РАЗДЕЛ 3
УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ В УКРАИНЕ
3.2. УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Общие положения
Единое централизованное управление железнодорожным транспортом общего пользования
осуществляет Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины (Укрзализныця),
которая была создана 14 декабря 1991 г. и подчинена Министерству транспорта
Украины. Возглавляет ее Генеральный директор. В составе " Укрзалізниці"
оперативно-производственные Главные управления, которые управляют железными дорогами в соответствующей
области. К основным относятся управления: перевозок; путевого хозяйства;
локомотивного хозяйства, вагонного хозяйства; безопасности движения и экологии;
пассажирское; коммерческое; финансово-экономическое; кадровой и социальной политики;
материально-технического обеспечения; информатики и статистики; развития и
инвестиций; электрификации и электроснабжения; автоматики, телемеханики и
связи (рис. 3.1).
В сферу управления Укрзализныци входят шесть железных дорог, которые осуществляют
перевозки пассажиров и грузов: Донецкая, Львовская, Одесская, Южная,
Юго-Западная и Приднепровская.
Основной хозяйственной единицей на железнодорожном транспорте является железная дорога, что имеет
статус государственного производственного объединения. Работой железной дороги руководит управления,
в состав которого входят производственные службы по отраслям хозяйства: перевозок
(Д), коммерческая (М), пассажирская (Л), сигнализации и связи (Ш),
электроснабжения (Э), локомотивного хозяйства (Т), пути (П), вагонного
хозяйства (В), финансово-экономический (НФ), капитального строительства и
гражданских сооружений (НГС), кадров (НОК), военизированной пожарной охраны (КА),
охраны труда (НБТ), статистики и экономического анализа (НЧ), юридическая (НЮ),
специальная (НР), лекарственная (НВС), материально-технического обеспечения (НХ).
Службы имеют в своем подчинении обособленные структурные подразделения
железной дороги: вагонные депо (ВЧД), локомотивные депо (ТЧ), дистанции пути (ПЧ),
дистанции сигнализации и связи (ШЧ), электроснабжения (ЭЧ) и т.п.
Дороги делятся на дирекции железнодорожных перевозок (ДН), в структуре которых
есть отделы: перевозок (фразы мой сын родился), пассажирский (ДНІ1І), коммерческий (ДНМ),
материально-технического снабжения (ДНХ), общий (ДНА), гражданских сооружений
(ДНГС), экономический (ДНЕ), кадров (ДНК), организации труда и зарплаты (ДНОЗ),
статистики и экономического анализа (ДНУ), бухгалтерского учета и финансов
(ДНФ), юридический (ДНЮ). Они управляют оперативной деятельностью линейных
подразделений, входящих в них: станции (ДС), локомотивных и вагонных депо и
др. По состоянию на 01.01.2002 г. на сети железных дорог насчитывалось 6 железных дорог и
26 дирекций (на Донецкой - 5, Приднепровской - 4; Южной - 4,
Юго-Западном - 5, В Одесской - 4, Львовский -4).
В области постоянно проводится работа по совершенствованию структуры управления
железнодорожным транспортом, результатом которой является переход на новую, дволанкову
систему управления железнодорожным транспортом. Дальнейшее совершенствование структуры
управление осуществляется в соответствии с основными положениями Директивы ЕС
91/440 «О развитии железных дорог в Европейском Сообществе».
Основными документами, регламентирующими слаженную деятельность железных дорог, являются:
Устав железных дорог (утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 6
апреля 1998 г. № 457) - определяет права, обязанности и ответственность железной дороги,
с одной стороны, и организаций, граждан, которые пользуются услугами железнодорожного
транспорта, - с другой.
Правила перевозок грузов - определяют порядок погрузки грузов,
перевозки, выгрузки и т.д.
Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения
и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные
размеры и нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и
требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы
сигнализации.
Требованиям ПТЭ должны соответствовать Инструкция по сигнализации на железных дорогах
Украины, Инструкция по движения поездов и маневровой работы на железных дорогах Украины и
другие руководящие документы, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и
строительства железных дорог, сооружений, устройств.
Важным шагом в укреплении взаимодействия железнодорожной системы стран СНГ стало
создание координационного центра. Органом, координирующим работу железнодорожного
транспорта на межгосударственном уровне, является Совет по железнодорожному транспорту (далее -
Совет), образованного межправительственным Соглашением о координационных органах железнодорожного
транспорта СНГ от 14 февраля 1992 г. В своей работе Совет взаимодействует с
Координационным транспортной советом государств - участниц Содружества.
Членами Совета являются главы администраций и органов управления железнодорожным транспортом
государств - участников Содружества, входящих в состав Совета по должности. Совет
возглавляет Председатель, избираемый из числа членов Совета сроком на один год за
принципу ротации.
Основной задачей Совета является координация работы железнодорожного транспорта на
межгосударственном уровне и в сообщениях с третьими странами, выработка согласованных
условий и принципов работы железнодорожного транспорта для обеспечения функционирования
и развития транспортно-экономических связей между государствами-участниками
Содружества в рыночных условиях. Совет решает вопросы на своих заседаниях,
проводятся по необходимости, но не реже двух раз в год. Основные
функции Совета определяются действующим «Положением о Совете по железнодорожному
транспорта государств - участниц Содружества». Постоянно действующим исполнительным органом
Совета является Дирекция Совета по железнодорожному транспорту (далее - Дирекция). Дирекция,
находится в Москве, образуется и упраздняется решением глав правительств государств -
участниц Содружества. Дирекцию возглавляет Председатель. Глава Дирекции и
его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом на
контрактной основе сроком на три года.
Основной задачей Дирекции является:
•
реализация решений Совета;
•
координация пропуска вагонопотоков;
•
разработка проектов основных положений, регламентирующих взаимодействие и экономическую
ответственность за перевозку пассажиров и грузов между государствами
Содружества, а также за транзитные перевозки в сообщениях с третьими
странами общим парком вагонов и контейнеров.
Основные функции и организация работы Дирекции регламентируются действующим
«Положением о Дирекции Совета по железнодорожному транспорта государств - участниц
Содружества».
Украинские железные дороги непосредственно граничат и взаимодействуют с сетью железных дорог
Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии (паромное сообщение), Молдовы,
Беларуси, Российской Федерации, а также обслуживающих морские порты
Черноморско-Азовского бассейна. Создания и функционирования национальной
сети міжднародних транспортных коридоров, проходящих через территорию
Украины, - это один из важнейших приоритетов в сотрудничестве Украины и
Европейского Союза. Создание эффективной транспортной инфраструктуры является весомым
вкладом железнодорожной отрасли в формирование экономической политики Украины и
эффективное осуществление торгово-экономического сотрудничества в Центральном регионе
Европы.
На 11 сухопутных переходах западной границы (Ягодин, Мостиска II, Ужгород,
Чоп, Батєве, Дьяково, Рава-Русская, Рени, Хыров, Вадул-Сирет, Изов) с Польшей,
Словакией, Венгрией и Румынией осуществляются перегрузка и перестановка
вагонов с грузами с европейской колеи 1435 мм на широкую колею 1520 мм и в
обратном направлении согласно двусторонних пограничных соглашений. Территорией
Украины пролегают три панъевропейские коридоры №№ 3, 5, 9, а также их
ответвления и коридоры ОСЖД «Балтийское море - Черное море» (Гданьск-Одесса),
«Европа-Кавказ-Азия» ТРАСЕКА» общей протяженностью 3162 км.
Всего
международных железнодорожных переходов - 44.
Инфраструктура международных транспортных коридоров на 92,3% состоит из
двухпутных линий, 77,3% которых электрифицировано, а 90% оборудованы автоблокировкой.
В течение 1996-2001 гг. направлениям «критских» коридоров было электрифицировано
более 500 км участков дорог, реконструировано 87 вокзалов, скорость движения
грузовых поездов на этих направлениях возросла до 120 км/ч.
Учитывая острую конкуренцию на международном рынке транспортных услуг,
железные дороги Украины проводят взвешенную тарифную политику, участвуют в
формировании соответствующих законодательных актов, способствующих повышению привлекательности
Украины как государства с развитой транспортной инфраструктурой, прозрачными
транспортными процедурами.
Внедряются Концепция и Государственная целевая программа развития железнодорожного
грузового, пассажирского и моторвагонного подвижного состава железных дорог Украины,
которые призваны обеспечить возрастающие объемы грузовых перевозок через
приоритетное обновление и модернизацию парка грузового и пассажирского состава
в соответствии с международными нормами и стандартами.
Ближайшее будущее железнодорожной отрасли Украины - создание телекоммуникационной
сети и внедрение современных технологий, строительство скоростных линий и
продолжение реформирования системы управления с четким разграничением функций
хозяйственной деятельности и государственного управления, полное обеспечение потребностей
государственной экономики и населения в безопасных перевозках с высоким качеством.
Международное сотрудничество железных дорог Украины осуществляется как на двусторонней
основе, так и в рамках международных организаций по вопросам железнодорожного
транспорта. От имени Украины заключены международные договоры о сотрудничестве
в области железнодорожного транспорта с Венгрией, Словакией, Польшей, Россией,
странами Балтии, Грузией, Арменией и другими странами.
Подписаны межведомственные соглашения, которые регламентируют технологические и технические вопросы
относительно пересечения государственной границы подвижным составом во время осуществления международных
железнодорожных перевозок. В некоторых действующих межведомственных соглашений
подготовлены и внесены изменения и дополнения, обусловленные, в частности, процессами
реструктуризации железнодорожного транспорта Украины. Подготовлено к подписанию
договоры с Хорватией, Словенией, Чехией.
Важным направлением внешних связей Укрзализныци является участие в работе таких
международных организаций железнодорожного транспорта:
•
Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), в члены которой Укрзализныцю принято
в 1992 г. на XX сессии Совещания министров транспорта стран - членов ОСЖД, на
просьбу Правительства Украины.
•
Международный союз железных дорог (МСЖД), в действительные члены которого Укрзализныцю принято в
1992 г. на очередной сессии Генеральной Ассамблеи Международного Союза железных Дорог.
Постановлением КМУ от 14 июля 1994 г. № 474 «Об упорядочении участия министерств
и ведомств в деятельности международных организаций, членом которых является Украина»
ответственность за выполнение обязательств, вытекающих из членства в ОСЗ и
МСЗ, возложена на Укрзализныцю. В рамках ОСЖД и МСЖД проводятся совместные работы с
вопросам разработки Правил перевозок опасных грузов, производственно-коммерческих
условий для совместного использования грузовых вагонов нового поколения на
железных дорогах с шириной колеи 1435 мм и 1520 мм, совершенствование и актуализация
Гармонизированной номенклатуры грузов, безбумажной технологии перевозок
грузов в международном сообщении, взаимодействия электронных систем с продажи
проездных документов и услуг в международном пассажирском сообщении, кодирование
и информатике.
Совет по железнодорожному транспорту осуществляет свою деятельность во взаимодействии с
Исполнительным Секретариатом Содружества Независимых Государств и Межгосударственным
экономическим комитетом Экономического союза Содружества. Цель деятельности Совета -
координация работы железнодорожного транспорта на международном уровне. В рамках Совета
подписано более 70 многосторонних международных документов: договоров
межведомственного характера, правил, инструкций, других ведомственных нормативных
документов. Приняты согласованные решения относительно разделения парка вагонов и контейнеров,
условий перевозки пассажиров и грузов в межгосударственном сообщении, тарифной
политики, порядка взаиморасчетов, взаимной ответственности железных дорог,
безопасности движения, единых технических требований по содержанию подвижного состава, путевого
хозяйства железных дорог, совместных научно-исследовательских работ и т.д.
В соответствии с провозглашенным Президентом Украины курса на интеграцию Украины в
европейских и евроатлантических структур Укрзализныцей производится работа,
направлена на интеграцию железных дорог Украины к европейской транспортной сети.