|
Задача № 2 является по сути опережающим, поскольку готовит учащихся к восприятию нового материала (а может, и формирует у учащихся первичные представления о возможности классификации функций по виду формулы, а также о связи между видом формулы, задающей функцию, и видом графика). Для проверки этого задания также можно презентовать образцы решений (за которыми ученики в парах проверяют работы), а потом за этими готовыми рисунками организовать работу по алгоритму сравнения.
Образец № 2 1) у = 2х - 3
2) у = - х + 5
3)
4) у = -3х +
Алгоритм сравнения 1. По каким признакам можно сравнивать эти функции и графики? 2. Как вы считаете, какова цель сравнения? 3. Найдите общее. 4. Найдите подобное. 5. Какие выводы можно сделать?
III. Формулировка цели и задач урока @ После проведенной работы из сравнения учащиеся могут сделать вывод относительно «похожести» (подобия всех приведенных функций как по формуле, так и по виду графика); тогда целью урока может быть знакомство с «обобщенной» формуле, которая представлена в домашнем задании разными своими видами, и выяснение ее основных свойств.
IV. Актуализация опорных знаний Игровой момент «самый Умный» - Соответствие между переменными у и х, при которой каждому значению переменной х соответствует единственное значение переменной у - это... (Функция). - Переменная х - ... (Аргумент). - Переменная - ... (Функция, значение функции). - Все значения, которые приобретает аргумент, образуют... (Область определения функции). - Все значения, которые приобретает функция при аргументах, взятых из области определения функции, образуют... (Область значений функции). - Множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты - соответствующим значениям функции, называется... (Графиком функции). - Коэффициенты многочлена 3х3 - 2х2 - х - 2 - это... (3; -2; -1; -2).
V. Изучение нового материала @ Из всех вопросов, подлежащих изучению по теме, на урок выносятся: определение линейной функции и ее график (общего вида) и их общие свойства. Изложение нового материала можно провести по плану. 1. Примеры величин, связь между которыми выражается функцией вида у = kх + b. 2. Определение линейной функции. 3. Свойства линейной функции (область определения и область значений). 4. График линейной функции общего вида (геометрический смысл). Связь положение графика линейной функции с коэффициентами k и b. Записи, которые ученики выполняют в тетрадях, могут иметь вид:
@ Поскольку полное представление учеников о числовые множества и их соотношение еще не сформировано, то ответ на вопрос о область определения и область значений функции характеризуем не совсем «математически строгим понятиям» - любое число.
VII. Первичное закрепление @ На этом уроке производим умения: · распознавать линейные функции и называть их коэффициенты; · строить график линейной функции и читать его; · по формуле y = kx + b устанавливать свойства графика.
Выполнение устных упражнений 1. Какие функции являются линейными? Для линейных функций назвать k и b. 1) у = х + 5; 2) у = -3х; 3) ; 4) у = 8; 5) ; 6) у = 0; 7) у = 3 - 7x; 8) у = x2 + 4. 2. Под каким углом пересекает ось Ох график функции: В какой точке он пересекает ось Оу? Выполнение письменных упражнений 1. Лілійну функция задана формулой у = 2х - 6. Найдите: 1) значение функции, соответствующее значению аргумента -6; 0; 9; 2) при каком значении аргумента значение функции равно -3; 0; 7? Результаты вычислений запишите в таблицу:
2. Постройте график функции по данной формуле: Проверьте, соответствуют вате построения свойствам графика, вытекающих из значений k и b. 3. Проходит ли график функции у = 1,8 х + 9 через точку: А(10; 27), В(50; 89), С(-20; -27)? 4. Постройте график функции у = -1,5 х + 1. Пользуясь графиком, найдите: 1) значение у при х = -4; х = 0; х = 2; 2) значение х, при котором у = -1; в = 4; 3) все значения х, при которых у > 1, в 4; 4) все значения, которые соответствуют значениям х >0.
VII. Итоги урока 1. Учащиеся называют новые понятия урока. 2. Какая из функций «лишняя»? Почему? 1) у = х - 1; 2) у = х + 1; 3) ; 4) у = -х.
VIII. Домашнее задание № 1. Изучите определение и свойства новых понятий урока. № 2. Постройте график функции, заданной формулой у = 0,5 х - 3. Пользуясь графиком, найдите: 1) значение, которому отвечает: х = -2; х = 2; х = 4; 2) значение х, которому соответствует: у = -2; у = 1; 3) все значения х, при которых -3 ≤ у ≤ -1. № 3. Запишите данные уравнения в виде y = kx + b и постройте графики этих «новых» функций. Сравните графики и уравнения и сделайте выводы из сравнений: а) у = х, у = 3х; у = -3х; ; б) у = 3; у = 2; у = -3; у = 0,5.
|
|