Родовая бівалентність человеческого бытия: феномены мужского и женского
Мужественность и женственность: духовное и душевное начала
Вернемся к мысли, что душа и душевность выражают метафизическую женственность, тогда как дух и духовность - метафизическую мужественность. Действительно, душевность концентрирует в себе черты, которые мы традиционно рассматриваем как женские - способность к любви, сочувствию, зверненість до настоящего, а не будущего, переживания самоценности настоящего. Тогда как дух и духовность является признаком мужского начала с его поездом в будущее, пренебрежением к настоящему, желанием прогресса, трансцендування.
Тем-то приобретает новый смысл парадоксальная идея О. Вейнінгера, которую он выразил в известном исследовании "Пол и характер", - идея о том, что в каждом человеке, независимо от ее физического пола - внутренне уживаются черты мужчины и женщины. Эта идея, которая означает для О. Вейнінгера сочетание в человеке духовного (мужского) и материального (женского), теперь может быть интерпретирована крюк, что каждый мужчина или женщина несут в себе духовный и душевный измерения человеческого бытия - за доминанты какого-либо из них.
Намек на то, что духовность является метафизической чоловічістю, а душевность - метафизической женственностью, мы подивуємо в рассуждениях К. Юнга, когда он называет архетип Анимы "архетипом вечной женственности", а архетип Анімуса - "архетипом вечной мужественности". Для мыслителя архетип Анимы представлен такими именами из истории мифологии, как Гея, Венера, Деметра. Архетип Анімуса представлен именами Тота, Орфея, Гермеса Трисмегиста, Заратустры.
Важно отметить, что К. Юнг показывает наличие архетипа Анимы во внутреннем мире мужчины, тогда как Анимус является характерным для внутреннего мира женщины. Мыслитель уверен в тесной связи и взаимодействия архетипов Анимы (женского - жизнь) и Анімуса (мужественности - смысла) не только в образах мифологии, но и в эмпирических, живых мужчин и женщин.
В постижении гармонии духовного и душевного начал человека - гармонии метафизической мужественности и метафизической женственности - возможно, кроется разгадка тайны внутреннего одиночества, которая порождена половому бівалентністю человеческого рода. Эта внутренняя одиночество может быть осознанной нами как отчуждение духовного и душевного измерений человеческого бытия - как в одном человеке, так и в отношениях между разными людьми.
Однако в чем причина отчуждения духовного и душевного измерений? Такой причиной может быть названа чрезмерная зацикленность на мужском (патриархально - прогресистському) или женскому (матріархально-родовом) путях человеческого бытия в мире. Это зацикленность на будущем и прошлом, которое необходимо для проектирования будущего (патриархально - прогресистський путь), или настоящем, современном и прошлом, что нужно только для воспроизведения настоящего (матріархально-родовой путь). Подобная зацикленность приводит к деформации и замкнутости личности, в ограниченности общения с миром, что вызывает фундаментальную внутреннюю одиночество.
Духовность без душевности может виродитись в волю к власти над миром, трансцендування любой ценой. Душевность без духовности становится пустым продолжением жизни, которое руководствуется лишь волей к жизни. И то, и другое порождает страдания внутреннего одиночества.
Выходом из такого одиночества становится процесс гармонизации духовного и душевного, который возвращает целостность личности и который мы обозначили выше как персонализацию.
Персонализация тем процессом, что позволяет личности войти в истинную, внутреннюю коммуникацию с миром других личностей.
Проведенный выше анализ духовного и душевного измерений человеческого бытия дает возможность конкретнее понять внутреннюю коммуникацию. Внутренняя коммуникация является процессом духовной и душевной коммуникации человека в их единстве. Другими словами, внутренняя коммуникация является личностной коммуникацией. Только такая коммуникация может вывести человека за пределы всех деструктивных последствий внутреннего одиночества.