|
2. Найти разницу:
ИV. Совершенствование умений 1. Выполнить устно. № 1002, № 1004, № 1005. 2. Работа в группах. Класс поделен на 3 группы. В каждую группу входят ученики разных уровней. Ученики ИV уровня - это консультанты. Группы получают карточки. Задачи И группы: Выполнить действия: а) ++; б)
Задания II группы: Выполнить действия: а) - - ; б)
Задача III группы: Выполнить действия: а) б)
Закончив работу каждая группа обсуждает результаты с учителем. Затем представитель от группы записывает решение на доске и объясняет его. Физкультминутка Сел мотылек на травку И считает рахівничку: 1, 2, 3 - ты бабочке лети. Крылышки уже за головой Поэтому смотри перед собой. Выпрямляем позвоночник, Крылышки сводим вперед, Словно бабочки, літаєм, Крылышки зводим, розправляєм. 3. Решения упражнений. а) Учащиеся i И II уровня работают вместе. 1). „Делай как я”. № 1019 (а)
2). Комментируемое выполнения № 1019 (б) 3). Самостоятельное выполнение с проверкой № 1019 (в). б) Учащиеся III уровня, консультируясь с учениками-консультантами и учителем выполняют № 1020, № 1022; в) Ученики ИV уровня консультируются с учителем № 1023 (а). Самостоятельно выполняют № 1023 (в), № 1024, № 1051.
V. Итог урока 1. Как добавить дроби с одинаковыми знаменателями? 2. Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? 3. Пользуетесь вы дробями в повседневной жизни? Примеры.
VИ. Домашнее задание § 22. I и II уровень № 1018, III уровень № 1021, VИ уровень № 1023 (б), № 1025.
Приложения Историческая справка Вы уже знаете, что натуральные числа возникли в результате практической деятельности людей, которым надо было считать животных, предметы, измерять длины, площади, объемы. Но результат измерения не всегда можно обозначить натуральним числом, потому что в результате измерений чаще всего достаем части принятой единицы. Так на основе потребностей практики возникло понятие дроби - числа, состоящий из нескольких одинаковых частей единицы. В Египте с дробями оперировали еще 4000 лет поэтому. Об этом свидетельствуют древние документы, которые сохранились с тех времен. Однако общего способа для обозначения всех дробей, как где принято теперь, когда числитель записывают сверху, знаменник снизу, а между ними ставят черту, у египтян не было. При выполнении вычислений древние египтяне застосовували только так называемые единичные дроби - дроби ссельником 1 (дробь ). Такие дроби египтяне изображали, ставя точку над знаменателем. Все остальные дроби они возводили до единичных. Например, дробь подавали ввиде суммы единичных дробей и . Для возведения дробей к единичных были составлены специальные таблицы. Вавилоняне пользовались лишь шістдесятковими дробами, то есть дробями, знаменатели которых равны 60 или произведения чисел, каждое из которых равнялось 60, наприклад: 60 ∙ 60 = 3600; 60 ∙ 60 ∙ 60 = 216 000 и т. д. Это отповедало принятой там шістдесятковій нумерации - применения шістдесяткових дробей значительно упрощало розв'ятельства практических задач. Вавилоняне много сделали в области астрономии. Поэтому и не удивительно, что шістдесятковими дробями пользовались в астрономических вычислениях вплоть до XVII в. ученые других народов и называли эти дроби астрономическими. В отличие от этих дробей, дроби с любым знаменником назвали обычными. В древней Греции обыкновенные дроби были известны. Более 2,5 тысячи лет назад греки умели выполнять арифметичні действия с обыкновенными дробями. Они пользовались и единичными дробями, и дробями общего вида. В древней Руси дроби называли долями», а позжедом «ломаными числами». Отдельные дроби имели специальные названия. Например, - треть, - півтреть, - пятина, - десятина т.д./span>
Запись дробей с помощью черточки стал загальноприйнятем с XVI ст. Когда действия с обыкновенными дробями наносили людям надобычных затруднений. Эти трудности в Вавилоне объясняли «вмешательством злых духов». Английский монах Беда (VII в.), который был ученым человеком своего времени, писал: «В мире есть много вещей, но нет ничего труднее, чем четыре действия арифметики». Тогда же, видимо, и возникло немецкая пословица «попасть в дроби», что означало оказаться в затруднительном положении. А причина, конечно, заключалась в том, что не было установлены правил выполнения действий с дробями, не было создано соответствующей теории. Наряду с этим в VII в. известный армянский ученый Анания Ширакаци (Ширака) умел добавлять к восьми дробей с разными знаменателями. О математике Анания говорил: И очень полюбив искусство численное, помыслил я, что без числа никакое рассуждение философское не состоит. Всей мудрости матерью его считая”. Особый интерес представляют учебник и задачник по арифметике, который составил Анания. В нем приводится решение задач, содержащих сложение дробей, среди знаменателей которых есть числа: 7, 8, 9, 13, 14, 16, 20.
|
|