Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 6 КЛАСС

УРОК № 64

Тема. Относительные, отрицательные, неопределенные местоимения

 

Цель: дать учащимся представление об относительных, неопределенных и отрицательных местоимениях, их написании; сформировать навыки правильно писать эти местоимения, находить и использовать их в речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

Относительные местоимения — это те же вопросительные, когда они употребляются не для вопроса, а для связи предложений, например: 1) Позови тех, кто участвует в спектакле. 2) Мы живем в доме, который недавно построен.

Отрицательные местоимения никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей образованы от вопросительных кто, что, какой и чей прибавлением префиксов не- или ни-; не- пишется под ударением, ни- — без ударения; например: никто, некого.

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.

Неопределенные местоимения некто, нечто, некторый, несколько образованы от вопросительных прибавлением префикса не-.

Неопределенные местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что и другие образованы от вопросительных прибавлением префикса кое- или суффиксов -то, -либо, -нибудь, которые пишутся через дефис. Если в косвенных падежах у местоимений кое-кто, кое-что появляется предлог, то писать нужно так: кое у кого, кое с чем.

2. Составление итоговой таблицы.

Образование и написание относительных, отрицательных и неопределенных местоимений.

 

Относительные местоимения

Отрицательные местоимения

Неопределенные местоимения

кто

что

какой

чей

который

сколько

никто

ничто

некого

нечего

никакой

ничей

некто,

нечто,

некоторый

несколько,

 

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическое упражнение.

Прослушайте предложения, поданные по двум группам. В какой группе использованы вопросительные местоимения, а в какой — относительные? Простыми или сложными являются предложения с относительными местоимениями? Какова роль относительных местоимений в этих предложениях?

Кто победил в последнем футбольном матче?

О чем мы мечтаем сейчас?

Мы хорошо знаем, кто победил в последнем футбольном матче.

Непременно сбудется то, о чем мы мечтаем сейчас.

2. Устное упражнение.

Сравните неопределенные местоимения в левой и правой колонках. Чем они различаются по написанию?

От какого условия зависит выбор дефисного и раздельного написания префикса кое-?

кто-нибудь кое-кого

что-либо кое-кому

какой-то кое-кем

кое у кого

кое к кому

кое с кем

3. Словарный диктант.

Запишите слова. В местоимениях с префиксом не- и ни- поставьте ударения.

Никто, некто, нечто, никого, некого, ни с кем, ни о ком, не у кого, ни к кому, никем, не с кем, ни для кого, ни на кого, кое-кто, кое у кого, кое с кем, кое-что, ничей, ничьей, ни с чьей, не с чем, нечего, не о ком, не на кого.

4. Творческое задание.

Из данных простых предложений составьте сложные, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который. Отделяйте запятой простые предложения, входящие в состав сложного.

Образец: Мы пошли в лес. В нем многое изменилось с весной.— Мы пошли в лес, в котором многое изменилось с весной.

1) Охотник вышел к реке. В ней купались медвежата. 2) Яркие лучи солнца осветили деревья. Они за минуту до этого казались слившимися в одну темную массу. 3) Мы остановились у крайней избы. За ней начиналось поле.

5. Выборочный диктант.

1) Прослушайте предложения. Выпишите из них неопределенные местоимения.

1) С некоторых пор летают какие-то мушки, радует глаз ярко-зеленая трава. 2) Может быть, на какой-нибудь час, но весна объявилась. 3) В толпе все больше легких пальто, а кое- кто из молодежи в пиджаках щеголяет. 4) Ночью поднялся ветер. Чем-то бьет за окном. 5) И вот уже несколько дней идет неприятный дождь.

2) Выпишите из предложений отрицательные местоимения. Рядился-рядился, а ни к чему не пригодился. Друг — ценный клад, недругу никто не рад. Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому. Любят того, кто не обидит никого.

(Нар. творч.)

6. Перевод с украинского языка на русский.

Упр. 693.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 58—59. Упр. 686, 692.