УРОК № 64
Тема. Относительные, отрицательные, неопределенные местоимения
Цель: дать учащимся представление об относительных, неопределенных и отрицательных местоимениях, их написании; сформировать навыки правильно писать эти местоимения, находить и использовать их в речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Относительные местоимения — это те же вопросительные, когда они употребляются не для вопроса, а для связи предложений, например: 1) Позови тех, кто участвует в спектакле. 2) Мы живем в доме, который недавно построен.
Отрицательные местоимения никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей образованы от вопросительных кто, что, какой и чей прибавлением префиксов не- или ни-; не- пишется под ударением, ни- — без ударения; например: никто, некого.
Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.
Неопределенные местоимения некто, нечто, некторый, несколько образованы от вопросительных прибавлением префикса не-.
Неопределенные местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что и другие образованы от вопросительных прибавлением префикса кое- или суффиксов -то, -либо, -нибудь, которые пишутся через дефис. Если в косвенных падежах у местоимений кое-кто, кое-что появляется предлог, то писать нужно так: кое у кого, кое с чем.
2. Составление итоговой таблицы.
Образование и написание относительных, отрицательных и неопределенных местоимений.
Относительные местоимения |
Отрицательные местоимения |
Неопределенные местоимения |
кто
что
какой
чей
который
сколько |
никто
ничто
некого
нечего
никакой
ничей |
некто,
нечто,
некоторый
несколько,
|
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Практическое упражнение.
Прослушайте предложения, поданные по двум группам. В какой группе использованы вопросительные местоимения, а в какой — относительные? Простыми или сложными являются предложения с относительными местоимениями? Какова роль относительных местоимений в этих предложениях?
Кто победил в последнем футбольном матче?
О чем мы мечтаем сейчас? |
Мы хорошо знаем, кто победил в последнем футбольном матче.
Непременно сбудется то, о чем мы мечтаем сейчас. |
2. Устное упражнение.
Сравните неопределенные местоимения в левой и правой колонках. Чем они различаются по написанию?
От какого условия зависит выбор дефисного и раздельного написания префикса кое-?
кто-нибудь кое-кого
что-либо кое-кому
какой-то кое-кем |
кое у кого
кое к кому
кое с кем |
3. Словарный диктант.
Запишите слова. В местоимениях с префиксом не- и ни- поставьте ударения.
Никто, некто, нечто, никого, некого, ни с кем, ни о ком, не у кого, ни к кому, никем, не с кем, ни для кого, ни на кого, кое-кто, кое у кого, кое с кем, кое-что, ничей, ничьей, ни с чьей, не с чем, нечего, не о ком, не на кого.
4. Творческое задание.
Из данных простых предложений составьте сложные, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который. Отделяйте запятой простые предложения, входящие в состав сложного.
Образец: Мы пошли в лес. В нем многое изменилось с весной.— Мы пошли в лес, в котором многое изменилось с весной.
1) Охотник вышел к реке. В ней купались медвежата. 2) Яркие лучи солнца осветили деревья. Они за минуту до этого казались слившимися в одну темную массу. 3) Мы остановились у крайней избы. За ней начиналось поле.
5. Выборочный диктант.
1) Прослушайте предложения. Выпишите из них неопределенные местоимения.
1) С некоторых пор летают какие-то мушки, радует глаз ярко-зеленая трава. 2) Может быть, на какой-нибудь час, но весна объявилась. 3) В толпе все больше легких пальто, а кое- кто из молодежи в пиджаках щеголяет. 4) Ночью поднялся ветер. Чем-то бьет за окном. 5) И вот уже несколько дней идет неприятный дождь.
2) Выпишите из предложений отрицательные местоимения. Рядился-рядился, а ни к чему не пригодился. Друг — ценный клад, недругу никто не рад. Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому. Любят того, кто не обидит никого.
(Нар. творч.)
6. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 693.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятий 58—59. Упр. 686, 692.