|
IV. Повторение и закрепление навыков правописания суффиксов Тренировочные упражнения ► Образуйте новые слова с помощью указанных суффиксов, объясните их правописание. 1) -очк-, -ечк-, -ичк-, -ячк (существительные). Берег, солнце, внук, Рая, дочь, отец, пшеница, книга, здоровье, десятиклассница, лето, умница, сердце, волосы, канарейка; 2) -ов-, -ев- (-ев-) (прилагательные). Ромашка, желудь, калий, итог, борщ, замша, яблоня, граб, соя, вишня, дуб, лед, слива; 3) -ае- (существительные). Плести, месить, мережити, морозить, жечь, грезить; 4) -уват- (-юват ) (прилагательные). Коричневый, сырой, кислый, малый, синий, сизый, поздний, соленый. ► Переложите на украинском языке; запишите, подчеркните суффиксы глаголов и объясните их правописание. Копировать, иллюстрировать, бронировать, дозировать, телефонировать, контролировать, маршировать, информировать, комментировать, тренировать, завоевывать. ► 3 поданными словами составьте словосочетания, запишите их, вставляя пропущенные буквы е (е), о (ьо), йо; выделите в этих словах суффиксы и объясните их правописание. Потому что..ный, квітн..вый, ключ..вой, н..ный, деш..вый, черепах..ный, алич..ный, раде..ный, емал..ный, га..ный, кизил..ный, вермішел..ный, овощ..ный. ► Переведите слова на русский язык, запишите. Выделите суффиксы существительных, прилагательных, причастий и объясните их правописание. Деревянный, несравненный, соломенный, распроданный, гречневый, организованность, бессонница, стоклянный, вежливость, воссозданный, собранный, преданность, военкомат, безветренный, печенье. ► 3 помощью префиксов и суффиксов образуйте прилагательные и причастия; объясните их правописание. Без- (имя, сон, дн,о, защите, основание). Роз- (нести, сыпать, чистить, братья, стелить, вязать). Под- (жарить, чертить, пушить, гнать, сечь). От- (значить, ломить, гнуть, даты, править). Об- (вітрити, городить, вязать, бить, мостить, морозить). ► Выразительно прочитайте текст. Какова основная мысль его? Составьте план текста. Устно перескажите по плану. Выпишите 7-10 слов с суффиксами и объясните их правописание. ЯЗЫК - ИНСТРУМЕНТ ВОЛШЕБНЫЙ И ТОНКИЙ Человек может владеть несколькими языками, в зависимости от его способностей, наклонностей и стремлений, но лучшее, совершеннейшее она должна обладать, конечно, на родном языке. И не только потому, что этим языком, усвоив ее детства, она пользуется повседневно, но и потому, что родной язык-неотъемлемая часть Родины, голос своего народа и волшебный инструмент, на звуки которого отзываются самые тонкие и нежные струны души. Язык - это что-то далеко больше за связь между людьми, это - отпечаток сознания, это - проявление самой личности. По тому, как говорит человек, молений представить себе его общее развитие, образование и культурный уровень. Что культурнішою она есть, то более развитой и лексически богаче будет его речь, розмаїтішою употребление пословиц, поговорок. В природе не бывает людей, которые определялись бы высоким интеллектом и в то же время примитивным языком. Борьба за чистоту и высокую языковую культуру - это борьба за культуру вообще. Заботиться об очистке языка от всего засорение и при дальнейшем подъеме ее уровня это обязанность всего общества, не говоря вясе о тех людях, которые непосредственно работают над языком - ученых-языковедов, писателей, журналистов, дикторов, работников редакций и издателей, преподавателей родного языка (По Б. Антоненко-Давидовичем). VI. Итог урока ► Подчеркнуть важность постоянной работы над повышением собственной культуры речи как устной, так и письменной. VII. Домашнее задание ► От слов ветер, зелень, холод образуйте с помощью суффиксов слова с новым значением и с новым оттенком в значении. Образец. Береза - березняк; березка, берізочка, березка (здрібнілість, пестливість); березище (згрубілість). ► Ввести по одному слову каждого значения или оттенка в предложения и записать.
|
|