Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Лекция 14

РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ

 

14.1 Понятие морали и нравственности

 

В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные со свержением кумиров и крахом иллюзий, резко актуализируется поиск теоретической мысли, направленной на решение насущных проблем, обоснование новых ориентиров и ценностей. Кризис идеалов вызывает необходимость их переосмысления, потому что бытие человека и человечества «на переломе», когда распадается «связь времен», является трагическим существованием. Философская рефлексия в такие моменты обращается к различных феноменов человеческой культуры для того, чтобы обосновать новую систему ориентиров, привлечь внимание людей к системе общечеловеческих ценностей. Что такое нравственность, мораль, какое отношение морали и религии, каким образом аккумулируется моральный опыт человечества в религии - эти вопросы являются предметом обсуждения данного раздела.

Слово мораль происходит от латинского прилагательного «моральный» (moralis), а последнее - от понятия «обычаи, нравы, поведение» (mores). Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других форм общественного сознания (таких, как наука, политика, право, экономика, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.

Понятия «мораль» и «нравственность» многие мыслители отождествляют, то есть рассматривают их как синонимы. Для этого, как показывает история развития этических знаний, есть довольно значительные основания. И все-таки необходимо учитывать и тонкости другого, дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» различаются. Как правило, различия этих понятий основано на противопоставлении того, что должно быть, то есть того, к чему человек должен стремиться (мир должного), тем реально существующим нравам, с которыми он сталкивается в повседневной жизни (мир сущего). Под моралью при таком подходе понимают специфическую форму общественного сознания, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни - в труде, быту, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях. В понятие «нравственность» вкладывается более жизненное, «приземленное» значение, включающее принципы реального практического поведения людей, при котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена. Нравственность отражает более глубинные слои социально-исторических условий бытия человека, выражает его сущностные потребности. Мораль, таким образом, активно противостоит нормам, которые реально практикуются, она понимается как совершенство, как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, как результат рассуждения о реальные, жизненные поступки людей, их поведения и отношений друг к другу. Господствующие в данном обществе нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. Согласно этого мораль иногда находится в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. Должное и фактически принятое морали совпадают далеко не всегда и не вполне. Мораль постепенно вырастает из нравственности, специфически отражает нравственность или, как говорят философы, является сферой объективации морального сознания.

При анализе вопроса об историческом развитии морали, ее происхождения необходимо иметь в виду, что нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека, «стыковки» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом. При родовом строе порядок поддерживался системой табу (твердых запретам на половые отношения между родственниками и перед охотой, на некоторые виды пищи и т. д.). На основе табу постепенно складывались обычаи и традиции. Обычаи и традиции опирались на авторитет общественного мнения, они распространялись только на членов данной или общины некоторой группы, четко регламентировали, когда, что и как надо делать человеку в конкретных условиях, не предоставляя ему выбора. Через подражание и следование образцам поведения индивид включался в жизнь своего племени, выполнял наиболее важные ритуалы, тесно связанные с обычаями, - ритуалы рождения, заключения брака, обработки земли, охоты, войны, смерти и т. п.

Таким образом, обычаи и традиции - это совокупность образцов поведения, которым человек руководствуется потому, что так делали его предки. В традиционном обществе за нарушение традиции конечно сурово наказывали. Древние традиции и обычаи и в наше время оказывают сильное регулирующее воздействие на поведение людей.

С разложением первобытнообщинного строя, формированием социально неоднородного общества, освобождением индивида от монолитной опеки общины, появляется потребность в новых, индивидуальных средствах ориентации в жизни. Личный выбор, самоопределение личности приобретают все большее значение. Вместе с тем, постепенно формируются универсальные моральные правила, выходящие за пределы одной общины. В отличие от обычаев мораль тяготеет к общим правилам, опирается на уже сформировавшиеся идеи добра и зла, а не только на общественное мнение, ориентирует человека на постоянный моральный выбор, личностное самоопределение.

Появление морали свидетельствует о достаточно высокий уровень развития человеческого общества, о прорыве в области духа и человеческих отношений. Мораль - это, в принципе, проявление коллективной воли людей в попытке согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм, правил, оценок их общения и поведения.

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы относительно человека, осуществляя регулятивное воздействие на него. Это прежде всего:

• нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и т. д.);

• различные моральные качества (доброжелательность, мужество, справедливость, мудрость и т. д.);

• нравственные принципы (коллективизм - индивидуализм, эгоизм - альтруизм и т. д.), выбирая которые мы определяем свою моральную ориентацию в целом;

• морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть);

• высшие моральные ценности, которые составляют основу моральной ориентации человека (смысл жизни, свобода, счастье).

Важнейшее место в структуре нравственности занимают идеалы, которыми проверяется намечена линия и принципы поведения человека. Моральный идеал - это идеальный или образ конечная цель нравственного развития. Как идеал может выступать как образ нравственно образованной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально образованного, прекрасного, высшего», что особенно характерно для религиозного идеала Бога. Идеал, идеальный образ, высшее невоплощенная моральная цель определяет способ мышления и деятельности человека или общественной группы. Человек является единственным существом, что действует в соответствии со своей «внутренней целью». Ее стремление к идеалу бесконечно и безгранично. Постоянно приближая к нему, человек понимает, как она далека от совершенства. Но, несмотря на то, что осуществление идеала в реальной жизни вряд ли возможно (потому что это означало бы полное и абсолютное преодоление всех противоречий между индивидом и обществом), все-таки нравственный идеал указывает нам направление движения к высшей цели, вдохновляет человека в его действиях, позволяет «заглянуть за горизонт», обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию, к саморазвитию.

Созидание високогуманної планетарной морали становится важнейшей задачей человечества в начале XXI в.

Всепроникающий, всеобъемлющий характер морали проявляется в современных условиях с нарастающей силой, мораль пронизывает все сферы человеческой деятельности. Так, современная наука ставит под сомнение тезис об «этической нейтральности» науки и обусловливает перед лицом сообщества ученых необходимость использования стратегии гуманизма, ориентированного на отстаивание высших ценностей: морали, добра, долга и т. п. Аргументы, используемые при постижении таких сложных уникальных объектов, как атомная энергия, объекты экологии, генная инженерия, не могут быть этически безразличными, потому что результаты такого рода исследований могут быть использованы не на благо человечества, а вести к его истребления, гибели. Человечество, наконец, осознало, что смертен не только отдельный человек, но и все человечество в целом тоже может оказаться на краю гибели, если оно не будет руководствоваться высокими моральными ценностями, идеалами и принципами моральной ответственности при постижении научной истины («за любую цену»), при разрешении политических, национальных и религиозных конфликтов, различных глобальных проблем. Для современного ученого, политика, юриста, врача и др. Ориентация на принципы высокой моральной ответственности за результаты своей деятельности должна стать собственной формой самосовершенствования, нравственного развития, достижения гуманистического идеала.