2. Ознакомление учащихся с задачами экскурсии.

 

II. План проведения экскурсии.

1. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами экскурсии, прогнозирование того, что они смогут изучить и наблюдать.

2. Разделение класса на группы и получение соответствующего задания, которое выполняется непосредственно на местности.

3. Беседа или рассказ (при прибытии к объекту наблюдения) о важнейшие признаки объекта, на которые следует обратить особое внимание.

4. Самостоятельная работа в группах.

 

III. Проведение экскурсии.

А) Беседа

Что такое экосистема? Наведите примеры экосистем, встречающихся в вашей местности.

• Какими факторами характеризуется каждая экосистема?

• Какие растения вашей местности вам известны? Их систематическое положение?

• Приведите примеры, как растения приспосабливаются к чрезмерному и недостаточному увлажнению. Какие есть приспособления у светолюбивых растений и теневыносливым?

• Какое место занимают растения в цепях питания?

Б) Самостоятельная работа в группах:

Задание для группы 1. Найдите на местности экосистему, в которой одним из компонентов среды является водоем (заболоченный участок, озеро или река). Опишите и определите растения, которые растут в данной экосистеме. Выясните изменения, произошедшие с их вегетативными и репродуктивными органами, связанные с условиями избыточного увлажнения. Подумайте, спросите у учителя или поищите в научно-популярной литературе информацию о особенности размножения данных растений, их жизнедеятельность. Опишите растение плану: название, семейство, класс, отдел, местообитания, тип корневой системы, которое стебель, лист, цветок, плод, в чем проявилось приспособления растения к условиям среды, приведите пример цепи питания, в который может быть включена данная растение в экосистеме, что вы наблюдаете.

Задание для группы 2. Найдите на местности экосистему, в которой грунт преимущественно песчаный, а водоем отсутствует или достаточно отдаленная.

Опишите и определите растения, которые растут в данной экосистеме. Выясните изменения, произошедшие с их вегетативными и репродуктивными органами, связанные с условиями недостаточного увлажнения и плохим грунтом. Подумайте, спросите у учителя или поищите в научно-популярной литературе информацию об особенностях размножения данных растений, их жизнедеятельность. Опишите растение по плану: название, семейство, класс, отдел, местообитания, тип корневой системы, стебель, лист, цветок, плод, в чем проявилось приспособления растения к условиям среды, наведите пример цепи питания, в который может быть включена данная растение в экосистеме, что вы наблюдаете.

В) Доклады учащихся по результатам выполненных заданий.

Г) Обобщающая беседа.

• Какие растения вы наблюдали на экскурсии? До каких семей, классов и отделов они принадлежат?

• Как растения, которые вы наблюдали, приспособились к условиям внешней среды? Опишите изменения, произошедшие с их вегетативными и генеративными органами?

• Опишите связи растений с неодушевленными и живыми компонентами системы.

• Приведите примеры цепей питания в системах, что вы наблюдали.

• Сделайте вывод о том, как растения приспосабливаются к жизни в экосистемах.

 

IV. Подведение итогов экскурсии.

Самооценивание учащимися своих знаний и практических умений. Празднования учителем наиболее активных и внимательных учеников. Учитель обращает их внимание на то, что полученные на экскурсии знания учащиеся используют на следующих уроках.

 

V. Сообщение домашнего задания.

1. Оформить в тетради выполнено задачи и после этого в классе на уроке доложить о результатах своего наблюдения, демонстрируя отчет об экскурсии (выполнено и соответствующим образом оформленное задание).

2. На основе отчетов ученики вместе с учителем могут оформить сменный стенд в кабинете “Растения - самый главный компонент экосистемы”.