ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
4. Центрально-азиатские страны. Особенности модели общественного строя
Центрально-азиатские республики - Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, как и Украина провозгласили в начале 90-х годов независимость. Во всех государствах были приняты новые конституции, сформированы органы государственной власти. Вместе с тем следует иметь в виду, что страны Центральной Азии имеют как общие черты в политическом развитии, так и специфику, свои исторические, этнические, демографические, культурные, религиозные, местные кастовые особенности, существенно влияющие на становление и развитие властных структур.
В основе модели общественного строя независимых государств Центральной Азии, возникших на постсоветском пространстве, - сохранение древних и племенных традиций и сочетание их с современными реалиями. Приходится учитывать стремление некоторых религиозных кругов создать исламское государство. Процесс противоречивый. И все-таки центрально-азиатские страны предпочитают светском государстве, одновременно обеспечивается конституционное закрепление свободного развития всех религиозных конфессий.
Рассмотрим политические, экономические и социальные процессы в каждой стране.
Прежде всего - о ситуации в Республике Казахстан (территория - 2,7 млн. кв. км.; населения - 14,4 млн. чел.). Процесс трансформации политических структур здесь происходит сложно, неоднозначно.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев - один из признанных государственных деятелей в Центрально-азиатском регионе. На должность Президента избран 1 декабря 1990 года. Как известно, последней формой государственности у казахов был союз трех жузив - племенных объединений - старшего, среднего и младшего. По традиции считалось, что старший жуз поставляет народу правителей, средний - поэтов и мыслителей, а младший - воинов. Нынешний Президент Казахстана, который прошел путь к власти через пост первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, родом из старшего жуза, то есть племени, что выращивает элиту. Сейчас за его участия в стране энергично проводятся политические и экономические реформы, инициирован ряд международных акций, в частности создание Евразийского сообщества. Широкий комплекс проблем становления Казахстана как независимого государства, его общественно-политического строя, места этой ведущей центрально-азиатской страны в мировой цивилизации Н. Назарбаев осмысливает в книге «На пороге XXI века» (1996): «Казахстан должен стать не просто экономически развитым государством. Он должен стать решительным последователем и надежным символом демократии и прав человека».
В Казахстане после провозглашения независимости на всех уровнях советов - от сельских до парламента - состоялся самороспуск. Причем вполне добровольно, что в очередной раз удивило мир загадочной восточной организованностью. В марте 1994 г. в Казахстане избран новый парламент (177 депутатов), который работал на профессиональной основе, но через год Конституционный суд страны признал полномочия депутатов нелегитимными: были выявлены факты нарушения конституционных норм при определении избирательных округов и в методике подсчетов голосов. Парламент был распущен, принято отставку правительства. Законодательные полномочия перешли к Президенту.
В апреле 1995 г. на всенародном референдуме (референдум инициирован Ассамблеей народов Казахстана, его идею поддержали пять влиятельных политических партий «Народное единство Казахстана», «Народный конгресс Казахстана», «Партия возрождения Казахстана», «Социалистическая партия Казахстана», «Народно-кооперативная партия Казахстана») полномочия Президента Н. Назарбаева были продлены до 2000 г.
Конституция Республики Казахстан принята всенародным референдумом 30 августа 1995 года. Согласно Основного Закона Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Республика Казахстан является унитарным государством с президентско-парламентской формой правления. Единственным источником государственной власти является народ. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам.
Государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и их взаимодействия с использованием системы сдержек и противовесов.
Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений, а их - в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений.
Согласно Конституции, Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным законам совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может избираться Президентом республики более двух раз подряд.
Президент Республики Казахстан назначает очередные и внеочередные выборы в парламент республики, с согласия парламента назначает на должность премьер-министра республики; освобождает его от должности; по представлению премьер-министра определяет структуру правительства республики, назначает на должность и освобождает от должности его членов; осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основным Законом страны.
Президент республики несет ответственность за действия, совершенные во время исполнения своих обязанностей, его может убрать с поста парламент только в случае государственной измены.
Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции. Срок полномочий парламента - четыре года. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса. Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики. Семь депутатов Сената назначаются президентом Республики на срок полномочий парламента. Мажилис состоит из шестидесяти депутатов, избираемых в одномандатных территориальных округах.
Парламент на совместном заседании палат на предложение Президента республики имеет право вносить изменения и дополнения в Конституцию, дать согласие на назначение Президентом премьер-министра республики, заслушав доклад премьер-министра о программе правительства, одобрить или отклонить ее, осуществлять другие полномочия, возложенные на парламент Конституцией.
Президент республики может распустить парламент в случаях выражения парламентом вотума недоверия правительству, двукратного отказа парламента дать согласие на назначение премьер-министра, политического кризиса в результате неподоланних разногласий между палатами парламента или парламентом и другими ветвями власти.
Правительство осуществляет законодательную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Правительство ответственно перед Президентом республики, а также подотчетно парламенту республики. Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления социально экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление.
Президент республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от обязанностей любого его члена. Увольнение с должности премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства.
Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Председатель и два члена Конституционного совета назначаются Президентом республики, два члена - председателем Сената и два - председателем Мажилиса. Конституционный совет решает в случае разногласия вопрос о правильности проведения выборов Президента республики, депутатов парламента и проведения республиканского референдума; дает официальное толкование норм Конституции; рассматривает иные вопросы, возложенные на нее Основным Законом страны.
Местное государственное управление осуществляется местными представителями и исполнительными органами, которые отвечают за состояние дел на определенной территории. Местные представительные органы - масліхати - избираются населением на четыре года. Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и правительства республики. Компетенция маслихатов, организация и порядок их деятельности, правовой статус депутатов устанавливаются законом.
В начале октября 1998 г. парламент Казахстана принял поправки в Конституцию, продлив срок полномочий главы государства до 7 лет и назначив внеочередные президентские выборы на январь следующего года. Политические оппоненты Н. Назарбаева утверждали, что ускорение выборов вызвано снижением рейтинга Президента и его авторитета в обществе через неудачи экономических и социальных реформ и ростом популярности бывшего премьер-министра Кажагельдина.
Выборы 10 января 1999 г. стали первыми в истории Казахстана выборами главы государства, которые проводились на альтернативной основе. Кроме Н. Назарбаева, были зарегистрированы еще 3 кандидата. Акажана Кажагельдина - главного (как утверждала независимая пресса) соперника действующего Президента, Центризбирком так и не зарегистрировал кандидатом в Президенты.
Миссия ОБСЕ констатировала, что избирательный процесс в Казахстане не соответствовал международным стандартам. Нарушения заключались, в частности, в давлении и запугивании властями альтернативных кандидатов и их сторонников, осложненном доступе к СМИ, массированной пропаганде в пользу нынешнего Президента в государственных масс-медиа.
Хоть там как, Н. Назарбаев одержал убедительную победу на выборах. За его кандидатуру отдали голоса 81,7 процента избирателей, принявших участие в голосовании. Итак, восемь следующих лет - до 3 декабря 2006 г. - главой государства остается первый Президент Казахстана Н. Назарбаев.
Накануне выборов в парламент, состоявшихся 19 сентября 2004 года, на съезде пропрезидентской партии «Отан» Н. Назарбаев объявил о начале масштабной политической реформы, целью которой является повышение роли парламента в системе власти. Создана Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества.
Преемницей нынешнего Президента Казахстана называют его дочь Даригу Назарбаеву, которая сейчас является главой мощного казахского медиа - холдинга «Хабар», руководителем Международного института современной политики, лидером вновь созданной партии «Асад» (дословно: «Всем миром»), «Асад», насчитывающий 170 тысяч членов, имеет вдохнуть новую жизнь в пропрезидентский лагерь, утомленный бывшими партиями власти, и дать бой оппозиции в рамках легитимного политического процесса. «Асад» становится ведущей политической партией в стране, Д. Назарбаева - вторым после Президента политиком. Д. Назарбаева: «Гражданские институты, общественные организации и политические партии должны работать на то, чтобы повышать уровень политической культуры, объяснять людям, что происходит, чтобы они сами делали осознанный выбор, сами понимали, в чем их интерес и общественная сила или политическая партия в наибольшей степени способна защищать эти интересы в органах власти». И далее: «Роль политических партий старого типа, созданных в конце прошлого века, уходит в прошлое. Теперь нужна партия нового типа». Кстати, сама Д. Назарбаева считает, что Н. Назарбаев 2006 года будет баллотироваться в президенты. Это не противоречит Конституции.
Неоднозначно оценивается политика властных структур в подходе к межнациональных взаимоотношений. Замена не казахов на казахов в государственной администрации, полиции, парламенте негативно влияют на русскоязычное население, которое опасается, что его будущее (в Казахстане с 14,4 млн. человек 60,3 процента - не казахи, преимущественно русские и украинцы) - это вынужденное пополнение низкооплачиваемой рабочей силы для обслуживания казахской элиты. Однако эти опасения не имеют под собой почвы. В Казахстане права всех наций защищено Конституцией. Русский язык является официальным и приравнивается к государственной. Денежный знак тенге имеет надписи на двух языках: казахском и русском.
Во внешней политике, в частности в отношении стран СНГ, Президент Казахстана выступает за интеграцию в постсоветском пространстве, последовательно отстаивает необходимость развития как двусторонних (в последнее время трижды официально посетил Украину), так и многосторонних отношений (в феврале 1995 г. президентами Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана принято решение о создании межгосударственного совета, в который вошли президенты, премьер-министры, министры иностранных дел со штаб-квартирой в Алматы). Кроме того, создан Центрально-азиатский банк. В этом контексте можно рассматривать и создание летом 1998 г. «Центрально-азиатского экономического сотрудничества», куда вошли Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
Определяя перспективы развития СНГ, Н. Назарбаев утверждает: «Сегодня коренным образом надо реформировать не только саму Содружество, но и российскую политику в отношении своих ближайших соседей. Пока она не станет действительно ответственной и дружелюбной, ориентация стран СНГ на другие геополитические центры будет сохраняться. Думаю, что никто не будет спорить с тем, что до сих пор «ключи» от интеграции находящихся в Кремле».
По сравнению взвешенные политические и экономические преобразования осуществляются в Республике Узбекистан (территория - 447,4 тыс. кв. км.; население - 25,2 млн. чел.). Как известно, родоплеменная структура здесь размыта и не играет существенной роли. Важное значение придается традициям прежних могучих средне-азиатских государств: Бухары, Коканда, Хорезма. Не случайно избран 29 декабря 1991 года Президент Узбекистана Ислам Каримов, бывший первый секретарь ЦК Компартии республики, который родился в Самарканде - одной из двух столиц бухарской государства, избрал историю Бухары за базовую.
Кстати, ташкентская элита долгое время не могла осознать, почему ей принадлежит подчиняться самаркандцеві. Борьба кланов, предшествовавшей окончательному утверждению Ислама Каримова, завершилась в его пользу. При этом и ташкентці, и ферганці, и, разумеется, самаркандці нашли свое место во властных структурах.
Основой новой узбекской государственности стало учение бухарских правителей - от грозного эмира Тимура до великого теолога Накшабанда. И. Каримов отметил, что обращается к мудрости великого Тимура: завладев умами людей, можно приказывать им. В 1991 г. И. Каримов так ответил депутатам Верховного Совета Узбекистана на обвинения его в диктаторских проявлениях: «В нашей республике может быть или демократия, или порядок. И я выбрал порядок». Главная заповедь Президента: «На Востоке власть не делят». Опыт Южной Кореи, Чили, Китая и даже Турции, как утверждает И. Каримов, является лучшим доказательством эффективности политики твердой руки в отношении центрально-азиатских стран.
И. Каримов, которого в январе 2000 г. вновь избран Президентом Узбекистана, - последовательный сторонник светского государства, однозначно настаивает на своей противодействия исламскому экстремизму. Референдум, который состоялся в стране в начале 2002 г., продлил срок полномочий Президента Узбекистана с нынешних пяти до семи лет. Следующие выборы должны состояться в 2007 году.
Кстати, осенью 2003 года старшая дочь И. Каримова Гульнара - одна из самых богатых деловых женщин Узбекистана - вышла замуж за министра иностранных дел Садыка Сафаєва, который до этого занимал должность Чрезвычайного и Полномочного Посла Узбекистана в Соединенных Штатах Америки. Считают, что С. Сафаєв может стать преемником И. Каримова.
По Конституции (принято 8 декабря 1991 p., внесены изменения 28 декабря 1993 p.), Узбекистан - президентская республика. От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажліс и Президент республики.
Система государственной власти Республики Узбекистан Основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Высшим государственным представительным органом является Олий Мажліс Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть. Состоит из депутатов, избираемых по территориальным избирательным округам на многопартийной основе сроком на пять лет. Сейчас это двухпалатный парламент, выборы в нижнюю палату проводятся преимущественно по партийным спискам.
К исключительным полномочиям Олий Мажлісу относятся: принятие Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений; назначение выборов в Олий Мажлісу, определения даты выборов Президента республики, утверждение указов Президента республики о назначении и освобождении от должности премьер-министра, его первого заместителя, заместителей премьер-министра, членов Кабинета министров, осуществление других полномочий, предусмотренных Конституцией.
Президент Республики Узбекистан является главой государства и исполнительной власти. Он одновременно возглавляет Кабинет министров.
Президент Республики Узбекистан избирается гражданами этой страны на основе общего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на пять лет, выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан; представляет Республику Узбекистан внутри страны и в международных отношениях.
В случае возникновения в составе Масел Мажлісу Республики Узбекистан неподоланних противоречий, ставящих под угрозу его нормальное функционирование, или неоднократного принятия им решений, противоречащих Конституции, Масел Мажліс может быть распущен по решению Президента, принятому с согласия Конституционного суда.
Если Президент Республики Узбекистан по состоянию здоровья не может выполнять свои обязанности, в десятидневный срок на чрезвычайном заседании Масел Мажліс из депутатов на срок до трех месяцев избирает временно исполняющего обязанности Президента. В этом случае должны быть в трехмесячный срок проведены всенародные выборы Президента Республики Узбекистан.
Состав Кабинета министров формирует Президент и утверждает Масел Мажліс республики. Кабинет министров обеспечивает эффективное функционирование экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений Олий Мажлісу, указов, постановлений и распоряжений Президента республики.
Представительными органами власти в областях, районах и городах являются советы народных депутатов, возглавляемые хакімами, которые, учитывая интересы государства и граждан, решают вопросы, отнесенные к их компетенции. Органом самоуправления в поселках, кишлаках и аулах есть сход граждан избирает на два с половиной года председателя (аксакала) и его советников. Порядок выборов, организация деятельности и объем полномочий органов самоуправления регулируется законом.
Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной, политических партий, других общественных организаций. Организация и порядок деятельности судов определяются законом.
Конституционный суд Республики Узбекистан рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Конституционный суд по представлению Президента избирается Масел Мажлісом из специалистов в области политики и права в составе председателя, заместителя председателя и судей. В своей деятельности судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции Республики Узбекистан.
В последнее время проблема формирования гражданского общества, отношений властных структур, граждан стала активно исследоваться специалистами разных направлений и отраслей социального знания. В книге «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» И. Каримов утверждает: «Для нас гражданское общество - это социальное пространство, где верховенствує закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию ее прав и свобод». И далее: «Законы государства не должны ограничивать права человека, гражданина, но и законы должны соблюдать все беспрекословно».
К проблеме гражданского общества Ислам Каримов обращается и в докладе на IX сессии Олий Мажлісу второго созыва (29 августа 2002 г.): «Пятый приоритет и важнейшая предпосылка формирования гражданского общества - это усиление роли и значения в жизни общества и негосударственных общественных институтов. Это реализация на деле принципа «от сильного государства - к сильному обществу». Это поэтапное и постепенное уменьшение роли государственных структур в решении многих задач, связанных прежде всего с социально-экономическими процессами и передачи этих функций общественным организациям».
Зайнігдін Исламов, доктор юридических наук, профессор считал, что гражданское общество предполагает экономически развитую ситуацию и достаточно высокий уровень общественного благосостояния, благодаря которому субъекты гражданского общества способны вместе, но без участия государства, реализовать свои интересы. В Узбекистане такая ситуация только начинает формироваться.
Ныне Узбекистан переживает серьезные экономические трудности. С трудом преодолевается спад производства, есть проблемы с обеспечением населения продуктами, в частности хлебом, средний доход граждан не превышает 30 долларов. В этой ситуации властные структуры Узбекистана должны были попросить кредиты у Всемирного банка и Международного валютного фонда. При содействии США Узбекистан получил кредит в 1,5 миллиарда долларов. Одновременно наблюдается рост влияния США на экономическую и политическую ситуацию в этой центрально-азиатской стране. На сегодня американским компаниям принадлежат ключевые позиции в производстве и экспорте золота и урана - важнейших, после хлопка, источников валютных поступлений страны.
И. Каримов - последовательный сторонник светского государства. Именно действиями религиозных экстремистов объясняют террористические акты в феврале 1999 p., когда от взрывов в Ташкенте погибло 14 человек, 128 ранены, 83 из них доставлены в больницу. Как считает Президент Узбекистана, цель террористов состояла в том, чтобы подорвать мир и спокойствие в стране, посеять сомнение относительно правильности нынешней политики. Реакция граждан Узбекистана была обратной.
В апреле 2004 года в Ташкенте и Бухаре в результате террористических актов и столкновений милиции с фундаменталистами погибло 42 человека, среди них 3 милиционера. По официальной версии, совершенные террористические акты - это попытки нанести удар по международной антитеррористической коалиции и прежде всего Соединенных Штатах Америки как ее основному участнику. При этом следует учитывать тот факт, что в Узбекистане размещено американскую военную базу, а власти страны поддерживала действия США в Афганистане. Другая версия заключается в том, что террористические акции - дело рук соответствующих сил внутри Узбекистана, которые стремятся эксплуатировать тех, кто недоволен чрезмерно жесткой политикой властных структур по радикальной исламистской группировки «Хизб-ут-Тахрир». Сегодня режим Ислама Каримова считается одним из самых жестоких в Центральной Азии. Став верным союзником США в борьбе с терроризмом, узбекский Президент воспользовался этим для того, чтобы применить репрессии против оппозиционеров - исламистов независимо от того, выступали они за вооруженные методы борьбы или нет. И нет ничего удивительного в том, что такая репрессивная политика только увеличила ряды террористов.
Во внешнеполитической сфере Узбекистан за годы независимости определил свое место, приобрел самостоятельного голоса в мировом сообществе. Ныне Узбекистан признали 165 государств, с более чем 120 странами мира установлены официальные дипломатические отношения.
Президент И. Каримов решительно выступает против поспешной интеграции стран СНГ. Им определено пять главных предпосылок, на которых должна осуществляться интеграция и кооперация между государствами. Это - добровольность и полное равноправие государств, одинаковая направленность и идентичность реформ, осуществляемых в каждой стране, опора прежде всего на собственный потенциал, недопустимости форсирования интеграционных процессов, когда формирование общих надгосударственных структур тяготеет над процессами экономической интеграции.
Туркменским феноменом называют то, что сейчас происходит в этой стране. Республика Туркменистан (территория - 488,1 тыс. кв. км.; население - 4,6 млн. чел.) имеет ярко выраженный племенной разделение: 30 племен, крупнейших - пять. Племена имеют четкие ареалы размещения, «свои» земли. За ними республика имеет пять больших областей - велайятів. Первым Президентом Туркменистана в 1990 г. был избран Сапармурата Ниязова, бывшего первого секретаря ЦК Компартии Туркменистана. При этом учитывался и тот факт, что по своему происхождению С. Ниязов был из племени теке, с которого исторически выходили правители страны. Свою легитимность Президент Туркменистана подтвердил после принятия новой Конституции на всенародных выборах в июне 1992 г. (за него проголосовало 99,5 процента избирателей) и на референдуме в январе 1994 p., который продлил полномочия Президента еще на пять лет, до 2002 г. Этому в значительной мере способствовало толерантное отношение главы государства к других племен, а также к национально-демократического оппозиционного движения «Агзи бирлик» («Единство»).
Парламент Туркменистана, «учитывая обращения граждан и выполняя волю народа», закрепил за Президентом новое имя - Сапармурат Туркменбаши (предводитель всех туркмен). В декабре 1999 г. Халк Маслахаты (народный совет - входят Президент, депутаты Меджлиса, члены правительства, руководители административных образований) постановила, что С. Ниязов «не ограничивается в сроках президентства». Гіолітрада Демократической партии Туркменистана (С. Ниязов - ее почетный председатель) предложила предоставить ему эти полномочия пожизненно. И, наконец, в 2002 г. народная рада объявила Ниязова пожизненным Президентом.
Согласно Конституции, Туркменистан - демократическое, правовое, светское государство, в котором государственное правление осуществляется в форме президентской республики. Туркменистан, согласно закону, имеет статус постоянного нейтралитета.
В Туркменистане - президентская республика. Высшим представительным органом народной власти является Халк Маслахаты (народный совет) Туркменистана. Высшую государственную власть и управление в Туркменистане осуществляют Президент, Меджлис (50 депутатов), Верховный суд, Высший хозяйственный суд, Кабинет министров. Туркменистан состоит из административно-территориальных образований, где действуют местные органы самоуправления.
В руках Туркменбаши сосредоточивается вся полнота власти. Он - Президент республики, глава Кабинета министров, руководитель высшего органа представительной власти - Халк Маслахаты (народного совета), председатель совета старейшин. Он же - верховный главнокомандующий в чине генерала армии, председатель Совета обороны и национальной безопасности, начальник гражданской обороны, председатель единственной в стране Демократической партии.
По всей стране началось строительство памятников первому туркменскому Президенту, его именем названы улицы, города и даже каналы. В центре Ашхабада сооружен необычный памятник - 12-метровую позолоченную фигуру поставлено на 23-метровый постамент. Подобных памятников нет в истории Средней Азии: исламская религия запрещала изображение людей. С. Ниязов создал свод правил, по которым должен жить каждый туркмен. Книга названа «Рухнама» («Духовная книга») - главная книга туркменского народа, книга - путеводная звезда. Она подводит итоги исторической деятельности туркмен, рассказывает об особенностях их ума, привычки, традиции, желания и стремления. По словам С. Ниязова, в «Рухнаме» описано все морально-философские черты туркменского народа. На примерах исторического становления туркменской нации и ее государственности сделан вывод, что только по внутренней сплоченности народа, всех его племен на единой платформе моральных устоев и традиций государство может быть стабильным. «Туркменистан - любимая Отчизна, край родной мой, и в мыслях, и сердцем я всегда с тобой. За малейшее зло, причиненное тебе, да отнимется рука моя. За малейший навет на тебя да знесиліє язык мой. В час измены Родине, Сапармурату Туркменбаши Великому, священному знамени твоего, да прервется дыхание мое!» - этой клятвой туркмены начинают все сборы, уроки в школах, ее заучивают даже в детских садах. Сам Ниязов неоднократно заявлял, что перехльостування через край в этих вопросах его не смущает. Туркменбаши убежден: когда общество создаст цивилизованную экономику, в основе которой будет частная собственность, появятся действительно демократические институты, необратимым фактом станет верховенство закона и незыблемость прав человека, тогда и лишнее, наносное, что касается его лица и имени, отпадет сам собой.
В чем феномен культа личности Туркменбаши? Ответ, наверное, надо искать в особенностях азиатского менталитета: вождь может быть только один, а соплеменники должны беспрекословно признавать его верховенство. Этим ограничивается и кадровая политика президента, направленная на укрепление режима личной власти. Он использует принцип противовеса (не допускать усиления позиций любого из ближнего круга). Президент открыто дает понять своим чиновникам, что имеет компромат на них, и делает это регулярно. Такой принцип помогает ему «держать в узде чиновников, которые чувствуют, что находятся «под колпаком». Второе правило кадровой работы вождя - регулярные изменения руководящего состава, что не дает никому «укорениться» на одном месте и превратиться в самостоятельный центр силы.
В Туркменистане по инициативе с. Ниязова разработан прагматичную программу «10 лет благополучия», позже трансформированную в «10 лет стабильности». Ее главные положения: опираясь на положительные элементы прошлого, видеть и делать новое. В перспективе предполагается переход от экспорта сырья (газ, нефть, хлопок, каракуль) до продажи готовых изделий и полуфабрикатов. Малое государство, по убеждению Президента, должна опираться на собственные силы.
Однако реализовать эту идею оказалось не так просто. По запасам газа Туркменистан занимает пятое место в мире. Продажа газа является решающим фактором социальной и политической стабильности в стране. Единственный газопровод из Туркменистана проходит через Россию. С 2007 года монопольным покупателем газа на 25 лет становится российский «Газпром», а единственным экспортным рынком - российский, который, разумеется, будет определять заниженные цены для Туркменистана и повышенные для импортеров туркменского газа. Украина, в частности, по соглашению должен получить в 2004 году 36 миллиардов кубометров газа, большую часть добытого за этот период. Попытка осуществить туркмено-иранский проект прокладки трубопровода Туркменистан - Иран - Турция - Южная Европа до последнего времени не имела успеха. Вмешался Вашингтон, известный своим недоброжелательным отношением к Ирану, и заставил всех инвесторов отказаться от финансирования проекта.
Уровень жизни в Туркменистане невысокий. Средняя заработная плата составляет 20-25 долларов. Здесь действует уравниловка. Уровень заработной платы в различных секторах экономики и в государственных и частных предприятиях ограничивается законом.
Заработной платы хватает для довольно скромного существования, пользования сравнительно невысокими в цене коммунальными услугами (обеспечение населения газом бесплатное). Каждому гражданину по сравнительно невысоким ценам продается определенное количество мяса, масла, сахара, риса, хозяйственного мыла. В упоминавшейся книге «Рухнама» Туркменбаши призывает элиту и сограждан проникнуться духом национального величия, необходимым для построения новой страны. Но беда в том, что ни коррумпированные чиновники, озабоченные желанием поскорее набить карманы, ни замордованные нищетой граждане не готовы к содействию геройству вождя.
Во внешнеполитической деятельности Туркменистан придерживается статуса постоянного нейтралитета, который законодательно закреплен в Конституции страны: «Туркменистан на основе закона имеет статус постоянного нейтралитета. Признанный мировым сообществом постоянный нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики». В декабре 1995 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла беспрецедентную резолюцию «Постоянный нейтралитет Туркменистана». В этом документе высказано международное признание политики «открытых дверей» и невмешательства во внутренние дела других государств, которую проводит страна от времени провозглашения независимости. С. Ниязов отмечал: «Хочу особо подчеркнуть: международная поддержка нашего внешнего курса не случайна. В мире все больше людей понимает - нейтралитет Туркменистана отвечает общим интересам наших соседей, потому что открывает широкие перспективы для развития в регионе взаимовыгодного сотрудничества, для стабилизации обстановки, создания климата взаимного уважения и доверия».
В Кыргызской Республике (территория - 198,5 тыс. кв. км; население - 4,7 млн. чел.), как и в других независимых государствах Центральной Азии, также происходят сложные политические и экономические процессы. Президентом Кыргызстана 27 октября 1990 года избран академика Аскара Акаева. На это время выяснилось, что А. Акаев является прямым потомком одного из последних киргизских правителей хана Шабдана, то есть законным наследником престола. На посту Президента он выступил сторонником приоритета прав человека над правами нации, что вызвало нарекания местных национал - радикалов.
Согласно Конституции, Кыргызстан - суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства. Он является президентской республикой. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником власти, которую осуществляет через систему государственных органов. Государственная власть в стране основывается на принципах верховенства власти народа, представляемой и обеспечивает всенародно избранный глава государства - Президент, ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также разделение функций общегосударственной власти и местного самоуправления.
В декабре 1995 г. А. Акаева на альтернативной основе повторно избран Президентом Кыргызстана. Перед выборами он заявил: «Я пошел на этот беспрецедентный шаг (выборы на альтернативной основе), чтобы доказать: Азия способна на демократический путь развития». В декабре 2000 г. А. Акаева переизбран еще на один срок.
2 февраля 2003 года в Кыргызстане состоялся референдум о внесении поправок к Конституции. Главной целью этой конституционно-правовой реформы является передача части полномочий Президента правительству и парламенту страны для более эффективного функционирования всех ветвей государственной власти. Так, премьер-министр будет вносить кандидатуры членов правительства на утверждение парламентом, парламент будет утверждать судей всех уровней. Обновленная редакция Конституции предусматривает создание однопалатного парламента в составе 75 депутатов (сегодня общее количество депутатов двух палат - 105 человек), которые работают на постоянной основе и избираются по мажоритарной системе.
Большинство граждан Кыргызской Республики (70 процентов) высказались за сохранение за А. Акаевым президентских полномочий в прежнем объеме до конца срока президентства - 2005 года.
Нынешний Президент Кыргызстана является активным сторонником процессов в СНГ, поддержал интеграционный курс России в отношениях со странами - участниками СНГ. Этому предшествовал сложный поиск места Кыргызстана в новом геополитическом пространстве: изучалась возможность «тюркского общего рынка», предложенного Турцией, «исламского общего рынка», на который ориентировали Саудовская Аравия и Иран, возможность сближения с Китаем. В итоге был выбран путь более тесной интеграции со странами СНГ. Примером этого могут быть отношения Кыргызстана и Украины.
Президент Кыргызстана выступил с инициативой возродить накануне третьего тысячелетия идею Великого Шелкового пути. «Дипломатия Шелкового пути» предусматривает как направления отношений («Кыргызстан - пограничные страны», «Кыргызстан-Европа», «Кыргызстан-Восточная, Юго-Восточная Азия»), так и принципы этих отношений (равноправное партнерство, взаимозависимость, взаимная выгода, долгосрочная перспектива, многовекторное сотрудничество). Кыргызстан и может и готов выступить связующим звеном между всеми странами Великого Шелкового пути.
Политическая нестабильность, упадок экономики наблюдается в странах, пострадавших от межнациональных и военных конфликтов. Речь идет, прежде всего, о Республике Таджикистан (территория - 143,1 тыс. кв. км.; население - 6,6 млн. чел.), которую раздирают клановые и этнические противоречия, где коррумпированная экономика, где оппозиция, поддерживаемая зарубежными странами, ведет вооруженную борьбу против властных структур. Ввод в Таджикистан 20-тысячных коллективных миротворческих сил СНГ, усилена охрана границы российскими войсками, запрет оппозиционных партий и движений длительное время не приносили ожидаемых результатов.
Несмотря на все это в Таджикистане стремятся развивать конституционный процесс. В ноябре 1994 года принято новую Конституцию Таджикистана.
Согласно Основного Закона Республика Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское и унитарное государство. Это - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таджикистан - президентская республика. Право выступать от имени народа Таджикистана принадлежит только Президенту и Маджлісі Оли.
Общественные объединения создаются и действуют в рамках Конституции и законов. Государство предоставляет им равные возможности в их деятельности. Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела. Создание и деятельность общественных объединений, пропагандирующих расовую, национальную, социальную и религиозную вражду или призывающих к насильственному свержению конституционного строя и организации вооруженных групп, запрещается.
Маджлісі Оли является высшим представительным и законодательным органом Республики Таджикистан. Маджлісі Оли избирается сроком на пять лет.
Президент Республики Таджикистан является главой государства и исполнительной власти (правительства), гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности, преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов, соблюдения международных договоров Таджикистана.
Правительство республики обеспечивает эффективное руководство функционирования экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, решений Маджлісі Оли, указов и распоряжений Президента Таджикистана.
Местная власть состоит из представительных и исполнительных органов, которые действуют в рамках своих полномочий. Органом самоуправления в населенном пункте и селе является джамоат. Порядок образования, полномочия и деятельность органов местной власти регулируются конституционным законодательством.
Судебную власть в Таджикистане осуществляют Конституционный суд, Высший экономический суд, Верховный суд, военный суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, города Душанбе, городские и районные суды.
Конституционный суд состоит из 7 человек. В его полномочия входит определение соответствия Конституции законов, правовых актов Маджлісі Оли, Президента, правительства, Верховного суда, Высшего экономического суда и других государственных и общественных организаций.
Президентом страны в конце 1994 года избран Эмомали Рахмонова, который до тех пор был Председателем Верховного Совета Таджикистана. Оппозиция отказалась участвовать в выборах, утверждая, что они являются дискриминационными в отношении противников режима. В феврале 1995 г. состоялись выборы в парламент, сформировано правительство.
Перспективы политической стабильности в Таджикистане остаются противоречивыми. Чрезвычайно сложным оказался міжтаджицький диалог. В августе 1995 г. Президент Таджикистана Э. Рахмонов и лидер объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури подписали протокол об основных принципах установления мира и национального согласия в стране. С сентября 1995 г. міжтаджицькі переговоры происходят в Ашхабаде. Правительственная делегация, которую до последнего времени возглавлял министр иностранных дел, считает, что политическое урегулирование в стране следует осуществлять в конституционных рамках, исходя из признания легитимности действующих властных структур. Часть представителей оппозиционных сил выступает за придание особой роли Узбекистана в решении міжтаджицьких проблем. Однако наличие «узбекского фактора», по мнению аналитиков, может привести к тому, что политическая борьба станет межэтнической, перерастет в противостояние между узбеками и таджиками, а при этих условиях вирус национализма может распространиться на соседние страны, а затем и на весь центрально-азиатский социум. Выход видится только в национальном примирении. И начинать надо с прекращения вооруженного конфликта.
Летом 1997 г. в Москве подписано соглашение между Президентом Таджикистана Э. Рахмановим и лидером объединенной таджикской оппозиции А. Нури о прекращении вооруженного противостояния и образования коалиционного правительства (оппозиция будет иметь в нем треть мест) на переходный период до проведения новых выборов властных структур республики.
Московские и Тегеранские мирные соглашения создали благоприятную атмосферу для проведения политических, экономических и военных реформ в стране. С завершением интеграции военных формирований объединенной таджикской оппозиции в состав силовых ведомств, включение ее представителей в правительство, появилась возможность совместно строить цивилизованное государство. Это подтвердили и президентские выборы в ноябре 1999 г. Президентом Таджикистана избран на альтернативной основе на семилетний срок 47-летнего Е. Рахманова. За него отдали голоса 97 процентов тех, кто участвовал в выборах.
20 июня 2004 года 97,9 процента (по официальным данным) тех, кто принял участие в голосовании, поддержали внесение в Конституцию Таджикистана соответствующих поправок, которые предоставляют возможность Президенту Таджикистана Эмомали Рахманову еще дважды выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах и пробыть на этом посту в общем итоге более 14 лет.
Итак, как показывает анализ, в политической сфере центрально-азиатские страны придерживается последовательного курса на независимость (но просматривается тенденция становления авторитарных режимов). Новые конституции этих государств четко определяют полномочия законодательных органов, глав государств, правительств, судебной власти. Основные законы широко декларируют права, свободы граждан, условия деятельности институтов гражданского общества. Однако практическая реализация этих деклараций существенно расходится с теорией. Существенные отклонения реальной политической жизни от цивилизованных норм демократии постоянно отмечают западные эксперты. Государства центрально-азиатского региона с большим трудом выходят из экономического кризиса, не спадает социальная напряженность.