СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ
Урок № 65
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 25. ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ. ФИНАНСОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ КАРТОЧКА, ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ КОД
Цель: проверить знания учащихся, полученные на уроках развития коммуникативных умений в течение года; ознакомить учащихся с назначением и особенностями указанных документов; развивать логическое мышление и речь, память, продолжать работу по совершенствованию устной и письменной речи, обогащать словарный запас школьников; воспитывать культуру деловой речи, любовь и уважительное отношение к языку родного государства.
Тип урока: урок развития речевых умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Изучение новых понятий
Наблюдение-анализ документа
► Ознакомьтесь с образцом справки о предоставлении идентификационного кода. Какие данные содержатся в справке? Как вы считаете, для чего они необходимы?
Образец справки
СПРАВКА
о присвоении идентификационного номера
ГНА г. Херсона
сообщает, что Петренко Иван Васильевич
получил идентификационный номер 1453678927,
предоставленный Государственной налоговой администрацией Украины,
согласно с данными, заполненными в учетной карточке.
Дата внесения в Государственный реестр физических лиц 10/09/2013
Справка выдана для предъявления в органы государственной регистрации, учреждения банков и другие.
М. П. ___________________________ Семко В. П.
(подпись) (фамилия и инициалы председателя Государственной налоговой администрации)
10/09/2013
(дата выдачи справки)
Комментарий учителя. Идентификационный код - набор чисел, например: 56756758, реже - символов таблицы ASCII: asjkdh или смешанный, присваивается кому-то (чему-то) для закрепления в системе.
Финансовую идентификационную карточку заполняет каждый гражданин Украины, который достиг 18 лет, и подает в Государственную налоговую администрацию по месту жительства. Карточка заполняется на трафаретном бланке. В ней указывается фамилия, имя и отчество гражданина, дата и место рождения, реквизиты паспорта, адрес, телефон, место работы или учебы. Согласно данным, представленным гражданином в карточке, ему присваивается идентификационный номер. Выданная районной Государственной налоговой администрацией справка о предоставлении идентификационного номера (кода) выдается для предъявления в органы государственной регистрации, учреждения банков и др.
Кроме Того, идентификационными финансовыми картами есть все виды платежных банковских пластиковых карт. Изготовление идентификационных карт требует нанесения магнитной полосы или чипа, полосы для подписи, индивидуальных данных, кодирование карточки. Существуют международные стандарты, определяющие все качества пластиковых карт (от материала до размера и информации, размещается).
Учебное аудирование
► Прослушайте внимательно текст. Определите тему и основную мысль.
Идентификационный код. Думаю, что каждый совершеннолетний человек знает, что это такое. Он выдается каждому гражданину Украины при достижении им совершеннолетия (18 лет). Без этого кода не возможно ни открыть банковский счет, ни устроиться на работу, ни зарегистрировать предпринимательскую личность и так далее. Без идентификационного кода никуда.
Что такое идентификационный номер, знает уже, наверное, каждый в Украине. Известно, что без него вам не выплатят зарплату, пенсию, откажут в приеме на работу, не предоставят социальные субсидии, не возьмут вещи на реализацию в комиссионном магазине. Набор цифр в определенной последовательности, что определяется уполномоченным на то органом государственной власти, стал необходимым условием для доступа граждан Украины к широкой сферы социальных услуг, а фактически - для физического существования.
Речь идет о введении новой для нас системы персональной идентификации, что построена не на имени и фамилии, как это было до недавнего времени, а на числовом коде. Но что же такое на самом деле личный идентификационный номер? Почему его введено и какие недостатки и преимущества от него следует ожидать нам, гражданам Украины?
Номер построен не как случайный набор цифр. Зная порядок его формирования, некоторую информацию о лице, которому он принадлежит, можно, узнать, лиіпе взглянув на него. Так, первые пять цифр означают дату рождения человека. Отсчет ведется начиная от 1 января 1900 года. Таким образом число 00001 означает, что человек родился 1 января 1900 года. Следующие четыре цифры - порядковый номер человека среди тех, кто родился в один день. Девятый знак означает половую принадлежность. Четное число - мужскую, нечетное - женскую. Наконец последняя цифра идентификационного номера - контрольное число. Порядок его назначения определяется налоговой администрацией. С целью защиты от подделок принцип присвоения этого числа не разглашается.
В том варианте, что сейчас внедряется в Украине, сам номер является лишь видимой частью единой государственной идентификационной системы и ключевым элементом доступа к большому объему информации персонального характера. Введение такой системы осуществляется в интересах государства. Прежде всего, значительно увеличиваются возможности контрольных механизмов деряіавних органов. Сначала личный идентификационный номер введен в сфере налогообложения. Сам процесс присвоения гражданам идентификационных номеров возложена на налоговые администрации.
Составление монологического высказывания
► Знаете ли вы, что некоторые религиозные организации выступают против присвоения людям идентификационных кодов? Выскажите свое мнение по этому поводу.
IV. Проверка приобретенных знаний
Тестовые задания
► Задание 1-9 имеют по четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. Нужно выбрать правильный вариант ответа.
1. Укажите, в каком варианте правильно определены признаки делового стиля.
А Широкое использование терминологии и абстрактной лексики; употребление слов в прямом значении; не употребляются эмоционально окрашенные слова; тенденция к использованию сложных синтаксических конструкций;
Бы широкое использование штампов, условных сокращений, терминов; употребление нейтральной лексики, слов в прямом значении; использование номінативних предложений, отсутствие экспрессивных средств;
В употребление эмоционально окрашенных слов, слов в переносном значении, долей, обращений, вводных слов; употребление эмоционально окрашенных слов; использование неязыковых средств общения;
Г употребление неологизмов, эмоционально-экспрессивной лексики, использование многозначности слова, широкое использование общественно-политической лексики и фразеологии, средств стилистического синтаксиса.
2. Продолжите предложения: «Тезисы - это...»
А последовательный перечень основных вопросов текста;
Бы последовательное преподавание содержания;
В фрагменты текста, которые касаются какой-то определенной темы;
Г положения, которые кратко излагают идею, мысль.
3. Продолжите предложения: «План выступления - это...»
А полный письменное изложение содержания;
Бы последовательность тематических частей выступления;
В обобщающие мысли, которые имеют лаконичную языковую форму;
Г висновкові положения.
4. Продолжите предложения: «Аннотация - это...»
А научное систематизированное описание книг;
Бы характеристика содержания книги;
В название каталога в библиотеке;
Г краткое описание книги.
5. Какие вы знаете виды тезисов?
А Цитатные;
Бы цитатные и свободные;
В цитатные, свободные и смешанные;
Г свободные и смешанные.
6. Укажите строку, в которой перечислены только средства самостоятельной работы с книгой.
А План, тезисы, конспект, выписки;
Бы конспект, отзывы, тезисы, план;
В выписки, тезисы, конспект, рецензия;
Г план, тезисы, выписки, отчет.
7. Укажите, в каком варианте правильно указаны признаки публицистического стиля.
А Широкое использование терминологии и абстрактной лексики; употребление слов в прямом значении; не употребляются эмоционально окрашенные слова; тенденция к использованию сложных синтаксических конструкций;
Бы широкое использование штампов, условных сокращений, терминов; употребление нейтральной лексики, слов в прямом значении; использование номінативних предложений, отсутствие экспрессивных средств;
В употребление эмоционально окрашенных слов, слов в переносном значении, долей, обращений, вводных слов; употребление эмоционально окрашенных слов; использование неязыковых средств общения;
Г употребление неологизмов, эмоционально-экспрессивной лексики, использование многозначности слова, широкое использование общественно-политической лексики и фразеологии, средств стилистического синтаксиса.
8. Продолжите предложения: «Выписки - это...»
А последовательный перечень основных вопросов текста;
Бы последовательное преподавание содержания;
В фрагменты текста, которые касаются какой-то определенной темы;
Г положения, которые кратко излагают идею, мысль.
9. Продолжите предложения: «Основные мысли выступления нужно повторять... »
А завлсды теми же словами;
Бы предлагая слушателям их записать;
В только один раз;
Г каждый раз варьируя их оформление.
10. Продолжите предложения: «Библиография...»
А научное систематизированное описание книг;
Бы характеристика содержания книги;
В название каталога в библиотеке;
Г краткое описание книги.
11. Какие вы знаете виды конспекта?
А Цитатные;
Бы цитатные и свободные;
В цитатные, свободные и смешанные;
Г свободные и смешанные.
12. Укажите строку, в которой перечислены только деловые бумаги.
А Отчет, автобиография, финансовая карточка, идентификационный код;
Бы рецензия, отчет, приказ, доверенность;
В распоряжение, финансовая карточка, автобиография, отзыв;
Г протокол, отчет, идентификационный код, тезисы.
Материал для учителя. Правильные ответы.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
В |
Г |
Б |
Б |
В |
А |
Г |
В |
Г |
А |
В |
А |
V. Итог урока
► Проверка работ.
VI. Домашнее задание
► Рассмотрите и проверьте правильность личных документов: свидетельства о базовом среднем образовании, паспорта, справки о присвоении идентификационного кода. Правильно вписаны в эти документы ваши личные данные?
► Составьте 4-5 тестовых заданий разного типа на изученный на уроках развития коммуникативных умений теоретический материал.