8.4. Проработка стилей речи в 5-7 классах
Ознакомление учащихся со стилями речи происходит в 5-7 классах во время
изучение раздела "Текст". Введение понятия "стиль речи"
в школьную программу в начале систематического курса украинского языка положительно
влияет на стилистическую работу, поскольку позволяет точнее определить ее содержание,
объем, приблизить школьную стилистику научной, где это понятие является центральным.
Основная задача работы по стилистике в 5-7 классах - ознакомить учащихся со стилями речи и их основными чертами,
научить различать стилевые разновидности текста, формировать навыки целесообразного
использование лексических, словообразовательных и грамматических единиц во всех стилях. Эта
работа проводится как на аспектных уроках, так и на уроках развития связной
речи (как составная часть многоаспектной речевой деятельности школьников),
и во время усвоения программного материала в процессе наблюдения над
функціюванням языковых средств в текстах разных стилей.
При выделении стилей речи обнаруживается большое количество разновидностей,
охватывающих языковой материал от "высоких", книжных элементов к
"низких", просторечных. Различные подходы к классификации стилей
свидетельствуют о многогранности стилистики как науки, широкий диапазон ее
практического применения. Совокупность стилевых разновидностей украинского языка
характеризует высокий уровень ее развития.
Каждый стиль речи имеет определенную степень распространения в языке, сферу использования
говорящими. Чтобы иметь представление о тот или иной стиль речи, надо знать, какую
сферу человеческой деятельности он обслуживает и как связан с другими стилями.
Большинство исследователей придерживается выделение пяти основных стилей речи:
научного, официально-делового, публицистического, разговорного и художественного.
Поскольку школьная программа предусматривает ознакомление с особенностями именно этих
стилей речи, то такая классификация наиболее приемлема в работе по стилистике
на уроках языка (частично и на уроках литературы).
Работа над каждым стилем требует соответствующей последовательности: 1) выяснения ситуации
общения, в которой может реализоваться конкретный стиль; 2) подбор темы
высказывания соответственно стилю; 3) раскрытие языковых признаков стиля.
С учетом особенностей каждого из стилей речи конструируется система
работы по стилистике. В его содержание включаются не только теоретические понятия,
но и умения и навыки, которые должны сформироваться у учащихся во время усвоения
сведений о стилях речи, методически правильного использования методов и
приемов работы, различных видов стилистических задач.
Изучая стилистику и ее нормы, ученики средней школы получают знания о
основные стили речи, учатся их дифференцировать, пользоваться средствами
выразительности в каждом из стилей, а также обладать всеми стилистическими средствами
украинского языка. Формирование стилистических умений и навыков возможно в процесс
систематического обработки стилей речи и их признаков на уроках украинской
языка в 5-7 и направления изучения языковых явлений в функционально-стилистическом
аспекте в следующих классах.
Действующая программа с украинского языка для 5-7 классов предусматривает усвоение учащимися
литературной нормы, что характеризует каждый из стилей. Работа по стилистике
основывается на знаниях учащихся о тексте, его структуру, типы и жанры речи.
Изучение и анализ структуры текстов открывает широкие возможности для
совершенствование связной речи учащихся, развивает способности и навыки целостного
стилистического анализа текста. Стилистика обеспечивает минимум научных знаний,
необходимых для формирования умений и навыков связной речи. Поэтому значительная
работа над стилями речи, их структурой, признаками проводится на уроках
связной речи. Однако она будет полнее и полезнее, если будет проводиться
в процессе изучения всех разделов школьного курса.
Работа по стилистике в 5-7 классах начинается изучением стилей речи.
Возникает вопрос: какого содержания должны быть занятия по стилистике во время
проработка каждого раздела? Ответ на этот вопрос можно получить, исходя
из задач стилистики, из того объема языковых явлений, которые она охватывает. Поскольку
основными принципами изучения стилистики является ознакомление учащихся со стилями
речи, их признаками, с явлениями языковой экспрессии, эмоциональной окраски и
богатством лексической и грамматической синонимии, выработка навыков владения
стилистическим богатством украинского языка, то работа по стилистике должна
охватывать в первую очередь эти вопросы. Цель занятий по стилистике будет выражаться в
поэтому, чтобы учащиеся усвоили те закономерности, которыми руководствуется говорящий, когда выбирает
необходимые языковые средства для выражения мнения в определенной ситуации.
Для методически правильной организации работы по стилистике важное значение
имеют не только содержание теоретического материала, но и время и место обработки
его на уроке. Современная методика украинского языка не предлагает четких и
стабильных границ для этого.
Действительно, работа по стилистике на уроках языка и литературы в школе настолько
многогранная, что втиснуть ее в какие-то рамки невозможно. Она должна пронизывать изучения
всех разделов школьного курса языка. Занятия по стилистике должны стать
неотъемлемой частью работы по развитию речи. Но проводить их надо не
стихийно, а систематически. Местом таких занятий будут все уроки, связанные с
изучением лексического и грамматического материала, имеет четко выраженные
стилистические особенности, и уроки связной речи.
Это утверждение вполне логично вытекает из принципа научности, на основе которого
осуществляется внутренне-предметный связь, и соблюдения принципа
функционально-стилистического направления в изучении языка.
Усвоение стилей речи требует определенной последовательности в выяснении их сущности,
функций и признаков. Начинаем эту работу с определения темы высказывания, основной
мысли, далее выясняем функцию (задачи) каждого стиля и знакомим с его
признаками. Дети убеждаются, что одна и та же тема может быть выражена различными
стилями в зависимости от цели общения.
Работая над стилем, следует иметь в виду, что условия общения в значительной мере
влияют на тематику и содержание высказываний. Каждый стиль имеет свои актуальные
темы. В разговорном стиле мы в основном касаемся бытовых тем, в научном - тем научных
проблем, результатов исследований, в официально-деловом - вопросов, связанных
с документами, служебными отношениями людей. Однако наибольшие различия в
стилях речи выражаются через языковую структуру, языковое оформление каждого.
Одни языковые средства чаще используются в одном стиле, другие - в другом.
Совокупность этих средств и предопределяет функциональность стиля, представляет определенную
систему. Системность функционального стиля проявляется в том, что отбор языковых
средств -
лексических,
морфологических, синтаксических - предопределяется ведущими стилевыми чертами, которые в свою очередь
зависят от сферы и задач общения. Поэтому на уроках ознакомления с
стилями надо раскрыть их особенности.
Ознакомление с всеми стилями речи и подробнее с тремя - разговорным, научным
и художественным -
происходит
в 5 классе. Уже с
первого урока, где раскрываем значение языка как важнейшего средства
общение, стоит ознакомить учащихся со стилистическим расслоением языка, с
различными функциями общения, что часто зависят от цели и ситуации речи.
На следующих уроках обращаем внимание па различные средства выражения мыслей, например,
в параграфе учебника и отрывка из художественного произведения. Лучше всего провести эту
работа на материале упражнений, что есть в учебнике, или специально подобранных учителем.
Наиболее важным в плане усвоения стилистических понятий является урок, па котором
пятиклассники знакомятся с разговорным, научным и художественным стилями. Этот урок
стоит начать повторением сведений о языке и речи, стилистические
особенности языка.
Вы, конечно, не раз слышали и сами произносили слова. Но задумывались над тем,
чем отличаются понятия язык и речь.
Язык вы пятый год изучаете в школе; это звуки, слова, предложения. Вещанием вы
постоянно пользуетесь в своей жизни.
Вещания -
это
язык "в работе", в процессе пользования ею для общения с другими
людьми. Как это понять? Представьте себе, вы встретили товарища, с которым отдыхали
летом в лагере. "Привет,Сереженька!" - радостно воскликните вы. Слова
привет, Сережа сами по себе относятся к языку, но когда вы воспользовались ими в
жизни, чтобы радостно поприветствовать товарища, они стали вещанием.
Далее, опираясь на уже приобретенные учащимися знания о различных способах выражения
мысли, учитель выясняет, что речи зависит от цели, которую ставит человек, от
обстоятельств, при которых она выражается. Следовательно, речи имеет разновидности,
называются стилями.
Предлагаем
ученикам такие задания:
■ Сгруппировать
примеры так, чтобы они указывали а) на непосредственные обстоятельства и б) на официальные
обстоятельства.
В школе, на концерте, дома, в гостях, на собраниях, в троллейбусе, на улице, в
поликлинике, на перемене, на уроке, в кино.
Учитель делает обобщение: при разных обстоятельствах речи мы пользуемся
разными стилями. А стили речи, зависимость их от обстоятельств речи изучает
стилистика.
Учитель па экране с помощью ТСО предлагает прочитать три текста и определить
ситуацию, в которой каждый из них может быть использован.
■ Прочитать тексты.
О чем в них говорится - одно и то же или разное? Как говорится - одинаково
или по-разному?
1.
С самого утра идет мелкий дождик, что время меняется солнечным сиянием. Небо то
затягивается рыхлыми белыми облаками, то снова очищается, и тогда из-за туч
показывается лазурь, ясная и прозрачная, как хрусталь. 2. В Киеве сегодня переменная
облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 10-12°. 3. Ох
и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и тепла немного.
Программа с украинского языка для 6 класса предусматривает изучение официально-делового
стиля. Эта работа основывается на повторении сведений о стилях речи. Кроме
рекомендованных методических советов по разработке стилей речи в 5 классе, здесь
следует использовать и такие:
■ Выяснение понятий
официальность, деловитость, официально-деловой стиль.
■ Практическое значение
текстов официально-делового стиля.
■ Усвоение деловой
лексики (названия деловых бумаг).
■ Написания
объявления.
Выясняя понятие официально-делового стиля, учитель предлагает прочитать статью
10 Конституции Украины и обнаружить в ней слова, относящиеся к деловой лексики.
Публицистический стиль прорабатывается в 7 классе. Ученики вспоминают, как пишется
заметка в газету, какова ее структура и языковые особенности. На основе наблюдений
учитель проводит беседу о функции и сферу употребления публицистического стиля.
Прежде всего выясняет значение слова публицистический.
Латинские слова публикуй, что означает государство, общество, и публикует -
общественный, государственный послужили для образования слова публицистика - особый
жанр литературных произведений, в которых освещаются актуальные вопросы общественного
жизнь людей.
Лучше и глубже усвоить признаки стилей ученики 5-7 классов смогут, систематически
анализируя стилистические функции изучаемых языковых единиц.