Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ

3. Украина, Беларусь, Молдова: варианты общественного строя

Украина, Беларусь, Молдова провозгласили свою независимость, но, хоть и в разной степени, постоянно испытывают нежелание России полностью их «отпустить».

Прежде всего это касается Украины (территория - 603,7 тыс. кв. км; население на январь 2002 г.- 48,4 млн. чел.), непосредственной соседки России. Значительное количество российских политиков считают Украину частью большой России. Именно этим объясняется их отрицательное отношение к независимой экономической политики Украины, к созданию собственных вооруженных сил.

Следует иметь в виду и то, что в последнее время в украинских средствах массовой информации, в художественной и публицистической литературе история украинско-российских отношений изображается преимущественно в черном цвете. Россия в этих публикациях выступает в образе древнего поработителя Украины. В российских же источниках массовой информации современная Украина рассматривается, говоря словами академика В. И. Вернадского, как вредное и искусственное явление в государственном и национальном организме. Обсуждается перспектива постепенного установления экономической блокады Украины, реализации бескомпромиссных мер для принуждения Украины дружить с Россией.

Однако история требует объективного и всестороннего освещения. Ведь Украина и Россия имеют сложную, багатосотлітню историю отношений, в том числе и трагические страницы. Но определяющим фактором является то, что украинский и российский народы являются родственными в этническом, культурном, духовном плане и в трудное время выступали вместе против захватчиков, отстояли свою независимость. Все это, в конечном итоге, определяет настоящее и будущее наших государств.

Украина и Россия находились сотни лет в едином конституционном, экономическом, информационном пространстве. Новый геополитический простор открылся перед Украиной и Россией после распада Советского Союза. Возникли такие проблемы, которых раньше не было (задолженность Украины за энергоносители, разделение Черноморского флота). Это привело к напряженности в отношениях двух государств. Политологи назвали это феноменом «остаточной идеологизации», суть которого заключается в демонстрации влиятельными российскими политиками столичного комплекса, имперского синдрома по «младшей сестры», не восприятии того, что Украина стремится быть хоть и добрососедской, но независимым государством. Украина, в свою очередь, выявляет настроения национального романтизма, провинциальной закомплексованности «младшей сестры», которая, освободившись от опеки «старшего брата», примеряется бросить камень в его широкую спину и идти им же проторенной дорожке без уверенности, что это правильный путь.

Украина стремится к нормальным отношениям с Россией. Однако любые попытки вернуть ее в зависимость от Москвы только усиливают настроение отчуждения среди населения. Внутренняя экономическая слабость делает Украину уязвимой от внешнего давления. Прежде всего речь идет о энергетическую зависимость (Россия поставляет Украине 80 процентов газа). Реструктуризация долга лишь частично решает эту проблему, как и передача импорта нефти коммерческим структурам. Надо найти альтернативные источники поставок газа и нефти. К этому следует добавить внедрения технологий производства газа из угля и углубленной переработки нефти (теперь теряется 40 процентов сырой нефти, а эти потери с внедрением новейших технологий можно свести до двух процентов). Перспективным в этом плане может стать создание международного газового консорциума (Украина, Россия, Германия).

Современная внешняя политика Украины ориентирована на конструктивные и дружественные отношения с Россией, а в то же время на постепенную, но неуклонную интеграцию в европейские и евроатлантические структуры. Украина уже не может стать провинциальным аванпостом Москвы и предпочитает пути, которым пошли соседние Польша, Венгрия и Чехия.

Россия должна преодолеть свою предвзятость к Украине и признать тот большой вклад, который Украина может сделать в развитие самой России и в стабильность Европы. И если Россия научится обращаться с Украиной как с независимым государством, то она тем самым преодолеет самый критический элемент своего давнего имперского синдрома. Еще во время Первой мировой войны академик В. И. Вернадский в статье «Украинский вопрос и русское общество» писал: «Голос украинской интеллигенции при укорененных предубеждениях против украинского движения не может быть убедительным для правительства и широких, малознакомых с сутью вопроса общественных сил. Тогда как авторитеты русской науки и признанные представители российской общественности своим влиянием могли бы если не окончательно решить украинский вопрос, то все же сдвинуть его с места и приблизить решение этого возрастного тяжелого государственного недоразумения». Таким видел подход к нормализации украинско-российских отношений выдающийся российский ученый, который впоследствии стал первым президентом Академии наук Украины. Именно дефицит взаимопонимания окислителем является тем, что постоянно разрушает украинско-российские здания, где еще сохранился добротный, построенный историей фундамент для укрепления отношений двух государств в будущем. В ближайшие годы, по мнению известных экспертов, украинско-российские отношения станут важнейшими в Европе и иметь геополитическое значение, поскольку на их примере будут отрабатываться модель отношений региональных государств.

Находясь на перекрестке сложных геополитических интересов, Украина имеет только один вектор выживания - укрепление своего экономического суверенитета.

Сейчас властные структуры Украины стремятся осуществить эффективные меры для выхода из кризиса. В государстве осуществляется реформа политической системы. Стратегической целью социально-экономических преобразований во всех сферах жизни и в дальнейшем остается выведение Украины на путь построения общества с многоукладной социально ориентированной экономикой реального подчинения государства интересам тружеников.

Республика Беларусь, как и другие республики бывшего Советского Союза (территория - 207,6 тыс. кв. км; население - 10,4 млн. чел.), в 1991 году провозгласила независимость. В марте 1994 года принята новая Конституция Республики Беларусь, согласно которой был сформирован властные органы, избран Президентом страны Александра Лукашенко. В ноябре 1996 года на референдуме была утверждена в новой редакции Конституции Беларуси. Политическим завершением этого процесса стал переход от парламентской к президентской республике. Прекратил свою деятельность парламент и был сформирован новый двухпалатный законодательный орган.

Согласно новой Конституции, Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Новая Конституция значительно расширяет полномочия главы государства.

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент осуществляет меры по защите суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, государством и обществом.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права тайным голосованием. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков.

Президент Республики Беларусь с согласия Палаты представителей назначает на должность премьер-министра Республики Беларусь; на предложение премьер-министра определяет структуру правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, принимает решение об отставке правительства или его членов.

В случае вакантности должности президента или невозможности исполнения им своих обязанностей, его полномочия до принесения присяги вновь избранным президентом переходят к премьер-министру Республики Беларусь.

О роли главы государства, то белорусские политологи отмечают, что, хотя президент формально не является главой исполнительной власти, многие из его полномочий настолько активно влияют на формирование и деятельность правительства и других органов государственного управления, «невольно напрашивается вывод о доминантную роль Президента в структуре государственной власти, характерную для президентских и «супер-президентских республик». В сентябре 2001 г. Александра Лукашенко избран Президентом Республики Беларусь на новый срок. За него отдали голоса 75,6 процента избирателей.

Конституционный суд Беларуси обсуждает возможность изменения конституционной нормы, которая в настоящее время предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать президентский пост более двух сроков. Однако изменение этой конституционной статьи возможна только путем народного референдума. 17 октября 2004 г. большинство белорусов (77,3 процента) на всенародном референдуме проголосовали за возможность для О. Лукашенко баллотироваться в президенты в 2006 г.

Представительным и законодательным органом Республики Беларусь является парламент - Национальное собрание. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей 110 депутатов которой избираются в соответствии с законом на основе всеобщего равного, свободного, прямого избирательного права тайным голосованием, и Сената, в который входят по девять сенаторов от каждой области и города Минска. По шесть сенаторов избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных советов соответствующей области и города Минска, треть сенаторов назначается Президентом Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь четко определяет регламент работы и полномочия Палаты представителей и Сената.

Палата представителей назначает выборы президента; дает согласие Президенту на назначение премьер-министра, выдвигает обвинение против Президента в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение других вопросов, предусмотренных Конституцией.

Сенат одобряет или отменяет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений в Конституцию, о толковании Конституции, проекты иных законов. Сенат может принимать решения относительно других законов, предусмотренных Конституцией.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет правительство - Кабинет министров, центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и отвечает перед парламентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и разрабатывает главные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

Правительство Республики Беларусь состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. Работой правительства руководит премьер-министр Республики Беларусь.

Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления определяются законом.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь. Конституционный суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, которые имеют научную степень.

Компетенция, организация и порядок деятельности Конституционного суда определяются законом.

Государственным языком в Республике Беларусь является белорусский язык. Русский язык имеет равный статус с белорусским.

Конституционный процесс в Беларуси оценен внутри страны и за ее пределами как состоявшийся с существенными нарушениями демократических принципов. В результате созданы предпосылки для концентрации всей власти в руках Президента и превращение парламента, Конституционного суда, местных органов власти на чисто декларативные институты без реальной власти... Президент стал на путь фактической ликвидации политической системы страны, сведение ее только к двух субъектов: вождь и народ.

Социологический мониторинг, проведенный в Республике Беларусь, свидетельствует, что в стране создалась сложная экономическая, политическая и социальная ситуация (повышение цен, безработица, рост преступности). Жители страны довольно критически относятся к властным структурам: 18,6 процента заявили, что власть принадлежит коррумпированным структурам (мафии) 6 процентов - народа, 11 процентов - парламента, 9,3 процента - правительству, 47,6 процента - Президенту страны. На сегодня в белорусском обществе не оказывается готовности к активной защите конституционных основ государственности, а следовательно, и гражданского общества, что свидетельствует о значительной проблемность его формирования и развития как важнейшего гаранта прав и свобод человека, конституционного порядка.

В экономической сфере происходит свертывание рыночных реформ, восстановление прежней системы управления производством. Президент, властные структуры на словах не исключают рыночной экономики, но воспринимают только положительные стороны (большую производительность труда, товарное изобилие) и не воспринимают отрицательных (социальные дифференциации, безработицы). Такое представление является типичным и для массового сознания Сформирована в Беларуси модель мобилизационной экономики имеет все черты социалистической: уравниловка, благодаря которой регулярно выплачивается заработная плата, привела к тому, что в Беларуси самая высокая денежная эмиссия среди стран СНГ. Уровень жизни населения неуклонно снижается.

При этих условиях усилиями Президента ликвидирован автономию информационного пространства, ограничено властные функции парламента, отменены любые альтернативные политические площадки. В условиях государственной собственности на средства производства ни одна из альтернативных групп интересов не имеет значительного экономического базиса. При отсутствии альтернативного государству экономического базиса и медийного пространства белорусская оппозиция не имеет возможности стать оппозицией в полном смысле этого слова. Пространства для восстановления институтов гражданского общества не осталось.

Говоря о авторитарные методы управления, надо вместе с тем подчеркнуть, что при соответствующих условиях авторитарный режим может вывести общество из кризиса, создать предпосылки для развития демократии, становления институтов правового государства и гражданского общества. Однако авторитарные методы руководства, как правило, дают временный успех.

Как известно, Россия и Белоруссия, тесно сплетены друг с другом в рамках СНГ, стали на путь создания союзного государства. В мае 1997 г. подписан договор о союзе Беларуси и России. В организационно-политической сфере образовались и начали действовать Высший совет, Парламентские собрания и исполнительный комитет сообщества. В экономической сфере составлены совместные прогнозы основных макроэкономических показателей, баланс политико - энергетических ресурсов, программа экономического реформирования. В социальной сфере гражданам обоих государств предоставлены равные права в получении образования, медицинском обслуживании, трудоустройстве и оплате труда, приобретении, ввозе и вывозе собственности в третьи страны. Впервые в СНГ принята программа согласованных действий в области внешней политики и общие принципы военного строительства. Процесс происходит сложно, противоречиво, требует продуманных действий. В. Путин отмечал: «Создание реального Союза займет много времени, поскольку он не может осуществиться без унификации законодательства и финансово-экономической системы государств». И далее: «Построение союзного государства - это дело грандиозных масштабов, которая не терпит суеты. Поэтому мы продвигаемся осторожно и без спешки». Президент Белорусской ассоциации политологов Владимир Бобков заметил, что кое-кто из политиков и ученых толкует «интеграцию» как «единое государство», не учитывая, что реальными субъектами органической интеграции могут быть только самостоятельные и дееспособные члены. При таких условиях призывы к «воссоединение единой страны», с которыми выступают многие политики и ученые России и Беларуси, объективно действуют в ущерб интеграции, поскольку порождают в Беларуси серьезные опасения за свой неокрепший суверенитет.

Ни союзное государство, ни общие перспективы участия в едином экономическом пространстве не ограждают Беларусь от «газовой войны» с Россией. 18 февраля 2004 года российский «Газпром» прекратил поставки газа в Беларусь, мотивирую это тем, что газ не может продаваться белорусам за внутренне российским ценам. В ответ А. Лукашенко отдал распоряжение отбирать из газопроводов транзитный российский газ, чем нарушил его поставки в Западную Европу, в частности в Германии. Конфликт удалось уладить лишь с приходом в российское правительство Михаила Фрадкова. Сразу после его назначения премьер-министром российская компания «Сибуд» и белорусский «Белтрансгаз» подписали соглашение о возобновлении поставок газа в Беларусь.

Развитие отношений России и Беларуси на пути союзной коалиции должен был бы инициировать резкое оживление реинтеграционных процессов на территории бывшей «великой империи». В России это учитывают, как и то, что с расширением НАТО и ЕС интерес к Беларуси на Западе растет. Имеется в виду также и тот факт, что без Беларуси Россия теряет шанс нарастить свой военный потенциал. Для белорусского Президента союз России и Беларуси создает предпосылки его пролонгации властных полномочий, ради этого он может пойти даже на ограничение суверенитета своей страны.

К объединению в союзное государство Россия и Беларусь побуждают и Украину. Украина же стремится выработать сбалансированную стратегию в отношении Беларуси, которая, с одной стороны, будет отвечать геополитическим интересам Украины, а с другой - будет способствовать развитию и углублению демократии в братском государстве.

Анализируя отношения Беларуси с внешним миром, необходимо констатировать, что белорусское общество и элита страны продемонстрировали неспособность адаптироваться в новых исторических и геополитических условий. Воинственное неприятие западных ценностей, европейских стандартов демократии привели к международной изоляции. Страна оказалась в международной изоляции, осталась без экономической и политической поддержки международного и европейского сообщества и, судя по экономическим показателям, все больше теряет позиции.

Внутренняя и внешняя политика Республики Беларусь неоднозначно воспринимается зарубежными странами, в том числе западными.

Трансформация властных структур, общественно-политического устройства в Республике Молдова (территория - 33,8 тыс. кв. км; население - 4,5 млн. чел.) происходило по сценарию, характерному для всех республик бывшего Союза, хоть и со своими отличиями. В июне 1990 г. в Молдове принята декларация о суверенитете государства, а еще через год избрали первого президента. Путь определения Молдовы в новом геополитическом пространстве был противоречивым. Осложнились отношения с Россией. А стремление объединиться с Румынией привело к взрывоопасной ситуации в стране. В ответ на это провозглашается Приднестровская республика.

Летом 1994 г. в Молдове избран новый парламент. Того самого года принят Основной Закон страны. По Конституции, Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство. Форма государственного правления - президентско-парламентская республика. Законодательную, исполнительную и судебную власть разделены, они взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции.

Республика Молдова - нейтральное государство.

Парламент является высшим представительным органом народа Республики Молдова и единственной законодательной властью государства. Парламент состоит из 101 депутата, избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным и свободным голосованием. Срок полномочий парламента - четыре года.

Президент Республики Молдова является главой государства, представляет государство и является гарантом ее суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности. Президент избирается сроком на четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным и свободным голосованием.

После консультаций с парламентским большинством Президент Республики Молдова выдвигает кандидатуру на должность премьер-министра и на основании вотума доверия, выраженного парламентом, назначает правительство. Правительство обеспечивает проведение внутренней и внешней политики государства и осуществляет общее руководство публичным управлением.

Правосудия осуществляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами и судами. Конституционный суд - единственный орган конституционной юрисдикции в Республике Молдова, независим от любой другой публичной власти, подчиняется только Конституции. Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых (двое - парламентом, двое - Президентом и двое - Высшим советом магистратуры) на шестилетний срок.

В ноябре 1996 г. Президентом Молдовы избран Петру Лучинского. Президент Молдовы определил приоритеты как внутренней, так и внешней политики. В сфере экономики речь шла о ее большую централизацию и активное участие государства в ее развитии. Принято серию законодательных актов относительно обеспечения экономических преобразований, в частности пакет законов (европейского образца) из банковской системы. В 1996 г. удалось остановить спад производства. Достигнуто сдвигов в урегулировании приднестровского конфликта. В мае 1997 г. в Москве подписан Меморандум о нормализации отношений. Согласно новой Конституции Молдовы, населению Приднестровья и южным районам, в которых компактно проживают гагаузы и болгары, гарантируется получение особого политического статуса, что положительно повлияло на политическую ситуацию в стране. Однако вопрос этот до конца не решен. После выборов в парламент Молдовы в марте 1998 г. отношения между законодательной и исполнительной ветвями власти не улучшились. Стремление Лучинского вынести на референдум изменения в Конституцию, направленные на введение президентской формы правления, при которой Президент должен отвечать за формирование и руководство правительством, не было поддержано избирателями. Попытки Верховной Рады Молдовы ввести парламентскую форму правления привели в конце 2000 г. к политическому кризису (парламент не смог избрать Президента) и до роспуска самого Совета. Однако весной 2001 г. коммунисты победили на парламентских выборах и обеспечили избрание на должность Президента Молдовы своего лидера - Владимира Воронина. В мае 2003 г. правящая в стране партия коммунистов получила большинство голосов на выборах в местные органы власти.

В Молдове в последнее время происходят позитивные изменения в развитии экономики, социальной сфере. Темпы роста в промышленности составляют 18 процентов. Произошло возрождение легкой промышленности. На полную мощность заработали консервные заводы. Улучшилось пенсионное обслуживание. На 68 процентов выросла зарплата работников бюджетной сферы и достигла 50-60 долларов ежемесячно, было остановлено инфляцию. В осуществлении экономической политики властные органы больше, чем раньше, ориентируются на центральное планирование. Правительство установило тарифы на электроэнергию и осуществляет контроль за развитием сельскохозяйственного сектора.

Негативное явление, которого страна не избавилась, - это коррупция, что негативно сказывается на развитии экономики. Кое-кто из политиков контролирует целые сектора в промышленности как персональные монополии, ограничивает экспортные и импортные операции, которые осуществляются другими. Правительственные чиновники строят дорогие жилые дома, имея скромную зарплату. Камела Смит, бывший посол США в Молдове, отметила, что коррупция душит экономику Молдовы и ее разрастание - главная причина, по которой страна остается бедной.

Мэр Кишинева, сопредседатель партии «Наша Молдова», Серафим Урдекян отмечал: «Самой большой ошибкой недалекого прошлого стало решение о переходе к парламентской республике, которая в условиях современной Молдовы трансформировалась в диктаторскую республику. Всю власть монополизировал Президент, который подмял под себя парламент, правительство и силовые структуры. Заканчивается третий год, а Президент, избранный не всенародно, ни разу не отчитывался перед парламентом за выполненную им работу». Кстати, в Кишиневе распространяются слухи, что за два с половиной года президентства Владимир Воронин и его сын Олег, связан с банковским бизнесом, успели сколотить себе состояние свыше миллиарда долларов.

Во внешней политике парламент, Президент, правительство Молдовы сосредотачивают усилия на укреплении внешнеполитических связей с другими странами. Ныне Республика Молдова признана более чем 140 странами мира, является полноправным членом ООН и Совета Европы, плодотворно сотрудничает с ОБСЕ и Европейским Союзом, а также с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира».

Отношения Молдовы и Украины оцениваются аналитиками как хорошие. Противоречий немного. Украина принимает активное участие в урегулировании приднестровского конфликта. Однако эта проблема является одной из непростых.

Итак, в России, Беларуси и Молдове трансформация политических структур происходит сложно, противоречиво. Политические структуры, сформированные в России, Беларуси и Молдове, при наличии определенных различий, имеют выразительные черты авторитарных режимов. Властных полномочий больше у глав государств, занижена роль законодательных органов, исполнительной ветвью власти монополизировали влияние на средства массовой информации. Властные органы опираются на административный ресурс, при необходимости могут продемонстрировать его. Роль политических партий, общественных объединений, других институтов гражданского общества является незначительной. Политическая ситуация в России и Молдове осложняется не залагодженими до конца межнациональными конфликтами (Чечня - в России, Приднестровья - в Молдове). Вмешательства США в решение приднестровского конфликта обострило российско-молдавские отношения.

Все страны стремятся выйти из глубокого экономического кризиса, остановить процесс снижения жизненного уровня людей. Среди главных направлений выхода из кризиса - создание и осуществление на государственном уровне научно обоснованных программ экономических реформ. Постоянно идет поиск, хотя и не без препятствий, путей более тесного, прежде всего экономической, интеграции.