Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ

 

Урок № 67

КОРЕНЬ, ПРЕФИКС И СУФФИКС: ЗНАЧЕНИЕ, ПРОИЗНОШЕНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

 

Цель: закрепить и усовершенствовать практические навыки учащихся; развивать умение обобщать усвоенный материал; воспитывать любовь к слову, бережного отношения к нему.

Внутрішньопредметні связи:

Строение слова: значимые части слова.

Словообразование: создание слов с помощью суффиксов и префиксов.

Орфография: правописание морфем.

Орфоэпия: произношение гласных и согласных в указанных морфемах.

Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.

Стилистика: стилистические возможности указанных морфем, стили речи.

Межпредметные связи: иностранный язык, художественная литература.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами урока

 

III. Мотивация познавательной деятельности десятиклассников

 

IV. Закрепление, систематизация и обобщение знаний, умений и навыков

► Предупредительный диктант с дополнительными заданиями.

МАЛОРОССИЙСКАЯ САФО

...Вот отправляются полки Богдана Хмельницкого на исторические битвы 1648 года до Желтых Вод и Корсуня. Какие песни пели тогда казаки? Трудно назвать все, а вот «Марусю» наверное:

Засвіт встали козаченьки

В поход с полуночи,

Заплакала Марусепька

Свои ясные глаза.

Именно «засвіт встали козаченьки». Это уже потом, когда появились варианты песни пели «засвистали козаченьки». Впрочем, так и вы мовляється легче, и не нарушается замысел песни, потому что в армии за порозькому свист был не только определенным сигналом, но и призывом к бою, к победе.

И все же - за кем плакала Марусенька? И все знают, что Марусенька в песне совсем не абстрактный образ, а конкретная историческая личность, которая плакала тоже за конкретным человеком, казаком Григорием...

Девушка эта - Маруся Чурай из Полтавы, песни которой подхвачу вав народ. По всей Украине звучали «Засвіт встали козаченьки», «На огороде верба рясна», «Прилетела кукушечка», «Зелененький барвіночку», «В конце плотины шумят ивы», «Ой не ходи, Грицю» и многочисленные другие.

Малороссийская Сафо. Так называли ее исследователи прошлого века, приравнивая талант девушки к таланту античной поэтессы.

► Определить состав выделенных слов, объяснить правописание корней, префиксов и суффиксов в них.

► К какому стилю относится этот текст?

 

Творческие упражнения

► От поданных слов образуйте существительные с помощью приставок о-, уз-, па-, су-, без-, анти-, контр-, ультра-. Объяснить новое значение образованных слов. Какие префиксы придают окраску книжного стиля?

Лес, дед, внук, гора, сынок, песок, тень, весть, тезис, атака, звук.

► От основ поданных слов образуйте с помощью префиксов пре-, наи-, перед-, за-, анти-, ультра - прилагательные с новым значением; введите их в словосочетания и запишите; определите стилистические оттенки, которые придают словам указанные префиксы.

Мудрый, умный, нарядный, широкий, вирусный, фиолетовый.

► От основы глагола писать образуйте новые глаголы с помощью приставок от-, в-, вы-, до-, за-, на-, над-, об-, пере-, под-, по-, при-, про-, рас-. Какого оттенка предоставляет каждый из префиксов?

► От основ поданных слов образуйте существительные с помощью суффикса-ый. Какого оттенка придает этот суффикс слову? С образованными существительными составьте предложения и запишите их, подчеркните все члены предложения.

Мужественный, присущий, крепкий, мощный, знаменитый.

► Выразительно прочитайте предложения. Какой стиль они характеризуют? Устно объясните, какого дополнительного значение придают суффиксы в выделенных словах. Запишите 2-3 предложения (на выбор), подчеркните граматичііу основу, определите их вид.

1. За солнцем облачко плывет, красные полы расстилает и солнце баиньки зовет в синее море (Т. Шевченко). 2. Ручки немеют, слипаются глазки (П. Грабовский). 3. Босые ноженята ступали по утоптанной тропе (Г. Коцюбинский). 4. Коля, Прокопов мальчик, такой школьник гарнесенький был: сумирненький, соромливенький, млявенький, как девочка (А. Тесленко). 5. Талого снега платочки сивенькії, дождик мелкий, холодный ветерок, подснежники в траве блідненькїі, то же была провесна, счастья венец (Леся Украинка).

► Приведите примеры на различные правила правописания корней, суффиксов, префиксов (работа в группах). Сделайте сообщение от каждой из трех групп.

 

V. Итог урока

► Какую роль играют префиксы и суффиксы в слове?

► Обобщите правила о правописании гласных и согласных в корнях, префиксах и суфіксах.

 

VI. Домашнее задание

Прочитайте басни Л. Глебова «Лиса милосердия», «Кукушка и Петух». Найдите слова, образованные суфіксальним, приставочным, приставочной-суфіксальним способами, исследуйте их стилистические оттенки.