Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Родовая бівалентність человеческого бытия: феномены мужского и женского

Любовь: гармонизация отношений мужского и женского

Из логики предыдущего изложения любовь можно определить как наивысшее преодоления одиночества, в котором синтезируются самосозидания и толерантность как співтворення. Однако любовь в определенной степени противостоит толерантности. Что это означает?

Если сущностной чертой толерантности является сдержанность, то любовь по своей природе - несдержанность, экстатический порыв, что радикально разрушает одиночество и приводит к единству. Любовь - это такое состояние единства, что побеждает внутреннюю одиночество во всех ее деструктивно - страдальческих, замкнутых проявлениях.

Толерантность - даже в своих творческих проявлениях - слишком благоразумной, чтобы снять противоположность мужского и женского принципов человеческого бытия. Необходима более екстатична и творчески напряженная реальность, которая переводит самосозидания и співтворення - толерантность на новый уровень бытия.

Но нельзя сказать, что толерантность в своих наиболее возвышенных формах также является любовью? После определенных соображений на этот вопрос можно ответить положительно. Уместно даже предложить термин "любовь - толерантность", аналог которой в античной культуре представляет собой древнегреческое слово "філео", а в христианской культуре - словосочетание "любовь к Ближнему". Однако любовь - толерантность, что представляет собой глубинную открытость человеческого бытия, все же не имеет личностной сосредоточенности и кульмінаційності любви между мужчиной и женщиной - эротической любви, любви - эроса. (Другое дело, что эротическая любовь должна быть дополнена любовью как толерантностью, тогда как любовь - толерантность приобретает настоящей глубины благодаря эротической любви.)

В слове "любовь" кроется очень широкий и разнообразный смысл. Любовь отделяет духовную и личностную реальность от реальности будничной и безличной. Это хорошо показал В. И. Шинкарук: "Реальность бытия духовного мира в отличие от материального основывается не на данных внешних чувств.., а на особого рода чувственности, которая издавна получила обобщенное название - любовь".

Среди всего разнообразия духовного содержания любви именно в ее эротической ипостаси происходит сочетание раздвоенного в целое. Человеческое бытие приобретает сверхчеловеческого, цель-предельной целостности. Именно о такой любви высказался С. Л. Рубинштейн: "Найфундаментальніше и чистейшее выражение любви, любовного отношения к человеку выражается в формуле и чувстве: "Хорошо, что вы существуете в мире". Своего действительно человеческого существования человек приобретает, если в любви к нему другого человека он начинает существовать для другого человека. Любовь выступает как усиление утверждения человеческого существования данного человека для другого. Моральный смысл любви (любви мужчины и женщины) в том, что человек приобретает неповторимый существования для другого человека, которое проявляется в неповторимом чувстве: она является наибольшей степени существующей из всех существующих. Быть любимым - это значит быть найіснуючим из всего и всех.

Поэтому далее мы будем говорить прежде всего об эротическую любовь, стремясь увидеть ее пределы и беспредельность. Какие формы эротической любви существуют в человеческом бытии? Может одиночество не только преодолеваться, но и восстанавливаться в определенных формах эротической любви? Однако прежде чем дать ответ на эти вопросы, необходимо рассмотреть смысл и значение уединения для эротической любви, того уединения, которое впитало в себя самосозидания.

Уединение как свободно выбранная одиночество, как стремление к самосовершенствованию, наполняясь самотворчим содержанием, приводит к развитию личности, когда она способна увидеть и полюбить другого человека как личность. Настоящая любовь никогда не является результатом бегства от одиночества, наоборот она существует только на основе свободы до одиночества. Настоящей эротической любви всегда предшествует же творческое уединение, в ходе которого реализуется личностное развитие. Самотворче уединения в направлении развертывания личности и самости человека становится той открытой реальностью, которая переводит любовь к себе в любовь к Другому, причем не уничтожая первую, а соединяя ее со второй.

Таким образом, если эротическая любовь становится лишь бегством от одиночества, она рано или поздно потеряет характер любви; более того, она и изначально является скорее не любовью, любовью, а влюбленностью.

Самотворче уединение имеет смысл для возникновения любви именно потому, что любой человек как личность является микрокосмом, который вмещает в себя макрокосм. Каждая человеческая личность выступает фундаментально самодостаточной, и чувства настоящей любви рождается только тогда, когда человек свободно выходит в свет во всей своей самодостаточности.

Действительное самотворче уединение порождает ту одиночество - самодостаточность человека, которая может реализоваться только в настоящий свободе. Свобода как фундаментальная признак любви в значительной степени является результатом предыдущего самотворчого уединения.

Половое влечение как влечение к преодолению разорванности мужчины и женщины означает их телесное соединение, которое называют сексуальным. Если такое соединение есть только инстинктивным, оно отчуждено от любви. Стихия сексуального соединения сама по себе дает переживание бесконечного единства - на время сексуального акта. Но после того партнеров охватывает одиночество - вне стихией сексуальности - телесности они являются чужими друг другу.

Сексуальность как таковая не предусматривает избранности. Она является результатом инстинкта продолжения рода. Однако сексуальность может подчиниться избирательности - тогда мы говорим именно о любви. При этом происходит метаморфоза сексуальности, которая поднимается над инстинктом. У влюбленности и любви сексуальное влечение возвышается до страсти.

Мы пришли к постижению любви - страсти. Любовь-страсть - это любовь, в которой сексуальное начало выступает основным при выраженной избранности партнера. Любовь-страсть является переживанием, которое выводит мужчину или женщину в предельное бытие.

Однако любовь - страсть является очень неровной и, как правило, трагической. Глубинная направленность на поиск единства в сексуальном акте делает любил-страсти серией вспышек воссоединения и одиночества - отчуждение. Со временем периоды одиночества как скуки и тоски могут расти. И все же в любви - страсти оказывается экзистенциальная привязанность мужчины и женщины, которая не оставляет их в скуке и тоске.

Поэтому любовь - страсть часто может становиться неразделенной любовью по физической разделенности - она желает того, что может быть разделенным за пределами страсти - во всей полноте бытия. Любовь - страсть является весьма эгоистично насыщенной и противоречивой. Она уже освободилась от инстинктивного безличной сексуальности, но находится в плену сексуальности - страсти, которая направляет к соединению не с личностью, а с ее физическим выражением. В этом плане весьма показательными являются слова М. О. Бердяева, который отмечает, что родовая половая любовь является иллюзорным преодолением разрыва статей.

Бесконечная сладость любви - страсти смешивается с невідбутним трагизмом. Оставаясь в рамках сексуальной страсти, любовь - страсть выступает неразвитой любовью, первичным бытием любви. Она отличается от влюбленности - страсти только своей продолжительностью и еще большим ростом одиночества.

В значительной степени любовь - страсть ограничена сферой сексуальности и еще только касается сферы эротического. Сфера эротического - это сфера душевного общения между полами. Входя в пространство и время эротического, любовь-страсть наполняется ровным теплом и ответственностью, которых она не знала раньше. Появляется забота, пение-понимание и общение за пределами сексуального акта. Все это дает основание говорить о такой специфический феномен, как любовь - дружба.

Любовь - дружба является формой любви, которая основана на доминировании душевного и эротического общения над страстью. Любовь - дружба отличается от просто дружбы переживанием абсолютной незаменимости своего партнера и более полным сочетанием с ним.

Любовь - дружба может стать результатом развития любви - страсти. В таком развитии страсть как вспышка, за которым еще больше темноты, превращается в ровное и спокойное горение. На этом пути любовь - дружба очищается от эгоизма любви - страсти и становится менее трагичной. Однако здесь уменьшается яркость любви. В любви - дружбе всегда присутствует тайная тоска за любовью - страстью. Ибо любовь - дружба является шагом в направлении к обыденного бытия человека.

Следовательно, между любовью - страстью и любовью - дружбой существует противоречие, что не решается окончательно, когда любовная страсть переходит в дружбу. Данное противоречие должно разрешаться не антагонистично - путем угасания одной из противоположностей, - а синтетически и плодотворно - за их взаємозлиття. В какой же форме любви становится возможным плодотворное разрешение противоречия любви - страсти и любви - дружбы?

Эту форму любви можно было бы назвать любовью - целостностью. В любви - целостности происходит соединение мужского и женского в новом качестве - том качестве, в котором происходит победа над кратковременностью страсти, а также над вне - страстным и вне - половым характером дружбы. Однако для того, чтобы постичь смысл и природу любви - целостности, необходимо начать с постижения истинной любви к себе.

Такая любовь возникает преодолением эгоизма относительно себя. Она выводит человеческое бытие с само - замкнутости и направляет к преодолению собственных границ. И вместе с тем, действительная любовь к себе порождает переживание само - значимости собственного "Я" в любом состоянии и измерении бытия. В конструктивной любви к себе преодолевается и внутреннее одиночество человека, что может быть очерчена как одиночество наедине с собой, которая является результатом постоянной же изменения и самообновления человека - результатом самосозидания и самотрансцендування.

Чем любовь к себе отличается от воли к власти над собой? На первый взгляд кажется, что они глубинно-родственные. Действительно, любовь к себе в ее конструктивных формах - как и воля к власти над собой - направляет личность к какой-то цели. Она также является целое - направленной. Но воля к власти над собой - это устремленность к покорению себя цели, сужение и моно-нацеленность личности, тогда как любовь к себе - устремленность к свободе и открытости на пути к цели.

В результате любовь к себе можно определить как открытую волю к самопознанию и самосозиданию, которая порождает новое бытие человеческого "Я". В этом бытии человек поднимается над познанием и созиданием объектов. Она меняется сама и одновременно создает образ любимого или любимой как своей противоположности - половины.

Любовь к себе, предшествующая любви - целостности. В ее одиночества вызревают мужское и женское начала, вызревают, чтобы слиться в настоящее единство. И вместе с тем любовь к себе приобретает глубину и смысл лишь как сторона, половина любви - целостности.

Размышляя над природой любви - целостности, мы можем сказать, что она является соединением двух способов любить себя, которые доводятся до одного способа любить друг друга. Именно поэтому любовь - целостность выступает органичным и гармоничным сочетанием любящих, в котором одинаково возвышаются и страсть, и дружба. Любовь - целостность является тем, что многие мыслители вслед за Платоном называли андрогінізмом или по крайней мере радикальным шагом на пути к андрогінізму.

Однако как реализуется любовь - целостность? Только как сотворчество мужчины и женщины, которая вытесняет из их бытия одиночество вдвоем, постоянно воспроизводится на уровне обыденного и предельного бытия мужского и женского. Можно предположить, что именно благодаря сотворчеству стихия любви может победить стихию времени, стать безграничной, вечной. Поэтому любовь - целостность между мужчиной и женщиной включает сотворчество в свою сущность.

Любовь - сотворчество является совместным созданием объектов культуры. И объекты, которые создаются, могут удивительным образом объективировать саму любовь. Становясь помощи между мужчиной и женщиной, они могут предоставить опосредованного характера самой любви, тогда как любовь тяготеет к тому, чтобы разрушить любые опосредования между людьми, соединить их напрямую, глубинно-личностно. В результате сотворчество может парадоксально скрыть любовь за объектами и возродить внутреннее одиночество.

Итак, мы получаем фундаментальную коллизию любви-целостности как любви - сотворчества. Для того, чтобы разрешить эту коллизию, надо понять, что любовь - целостность как любовь - сотворчество может переходить в более развернутые, открытые и вне - объектные формы. Она может перейти в любовь - співтворення как созидание нового бытия.

Если любовь - сотворчество связана с созданием объектов культуры - культурно-творчеством, - то в любви - співтворенні появляется новая реальность - реальность любящих - что выходит за пределы об'єктності культуры.

В своих высших формах любовь - співтворення является творением бытия - буттє-созиданием. Буттє-созидание - это созидание новых отношений между людьми, которые просветленные культуро-творчеством. Таким образом, буттє-созидание не отвергает культуро-творчества как чего-то лишнего, а органично включает в себя. В любви-співтворенні как буттєтворенні происходит подъем культуро-творчества, что заперта на создание объектов. Более того, буттєтворення преподносит и життетворення - процесс восстановления и одушевления человеческого рода.

В буттєтворенні решается противоречие життетворення и культуро-творчества; они объединяются, врастают друг в друга. И это врастание становится возможным благодаря той любви между мужчиной и женщиной, которая прошла страсть и дружбу и стала целостностью бытия двух и совместным творением этого бытия.

Именно через любовь-співтворення как буттєтворення происходит действительно человеческое овладение будущим - тем, что должно быть. (Анализ человеческого будущего как "май - буттєвості" - бытия, что должно сбыться, есть В работе. Г. Табачковського "Человек - Экзистенция - История".) По-настоящему человеческое май - бытие может вырасти из современности только тогда, когда эта современность соединена любовью, наполнена буттєтворчими потенциями.

Любовь - співтворення как буттєтворення бездна меняет сущность и существование мужского и женского начал, создает их действительно цель-предельное бытие. В буттєтворенні происходит и выход за пределы эгоцентричности любящей пары, эротическое начало приобретает цель - эротических рис. Это прежде всего означает открытость любящей пары -

целостности миру. В этой открытости преодолевается не только одиночество в паре, а пары и одиночество.

Постигнуто таким образом буттєтворення становится миро - созиданием. В миро-творении сочетаются через любовь мировоззрение и миро-отношения. Поэтому миро-созидание становится абсолютной открытостью миру. Человек, вступающий в процесс миро-созидание, может реализоваться только в со - авторстве с другими людьми; однако не под влиянием принуждения, императива (хотя и осознанно - собственного), а органично и свободно, за пределами любого отчуждения, во внутренней коммуникации, сродно. Именно тенденция миро-созидания лежит в основе идеи Григория Сковороды о "сродну працю". По сути, миро-созидание, что соединено с любовью, всегда выступает миро - співтворенням.

Любовь как миро-созидание означает выход за пределы одно-направленности волевого акта, который постоянно производит внутреннюю одиночество и отчуждение; она означает абсолютный переход воли в вдохновение - ту реальность человеческого бытия, которая постоянно требует диалога и направлена на диалог. Любовь - співтворення в своей світотворчій могущества размыкает одиночество воли к власти, воли к познанию и творчеству; наконец она размыкает и ту внутреннее одиночество, что является результатом воли к самопознанию и самосозиданию. В любви - свето-творении приобретают наиболее конкретно-человечного, глубинно-личностного звучания все реальности человеческого бытия.