Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Поурочные планы для 5 классов

Урок № 5

Тема. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

 

Цель. Углубить знания учащихся о дробь; учить прибавлять и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Развивать вычислительные навыки, культуру математической речи и записей. Воспитывать самостоятельность, интерес к математике.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: карточки с числами, таблицы: „Сложение дробей с одинаковыми знаменателями”, „Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями”.

 

Ход урока

И. Организационный момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Ученики-консультанты после проверки домашнего задания отчитываются о состоянии его выполнения.

2. „Микрофон”.

а) Назвать правильные дроби с знаменателем 9;

б) Назвать неправильные дроби с знаменателем 9;

в) Какой из дробей больше ли ?

г) Какой из дробей меньше ли ?

 

III. Актуализация опорных знаний.

Устный счет:

1. Найти сумму чисел 275 и 34.

2. Найти разницу чисел 156 и 45.

3. От суммы чисел 34 и 165 отнять 56.

4. К разности чисел 89 и 45 добавить 96.

Игра „Распознай действия”

Учитель раскрывает магнитную доску с карточками, на которых написаны числа, между которыми нужно поставить действия.

Таблица № 1 „Распознай действия”

 

 

ИV. Формирование новых знаний.

Учитель обращает внимание учащихся на таблицу.

Таблица 2. „Сложение дробей с одинаковыми знаменателями”

 

 

Подвести учащихся к самостоятельному заключения относительно сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Если первая дробь записать , а второй - , то получим сумму: +=.

Например, +==.

 

Далее предлагаю учащимся рассмотреть следующую таблицу

Таблица 3. „Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями”

 

 

Например, -==.

Обращаю внимание учащихся, что вычитание возможно только при > .

Поскольку одинаковые знаменатели прошу учеников сравнить числа.

Вывод записываем вместе, что а > b.

Далее предлагаю учащимся добавить в одного яблока его половину, третью часть, четвертую.

1+=1;

 

Учу детей как читать такие числа. Обращаю внимание детей на название, это смешанные числа.

Каждое смешанное число имеет целую и дробную части. Дробная часть - дробь правильный.

В приведенном примере целая часть - число 2, а дробная - . Поскольку 2=, то 2=+=.

 

Каждое смешанное число равно некотором неправильном дроби с тем же знаменателем. Чтобы найти числитель этого дроби, надо целую часть смешанного числа умножить на его знаменатель и к результату прибавить числитель дробной части.

Например, чтобы превратить в неправильный дробь смешанное число 3, пишем: 3 = . Устно находим: 37 + 2 = 23. Следовательно, 3 = .

 

Каждый неправильный дробь равна или натуральном или смешанном числу. Если числитель неправильной дроби делится без остатка на знаменатель, то дробь равна их доле.

Например, =2, т.к. 6 : 3=2; =7, 35 : 5=7.

 

Если же при делении числителя на знаменатель неправильной дроби образуются неполная доля и остаток, то неполная доля - это целая часть смешанного числа, а остаток - числитель его дробной части. Например, =3, поскольку 17 : 5 = 3 (ост. 2).

 

Физкультминутка

Все подняли руки - раз!

На пальчиках стоит весь класс,

Два - присели, руки вниз,

На соседа посмотри.

Раз! - и вверх,

Два! - и вниз,

На соседа не смотри.

Будем дружно мы прыгать,

Чтоб ногам работу дать.

 

V. Формирование умений

1. Выполним вместе. Устный счет. № 1001.

2. Работа по уровням.

И уровень № 1007.

II уровень № 1008.

III уровень № 1010, № 1011.

ИV уровень№ 1013, № 1014, № 1015, № 1016, № 1053.

Ученики i И II уровня берут консультацию у учителя и у учеников ИV уровня. Ученики III иV уровня консультируются между собой и с учителем.

 

ИV. Итог урока

Историческая справка.

 

VII. Домашнее задание

§ 22; И уровень № 1006, II уровень № 1009, III уровень № 1012, VИ уровень № 1017.