8.5. Обобщение и систематизация приобретенных знаний по стилистике
В 5-7 классах на основе ознакомления с текстом, его разновидностями и структурными
элементами закладываются знания о типах и стилях речи. В следующих классах
знания о стилях речи углубляются и расширяются. В 8-9 классах эта работа
проводится попутно во время анализа текстов разных стилей. Большие возможности
для совершенствования стилистических знаний, умений и навыков содержат уроки, проведенные
на текстовой основе.
В процессе повторения сведений по стилистике и анализа текстов выясняется,
что условия и задачи общения составляют речевую ситуацию. Каждой
обобщенной ситуации, в основе которой лежит сфера общения людей, отвечает
свой разновидность литературного вещания - стиль. Сфера общения людей может быть
в быту, на производстве, в научной деятельности, в общественно-политическом,
культурной жизни и т.д.
Опираясь на знания, полученные в 5-7-х классах, учащиеся легко отличают один
стиль от другого. Важно выяснить, чем обусловлено своеобразие стилей, которые
стилевые признаки присущие каждому из них, как позамовні факторы влияют на стиле
и какими языковыми средствами это выражается.
Ставим вопрос:
■ Что влияет на
формирование стиля? Какова цель высказывания в определенном стиле? Как строятся тексты
разных стилей? Какую функцию выполняют стиле речи? Какие основные признаки каждого
стиля?
Выслушав рассуждения учащихся, подчеркиваем, что на построение высказывания в
определенном стиле влияет сфера, в которой используется язык. Каждый стиль
формируется при определенных обстоятельствах вещания (здесь важную роль играет речевая
ситуация). Тексты того или иного стиля, в зависимости от содержания, обстоятельств вещания и
цели высказывания, выполняют различные функции: общение, сообщение, деяния
(влияния).
Ученики приходят к выводу, что разговорный стиль сформировался в неофициальных, бытовых
обстоятельствах в условиях непринужденного общения. Содержание речи характеризуется
простым изложением мнений, преимуществом конкретного над абстрактным. Цель разговорного
речи: общение двух или более говорящих, которые стремятся обменяться мнениями,
оценить поступки людей и событий, поспорить с собеседником. Стилевые черты
разговорного стиля: конкретность, разговорный образность, эмоциональность речи,
простота, непринужденность, волеизъявления.
Художественный стиль сформировался в процессе развития художественной литературы. Основная
цель его - образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и
чувства читателя (слушателя). Основные признаки этого стиля: образность, эмоциональность
и экспрессивность. Тексты художественного стиля отличаются богатством выразительных
средств. Важную роль в построении художественных текстов играет их тематическая, идейная
и жанровое разнообразие. Такие же выводы делаются и про другие стили -
научный публицистический и официально-деловой. Эти стили относятся к группе
книжных.
На основе повторенных сведений предлагаем задачи: а) дать определение стилей
речи; б) сравнить речевые ситуации, в которых используются стиле; в)
подготовить устное монологичное высказывание на тему "Стили речи"
за таким планом:
1.
Какие стили присущи украинском литературном вещанию?
2.
От чего зависит разнообразие стилей речи?
3.
Что составляет понятие обстоятельства речи (речевая ситуация)?
4.
Что лежит в основе разделения стилей на разговорный и книжные?
5.
Как влияет речевая ситуация на различение стилей речи?
Полезным является сопоставительный разбор текстов различных стилей. Он дает возможность формировать
у учеников навыки стилистического анализа.