Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ

5. Страны Закавказья: между двумя берегами

Страны Закавказья - Грузия, Азербайджан, Армения - провозгласили независимость после распада Советского Союза вошли в Содружество Независимых Государств. В общественно-политическом строе стремятся развивать модель независимости своих государств 1918-1920 pp.

Реальность оказалась такой, что межнациональные конфликты охватывают бывшие республики Закавказья. Президенты, парламенты, правительства могут предотвратить братоубийственной войне.

В Грузии (территория - 69,7 тыс. кв. км; население - 4,9 млн. чел.) всенародно избранного Президента Звиада Гамсахурдия подвергся изгнанию с применением оружия, а должность Президента упразднена. Впоследствии 3. Гамсахурдия погиб при невыясненных обстоятельствах. Главой грузинского государства стал называться спикер парламента. На эту должность путем всеобщих выборов был избран бывшего коммунистического лидера Грузии и бывшего министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе.

Конституция Грузии принята 24 августа 1995 года. По Конституции, Грузия - независимое, единое и неделимое государство. По форме государственного правления Грузия - президентская республика. Вопросы местного значения решают органы местного самоуправления, не затрагивая суверенитета государства. Порядок образования, полномочия органов местного самоуправления и их отношения с государственными органами определяются законом.

Парламент Грузии является высшим представительным органом страны, который осуществляет законодательную власть, определяет основные направления внешней и внутренней политики страны, в установленных Конституцией пределах контролирует деятельность правительства и осуществляет другие полномочия. Парламент состоит из 235 депутатов, из них 150 избираются по пропорциональной, а 85 - по мажоритарной системе.

Президент Грузии является главой грузинского государства и главой исполнительной власти. Он руководит и осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, обеспечивает единство и целостность государства, а также деятельность государственных органов согласно Конституции. Президент Грузии является высшим представителем Грузии во внешних отношениях. Он, с согласия парламента, назначает членов правительства - министров. Члены правительства ответственны перед Президентом. Президент осуществляет и другие полномочия, предусмотренные Конституцией и законом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного контроля, правосудия и в других формах, установленных законом. Суды принимают решения от имени Грузии. Конституционный суд Грузии (в его составе 10 судей) является судебным органом конституционного контроля. Решение Конституционного суда является окончательным.

Согласно новой Конституции, в ноябре 1995 г. в Грузии состоялись выборы Президента и парламента. Грузия - федеративная республика. Предполагалось, что это устроит Абхазию. Однако нормализовать грузино-абхазские отношения до последнего времени не удалось, несмотря на участие в этом процессе миротворческих сил России.

Президентом Грузии стал Э. Шеварднадзе, за которого проголосовали 75 процентов избирателей. Вернувшись в Грузию, Е. Шеварднадзе заявил: «Прошло время, когда все вопросы решались в Москве, отныне решающую роль в жизни Грузии будут играть Германия и США». Благодаря финансовым вливаниям стран Европы, США, Турции, Международного валютного фонда правительству удалось несколько стабилизировать экономическую ситуацию в республике, осуществить денежную реформу.

Внешнеполитическая деятельность правительства Шеварднадзе направлялась на укрепление политической и экономической независимости от России, отношения с которой приобрели конфронтационный характер. Свою национальную безопасность Грузия напрямую связывает с пребыванием в блоке НАТО. Как приоритетное рассматривается контракт по добыче и экспорту каспийской нефти через Грузию и Турцию, а не через российский Северный Кавказ.

31 октября 1999 года состоялись очередные выборы в парламент Грузии. В парламент избрано 150 депутатов по пропорциональной системе, 85 депутатов - в одномандатных округах.

9 апреля 2000 года Е. Шеварднадзе был переизбран сроком на пять лет на пост Президента Грузии.

Ситуация в Грузии оставалась сложной. Южная Осетия и Абхазия отделились от Грузии де-факто, слишком дистанцирована от Тбилиси Аджария, мятежная Западная Грузия - практически никто из них не признавал новых институтов власти страны. К этому следует добавить глубокий экономический кризис и тотальную коррумпированность властных структур.

В ноябре 2003 года состоялись выборы в парламент Грузии. Не без ведома Е. Шеварднадзе, а, возможно, по его согласию, пытались сфальсифицировать результаты выборов в пользу пропрезидентских политических сил. Глубокий экономический кризис, анемия правительственных структур, их тотальная коррумпированность и стремление остаться у власти путем фальсификации выборов использовались оппозиционными силами для давления на Е. Шеварднадзе и вынудили его досрочно подать в отставку.

Формально обязанности главы государства взяла на себя одна из лидеров оппозиции, бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе. Но на самом деле ведущей фигурой в новой грузинской власти стал Михаил Саакашвили, лидер партии «Национальное движение». Конституционный суд признал выборы депутатов парламента, которые избирались по пропорциональной системе, недействительными. Назначены досрочные выборы Президента и парламента Грузии.

На вопрос, почему Е. Шеварднадзе не удержал власть, обстоятельный ответ дал В. Путин: «Теперь уже бывший Президент Грузии допустил серьезных систематических ошибок во внутренней и внешней и экономической политике. Если говорить шире, то суть политики Шеварднадзе заключалась в балансировании между США и Россией. Ни ту, ни ту сторону такое двурушничество, понятно, не устраивало. Как и политические силы Грузии. Солидная американская помощь не дала никакой пользы грузинской экономике. Зато разрыв с Россией углубил экономический кризис. Страна годами жила в нищете, и в такой ситуации оппозиция набирала силу. В конце концов для того, чтобы удержаться при власти, Шеварднадзе попытался сфальсифицировать итоги последних парламентских выборов. Это оказалось последней каплей, переполнившей чашу терпения оппозиции, так и некоторых зарубежных сторонников грузинского Президента. В результате в критический момент Шеварднадзе остался не только без серьезных союзников, а еще и стал перед выбором - или стрелять в народ, или уйти в отставку. К чести грузинского Президента, он выбрал последнее».

Е. Шеварднадзе: «Когда возникла реальная ситуация, что прольется кровь и будут жертвы, я мог применить вооруженные силы и издать указ о чрезвычайном положении. Но я всю ночь думал и утром сказал своим соратникам: единственный выход - это уйти Президенту в отставку. И подписал указ».

4 января 2004 года состоялись выборы Президента Грузии. Им, как и ожидалось, стал 36-летний Михаил Саакашвили, за которого отдали голоса 98 процентов избирателей из тех, кто принимал участие в голосовании. 25 января (в день рождения Е. Шеварднадзе) состоялась инаугурация нового Президента. Перед новым главой государства возникли чрезвычайно сложные задачи. В области внутренней политики - проведение конституционной реформы, которая предусматривает введение института Кабинета министров, а также борьба с коррупцией. Чрезвычайно сложная проблема - сохранение, а точнее восстановления территориальной целостности страны. Втроем регионах страны тлеют конфликты. До последнего времени лишь с Аджарією относительно безболезненно налажены отношения. Этого не удалось достичь с Абхазией и Южной Осетией.

Как внешнеполитический приоритет новый Президент определил интеграцию в Европу. Балансирование между северо-восточным соседом и далекой заокеанской державой - единственный шанс добиться стабильности в стране. Грузия стремится в ближайшее время стать членом Североатлантического альянса, ориентируется на интеграцию в Европейский Союз как структуру, далекую и от США, и от России. Однако ЕС пока что не слишком озабочен проблемами Грузии.

Насколько реальным было вмешательства в смену политического режима в Грузии других государств, в частности Соединенных Штатов Америки? Есть несколько точек зрения. Вот некоторые из них. М. Саакашвили: «Относительно сказок о том, что все это американцы сделали, то это просто байка. Шеварднадзе развалил страну на части, людей было доведено до нищеты. Нашей целью, естественно, было вывести страну из такого состояния, но толчком стала фальсификация парламентских выборов». Джеймс Шер, научный сотрудник Центра исследований конфликтов Объединенной академии Великобритании: «В ноябре 2003 года Вашингтон не только присоединился к волне международного возмущения по поводу результатов парламентских выборов в Грузии, но и в значительной мере организовал ее и наконец открыто поддержал претензии оппозиции на власть».

Анализируя события в Грузии и сравнивая их с переходным периодом, который в свое время преодолела Эстония, экс-премьер-министр этой страны Март Лаар предлагает учесть уроки, которые вытекают из эстонского опыта: «На основе нашего опыта Грузия может использовать первый шаг: в первую очередь создать политические институты и только после этого продолжить экономическую реформу. Нельзя недооценивать важность новой современной Конституции и демократического парламента, избранного на основе свободных и честных выборов. Не будет никакой рыночной экономики без законов, гарантий прав собственности и эффективной судебной системы. И необходимо бороться с коррупцией. Второй шаг: будьте решительны с принятием реформ и осуществлением их, не обращайте внимания на краткосрочные болезненные проблемы, с этим процессом связанные. Нужна радикальная программа реформ. Третий урок заключается вот в чем: реальные решения - это простые решения. Новое грузинское правительство должно стабилизировать экономику и восстановить доверие финансовых рынков. Чтобы сделать это, Грузия должна сократить свой бюджетный дефицит и начать собирать налоги. Принадлежащие государству компании должны приватизироваться, но только после принятия необходимых законов. Все это создаст необходимые условия для зарубежных инвестиций, в которых так нуждается Грузия. Успех реформ в Грузии может превратить ее в образец для других нестабильных стран Закавказья и Средней Азии».

На парламентских выборах, состоявшихся 28 марта 2004 г., партия Президента Грузии М. Саакашвили «Национальное движение - демократы» получила 175 мандатов из 235 возможных. 22 представители в парламенте от партии «Новые правые - промышленники». Остальные 38 депутатов - преимущественно независимых - избран 2 ноября в прошлом году в мажоритарных округах.

Насколько успешно смогут справиться со сложными задачами новый Президент и его команда, покажет время.

Относительно украинско-грузинских отношений, то и Украина, и Грузия стоят перед одинаковыми проблемами: структурная перестройка экономики, обеспечение энергоносителями, транзит этих носителей своей территорией. Активизации торгово-экономических отношений будет способствовать введена паромная переправа Одесса - Поти. Это новое транспортное сообщение открывает для Украины рынки не только Закавказья, но и Центральной и Восточной Азии, Ирана и Ирака. Украина и Грузия целенаправленно прокладывают путь к европейским и евроатлантическим структурам. М. Саакашвили: «Для нас Украина - это окно в Европу. Чем больше будут расти шансы Украины интегрироваться в структуры Евросоюза, тем короче будет путь в Европу для Грузии. Для нас Украина - и друг, и образец развития. Чем успешнее будет экономическое развитие, консолидация государства, то больше будет возможностей интегрироваться друг с другом».

Не проще ситуация и в соседней Азербайджанской Республике (территория 86,6 тыс. кв. км; население - 7,8 млн. чел.). В течение четырех лет здесь выбрано трех президентов страны. Первого - Аяза Муталибова, президента пророссийской ориентации, - в июле 1992 г. отстранен от власти. Второй - Абульфаз Ельчибей, президент прозападной ориентации - с июня 1993 г. после отставки находится в родном селе Келеки, что в горах Нахичевани. Третьим стал Гейдар Алиев, бывший первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана, член Политбюро ЦК КПСС, возвращение к власти которого напоминает остросюжетный детектив.

В 1990 г. Г. Алиев вернулся из Москвы в Нахичевань, где земляки восторженно встретили его как национального героя зарезав у его ног жертвенного барана. Впоследствии Алиева избирают Председателем Верховного Меджлиса Нахичеванской республики. В июне 1993 г. полковник Сурет Гусейнов учи нив вооруженный мятеж, и в результате тогдашнего Президента Азербайджана А. Ельчибея был отстранен от власти. Власть перешла к Г. Алиева, который в то время возглавлял парламент (Хотя к власти, по плану заговорщиков, должен был вернуться А. Муталибов.) С. Гусейнов становится премьер-министром, но после участия в очередном мятеже и обвинения в наркобизнесе покинул страну. В начале 1997 г. властные структуры России выдали С. Гусейнова власти в Баку.

В сентябре 1993 г. после референдума, на котором было выражено недоверие А. Ельчибею, 67-летнего Г. Алиев был избран Президентом Азербайджана.

Политическая ситуация в стране оказалась чрезвычайно сложной. Раскрываются перманентные попытки государственных заговоров, идут аресты их участников. В организации этих заговоров обвиняется А. Муталибов, который находится в Москве, а также его окружения. К этому добавляется вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, что до последнего времени не урегулирован даже при участии России и США и в результате чего Азербайджан теряет 20 процентов территории. Г. Алиев: «Россия в интересах всего мирового сообщества, в своих собственных интересах могла бы объяснить Армении необходимость стать на разумный путь. Россия может влиять на Армению. А если учесть, что в Армении находится большой контингент российских войск, размещены российские военные базы, что Россия оказывает большую финансовую поддержку Армении, то нетрудно понять, как много Россия может сделать для урегулирования этого конфликта».

В конце 1995 года на всенародном референдуме принимается новая Конституция страны. Азербайджан объявляется светским, правовым, унитарной республикой. Источником власти является народ. По форме государственного правления Азербайджан - президентско-парламентская республика. Главой Азербайджанского государства является Президент. Он представляет

Азербайджанское государство внутри страны и во внешних отношениях.

Государственная власть в Азербайджанской Республике организуется на основе принципа разделения властей. Исполнительную власть осуществляет парламент - Милли Меджлис Азербайджанской Республики (в его составе 125 депутатов, избираемых по смешанной системе сроком на 5 лет). Исполнительная власть принадлежит Президенту Азербайджанской Республики (избирается на 5-летний срок путем всеобщих прямых и равных выборов свободным, личным и тайным голосованием). Судебную власть осуществляют суды Азербайджанской Республики. Конституционный суд, который решает вопрос соответствия решений органов власти Основному Закону страны, состоит из девяти судей (назначаются парламентом по представлению Президента).

Конституция Азербайджанской Республики четко определяет основные права и свободы своих граждан. Это право на жизнь, свободу, собственность, равенство, защиту прав и свобод человека, право на безопасное проживание, неприкосновенность жилища, личную неприкосновенность, защиту чести и достоинства, свобода совести и вероисповедания, собраний, информации, право на брак, труд и его оплату, право на социальную защиту, охрану здоровья, умственную (интеллектуальную) деятельность, право на образование. На территории Азербайджанской Республики права и свободы человека, согласно Основного Закона государства, действуют непосредственно. Споры, связанные с нарушением прав и свобод человека, решаются судами.

Наряду с правами и свободами человека определяются права и свободы гражданина. Среди них - право на гражданство, право на участие в политической жизни общества, защиту конституционного строя, участие в управлении государством, избирательное право, право на объединение. «Каждый имеет право свободно объединяться с другими, создавать любые объединения, не ставящие целью получение прибыли, в том числе политическую партию, профсоюз и другие общественные объединения или вступать в уже существующее объединение. Свободная деятельность всех объединений гарантируется. Запрещаются объединения, ставящие целью силой свергнуть государственную власть на всей территории Азербайджанской Республики или в любой ее части». Конституция Азербайджанской Республики определяет также основные обязанности граждан.

8 ноября 2000 года состоялись очередные выборы в парламент - Милли Меджлиса Азербайджана. Новый парламент уделил особое внимание решению экономических проблем, не менее сложных, чем внутриполитические, а также урегулированию кризиса в Нагорном Карабахе в связи с оккупацией этих земель Арменией.

Спад производства, который вступил критического уровня, сопровождается частичной или полной остановкой большинства предприятий. Есть перебои с поставкой продуктов, в частности хлеба. По официальной статистике, почти 90 процентов населения - пенсионеры, многодетные семьи, студенты, врачи, учителя, ученые и даже рабочие - находятся за чертой бедности. Негативно повлияло на экономическую ситуацию закрытия участке Северокавказской железной дороги - главной транспортной артерии Азербайджана (железная дорога пересекает территорию Чечни).

В сентябре 1994 г. между Азербайджаном и международным консорциумом из восьми крупных нефтяных компаний подписан контракт о совместной (в течение 30 лет) разработку трех нефтяных месторождений на шельфе Каспия. В связи с этой соглашением, которая получила название «контракта века», будет добываться 511 млн. тонн нефти, из которых 253 млн. будет принадлежать Азербайджану, что даст примерно 34 млрд. долларов прибыли. Нефтепровод, который пролегает через Россию и по которому предполагается перекачивать нефть, не имеет достаточной пропускной способности. А потому снова катализируется идея строительства нового трансазійського нефтепровода по территории Ирана и Турции.

78-летний Президент Азербайджана Гейдар Алиев (повторно был избран на эту должность 18 октября 1998 года) заявил, что будет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах, которые состоятся 15 октября 2003 г. В связи с состоянием здоровья Алиев снял свою кандидатуру. 15 октября 2003 года Президентом Азербайджана избран сына экс-президента їльхама Алиева. Конечно, о Алиева-младшего трудно судить как о политике. Ведь политикой он, побыв лишь два с половиной месяца на посту премьер-министра, а до того имея мандат депутата, занимался очень мало. И. Алиев имел свой бизнес в Турции и России (фабрика и пошив одежды в Москве) занимал должность первого вице-президента Государственной нефтяной компании Азербайджана, главы Национального олимпийского комитета. После встречи с И. Алиевым Леонид Кучма заявил: «Я убежден, что сегодняшний Президент Азербайджана достойно проводить политику своего отца - предыдущего Президента Азербайджана, а что в этой политике будет отдельное место для Украины, в этом тоже нет сомнения» .

Итак, Азербайджан стал первым постсоветским государством, в рамках теоретически демократического республиканского строя постепенно переросла в некий аналог наследственной монархии, в отличие от республик Центральной Азии, президенты которых достигли своих пожизненных полномочий путем референдума, но не назначили своих преемников из числа собственных детей.

В Республике Армении (территория - 29,8 тыс. кв. км; население - 3,3 млн. чел.), как и в других странах Закавказья, происходят сложные политические и экономические процессы. Негативное влияние на ситуацию в стране вызвала война в Нагорном Карабахе, жестокий энергетический кризис. Большинство предприятий в республике не работает. Президенту страны Левону Тер-Петросяну небезосновательно упрекали за неспособность вывести республику из кризисного состояния.

При таких условиях в июле 1995 г. состоялись выборы в национальное собрание Армении и референдум относительно принятия новой Конституции страны. В избранном парламенте большинство депутатских мандатов принадлежат блоку «Республика». Как правило, это лидеры партий, руководство старого парламента, лица из правительства, главы районных и государственных советов. По мнению международных наблюдателей, «выборы были свободные, и далеко не демократические». «На самом деле это была победа власти над собственным народом», - так оценил выборы в парламент Сергей Бадалян, лидер армянских коммунистов. В сентябре 1996 г. в Армении состоялись президентские выборы. По официальным данным, за Л. Тер-Петросяна проголосовало 51,75 процента избирателей. Он победил в первом туре. Главный соперник Президента, бывший премьер-министр Вазен Манукян, получил 41,29 процента голосов. Оппозиция обвинила Центризбирком в фальсификации выборов, организовала многотысячную манифестацию, захватила парламент, а спикера парламента взяла в заложники. Власть вынуждена была применить оружие, чтобы добиться порядка.

Новая Конституция определяет Армению как суверенное, демократическое, социальное, правовое государство. По форме государственного правления Армения - президентско-парламентская республика. Государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами - на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президент Республики Армения обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной власти. Президент республики является гарантом независимости, территориальной целостности и безопасности страны. Законодательную власть в Республике Армения осуществляют Национальное Собрание в составе 131 депутата. Исполнительную власть осуществляет правительство. Структура и порядок деятельности правительства устанавливаются указом Президента республики по представлению премьер-министра. Заседания правительства созывает и ведет Президент республики или, по его поручению, премьер-министр.

Правосудие в Республике Армения осуществляют только суды - в соответствии с Конституцией и законами. Гарантом независимости судебных органов является Президент. Он возглавляет Совет правосудия. Министр юстиции и Генеральный прокурор являются заместителями председателя Совета. В состав Совета входят также четырнадцать членов, назначенных Президентом на пятилетний срок. Конституционный суд состоит из девяти членов, пять из которых назначают Национальное Собрание, четырех - Президент республики. Конституционный суд устанавливает соответствие законов, постановлений национального собрания, указов, распоряжений Президента республики, постановлений правительства Конституции.

Административно-территориальными единицами Республики Армения являются области и общины. Области состоят из сельских и городских общин. В общинах осуществляется местное самоуправление. Органы местного самоуправления избираются на трехлетний срок: совет старейшин общины в составе от пяти до пятнадцати членов, руководитель общины - мэр города, сельский староста. Руководитель общины формирует свою администрацию.

В областях осуществляется государственное управление. Правительство назначает и освобождает руководителей областей. Город Ереван имеет статус области. Мэра Еревана по представлению премьер-министра назначает и освобождает Президент республики. Порядок выборов, полномочия органов местного самоуправления определяются Конституцией и законами.

Республика Армения является унитарным государством с централизованной системой управления и четко структурированными органами местного самоуправления. В ближайшем будущем две составляющие армянской политики останутся неизменными: сотрудничество с Россией и сильная армия как единственный залог безопасности страны.

В начале февраля 1998 года Президент Армении Л. Тер-Петросян ушел в отставку.

30 апреля 1998 года Президентом Армении избран 44-летнего Роберта Кочеряна, премьер-министра страны, а до тех пор - президента Нагорного Карабаха, которым он правил, как свидетельствуют очевидцы, железной рукой.

Выборы в национальное собрание Армении состоялись 31 мая 1999 года. Трагедия в армянском парламенте произошел в конце того же года. Во время заседания законодательного органа страны трое террористов неожиданно ворвались в зал, убили премьер-министра страны, спикера парламента и двух его заместителей (всего 8 человек). Выступив с обращением к нации по телевидению, террористы сдались. Позже их привлекли к уголовной ответственности.

19 февраля 2003 г. Президентом Армении повторно избран Роберта Кочеряна, а 27 мая того же года состоялись выборы в национальное собрание. 56 депутатов избирались в одномандатных округах (борьбу вели 250 кандидатов), 75 депутатов - по партийным спискам. Двадцать одной партии, согласно законодательству, для победы нужно было преодолеть пятипроцентный барьер.

Проводя параллели между выборами, которые состоялись в 2003 году во всех трех странах Южного Кавказа, подавляющее большинство аналитиков в Ереване сходятся в своих выводах на том, что события в Армении не развернулись по «азербайджанским» или «грузинскому» сценарию. Чрезвычайный и Полномочный посол Армении в Украине Армен Хачагрян: «Армения на сегодняшний день - самая стабильная страна на Южном Кавказе. В Армении царит и со временем становится где дальше могущественнее идея государственности, на высоте - государственное мышление. Жизнь в Армении прежде всего стабильный и достаточно благополучное. У нас долгое время не было государственности, ii-за то она для нас слишком ценна, чтобы мы позволили себе ее не ценить».

Однако в Армении не все так однозначно. В постоянном напряжении держит власть оппозиция, которая утверждает, что результаты президентских выборов, которые состоялись в прошлом году и дали победу Г. Кочеряну, были подтасованы, за то оппозиционные силы заявили о своем стремлении повторить «грузинскую " революцию роз».

Одним из главных внешнеполитических задач, стоящих сейчас перед руководством Армении, является, как известно, урегулирования карабахского конфликта. Ведь застарелый конфликт вокруг Нагорного Карабаха является сдерживающим фактором для развития полноценного сотрудничества между всеми странами региона. Долгожданное возобновление прямого армяно-азербайджанского диалога на высшем уровне по нагорно-карабахскому урегулированию, остановленного в связи с выборами в Армении и болезнью Г. Алиева, состоялось в конце 2003 года между Г. Кочеряном и И. Алиевым в Женеве. И хотя каких-либо ощутимых результатов пока нет, встреча дала возможность сторонам непосредственно ознакомиться с позицией друг друга. Причем обе стороны конфликта высказываются за усиление роли России в урегулировании проблемы.

Следовательно, трансформация политических структур в государствах Закавказья продолжается сложно, власть все время испытывает давление межнациональных конфликтов, каждая из стран определяет свой, только ей присущий путь развития. Если Грузия и Азербайджан стремятся дистанцироваться от России, то Армения имеет последовательную пророссийскую ориентацию.