Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА
СУЩЕСТВОВАНИЕ
УРОК 67
ЭКСКУРСИЯ
Тема. Приспособления растений к жизни
в экосистеме (на примере любой экосистемы своей местности)
Цель. Закрепить понятие о системы
и связи между компонентами системы, установить приспособления растений к определенным
условий среды.
Оборудование: блокноты, карандаши,
бинокль, фотоаппарат и т.д.
И. Подготовка к экскурсии.
1. Подготовка учителя к экскурсии.
Заранее определить:
· Место проведения экскурсии: поле,
лес, сад, луга, городской парк, берег реки или озера и т.д.
· Маршрут и объекты наблюдений.
2. Ознакомление учащихся с задачами
экскурсии.
II. План проведения экскурсии.
1. Ознакомление учащихся с темой, целью
и задачами экскурсии, прогнозирование того, что они смогут изучить и
наблюдать.
2. Разделение класса на группы и получение
соответствующего задания, которое выполняется непосредственно на местности.
3. Беседа или рассказ (при
прибытии к объекту наблюдения) о важнейшие признаки объекта, на которые следует
обратить особое внимание.
4. Самостоятельная работа в группах.
III. Проведение экскурсии.
А) Беседа
Что такое экосистема? Наведите
примеры экосистем, встречающихся в вашей местности.
• Какими факторами характеризуется
каждая экосистема?
• Какие растения вашей местности вам
известны? Их систематическое положение?
• Приведите примеры, как растения
приспосабливаются к чрезмерному и недостаточному увлажнению. Какие есть приспособления
у светолюбивых растений и теневыносливым?
• Какое место занимают растения в
цепях питания?
Б) Самостоятельная работа в группах:
Задание для группы 1. Найдите на
местности экосистему, в которой одним из компонентов среды является водоем
(заболоченный участок, озеро или река). Опишите и определите растения, которые растут в
данной экосистеме. Выясните изменения, произошедшие с их вегетативными и
репродуктивными органами, связанные с условиями избыточного увлажнения. Подумайте,
спросите у учителя или поищите в научно-популярной литературе информацию о
особенности размножения данных растений, их жизнедеятельность. Опишите растение
плану: название, семейство, класс, отдел, местообитания, тип корневой системы, которое
стебель, лист, цветок, плод, в чем проявилось приспособления растения к условиям
среды, приведите пример цепи питания, в который может быть включена данная
растение в экосистеме, что вы наблюдаете.
Задание для группы 2. Найдите на
местности экосистему, в которой грунт преимущественно песчаный, а водоем отсутствует или
достаточно отдаленная.
Опишите и определите растения, которые
растут в данной экосистеме. Выясните изменения, произошедшие с их вегетативными
и репродуктивными органами, связанные с условиями недостаточного увлажнения и
плохим грунтом. Подумайте, спросите у учителя или поищите в
научно-популярной литературе информацию об особенностях размножения данных
растений, их жизнедеятельность. Опишите растение по плану: название, семейство, класс,
отдел, местообитания, тип корневой системы, стебель, лист, цветок,
плод, в чем проявилось приспособления растения к условиям среды, наведите
пример цепи питания, в который может быть включена данная растение в экосистеме,
что вы наблюдаете.
В) Доклады учащихся по результатам
выполненных заданий.
Г) Обобщающая беседа.
• Какие растения вы наблюдали на
экскурсии? До каких семей, классов и отделов они принадлежат?
• Как растения, которые вы наблюдали,
приспособились к условиям внешней среды? Опишите изменения, произошедшие с
их вегетативными и генеративными органами?
• Опишите связи растений с неодушевленными
и живыми компонентами системы.
• Приведите примеры цепей
питания в системах, что вы наблюдали.
• Сделайте вывод о том, как
растения приспосабливаются к жизни в экосистемах.
IV. Подведение итогов экскурсии.
Самооценивание учащимися своих знаний и
практических умений. Празднования учителем наиболее активных и внимательных учеников.
Учитель обращает их внимание на то, что полученные на экскурсии знания учащиеся используют
на следующих уроках.
V. Сообщение домашнего задания.
1. Оформить в тетради выполнено
задачи и после этого в классе на уроке доложить о результатах своего
наблюдения, демонстрируя отчет об экскурсии (выполнено и соответствующим образом
оформленное задание).
2. На основе отчетов ученики вместе с
учителем могут оформить сменный стенд в кабинете “Растения - самый главный
компонент экосистемы”.