ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ
6. Страны Балтии: западноевропейская модель
Наиболее предпочтительно путем независимости пошли страны Балтии - Литва, Латвия и Эстония, что настойчиво осуществляют курс на возвращение своих государств в лоно европейской цивилизации. 2004 года государства Балтии стали полноправными членами НАТО и Европейского Союза.
В странах Балтии за основу общественно-политического строя избран западноевропейскую модель с развитым парламентаризмом и особым акцентом на том, что носителем государственности является нация.
Первой в марте 1990 г. провозгласила независимость Литва (территория - 65,3 тыс. кв. км; население - 3,6 млн. чел.). 25 октября 1992 г. на выборах в Сейм победила Демократическая партия труда Литвы, а 14 февраля 1993 г. Президентом Литвы стал лидер этой партии Альгирдас Бразаускас. Предпосылками провозглашения независимости А. Бразаускас назвал две: во-первых, Литва имеет очень глубокие корни государственности - еще с начала XIII в., во-вторых, литовцы очень натерпелись от сталинизма. Многих из них было вывезено в Сибирь. То, что Украина пережила в 20-30-е годы, Литва потерпела 1949 года.
Конституция Литовской Республики принята на референдуме 25 октября 1992 года. Согласно Конституции, Литовское государство является демократической республикой. Она создается народом, которому принадлежит суверенитет. Литва - парламентская республика. Государственная власть в Литве осуществляется Сеймом, Президентом республики и правительством, судом. Полномочия власти ограничиваются Конституцией. Учреждения власти служат людям.
Сейм состоит из представителей народа - 141 члена Сейма, которые избираются сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, путем тайного голосования. Президент республики является главой государства, представляет Литовское государство и выполняет все, что вменяется ему в обязанность Конституцией и законами. Правительство Литовской Республики составляют премьер-министр и министры. Премьер-министр, после одобрения Сеймом, назначается и освобождается Президентом республики. Министры по представлению премьер-министра назначаются и освобождаются Президентом республики.
Конституционный суд принимает решения о соответствии законов и других актов Сейма Конституции, а актов Президента республики и правительства - Конституции или законам. Конституционный суд состоит из девяти судей, которые назначаются Сеймом сроком на девять лет и только на один срок полномочий. Судцями Конституционного суда могут назначаться граждане Литовской Республики с безупречной репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж юридической или научно-педагогической деятельности по специальности юриста не менее 10 лет.
Право на самоуправление гарантируется государственным территориально-административным единицам и осуществляется через соответствующие советы самоуправления. Надзор за соблюдением органами самоуправления Конституции и законов, за выполнением решений правительства осуществляется назначенными правительством представителями.
Сейчас в Литве есть все атрибуты независимого государства: Конституция, Конституционный суд, национальная валюта. Литва является членом ООН, Совета Европы, членом Европейского Союза и НАТО. Властные структуры Литвы решают две центральные задачи, которые, в конце концов, являются общими для балтийских стран, - выживание экономики и обеспечения национальной независимости.
Две болезненные проблемы негативно влияют на экономику Литвы. Это - завышение цен на энергоносители и недостаток кредитных ресурсов. Выход видится в переоснащении производства новыми технологиями, увеличении инвестиций в развитие экономики. Как положительный фактор оценивают введение твердой национальной валюты - лита, практически завершена приватизация государственной собственности. Однако иногда есть необходимость в корректировке принятых ранее решений. Речь идет прежде всего о сельском хозяйстве. В течение 1991 - 1992 годов было практически уничтожено колхозы. Около 400 тысяч людей, которые работали в сельском хозяйстве, остались без работы. Вследствие этого Литва потеряла почти 50 процентов сельскохозяйственной продукции - одной из главных групп товаров, которая обеспечивала внутренние потребности и определяла экспортные возможности страны. Правительство стремится найти финансовые ресурсы и направить их на помощь мелким хозяйствам, чтобы они стали на ноги.
Социально-экономическую ситуацию в Литве (с отдельными оговорками ее можно приравнять к Латвии и Эстонии) оценивает экс-премьер этой страны депутат Сейма Казимира Прунскене: «Наше большое общее несчастье не в экономическом кризисе или в недостаточной помощи Запада, а в нашем собственном бессилии, изнурительном выяснении чужой вине и своих обид, взаимной вражды. Ни одна Москва или другой «центр» не диктуют нам условия и на наши территории всерьез не посягает. А если можем распоряжаться сами, то кто нам мешает?».
А. Бразаускас отметил, что эти годы не только для Литвы, но и для многих государств - стран Балтии, Центральной Европы, бывшего СССР - стали революционными, поворотными. Это была сложная ситуация, в которой главное - трансформация мышления. Целое поколение росло, училось, работало в совершенно ином идеологическом пространстве. Переориентация требовала очень больших жертв, в том смысле, что значительная часть людей не смогла принять новую жизнь, им пришлось либо уйти самим, или под натиском новых политических и идеологических сил приспосабливаться к новой действительности.
Ради объективности следует отметить, что, по свидетельству международных экспертов, хотя уровень литовских цен на основные виды товаров и услуг мало чем отличается от мировых, Литва медленно, но неуклонно приобретает устойчивую репутацию «дешевой» страны. Это касается прежде всего продуктов: масла, молока, сыра, яиц, хлеба, картофеля, колбасных изделий. Объем валового внутреннего продукта (ВВП) в 1995 году возрос на 4,5 процента. Произошло это впервые после 1990 p., когда ВВП неуклонно снижался. Тенденция роста валового внутреннего продукта сохранялась и в последующие годы. В 2003 году рост ВВП составил 8,9 процента, а среднемесячный заработок работника - 360 долларов США, причем ежегодно доход на человека увеличивается.
Конституция Литвы обеспечивает основы для нормального функционирования всех ветвей власти - парламентской, президентской, правительственной и судебной, что предопределяет политическую гражданскую стабильность в Литве. Гражданство Литовской Республики приобретается по рождению или по другим установленным законом обоснованием. Порядок предоставления гражданства и выхода из него устанавливается законом. Согласно Закону о гражданстве в Литве, в отличие от Латвии и Эстонии, за основу взят так называемый «нулевой» вариант, согласно которому всех, кто жил в стране на время принятия закона и изъявил желание остаться, признано гражданами Литвы. Граждане, которые принадлежат к национальным меньшинствам, имеют право на развитие своего языка, культуры и обычаев.
В начале 1998 года Президентом Литвы избран 72-летнего Валдаса Адамкуса - человека, которая 40 лет прожила в западном мире, имеет прогрессивные взгляды, незаангажированное представление о свободе, и главное, хорошо знает правила игры, которые действуют в цивилизованном мире. Граждане Литвы первыми на постсоветском пространстве избрали главой государства эмигранта. Президент Литвы четко определил приоритеты внешней политики страны - стремление вступления в НАТО и ЕС, возвышение имиджа государства, всестороннее развитие и укрепление связей со всеми соседями, прежде всего с Польшей и Россией. В. Адамкус подтвердил необходимость сохранения добрососедских отношений с Украиной.
Немного неожиданный, хотя, наверное, закономерный результат дали президентские выборы в Литве, которые состоялись в начале января 2003 года. В. Адамкуса во втором туре выборов победил бывший премьер-министр Литвы и мэр Вильнюса Роландас Паксас. Новый глава государства на 30 лет моложе своего предшественника. За Паксаса проголосовали почти 55 процентов избирателей, за Адамкуса - 45 процентов. Роландас Паксас - 46-летний лидер либерально-демократической партии, депутат Сейма, по образованию инженер, по призванию - летчик. Его часто называют «литовским Чкаловым». После объявления результатов выборов В. Адамкус признал, что причиной его поражения стал низкий уровень жизни в литовской провинции и значительное социальное расслоение среди граждан страны.
Новый Президент Литвы Г. Паксас заявил, что будет сохранять внешнеполитический курс Литвы, которая, при президентстве В. Адамкуса, получила приглашение стать членом НАТО и Европейского Союза. Г. Паксас неоднократно заявлял о необходимости укрепления связей с Россией. Относительно отношений с
Украиной, новый литовский Президент стремился продолжать линию своего предшественника.
Убедительным примером украинско-литовского сотрудничества является шведский грузовой поезд «Викинг», который связывает Ильичевск и Одессу с литовским портом Клайпеда. Викторас Баублис, Чрезвычайный и Полномочный посол Литвы в Украине, Молдове и Грузии отмечал: «На этот проект необходимо смотреть и в более широком, региональном контексте. Для товаров из стран Северной Европы это самый дешевый путь до Черного моря. А для Украины и стран Черноморского бассейна - лучший путь в Северную Европу и даже в Северную Америку».
В конце 2003 года Сейм Литвы заслушал заключение специальной комиссии по поводу нарушений Президентом Литвы Г. Паксасом Конституции страны - его обвинили в связях с российской мафией, нарушении государственной тайны и незаконном вмешательстве в процесс приватизации. Ранее эти обвинения были обнародованы тайными службами Литвы. Выдвинутые обвинения подтвердил Конституционный суд. Депутаты Сейма признали Г. Паксаса виновным. За каждый из вердиктов было отдано чуть больше необходимых 85 голосов, однако факт остается фактом. Сам Паксас, выступая перед депутатами накануне голосования, заявил, что не считает себя виновным: «Система мстит мне. Это вендетта за мои усилия в борьбе с коррупцией». Позднее Г. Паксаса было оправдано.
Литва стала первой страной в Европе, которая отстранила главу государства с поста в результате импичмента. Как считают эксперты, то, что в Литве состоялся импичмент, является больше плюсом, чем минусом для международной репутации страны. Литва выдержала испытания демократией, все произошло в довольно строгих юридических нормах.
29 июня 2004 года во втором туре президентских выборов Валдас Адамкус, соревнуясь с депутатом Сейма, первым премьер-министром постсоветской Литвы Казимірою Прунскене, победил с небольшим преимуществом - за него проголосовали 52,2 процента избирателей, за К. Прунскене - 47,8 процента.
В Латвии (территория - 64,6 кв. км; население - 2,4 млн. чел.) 4 мая 1990 года принята Декларация о восстановлении независимости Латвийской республики, которую страна получила в 1918 p., Конституции 1922 p., которая определяла страну как независимую демократическую республику. Суверенная власть государства принадлежит народу. Латвия - парламентская республика. Сейм состоит из ста народных представителей, избирается сроком на три года всеобщим, равным, прямым, тайным и пропорциональным голосованием. Президент республики избирается Сеймом сроком на три года закрытым голосованием не менее 51 голосом членов Сейма. Президент республики представляет государство в международных отношениях, назначает латвийских и принимает иностранных дипломатических представителей. Кабинет министров состоит из президента министров и приглашенных им министров. Для выполнения своих должностных обязанностей президенту министров и министрам необходимо доверие Сейма. За свою деятельность они отвечают перед Сеймом. Право законодательства принадлежит Сейма. Перед законом и судом все граждане равны. Судьи независимы и подчиняются только закону. Они утверждаются Сеймом и являются неизменными. В Латвии существуют суды присяжных. Осуществлять правосудие могут лишь те органы, которым это право предоставлено законом, и лишь в порядке, предусмотренном законом.
Согласно Конституции, летом 1993 г. избран Сейм Латвии, Президентом - Гунтіса Улманіса (кстати, его дядя Карлис Улманис был Президентом довоенной Латвии, а после войны подвергся репрессиям).
В начале октября 1995 г. состоялись выборы шестого Сейма Латвии. Пятипроцентный барьер преодолели девять из 19 политических партий, которые принимали участие в парламентских выборах. Наибольшее количество мест (18) получила левоцентристская партия «Саймнікес» («Хозяин»), 16 - «Народное движение Латвии», 16 - правящая партия «Латвийский путь». Социалистическая партия получила в Сейме всего шесть мест. Спикером парламента избран Ілгу Крейтусе, одного из лидеров Демократической партии, которая входит в объединение «Саймнікес». Как известно, долгое время на этой должности находился Анатолий Горбунов.
В июне 1996 Г. Улманіса Сейм переизбрал Президентом Латвии на повторный срок.
На выборах в парламент Латвии осенью 1998 г. наибольшее число мест получила Народная партия (ее лидер - глава продовольственного концерна «Авелат Андрас Шкеле). «Саймнікес», «Крестьянский союз» (партия Президента Г. Улманіса), Партия труда, Партия Зеленых не преодолели 5-процентный барьер и не вошли в Сейм.
17 июня 1999 года Сейм Латвии 52 голосами из 100 избрал новым Президентом Латвии Вайру Вике-Фрейберга. В прошлом - профессор психологии Монреальского университета, 61-летняя В. Вике-Фрейберга покинула Канаду и возглавила Институт Латвии. При составлении присяги в Сейме Латвии, В. Вике-Фрейберга обещала работать во имя процветания народа и республики. Это единственная женщина - президент в Центральной и Восточной Европе.
Новую расстановку политических сил в Сейме определили парламентские выборы прошли в Латвии в начале октября 2002 года. Победа досталась партии «Новое время», которую возглавляет бывший председатель Центрального банка Эйнар Реше. Эта политическая организация получила 24 процента голосов, а 19 процентов голосов, или второе место, завоевала коалиция «За права человека в единой Латвии». «Пчелы» представляют себя как защитники русскоязычных граждан страны. Третьей пришла к финишу права Народная партия, которую возглавляет бывший премьер-министр Андрис Шкеле - она набрала 17 процентов голосов.
Президента Латвии В. Вике-Фрейберга в июне 2003 г. переизбран на второй четырехлетний срок. На заседании латвийского Сейма за нее проголосовало 88 депутатов из 100. Президент страны имеет чрезвычайную высокое доверие населения (рейтинг популярности достигает 80 процентов).
Латвии не удалось избежать экономических невзгод. Резко подскочили цены на энергоносители, квартплату, растет имущественное неравенство граждан. Прожиточный минимум составляет 172 доллара в месяц, средняя зарплата - 315 долларов, средняя пенсия - 125 долларов. К этому следует добавить противостояния коренного и некоренного населения, допускаются нарушения прав человека.
Во внешнеполитической сфере Латвия, как и другие балтийские страны, вошла в 2004 году в НАТО и Европейского Союза.
Все, кто посещал Эстонию, наименьшую страну из государств Балтии (территория - 45,2 тыс. кв. км., в ней живет 1 млн. 423 тыс.
населения, из них 64 процента - эстонцы (титульная нация), 28,5 процента - русские, около трех процентов - украинцы, около двух процентов - белорусы, остальные пять процентов - поляки, финны, евреи и другие национальности), воспринимали ее как экзотический край с узкими романтическими улочками и кабаками старого Таллинна, университетской солидностью Тарту, провинциальным курортным благополучием Пярну, уютом затерянных в лесных чащах хуторов.
Эстония, как и другие страны Балтии, провозгласила независимость в 1990 году и, как Латвия восстановила свою государственность 1918 года и решительно стала на путь политических и экономических реформ, стратегию которых было определено так: отрегулировать свои отношения с Россией и повернуться лицом к Западу, не теряя статуса транзитного государства.
Конституцию (Основной Закон) Эстонской Республики принята 28 июня 1992 года, за ней Эстония - самостоятельная и независимая демократическая государство, где носителем верховной власти является народ. Эстония - парламентская республика. Деятельность государственного Собрания, Президента республики, правительства республики и судов осуществляется по принципу разделения и сбалансирования властей.
Законодательная власть принадлежит государственному собранию в составе 101 депутата. Члены государственного Собрания избираются в ходе свободных выборов на основе пропорциональности. Государственные Сборы выбирают Президента республики. Он является главой эстонского государства, представляет страну в международных отношениях, созывает Государственные Сборы и открывает их первое заседание, назначает кандидата на пост премьер-министра. Исполнительная государственная власть принадлежит правительству республики, в состав которого входят премьер-министр и министры. Правительство республики осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляет и координирует деятельность правительственных учреждений, организует исполнение законов, постановлений государственного Собрания и актов Президента республики, выполняет другие обязанности, отнесенные Конституцией и законами к компетенции правительства.
Правосудие осуществляется только судом. К системе судопроизводства входят уездные, городские и административные суды, окружные суды и Государственный суд. Государственный суд является высшей судебной инстанцией, которая рассматривает судебные решения в кассационном порядке. Государственный суд является одновременно судом конституционного надзора.
Решение всех вопросов местной жизни и местным обустройством возложена на местные органы самоуправления, действующие на основании законов самостоятельно. Единицами местного самоуправления являются волости и города. Представительными собраниями местного самоуправления являются советы, которые избираются на свободных выборах всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием сроком на три года. Порядок работы органов местного самоуправления и надзор за их деятельностью определяется законом.
В начале марта 1995 года в Эстонии состоялись очередные выборы в парламент. Из 101 депутатского места, 42 мандата получил блок коалиционной партии и Объединения селян, 20 мандатов - Партия реформ. Правящая партия «Отечество» имеет только 7 мест в парламенте. Новое правительство образовано коалиционной партией, объединением крестьян и Партией реформ.
В апреле 1999 года депутаты избранного нового парламента, в котором правые партии имеют большинство (53 из 101 депутата), поддержали предложенную Президентом Эстонии Леннартом Мери кандидатуру Марта Лаари на следующие четыре года. Новый премьер-министр в своем программном выступлении подтвердил внешнеполитические приоритеты: быстрая интеграция в Европейский Союз и вступление в Североатлантический альянс.
Западные обозреватели называют Эстонию отличницей рыночных преобразований. Эстония в экономической сфере не только оторвалась от ближних соседей, но и опередила большинство государств Восточной Европы. Это тот случай, когда неукоснительное соблюдение теоретических монетаристских схем привело к успеху. Страна взяла курс на приватизацию, которая достигла 85 процентов. Наблюдается твердый валютный курс, низкий уровень инфляции. Следствием этого, как и прироста внутреннего валового продукта, рост средней зарплаты, которая составляет 400 долларов за месяц.
Эстония вполне открыта для иностранных товаров и капиталов, ей принадлежит ведущее место среди восточноевропейских стран по объему иностранных инвестиций на душу населения. Хотя это приводит к неоднозначным последствиям. Большинство магазинов в Таллинне - 100-процентное клише западноевропейских торговых центров, в них все чаще можно услышать финскую, шведскую и норвежскую языка. Мясокомбинаты покупают финны, но перерабатывают на них не эстонскую говядину, а более дешевую финскую, оставляя эстонских производителей без работы. Характерная деталь: фигурку главного столичного эстонского символа «Старого Томаса», которую ранее в Таллинне можно было купить на каждом углу, сейчас найти весьма трудно.
Одним из болезненных вопросов для Эстонии, как, впрочем, и для других стран Балтии, было пребывание в стране российских войск. После многочисленных встреч на разных уровнях состоялись переговоры между президентами России и Эстонии, во время которых было подписано соглашение о выводе российских войск к 31 августа 1994 г. и социальные гарантии военным пенсионерам. Войска выведены вовремя, сложнее решается вопрос о социальной защите военных пенсионеров, русскоязычных граждан. И это проблема не только Эстонии. Нерешенной остается одна из сложных проблем - предоставления гражданства тем, кто его не имеет (в Эстонии 250 тысяч лиц без гражданства). Закон о гражданстве, другие законодательные акты слишком усложняют реализацию государственной программы интеграции эстонцев в эстонское общество.
В Эстонии к этому вопросу относятся спокойно и утверждают, что за ситуацией с правами национальных меньшинств в их стране осуществляют мониторинг разнообразные западные институты в течение двенадцати лет и никаких претензий по этому вопросу Таллинн не получает. В эстонских школах как обязательная изучается русский язык, в вузах созданы русскоязычные группы. Причем студенты охотно изучают деловой русский, зная, что она понадобится им в будущем бизнесе.
Характеризуя отношения Эстонии и Украины с Россией, Президент Эстонии Л. Мэри в свое время заявил, что «в Украине ключ не только к европейской безопасности, но и демократического развития России». И далее: «Устойчивость Украины способна по-дружески подтолкнуть Россию к такому развитию».
21 сентября 2001 г. Президентом Эстонии стал 74-летний Арнольд Рюйтель, известный политический и государственный деятель страны, который с 1983 по 1998 г. возглавлял эстонский парламент. Определяя отношения Эстонии и Украины, А. Рюйтель заявил: «Наши отношения с Украиной очень прочные на духовном уровне. У нас очень устойчивые культурные связи, то именно - в экономике. А в международной политике наши первоочередные задачи - вступление в ЕС и НАТО. Украина тоже к этому стремится. Я думаю, что в этом направлении мы будем поддерживать друг друга».
На выборах в рійкікоту - парламента Эстонии, которые состоялись в начале марта 2003 года, победу одержала Центристская партия во главе с мэром Таллинна, бывшим министром внутренних дел Эдгаром Савісааром. За центристов проголосовало 25,4 процента избирателей. Чуть меньше эстонцев отдали свои голоса за правую партию «Республика» - 24,6 процента. Партия реформ, которую возглавляет премьер-министр Эстонии Сийм Коллас, получила 18 процентов голосов. Партии русскоязычного меньшинства Эстонии (Объединенная русская народная партия и Русская партия) впервые после 1991 г. не вошли в состав нового парламента.