Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

8.5. Обобщение и систематизация приобретенных знаний по стилистике

В 5-7 классах на основе ознакомления с текстом, его разновидностями и структурными элементами закладываются знания о типах и стилях речи. В следующих классах знания о стилях речи углубляются и расширяются. В 8-9 классах эта работа проводится попутно во время анализа текстов разных стилей. Большие возможности для совершенствования стилистических знаний, умений и навыков содержат уроки, проведенные на текстовой основе.

В процессе повторения сведений по стилистике и анализа текстов выясняется, что условия и задачи общения составляют речевую ситуацию. Каждой обобщенной ситуации, в основе которой лежит сфера общения людей, отвечает свой разновидность литературного вещания - стиль. Сфера общения людей может быть в быту, на производстве, в научной деятельности, в общественно-политическом, культурной жизни и т.д.

Опираясь на знания, полученные в 5-7-х классах, учащиеся легко отличают один стиль от другого. Важно выяснить, чем обусловлено своеобразие стилей, которые стилевые признаки присущие каждому из них, как позамовні факторы влияют на стиле и какими языковыми средствами это выражается.

Ставим вопрос:

Что влияет на формирование стиля? Какова цель высказывания в определенном стиле? Как строятся тексты разных стилей? Какую функцию выполняют стиле речи? Какие основные признаки каждого стиля?

Выслушав рассуждения учащихся, подчеркиваем, что на построение высказывания в определенном стиле влияет сфера, в которой используется язык. Каждый стиль формируется при определенных обстоятельствах вещания (здесь важную роль играет речевая ситуация). Тексты того или иного стиля, в зависимости от содержания, обстоятельств вещания и цели высказывания, выполняют различные функции: общение, сообщение, деяния (влияния).

Ученики приходят к выводу, что разговорный стиль сформировался в неофициальных, бытовых обстоятельствах в условиях непринужденного общения. Содержание речи характеризуется простым изложением мнений, преимуществом конкретного над абстрактным. Цель разговорного речи: общение двух или более говорящих, которые стремятся обменяться мнениями, оценить поступки людей и событий, поспорить с собеседником. Стилевые черты разговорного стиля: конкретность, разговорный образность, эмоциональность речи, простота, непринужденность, волеизъявления.

Художественный стиль сформировался в процессе развития художественной литературы. Основная цель его - образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя (слушателя). Основные признаки этого стиля: образность, эмоциональность и экспрессивность. Тексты художественного стиля отличаются богатством выразительных средств. Важную роль в построении художественных текстов играет их тематическая, идейная и жанровое разнообразие. Такие же выводы делаются и про другие стили - научный публицистический и официально-деловой. Эти стили относятся к группе книжных.

На основе повторенных сведений предлагаем задачи: а) дать определение стилей речи; б) сравнить речевые ситуации, в которых используются стиле; в) подготовить устное монологичное высказывание на тему "Стили речи" за таким планом:

1. Какие стили присущи украинском литературном вещанию?

2. От чего зависит разнообразие стилей речи?

3. Что составляет понятие обстоятельства речи (речевая ситуация)?

4. Что лежит в основе разделения стилей на разговорный и книжные?

5. Как влияет речевая ситуация на различение стилей речи?

Полезным является сопоставительный разбор текстов различных стилей. Он дает возможность формировать у учеников навыки стилистического анализа.