Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 3

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ В УКРАИНЕ

3.2. УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Общие положения

Единое централизованное управление железнодорожным транспортом общего пользования осуществляет Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины (Укрзализныця), которая была создана 14 декабря 1991 г. и подчинена Министерству транспорта Украины. Возглавляет ее Генеральный директор. В составе " Укрзалізниці" оперативно-производственные Главные управления, которые управляют железными дорогами в соответствующей области. К основным относятся управления: перевозок; путевого хозяйства; локомотивного хозяйства, вагонного хозяйства; безопасности движения и экологии; пассажирское; коммерческое; финансово-экономическое; кадровой и социальной политики; материально-технического обеспечения; информатики и статистики; развития и инвестиций; электрификации и электроснабжения; автоматики, телемеханики и связи (рис. 3.1).

 

В сферу управления Укрзализныци входят шесть железных дорог, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов: Донецкая, Львовская, Одесская, Южная, Юго-Западная и Приднепровская.

Основной хозяйственной единицей на железнодорожном транспорте является железная дорога, что имеет статус государственного производственного объединения. Работой железной дороги руководит управления, в состав которого входят производственные службы по отраслям хозяйства: перевозок (Д), коммерческая (М), пассажирская (Л), сигнализации и связи (Ш), электроснабжения (Э), локомотивного хозяйства (Т), пути (П), вагонного хозяйства (В), финансово-экономический (НФ), капитального строительства и гражданских сооружений (НГС), кадров (НОК), военизированной пожарной охраны (КА), охраны труда (НБТ), статистики и экономического анализа (НЧ), юридическая (НЮ), специальная (НР), лекарственная (НВС), материально-технического обеспечения (НХ). Службы имеют в своем подчинении обособленные структурные подразделения железной дороги: вагонные депо (ВЧД), локомотивные депо (ТЧ), дистанции пути (ПЧ), дистанции сигнализации и связи (ШЧ), электроснабжения (ЭЧ) и т.п.

Дороги делятся на дирекции железнодорожных перевозок (ДН), в структуре которых есть отделы: перевозок (фразы мой сын родился), пассажирский (ДНІ1І), коммерческий (ДНМ), материально-технического снабжения (ДНХ), общий (ДНА), гражданских сооружений (ДНГС), экономический (ДНЕ), кадров (ДНК), организации труда и зарплаты (ДНОЗ), статистики и экономического анализа (ДНУ), бухгалтерского учета и финансов (ДНФ), юридический (ДНЮ). Они управляют оперативной деятельностью линейных подразделений, входящих в них: станции (ДС), локомотивных и вагонных депо и др. По состоянию на 01.01.2002 г. на сети железных дорог насчитывалось 6 железных дорог и 26 дирекций (на Донецкой - 5, Приднепровской - 4; Южной - 4, Юго-Западном - 5, В Одесской - 4, Львовский -4).

В области постоянно проводится работа по совершенствованию структуры управления железнодорожным транспортом, результатом которой является переход на новую, дволанкову систему управления железнодорожным транспортом. Дальнейшее совершенствование структуры управление осуществляется в соответствии с основными положениями Директивы ЕС 91/440 «О развитии железных дорог в Европейском Сообществе».

Основными документами, регламентирующими слаженную деятельность железных дорог, являются:

Устав железных дорог (утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 г. № 457) - определяет права, обязанности и ответственность железной дороги, с одной стороны, и организаций, граждан, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта, - с другой.

Правила перевозок грузов - определяют порядок погрузки грузов, перевозки, выгрузки и т.д.

Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта, основные размеры и нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

Требованиям ПТЭ должны соответствовать Инструкция по сигнализации на железных дорогах Украины, Инструкция по движения поездов и маневровой работы на железных дорогах Украины и другие руководящие документы, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и строительства железных дорог, сооружений, устройств.

Важным шагом в укреплении взаимодействия железнодорожной системы стран СНГ стало создание координационного центра. Органом, координирующим работу железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне, является Совет по железнодорожному транспорту (далее - Совет), образованного межправительственным Соглашением о координационных органах железнодорожного транспорта СНГ от 14 февраля 1992 г. В своей работе Совет взаимодействует с Координационным транспортной советом государств - участниц Содружества. Членами Совета являются главы администраций и органов управления железнодорожным транспортом государств - участников Содружества, входящих в состав Совета по должности. Совет возглавляет Председатель, избираемый из числа членов Совета сроком на один год за принципу ротации.

Основной задачей Совета является координация работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и в сообщениях с третьими странами, выработка согласованных условий и принципов работы железнодорожного транспорта для обеспечения функционирования и развития транспортно-экономических связей между государствами-участниками Содружества в рыночных условиях. Совет решает вопросы на своих заседаниях, проводятся по необходимости, но не реже двух раз в год. Основные функции Совета определяются действующим «Положением о Совете по железнодорожному транспорта государств - участниц Содружества». Постоянно действующим исполнительным органом Совета является Дирекция Совета по железнодорожному транспорту (далее - Дирекция). Дирекция, находится в Москве, образуется и упраздняется решением глав правительств государств - участниц Содружества. Дирекцию возглавляет Председатель. Глава Дирекции и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом на контрактной основе сроком на три года.

Основной задачей Дирекции является:

• реализация решений Совета;

• координация пропуска вагонопотоков;

• разработка проектов основных положений, регламентирующих взаимодействие и экономическую ответственность за перевозку пассажиров и грузов между государствами Содружества, а также за транзитные перевозки в сообщениях с третьими странами общим парком вагонов и контейнеров.

Основные функции и организация работы Дирекции регламентируются действующим «Положением о Дирекции Совета по железнодорожному транспорта государств - участниц Содружества».

Украинские железные дороги непосредственно граничат и взаимодействуют с сетью железных дорог Польши, Словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии (паромное сообщение), Молдовы, Беларуси, Российской Федерации, а также обслуживающих морские порты Черноморско-Азовского бассейна. Создания и функционирования национальной сети міжднародних транспортных коридоров, проходящих через территорию Украины, - это один из важнейших приоритетов в сотрудничестве Украины и Европейского Союза. Создание эффективной транспортной инфраструктуры является весомым вкладом железнодорожной отрасли в формирование экономической политики Украины и эффективное осуществление торгово-экономического сотрудничества в Центральном регионе Европы.

На 11 сухопутных переходах западной границы (Ягодин, Мостиска II, Ужгород, Чоп, Батєве, Дьяково, Рава-Русская, Рени, Хыров, Вадул-Сирет, Изов) с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией осуществляются перегрузка и перестановка вагонов с грузами с европейской колеи 1435 мм на широкую колею 1520 мм и в обратном направлении согласно двусторонних пограничных соглашений. Территорией Украины пролегают три панъевропейские коридоры №№ 3, 5, 9, а также их ответвления и коридоры ОСЖД «Балтийское море - Черное море» (Гданьск-Одесса), «Европа-Кавказ-Азия» ТРАСЕКА» общей протяженностью 3162 км.

Всего международных железнодорожных переходов - 44.

Инфраструктура международных транспортных коридоров на 92,3% состоит из двухпутных линий, 77,3% которых электрифицировано, а 90% оборудованы автоблокировкой. В течение 1996-2001 гг. направлениям «критских» коридоров было электрифицировано более 500 км участков дорог, реконструировано 87 вокзалов, скорость движения грузовых поездов на этих направлениях возросла до 120 км/ч.

Учитывая острую конкуренцию на международном рынке транспортных услуг, железные дороги Украины проводят взвешенную тарифную политику, участвуют в формировании соответствующих законодательных актов, способствующих повышению привлекательности Украины как государства с развитой транспортной инфраструктурой, прозрачными транспортными процедурами.

Внедряются Концепция и Государственная целевая программа развития железнодорожного грузового, пассажирского и моторвагонного подвижного состава железных дорог Украины, которые призваны обеспечить возрастающие объемы грузовых перевозок через приоритетное обновление и модернизацию парка грузового и пассажирского состава в соответствии с международными нормами и стандартами.

Ближайшее будущее железнодорожной отрасли Украины - создание телекоммуникационной сети и внедрение современных технологий, строительство скоростных линий и продолжение реформирования системы управления с четким разграничением функций хозяйственной деятельности и государственного управления, полное обеспечение потребностей государственной экономики и населения в безопасных перевозках с высоким качеством.

Международное сотрудничество железных дорог Украины осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций по вопросам железнодорожного транспорта. От имени Украины заключены международные договоры о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта с Венгрией, Словакией, Польшей, Россией, странами Балтии, Грузией, Арменией и другими странами.

Подписаны межведомственные соглашения, которые регламентируют технологические и технические вопросы относительно пересечения государственной границы подвижным составом во время осуществления международных железнодорожных перевозок. В некоторых действующих межведомственных соглашений подготовлены и внесены изменения и дополнения, обусловленные, в частности, процессами реструктуризации железнодорожного транспорта Украины. Подготовлено к подписанию договоры с Хорватией, Словенией, Чехией.

Важным направлением внешних связей Укрзализныци является участие в работе таких международных организаций железнодорожного транспорта:

• Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), в члены которой Укрзализныцю принято в 1992 г. на XX сессии Совещания министров транспорта стран - членов ОСЖД, на просьбу Правительства Украины.

• Международный союз железных дорог (МСЖД), в действительные члены которого Укрзализныцю принято в 1992 г. на очередной сессии Генеральной Ассамблеи Международного Союза железных Дорог.

Постановлением КМУ от 14 июля 1994 г. № 474 «Об упорядочении участия министерств и ведомств в деятельности международных организаций, членом которых является Украина» ответственность за выполнение обязательств, вытекающих из членства в ОСЗ и МСЗ, возложена на Укрзализныцю. В рамках ОСЖД и МСЖД проводятся совместные работы с вопросам разработки Правил перевозок опасных грузов, производственно-коммерческих условий для совместного использования грузовых вагонов нового поколения на железных дорогах с шириной колеи 1435 мм и 1520 мм, совершенствование и актуализация Гармонизированной номенклатуры грузов, безбумажной технологии перевозок грузов в международном сообщении, взаимодействия электронных систем с продажи проездных документов и услуг в международном пассажирском сообщении, кодирование и информатике.

Совет по железнодорожному транспорту осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным Секретариатом Содружества Независимых Государств и Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза Содружества. Цель деятельности Совета - координация работы железнодорожного транспорта на международном уровне. В рамках Совета подписано более 70 многосторонних международных документов: договоров межведомственного характера, правил, инструкций, других ведомственных нормативных документов. Приняты согласованные решения относительно разделения парка вагонов и контейнеров, условий перевозки пассажиров и грузов в межгосударственном сообщении, тарифной политики, порядка взаиморасчетов, взаимной ответственности железных дорог, безопасности движения, единых технических требований по содержанию подвижного состава, путевого хозяйства железных дорог, совместных научно-исследовательских работ и т.д.

В соответствии с провозглашенным Президентом Украины курса на интеграцию Украины в европейских и евроатлантических структур Укрзализныцей производится работа, направлена на интеграцию железных дорог Украины к европейской транспортной сети.