Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные виды деятельности

В зависимости от цели, содержания и форм различают три основные разновидности деятельности: игру, учебу и труд. Человеку независимо от возраста свойственны все три вида деятельности, однако в разные периоды жизни они проявляются по-разному за целью, содержанием, формой и значением. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в школьном - учение, а в зрелом - труд.

Игра и обучение свойственны и людям, и животным. Однако у животных основой этих разновидностей деятельности является инстинкты, а у человека они обусловлены социальными условиями жизни, различаются качественно, значительно сложнее и богаче по содержанию и форме.

Труд по природе и содержанию - общественно-историческое явление. В процессе работы возникла и развилась человек как сознательное социальное существо. Характерная особенность всех разновидностей человеческой деятельности в том, что зачастую они связаны с речевой деятельностью. Последняя способствует развитию содержания и форм всех видов деятельности, их целеустремленности и мотивации.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой является сам ее процесс.

Основная форма проявления активности ребенка дошкольного возраста - игровая деятельность является основным средством познания им внешнего мира, отражение его в форме ощущений, восприятий, представлений и т.д. Но она отличается от учебы и труда. В игре ребенок увлекается в основном процессом, который вызывает у нее удовольствие. Как только интерес к игре пропадает, ребенок прекращает ее.

В играх маленьких детей цели не бывают устойчивыми. Это проявляется в том, что маленькие дети теряют цели в игре и легко переходят от одной игры к другой. Но в процессе развития и воспитания целеустремленности в игровой деятельности детей возрастает, цели в играх приобретают более устойчивого характера. Справедливо отмечают, что игра - это школа мысли, чувств и воли. В играх не только проявляются, но и формируются все психические процессы и свойства детей, наблюдательность, внимательность, вдумчивость, настойчивость, смелость, решительность, умение, навыки, способности. В игровой деятельности происходит не только психическое, но и физическое развитие детей, развиваются физическая сила, ловкость, скорость и точность движений. В играх формируются все свойства личности ребенка, в частности такие нравственные черты, как коллективизм, дружба, общительность, правдивость, честность и т.д. Поэтому игры дошкольников играют важную роль в подготовке их к школьному обучению.

В школьном возрасте игра имеет более сложный и цілеспрямованіший характер. У школьников преобладают дидактические игры, в которых ярко проявляется цель: успешно провести игру, победить партнера, развить в себе соответствующие физические и умственные свойства. В подростковом и юношеском возрасте могут возникнуть вредные привычки, например, к азартным играм.

Привлечение детей к занятиям спортом, интересных дел станет важным средством предотвращения захвата вредными играми.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это такой вид деятельности, продуктом которой являются знания, навыки и умения.

Обучение - основной вид деятельности детей школьного возраста; активная, сознательная и целенаправленная деятельность, заключающаяся в усвоении знаний, выработанных человечеством, с целью подготовки детей к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Обучение не ограничивается школьным возрастом. Человек учится всю жизнь. К этому ее побуждают развитие науки, техники, общественной жизни. Научно-технический и социальный прогресс, свойственный XX веку, требует значительного пополнения и перестройки систем общеобразовательных и специальных профессиональных знаний, полученных в средней школе и профессионально-технических учебных заведениях.

Различают три категории учебно-воспитательных действий:

• воздействие, направленное на повышение учебной активности людей, стимулирование ответственного, заинтересованного отношения к выполнению учебных заданий, а также ориентация учебной работы на достижение конкретных целей (постановка учебных задач);

• передача, сообщение информации (рассказ, разъяснение, показ, демонстрация);

• контроль и оценка результатов деятельности - знаний, навыков и умений.

Учебная деятельность является одним из аспектов педагогического взаимодействия, своеобразным показателем целесообразности педагогических приемов руководителя. Учебная деятельность имеет тот же предмет, что и педагогическая деятельность, личность, которая учится, ту же цель - приобретение знаний, навыков, умений и достижение полезных результатов.

Учебная деятельность состоит из учебных действий, каждая из которых представляет собой определенную форму познавательно-практической активности, решения определенной части учебного задания. Все учебные действия делятся на четыре основные группы:

• сенсорно-перцептивные, связанные с получением учебной информации (зрительное наблюдение в процессе показа, слушание рассказа и лекции, стремление выделить и зафиксировать признаки исследуемого объекта и т.д.);

• умственные учебные действия, необходимые для самостоятельного решения учебных задач и получения такой учебной информации, которая является результатом умственного проработки, осмысления уже имеющихся знаний;

• комплексные практические действия, которые заключаются в том, что вместе с внутренней познавательной (умственной) активностью одновременно выполняют практические действия (движения): отрабатывают тот или иной прием, выполняют ремонт, разборка и сборка механизмов, радиотехнических средств и т.п.;

• мнемонические учебные действия, которые обеспечивают закрепление и длительное сохранение полученного разными способами учебной информации. Они обычно не являются самостоятельными, а органично сочетаются с предыдущими.

В процессе обучения его цели постепенно усложняются, но одновременно дифференцируются. Наряду с общеобразовательными целями появляются практические - подготовка детей к жизни, усвоение практических знаний, навыков и умений. На почве общеобразовательных знаний осуществляются политехническое обучение и профессиональное образование. Общее образование (знание языка, математики, физики, химии, биологии, истории) становится все необхіднішою для профессионального образования, подготовки творческих специалистов.

Успешное обучение детей в школе в большой степени зависит от осознания целей обучения и мотивов, которыми они руководствуются. В обучении заметно актуализируется социальная и познавательная мотивация: первая - через осознание роли и необходимости знаний для жизни и труда, вторая - в отношении к содержанию знаний, в заинтересованности ими.

Важным условием успеха в овладении знаниями является готовность и подготовленность ученика к обучению. Готовность ученика к обучению - в его психологической готовности к этому, в желании и умении учиться, в наличии у него необходимого для этого развития. Умение учиться проявляется в том, что ребенок понимает объяснения учителя и руководствуется ими, выполняя задания, самостоятельно выполняет эти задачи, контролирует себя в соответствии с указаниями учителя и правил, а не за тем, как выполнил задание кто-то другой. Учащиеся, которые проявляют самостоятельность в обучении, лучше усваивают знания и успешнее развиваются.

Подготовленность ученика к обучению проявляется в конкретных знаниях, навыках и умениях, необходимых для усвоения учебного материала.

Обучение в школе требует от ученика организованности и дисциплины, ежедневной систематической работы. Этим учебная деятельность школьника отличается от игровой деятельности дошкольника и приближается к трудовой деятельности.

Усвоение учащимися знаний зависит от их активности в обучении. Обучение связано с развитием личности. Обучаясь, ребенок развивается, а развиваясь, приобретает новые возможности - понимать и усваивать сложные знания. Успешнее ребенок развивается тогда, когда в процессе обучения активизируется ее учебная самостоятельность, когда ребенок становится субъектом, а не объектом обучения, то есть умеет ставить перед собой учебные задачи и пытается успешно решать их. В развитии личности чрезвычайно важную роль играет активизация мыслительной деятельности, а не только внимания, восприятия, памяти, воображения.

ТРУД - сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ. Она является необходимым условием существования и развития человека.

Приводя в движение имеющиеся у нее природные органы и силы, человек изготавливает орудия труда и с их помощью видоизменяет материал природы, придает им форму, пригодную для собственной жизни, удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Труд - это живая единство физического и психического. В процессе труда активизируются и проявляются различные физические и психические свойства человека. В зависимости от содержания труда ее психические компоненты приобретают особенностей. Деятельность слесаря, тракториста, учителя или композитора требует специфических психических свойств. Но есть психические свойства личности, общие для всех разновидностей трудовой деятельности, хотя они и проявляются в каждом ее разновидности по-разному.

Первое и необходимое условие любого труда - наличие цели: создать определенный продукт.

Характерная особенность труда в том, что человек предполагает ее результаты, представляет себе материал, который при этом будет использовано, определяет способы и последовательность своих действий. Этим ее трудовые действия отличаются от працеподібних действий животных. Прежде чем что-то строить, человек создает в своем воображении образ того, что будет делать. В конце процесса труда получается результат, который еще до его начала существовал в воображении человека. Что сложнее трудовое задание, тем выше требования ставит его исполнение до психики человека.

Труд требует соответствующей подготовки. Знаний, навыков и умений работать приобретают протяжении обучения и предварительного обучения. Чтобы освоить определенные специальности, необходимо после окончания средней школы учиться в высшей школе. Много времени нужно для овладения производственными специальностями высокой квалификации.

Труд требует напряжения физических и умственных сил, преодоления трудностей, самообладание и других волевых качеств. Целенаправленная воля нужна и в физической, и в умственной работе в течение всего времени ее выполнения. Особенно она необходима тогда, когда труд не захватывает по содержанию или способам выполнения. Труд является источником разнообразных эмоций человека. В процессе работы человек переживает успехи и неудачи. В случае положительного отношения к труду эти переживания побуждают ее до еще большего напряжения.

Успех труда человека зависит от ясности цели, которую она ставит перед собой, от зрелости мотивов, побуждающих ее работать, и связанного с ними отношения к трудовым обязанностям, от соответствия его способностей, общей и специальной подготовки требованиям труда. Очень важную роль в работе играют такие индивидуально-психологические свойства человека, как аккуратность и дисциплинированность.

В процессе общественно-исторического развития человеческой жизни возникло огромное количество видов труда.

Разнообразие видов человеческого труда разделяют на труд физический и умственный. К физическому труду относятся различные виды производственной и технической деятельности. Предметом ее является материал, который дает природа и который обрабатывают с помощью разнообразных орудий. Физический труд требует определенного использования физических сил человека, напряжение ее мышечной системы. Результатом такого труда являются материальные продукты, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Результат умственного труда - это образы, мысли, идеи, проекты, знания, воплощенные в материальные формы существования (литературные и музыкальные произведения, рисунки, резьба и т.п.).

Физическая и умственная работа охватывает огромное количество различных профессий и специальностей.

Творческая деятельность. Любая физическая и умственная работа при определенных общественных условиях может стать творческой деятельностью.

В различных видах труда творчество имеет определенные особенности, обусловленные содержанием и характером деятельности, ее обстоятельствами и индивидуальными особенностями работника. Одновременно всем видам творческой деятельности присущи общие черты.

Творческая деятельность обусловлена потребностями общества. Осознание этих потребностей является источником различных замыслов, идей, проектов. Начинается творческая деятельность с возникновения определенного замысла, в частности: изменить методы, приемы работы в той или иной отрасли, создать новое орудие, сконструировать новую машину, осуществить определенный научный эксперимент, написать художественное произведение, создать музыкальную пьесу, нарисовать картину и т.д.

Для осуществления творческого замысла нужна подготовительная работа - обдумывание его содержания, выяснения деталей, путей его реализации и сбор необходимых материалов. Такая подготовительная работа свойственна творчества конструктора-изобретателя, ученого, писателя, художника. Она часто бывает долговременной.

После подготовительной работы происходит реализация творческого замысла, которая так же может длиться разное время, в зависимости от содержания задания, его сложности, подготовки личности и условий творческого труда.

Осуществление творческого замысла - большая и напряженная работа, которая требует участия и подъем всех сил человека, максимальной сосредоточенности ее сознания на предмете творчества. Эта сосредоточенность бывает настолько высокой, что работник, увлеченный задачей, не замечает, что происходит вокруг него. Сосредоточенность требует участия познавательных и волевых сил человека.

Систематическая упорная и напряженная труд является определяющим условием успеха творчества. По этой условия чаще возникают такие моменты творческого подъема, которые называют вдохновением и при наличии которых особенно успешно находят новые способы решения задач, возникают новые и продуктивные идеи, создают центральные образы художественных произведений и т.д. Для вдохновения характерно напряжением всех сил работника и эмоциональное увлечение предметом творчества и продуктивной работе над ним. Вдохновение возникает не до начала работы, а во время нее как определенный ее следствие. Отсюда следует, что для успешного достижения цели нужно систематически и регулярно работать, а не ждать, когда придет вдохновение. По словам П. Чайковского, вдохновение - это такой гость, который не любит посещать лінькуватих. Оно возникает в процессе упорной работы.

На творческой деятельности сказываются ощущение новизны дела, потребности в ней современности. Происходят мобилизация духовных сил и не осознанная, интуитивная появление новых образов, способов действий в решении проблемы.

Успешность творческого труда зависит от того, в какой степени человек владеет приемами и техникой работы, как она относится к результатам работы. Творческим работникам присуще критическое, требовательное отношение к своим произведениям. Оно, в частности, характерно для выдающихся поэтов, писателей. О. де Бальзак двенадцать и более раз переделывал свои произведения, часто до опознания не менял, корректируя их. То же самое можно сказать про инженеров, ученых.

Контрольные вопросы:

• Что такое деятельность?

• Которой является микроструктура деятельности?

• Охарактеризуйте макроструктуру деятельности.

• Какое значение потребности и мотива в деятельности?

• Что является целью человеческой деятельности?

• Раскройте основные виды деятельности человека.

• Какие движения используют в деятельности?

• Что такое действие?

• Что такое предметные действия?

• Что такое умственные действия?

• Каким является процесс формирования знаний, навыков и умений?

• Что такое знание?

• Что такое навыки и умения?

• В чем проявляется перенос навыков?

• В чем заключается інтерорецепція?

• Раскройте игру как вид деятельности.

• Охарактеризуйте учебную деятельность.

• В чем проявляется работа как вид деятельности?

• В чем различие умственного и физического труда?

• Каким образом деятельность влияет на психику человека?

Литература:

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. Беспалов Б. Ы. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопр. Психологи. - 1984,-№5.

Варій М.И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. - Львов: Край, 2005.

Волков A. M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр. психологии. -1981. - №6.

Ковалев В. Ы. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988.

Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука, 1980.

Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н, Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980.

Подольский А. Ы. Формирование умственной деятельности в практике профессионального

обучения // Вопр. психологии. -1985. - №5.

Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.