Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 62

Содержание финансовой политики правительства: цели и инструменты

 

Цель урока: рассмотреть факторы, влияющие на формирование финансовой политики правительства; выяснить условия эффективной финансовой политики; изучить главные задачи финансовой политики Украины на стадии создания рыночного хозяйства; определить механизм функционирования финансов через финансово-бюджетную систему; развивать экономическое мышление.

Основные понятия: финансы, финансовые отношения, финансовая политика, финансовая система, финансовые ресурсы, финансовая стратегия, государственные финансы.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Нарисуйте пирамиду, которая символизировала бы финансовые ресурсы страны, которые обеспечивают существование и развитие государства.

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Финансы - это денежные фонды, образующиеся в процессе воспроизведения. Экономические отношения, возникающие между государством, банками, субъектами хозяйственной деятельности, отдельными гражданами, между отраслями экономики, регионами и т.п. в связи с формированием и использованием денежных фондов, составляют финансовые отношения.

Формирование, распределение и использование в процессе общественного производства денежных фондов, необходимых для обеспечения функционирования экономики и ее развития, образуют финансовую систему общества.

Финансовая система имеет следующие составляющие: общегосударственные финансы, финансы органов местного самоуправления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и негосударственных внебюджетных фондов.

Главным звеном финансовой системы и важнейшим комплексом средств государственного регулирования экономики являются государственные финансы состоят из государственного бюджета и внебюджетных фондов. Через них происходит перераспределение значительной части ВВП страны: в Японии и России - около 1/3, во Франции и Нидерландах - примерно 1/2, в Швеции - более 2/3. В Украине через государственный бюджет перераспределяется около 30 % ВВП.

 

V. Изучение нового материала

Экономическое и социальное развитие Украины, создание необходимых предпосылок перехода к рыночному хозяйствованию, в значительной степени зависит от финансовой политики.

Финансовая политика является составной частью экономической политики и охватывает совокупность мероприятий, которые осуществляет государство на всех уровнях управления в отношении организации и использования финансов с целью выполнения своих функций и решения неотложных конкретных вопросов. Финансовая политика проявляется в структуре государственных доходов и расходов, в финансовом законодательстве.

Финансовая политика рассматривается в контексте ее составляющих: бюджетной, налоговой, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной, страховой, инвестиционной, инновационной, амортизационной.

По уровню вмешательства государства в экономику страны в зависимости от особенностей ее состояния и развития финансовую политику разделяют на три основных типа: классическую, регулирующую, планово-директивну.

Классический тип финансовой политики базируется на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Главное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов, и как следствие этого - ограничение государственных налогов и расходов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.

В основу регулирующего типа финансовой политики положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Этот тип финансовой политики предполагает необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовый механизм используется для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Главным инструментом воздействия на экономику являются государственные расходы, которые обеспечивают формирование дополнительного спроса, расширение предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода, ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Планово-директивный тип финансовой политики обычно применяется в странах с командно-административной системой управления экономикой. Цель этого типа финансовой политики, которая осуществляется путем прямого директивного руководства во всех сферах экономики и социальной жизни, - обеспечение

максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства для последующего их перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Следует отметить, что в настоящее время ни в одной стране мира ни один тип финансовой политики в чистом виде не встречается.

►► Существуют два типа финансовой политики:

1) дискреционная политика, которая проводится непосредственно государством и включает такие главные способы, как госконтракт, госзаказ, государственные инвестиции, социальные трансферты, изменения в налоговом регулировании, финансировании государственных программ;

2) недискреционная политика, которая осуществляется с помощью встроенных регуляторов: налогов, социальных выплат, инертной склонности к потреблению, эффекта надежности компаний. Условиями эффективной финансовой политики на стадии перехода к рыночному хозяйствования являются: максимальный учет требований рыночной экономики в производственной и непроизводственной сферах деятельности; изучение и использование накопленного мирового опыта финансово-хозяйственной деятельности; обязательный учет специфики конкретного состояния развития государства, особенностей внутренней и международной ситуации; осуществление комплексного подхода при выработке и принятия мер финансовой политики в сфере кредитования, ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика государства требует соответствующего правового обеспечения. Государство в законодательном порядке устанавливает механизм формирования финансовых ресурсов, закрепляет его в соответствующих нормативных актах, издает законы. На основании законов органы исполнительной власти разрабатывают и принимают соответствующие подзаконные акты. Это, в частности, инструкции, положения, методические указания, которыми руководствуются субъекты финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности.

В зависимости от длительности периода и характера проблем, которые нужно решить, финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия призвана производить главные направления использования финансов, предвидеть формы и виды организации финансовых отношений. Ее характерным признаком является выбор стратегической цели путем составления долгосрочных целевых программ, которые предусматривают концентрацию финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития государства.

Финансовая тактика направлена на решение конкретных задач на определенном этапе развития, которые реализуются путем оперативных изменений в способах, методах и формах организации финансовых связей, хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Нормальное функционирование субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики, а также выполнения государством своих функций невозможны без наличия необходимых финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - это денежные средства и имущество, используемые для обеспечения функционирования в государстве объектов экономической и социальной инфраструктуры, реализации мероприятий, направленных на их развитие, а также социальную защиту населения.

Функционирования финансов обеспечивается через финансово-бю - джетну систему, состоящую из различных финансовых институтов, которые обеспечивают кругооборот финансовых ресурсов различной целенаправленности, и делится на государственные финансы, финансы предприятий и организаций, а также финансовый рынок. Каждое звено финансово-бюджетной системы охватывает всех субъектов финансовых отношений, но характер и степень участия в них каждого - разные, в зависимости от направленности определенного звена.

Главными субъектами финансовой системы являются: государственные финансы, финансы предприятий, финансы населения.

Государственные финансы - это совокупность денежных фондов, которые аккумулируются в руках государства и используются для выполнения его (государства) социально-экономических функций. Государственные финансы, обеспечивающие формирование и использование государственных доходов, функционирующих на базе средств: государственного бюджета, государственного социального страхования (пенсионный фонд и фонд социального обеспечения), государственного кредита, внебюджетных фондов целевого назначения.

Финансы предприятий - это совокупность денежных ресурсов для осуществления процесса воспроизводства (то есть производства, обмена, распределения и потребления) в пределах того или иного предприятия.

Финансы населения - это денежные ресурсы, которые формируются у жителей страны с доходов, полученных от трудовой и хозяйственной деятельности или с наследства, и направляются на приумножения их собственности.

Центральное место в финансовой системе страны занимает государственный бюджет.

Государственный бюджет - это система денежных отношений, возникающих между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением - с другой, по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей.

Треть средств из бюджета тратится на социальную сферу. Часть этих денег уплачивается непосредственно гражданам. Это пенсии, право на которые люди получили, уплачивая взносы в течение всей трудовой жизни, а также трансфертные платежи или финансовая помощь той части населения, которая не может себя содержать (пенсии инвалидам, дотации малообеспеченным семьям и т.п.).

Вторая часть расходуется на содержание таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура, физическая культура. Частично эти отрасли существуют за счет частных источников финансирования, и такая практика будет распространяться с развитием рыночных отношений.

Значительными являются расходы на национальную оборону, содержание правоохранительных органов и органов власти. На эти цели правительство тратит около десятой части бюджета.

Доходы государственного бюджета формируются преимущественно за счет налогов, отчислений с граждан и предприятий (взносы в пенсионный фонд и отчисления с предприятий в фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы), поступлений средств от госкомитета по материальным резервам и других доходов.

Главными задачами финансовой политики Украины на стадии создания рыночного хозяйства являются:

♦ создание и обеспечение предпосылок равноценного и равноправного функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности;

♦ активизация приватизационных процессов;

♦ обеспечение условий для создания максимально возможного объема финансовых ресурсов;

♦ выработка оптимального соотношения и пропорций в распределении доходов между субъектами хозяйствования и государством;

♦ определение главных направлений структуры и пропорций в расходовании государственных средств;

♦ выработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленной цели.

 

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1). Игра «Анализ определения понятий»

Ученики объединяются в две команды, которые дают друг другу задания по поиску и определение по экономическому словарю понятий, касающихся финансовой системы государства (20 категорий).

Анализируются: качество определения понятий; логические ошибки; ошибки в суждениях; ошибки в выводах; ошибки в доказательствах; выбор аргументов для доказательства; формулирование главной тезисы и способ доказательства.

2). Решите тестовые задания

1. К понятию «финансовый рынок» входят:

а) денежный рынок и рынок ценных бумаг;

б) рынок патентов;

в) рынок рабочей силы;

г) рынок капиталов.

2. Финансовая политика не может быть:

а) дискреционной;

б) недискреційною;

в) монетарной;

г) политикой роста.

3. Финансы населения - это денежные ресурсы, в состав которых не включают:

а) заработную плату;

б) наследство;

в) пенсию;

г) пособие по безработице.

4. Стимулювальною монетарной политикой является политика:

а) «дорогих денег»;

б) «дешевых денег»;

в) нацелена на повышение доходов населения;

г) нацелена на перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

5. Государственный бюджет - это:

а) баланс государственных доходов и расходов;

б) сумма всех доходов государства;

в) сумма всех государственных расходов;

г) правильного ответа нет.

Ответы: 1 - а; 2 - г; 3 - б; 4 - б; 5 - а.

3). Выполните практическое задание.

Задачи. Составьте сводный баланс финансовых ресурсов государства и рассчитайте суммы доходов, расходов и превышение доходов над расходами или расходов над доходами.

Выходные данные

Расходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов составляют соответственно 29,2 и 12,2 млрд. грн.

Доходы бюджетов и государственных внебюджетных фондов составляют соответственно 27,3 и 9,8 млрд. грн.

Доходы и расходы государственных предприятий равны соответственно 29,8 и 28,3 млрд. грн.

Сумма средств иностранных инвесторов равна сумме затрат иностранных инвесторов на развитие экономики, составляют по 2,8 млрд. грн.

Долгосрочные кредиты на развитие экономики, предоставляемые банками Украины, и кредиты международных финансовых организаций составляют соответственно 1,2 и 3,7 млрд. грн.

Расходы на реализацию программ развития экономики за счет долгосрочных кредитов, предоставленных банками Украины и кредитов международных финансовых организаций составляют соответственно 1,1 и 3,7 млрд. грн.

Ответ: дефицит в сумме 2,7 млрд. грн.

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Определить и записать в тетради основные тенденции финансовой политики государств мира в условиях экономического кризиса.