Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ

 

Урок № 66.

ОСНОВНЫЕ ОРФОГРАМИ В СУФІКСАХ

 

Цель: повторить и обобщить знания учащихся о написании суффиксов и совершенствовать соответствующие орфографические навыки; развивать умение сопоставлять языковые явления, делать выводы и пользоваться ими на практике; воспитывать культуру письма, культуру умственного труда, культуру общения в процессе познавательной деятельности.

Внутрішньопредметні связи:

Морфология: части речи.

Словообразование: созидание частей речи.

Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.

Культура язык, и стилистика: стилистическая роль суффиксов, функциональные стили речи.

Межпредметные связи: русский язык.

Тип урока: урок углубления знаний и усвоения новых аспектов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация опорных знаний правописания суффиксов

Работа с таблицей узагаяьнювальною

► Пользуясь таблицей, повторите правописание суффиксов.

 

Условия

Суффиксы

Правило

Примеры

Общие правила правописания, в том числе и суффиксов

-аль-, -тель-, чет-, -ец

Мягкий знак пишется после мягких согласных в конце слов

скрипач; мыслитель; нежность; молодец

Правописание суффиксов существительных

-альник-ильник-, -івальник-, -иськ-, -иск-

Мягкий знак пишется после мягких согласных перед твердыми

начальник; сторонник; болельщик; мальчишка

Правописание суффиксов прилагательных

-ск-, -зьк-, -цьк-, -оньк-,

-еньк-, -есеньк-, -ісіньк-,

-юсіньк-

Мягкий знак пишется

украинский; запорожский; винницкий;

девочка; родненькая; яснесенький;

гарнісінький; крошечный

Суффиксы существительных

-ичок-

От существительных с суффиксом-ик-;

огонек - вогничок

-ичк-

С суффиксом-иц-;

травка - травка

-ячк-

От существительных среднего рода на-я с ласкательным значением;

перья - перышки

-очков-, -ечок- (-єчок-),

-ечк- (-єчк-)

От других существительных;

сад; верхушку; край; речушка; лієчка

-ив-

Со значением продукта труда

печенье, пряжа

Суффиксы прилагательных

-ев- (-ев-), -ов-

После твердых и мягких согласных;

-ов - также после шипящих, если ударение на окончании, и после и;

сказочный; малиновый; дождливый; краевой;

апрельский; грушевый; жизненный

-уват-, -юват-,

Для проявления неполной признаки;

длинноват; синеватый

-оват-

Под ударением;

плоский

-овит-

Указывает на высокую степень признака;

надменный; талантливый

Глагольные суффиксы

-ова-

Когда ударение на первом громком в суффиксе;

напечатан; сформирован

-ува- (-юва-)

Когда ударение на другом гласному в слове

поднимать - вивершуваний; копировать

Дієприкметникові суффиксы

-ен- (-ен )

Пишутся с одним н

побеленный; присвоенный

 

IV. Повторение и закрепление навыков правописания суффиксов

Тренировочные упражнения

► Образуйте новые слова с помощью указанных суффиксов, объясните их правописание.

1) -очк-, -ечк-, -ичк-, -ячк (существительные). Берег, солнце, внук, Рая, дочь, отец, пшеница, книга, здоровье, десятиклассница, лето, умница, сердце, волосы, канарейка;

2) -ов-, -ев- (-ев-) (прилагательные). Ромашка, желудь, калий, итог, борщ, замша, яблоня, граб, соя, вишня, дуб, лед, слива;

3) -ае- (существительные). Плести, месить, мережити, морозить, жечь, грезить;

4) -уват- (-юват ) (прилагательные). Коричневый, сырой, кислый, малый, синий, сизый, поздний, соленый.

► Переложите на украинском языке; запишите, подчеркните суффиксы глаголов и объясните их правописание.

Копировать, иллюстрировать, бронировать, дозировать, телефонировать, контролировать, маршировать, информировать, комментировать, тренировать, завоевывать.

► 3 поданными словами составьте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы е (е), о (ьо), йо; выделите в этих словах суффиксы и объясните их правописание.

Потому что..ный, квітн..вый, ключ..вой, н..ный, деш..вый, черепах..ный, алич..ный, раде..ный, емал..ный, га..ный, кизил..ный, вермішел..ный, овощ..ный.

► Переведите слова на русский язык, запишите. Выделите суффиксы существительных, прилагательных, причастий и объясните их правописание.

Деревянный, несравненный, соломенный, распроданный, гречневый, организованность, бессонница, стоклянный, вежливость, воссозданный, собранный, преданность, военкомат, безветренный, печенье.

► 3 помощью префиксов и суффиксов образуйте прилагательные и причастия; объясните их правописание.

Без- (имя, сон, дн,о, защите, основание).

Роз- (нести, сыпать, чистить, братья, стелить, вязать).

Под- (жарить, чертить, пушить, гнать, сечь).

От- (значить, ломить, гнуть, даты, править).

Об- (вітрити, городить, вязать, бить, мостить, морозить).

► Выразительно прочитайте текст. Какова основная мысль его? Составьте план текста. Устно перескажите по плану. Выпишите 7-10 слов с суффиксами и объясните их правописание.

ЯЗЫК - ИНСТРУМЕНТ ВОЛШЕБНЫЙ И ТОНКИЙ

Человек может владеть несколькими языками, в зависимости от его способностей, наклонностей и стремлений, но лучшее, совершеннейшее она должна обладать, конечно, на родном языке. И не только потому, что этим языком, усвоив ее детства, она пользуется повседневно, но и потому, что родной язык-неотъемлемая часть Родины, голос своего народа и волшебный инструмент, на звуки которого отзываются самые тонкие и нежные струны души.

Язык - это что-то далеко больше за связь между людьми, это - отпечаток сознания, это - проявление самой личности. По тому, как говорит человек, молений представить себе его общее развитие, образование и культурный уровень. Что культурнішою она есть, то более развитой и лексически богаче будет его речь, розмаїтішою употребление пословиц, поговорок. В природе не бывает людей, которые определялись бы высоким интеллектом и в то же время примитивным языком.

Борьба за чистоту и высокую языковую культуру - это борьба за культуру вообще. Заботиться об очистке языка от всего засорение и при дальнейшем подъеме ее уровня это обязанность всего общества, не говоря вясе о тех людях, которые непосредственно работают над языком - ученых-языковедов, писателей, журналистов, дикторов, работников редакций и издателей, преподавателей родного языка (По Б. Антоненко-Давидовичем).

 

VI. Итог урока

► Подчеркнуть важность постоянной работы над повышением собственной культуры речи как устной, так и письменной.

 

VII. Домашнее задание

► От слов ветер, зелень, холод образуйте с помощью суффиксов слова с новым значением и с новым оттенком в значении.

Образец. Береза - березняк; березка, берізочка, березка (здрібнілість, пестливість); березище (згрубілість).

► Ввести по одному слову каждого значения или оттенка в предложения и записать.