Осуществление любой деятельности требует от человека овладения необходимыми для нее средствами. Прежде всего оно предполагает выработку у человека навыков и умений пользоваться ими для достижения поставленной цели.
Умение есть там, где знания определенного дела сочетается с сноровкой в выполнении действий, из которых складывается эта деятельность. Умеет управлять автомашиной тот, кто, придерживаясь установленных правил, делает это умело, четко и безупречно, кто имеет навыки в этом деле. Умеет составлять план тот ученик, у которого выработаны определенные навыки работы над текстом. Так же и умение играть на музыкальном инструменте, рисовать, выполнять физкультурные упражнения и другие задачи опирается на определенные навыки. Следовательно, умение - это готовность человека успешно выполнять определенную деятельность, которая основывается на знаниях и навыках.
Поскольку деятельность человека, как правило, состоит из целого ряда различных действий, умение их выполнять также состоит из ряда частных умений. Например, умение управлять автомашиной предполагает умение завести двигатель, регулировать его работу, управлять рулем, следить за дорогой, за работой машины. Умение ученика учиться означает умение планировать свою домашнюю учебную работу, выделять главное и второстепенное, устанавливать между ними причинно-следственные связи, рациональными способами заучивать заданный текст и т.д. Комплекс частичных, тесно взаимосвязанных умений охватывает все то, что называют умением: управлять машиной, учиться, играть на музыкальном инструменте, рисовать.
Навыки. Выполняя то или иное действие определенное количество раз, человек упражняется в ее исполнении. Она выполняет действие все быстрее, легче, свободнее, это требует меньше напряжения, усилий и волевого контроля, количество ошибочных движений уменьшается. В целом ее выполнение становится в определенной степени автоматизированным. Итак, навыки оказываются в автоматизированном выполнении действий. Они формируются путем многократных упражнений. Навыки - это компоненты умений.
Наличие навыков облегчает человеку выполнение сознательных задач. За сознанием остается возможность начинать, регулировать и завершать действие, а само движение происходит без всякого дальнейшего вмешательства воли как реальное повторение того, что уже делали тысячи раз (И. Сеченов). Человек может осознавать и автоматизированные компоненты, т.е. движения, из которых складывается определенная деятельность. В случае необходимости она может направлять свое внимание на саму технику написания букв с целью, например, вывести их каллиграфически, красиво. Может осознавать движения артикуляционных органов во время произношения звуков, привычные движения пальцев во время игры на музыкальном инструменте с целью их проконтролировать, изменить кое-что в них. Человек начинает осознавать движения, если появляются осложнения, препятствия в их исполнении.
Процесс формирования умений и навыков. Умения и навыки формируются у человека в процессе ее обучения. Выделяют три основные его фазы. Первая начинается с осознания задачи и способов его выполнения. Так, опытный мастер выясняет и показывает новичку, как выполнять те или иные производственные операции, а последний знакомится с ними. Обучая учеников писать, их также знакомят с тем, как надо выводить каждую букву. Потом те, кто учится, пробуют применить полученные объяснения на практике, то есть выполнять соответствующие действия.
На основании объяснений, зрительного восприятия, показа действия образуется первых, еще общее, схематическое зрительное представление о пространственные и временные особенности действия - о направление и амплитуду движений, их скорость, согласования и последовательность. Вправление сопровождается значительным волевым усилиям и чувством уверенности, веры в свои силы или сомнением, нерешительностью, робостью. Эти переживания сказываются на эффективности упражнения, способствуя ему или задерживая его.
На основе тренировок, то есть многократного повторения определенных действий с целью их закрепить и усовершенствовать, постепенно последовательность движений становится слаженной, а действия - более четкими и согласованными. Ловкость переходит во вторую, высшую фазу своего совершенства. Физиологическим ее основой является укрепление в коре больших полушарий головного мозга временных нервных связей, их специализация, выработки системы, то есть образования определенного динамического стереотипа.
Тренируясь, человек ускоряет выполнение действий. Устраняются лишние движения и уменьшается напряжение во время выполнения. Это означает, что иррадиация возбуждения, которая происходила в начале и обусловливала значительное количество лишних движений, изменяется его концентрацией. Лишние движения, которые не находят «делового подкрепление», постепенно тормозятся как неадекватные определенной ситуации. Адекватные движения становятся экономнее, четче, точнее.
На физиологическом уровне совершенствования выполнения действия изменяется соотношение анализаторов, которые участвуют в этом процессе. Такое изменение проявляется, в частности, в том, что уменьшается роль зрительных и повышается роль двигательных ощущений в регуляции действия. Это можно наблюдать во время формирования производственных, спортивных умений и навыков, умений играть на музыкальном инструменте и т.д.
Однако решающее значение в формировании навыков и умений имеет регулировку движений на основе самоконтроля. Самоконтроль способствует выработке тонких зрительных, слуховых и двигательных диференціювань, а это, со своей стороны, способствует точности действий. В процессе повышения сноровки зрительный контроль за ходом действия, что имеет ведущее значение в начале упражнения, постепенно уменьшается, уступая контроля за движениями, то есть контроля за действием тех органов, которые ее осуществляют.
С повышением уровня автоматизированности движений меняется роль зрительного восприятия в процессе выполнения действия. Сначала зрительное восприятие и действие совпадают, например, восприятие буквы сочетается с ее произношением. Такое сочетание неизбежно и необходимо, но оно очень замедляет выполнение задания.
Иногда восприятие вследствие вправления начинает опережать действие. Так, в случае быстрого, выразительного чтения произношение прочитанного предваряется восприятием лишь отдельных составов, но и целых слов, что идут за тем словом, которое произносят. Следующие элементы текста, которые воспринято, готовят дальнейшие движения и таким образом обеспечивают быстрый темп и высокую эффективность выполнения действия.
Каждое действие состоит из большего или меньшего количества движений. Умелое выполнение действия требует объединения этих движений в целостный акт, а этих актов - в еще более сложную действие.
Физиологическим основой объединения движений в целостное действие является образование «ассоциации ассоциаций», то есть цепей временных нервных связей, определенных их систем. Закрепляясь, последние становятся стереотипными. Эта стереотипность и является основой автоматизированного выполнения действия. В этой связи волевое усилие намного уменьшается, медленное сосредоточение внимания на движениях переходит в состояние післядовільної внимания, движения становятся более уверенными и точными, облегчается сознательный контроль за процессом выполняемой действия.
Такой уровень развития навыка характерный для последней, третьей фазы сноровки. На этой фазе действия становятся заученными, что дает возможность совершенствовать их, доводить до определенного уровня мастерства.
Непрерывное формирование навыков и умений начинается обычно со словесных объяснений и усвоение правил действия. Оценка выполненных действий, осознание их результатов так же осуществляются в основном с помощью слова. Слово, участвуя в процессе формирования навыков и умений, способствует выработке четкой последовательности, темпа и ритма движений, их системы.
Уровень сформированности навыков и умений в значительной степени зависит от сознательного отношения, готовности личности к выработке в себе умений и навыков, заинтересованность в лучшем исполнении действий, связанных с решением задачи.
Важное место в этом процессе занимает учет индивидуальных особенностей человека: тип нервной системы, предыдущий опыт, теоретические знания, наклонности и способности.
Перенос и интерференция навыков. Навыки, которые мы приобретаем в известной мере опираются на ранее сформированные навыки. Это означает, что вновь создаваемые динамические стереотипы наслаиваются в коре больших полушарий головного мозга на ранее сложившиеся стереотипы, что они не только сосуществуют, но и взаимодействуют. Ранее сформированные навыки могут и способствовать выработке новых навыков, и тормозить, задерживать этот процесс.
Часто сформированные ранее навыки способствуют усвоению новых, облегчая этот процесс, или наоборот усложняют.
Это явление переноса обусловлено прежде всего наличием схожих и тождественных рис в уже сложившейся и новой навыках, совместных приемов выполнения соответствующих действий. Элементы сформированной навыки входят при этом в структуру создаваемой навыки и этим облегчают процесс овладения ею. Следовательно, происходит применения ранее выработанных временных нервных связей, определенных их групп в новых ситуациях, их обобщение.
Перенос проявляется также в том, что, научившись выполнять определенное действие одним органом (например, писать правой рукой), человек может без специальной упражнения выполнить это действие (правда, менее в совершенстве) и другим органом, например, левой рукой или ногой или головой.
Однако ранее выработанные навыки иногда оказывают негативное, тормозящее влияние на формирование новых навыков, что проявляется в снижении производительности действий, возникновении ошибок и т.д. Такое явление называется интерференцией навыков. В интерференции проявляется соперничество между некоторыми сложившимися и вновь создаваемыми стереотипами.
Интерференция присутствует тогда, когда на один раздражитель вырабатываются две или несколько различных реакций.
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ проявляется тогда, когда ранее выработанные приемы действия применяют в новой ситуации без учета ее отличия. Это происходит, например, тогда, когда оператор переходит на работу с старой конструкции прибора на прибор новой конструкции, в котором изменена последовательность операций.
Всего интерференция возникает при определенных условиях. Зная эти условия и предвидя их действие в той или иной конкретной ситуации, можно ее избежать.
Навыки поддерживаются на должном уровне совершенства, если их используют. А когда на протяжении определенного времени их не применяют, они ослабляются. Системы временных нервных связей, что является их физиологическим основой, начинают тормозиться. Выполнение соответствующих действий замедляется, снижается их качество. Например, длительный перерыв в управлении автомобилем в производственной, музыкальной, спортивной деятельности приводит к снижению уровня совершенства, ухудшение качества выполнения соответствующих действий. Поэтому специалистам в любой области деятельности приходится постоянно тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки на должном уровне совершенства.
Что меньше навыки сформированы, закреплены, то скорее они ослабляются, что оказывается в деавтоматизації выполняемых действий.
Нарушения, расстройства навыков наступают вследствие патологических изменений в работе мозга. В случае патологических изменений обычно разрушаются сначала сложнее и позже выработанные навыки, затем - менее сложные и раньше сформированы.
Разновидности навыков и умений. Навыки и умения являются частью любой деятельности человека. Различают их в зависимости от содержания деятельности и тех потребностей человека, которые удовлетворяют через них. Соответственно этому различают умения и навыки самообслуживания, производственные, речевые, умственные, художественные, спортивные и т.д.
Наибольшую группу составляют производственные навыки и умения человека, которые дифференцируются по отдельным видам производственной работы.
Исследование формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на три группы:
• КОНСТРУКТИВНЫЕ, связанные с представлениями о продуктах труда, с конструированием последних за рисунками, моделями, описаниями и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;
• ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ, связанные с подбором необходимых орудий труда и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самого труда;
• ОПЕРАЦИОННЫЕ, связанные с применением орудий труда и материалов для изготовления определенного продукта труда, с выполнением необходимых для этого производственных операций.
Особую группу составляют языковые навыки и умения, которые являются составной речи человека, направленного на удовлетворение ее потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. К этой группе относятся навыки и устного, и письменного вещания. Умственные навыки и умения проявляются в выполнении различных видов умственной деятельности (например, запоминание определенного материала, решение арифметических и других задач, выполнения умственных операций, исследовательских задач, теоретическая работа в той или иной отрасли). Различные навыки и умения объединяются также в художественные, спортивные и другие разновидности.
Отдельные виды навыков и умений тесно взаимосвязаны и переплетаются. Так, мыслительные умения всегда тесно связаны с умением выполнять устную и письменную работу. В сложных производственных умений всегда входят умственные компоненты. В то же время умение выполнять, например, исследовательскую экспериментальную работу в той или иной отрасли опирается на навыки практического оперирования необходимыми для этого приборами, измерительными и другими орудиями.
Все имеющиеся у человека навыки и умения является ее достижением. Поэтому ловких людей так ценят в жизни. Что в большей степени человек владеет навыками и умениями в какой-то сфере деятельности, тем больше ее ценят как мастера своего дела.
Особенно большое значение навыки и умения имеют в творческой деятельности человека. Наличие умений и навыков является необходимым условием ее сознательной творческой деятельности. В процессе деятельности они все больше совершенствуются. Навыки и умения, способствуя развертыванию творческой деятельности человека, тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не был способен приобретать навыки, она не могла бы продвинуться на один ступень развития, задерживаясь через постоянные бесчисленные осложнения.