Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

ВЛАСТЬ - форма особых (волевых, господствующих) социальных отношений; способность и возможность лица или социальной группы, ин-та, организации и т. д. осуществлять свою волю через определенные средства и каналы влияния на деятельность и поведение людей, их общностей.

Сущностно В. являются отношения управления (руководства), господства, подчинения, повиновения. Наиболее важным видом В. является полет,, гос. В., то есть реальная способность государства осуществлять свою волю. Гос. В„ добивается своих целей различными средствами - эконом, стимулированием, ідеол. влиянием, принуждением и т. д. В истории социально - полит. мысли понятие В. разрабатывалось в рамках различных идейно-методол. подходов, начиная от античных мыслителей Платона и Аристотеля. Они находили ту идеальную модель гос. устройства, при которой полет, И. была бы наиболее общественно полезной. Мыслители нового и новейшего времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье) стремились выявить предпосылки наиболее эффективного управления как со стороны высшего гос. лица, так и на путях поиска сусп. механизмов народовластия, видя их в демократии, принципах распределения и взаимного равновесия различных форм (законодательной, исполнительной, судебной).

Понятия менялось В зависимости от понимания В. как выражение воли человека, наделенного полномочиями, которые выражались в применении каких-либо санкций, решений, обещаний, к свободе, которая основывается на определенных формах убеждений.

Большинство современных социологов и политологов видят проблему гос. И. в дальнейшем совершенствовании структуры и функций гос. механизма и методов общественного контроля над принятием и соблюдением законов. Другие - в улучшении механизмов селекции полет элиты (В. Парето, П. Сорокин) или деятельности полит, партий (Г. Михельс). С т. с. М. Вебера, эффективность В . определяется мерой ее рациональности, которая зависит от рациональности властных структур и руководящих лиц. Т. Парсонс рассматривает И. как механизм символ, общение. Ее роль в полет, системе он уподобляет к роли денег в экономике. Современный франц. социолог А. Турен видит в И. инструмент легализации и контролируемого (властным образом) решение социально-классовых конфликтов. В контексте марксист, методологии В. толкуется традиционно с классовых позиций как воля господствующего класса. Отечественные и зарубежные ученые указывают на реальную множественность В . и разнообразие ее модификаций в обществе - от грубого физического принуждения к полет, манипуляций поведением людей через воздействие на их психол. и социальные стереотипы, сусп. мотивации и др.

Фактически общество наделяет В. определенную группу людей или человека. Наделение В. это метод активизации способностей к действиям, но тот, кто получил В , должен иметь гарантию на определенную свободу действий Когда говорят, что одно лицо обладает большей В., чем другая, то это означает, что она маг большую свободу действий или большие права. Пока властная личность и общество действуют взаимно, их отношения уравновешиваются, Если взаимности нет, то возникает другая В., то есть действие другой силы, которая осуществляет перераспределение В. и отдает ее в другие руки. Следовательно, своими действиями И. может обуславливать рождения новой. Она всегда зависит от способности к действию других и поэтому находится как бы вне ее обладателем. Она усиливается, когда находит поддержку и доверие, и, наоборот, теряет свое влияние и ослабевает, если обнаруживает коррумпированности или некомпетентности.

Государственная И. как система отношений господства и подчинения и опирается на такие средства, как принуждение и насилие, однако для их применения существуют определенные правовые формы, благодаря которым внедряются такие средства, обосновываются "внутренние основания".

Для человека как сусп. существа характерно стремление отыскать момент целесообразности во властных отношениях. Другими словами, властные отношения должны быть оправданными в глазах людей. Поэтому среди разнообразных отношений господства следует выделять В., которая основывается на балансе интересов, и В., что вытекает из законодательных принципов, то есть оформленную юридически, М. Вебер выделяет три "чистых типа легитимного господства, которые различаются между собой способами оправдания достоинства И. в глазах тех, кто ей подчиняется, а именно: подчинение авторитету личности, подчинения традиции и подчинения обязательности рационально обоснованных правил и наставлений. Эти типы господства не исчерпывают всего многообразия властных отношений, однако фиксируют существенные тенденции развития этих отношений.

К системе В. принадлежит комплекс органически связанных между собой гос. органов, учреждений и личностей, наделенных определенными полномочиями, а также полит, партий и организаций, непосредственно наделенных В. и осуществляющих ее. Источником И. в демокр. обществе является народ, а ее система, конечно, должна находиться под контролем народа.

В. иногда рассматривают как авторитет, способный создать подчинения (см. Власть социальная). Но здесь есть и отличие: авторитет - это обязательно добровольное подчинение или передача своей воли другим, а В. - это и силовая система, которая не свойственна авторитета. Система В. в цивилизованном обществе начинается с человека. Человеку самому предстоит выбрать того, кто от ее имени станет у руля В., создавать законы и сам в первую очередь будет их выполнять. Но система В. и заканчивается человеком, существует для нее, В этом ее социальность, а поле действия ее механизмов - забота о человеке (обществе), ее интересы, права и свободы , защита, обеспечения ей достойной человеческой жизни.

Следовательно, механизм реализации И. опирается как на полномочия субъекта, так и на его авторитет. Наделение властными полномочиями - лишь возможность для индивида проявить себя как руководителя, лидера, политика, первоосновой здесь всегда является личность, а не должность. Поэтому чтобы стать авторитетным, достичь В., надо быть личностью, обладать преимуществом в знаниях и навыках, опыте и способностях, моральных и психол. качествах. В. - не только способ и тип социального взаимодействия людей. Она распределяет и направляет социальные действия общества. Но для разных лидеров В может иметь разную ценность (быть инструментом компенсации за неполноценность, средством приобретения материальных и нематериальных благ, получение удовольствия от господства, выступать формой полет, садизма и т. д.). Поэтому В. всегда должна соответствовать содержанию жизни не только лидера, руководителя, но и общества.