Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 61

Неудачи (ограничения) правительства: недостаток информации, инструментов контроля рынка и влияния на бюрократию. Проверочная работа

 

Цель урока: обобщить знания по теме; выяснить причины ограничения правительства страны по регулированию рынка; научиться анализировать действия правительства в соответствии с экономической ситуацией; развивать умение самостоятельно прорабатывать материал; воспитывать экономное отношение к деньгам.

Основные понятия: государственная экономическая политика, несостоятельность государственной власти, асимметричная информация, несовершенство политических процессов, ограниченность возможностей общества.

Тип урока: обобщение знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1. Кто и как определяет цели и разрабатывает государственную экономическую политику?

2. Как осуществляется государственная экономическая политика и кто оценивает ее результаты?

3. Какой должна быть политика государства в отдельных общественных сферах: социальной, экономической, военной, жилищной, экологической и т.д?

4. Какие отношения возникают между различными участниками государственной экономической политики и отношение населения к официальной государственной стратегии и политического курса?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Деятельность государства, направленная на совершенствование рынка, часто оказывается далекой от совершенства. К промахов рынка прилагается фиаско правительства, а значит, следует строго следить за последствиями его деятельности. Экономические методы нужно применять так, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Применяя те или иные рычаги, правительство должно следить за негативными последствиями и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.

 

IV. Изучение нового материала

Несостоятельность государственной власти означает ее неспособность обеспечить оптимальное размещение ресурсов (возникает вследствие несостоятельности рынка) и несоответствие политики распределения доходов в тех представлений о справедливости, принятые в обществе.

Необходимо учитывать также недостатки государства в реализации социально-экономической политики, выборе методов и средств государственного регулирования экономики. Изъяны государства - это его неспособность обеспечить эффективное влияние на распределение ограниченных ресурсов и несоответствие политики распределения ограниченных ресурсов в распространенных в обществе представлений о справедливости. Выделяют четыре группы факторов, негативно влияющих на обоснование и реализацию государственных управленческих решений в сфере государственного регулирования экономики.

1. Асимметричная информация - правительство никогда не получает вовремя всей информации, необходимой для принятия наилучших политических решений; всю информацию невозможно получить даже технически, к тому же существуют общественные группы особых интересов, которые не заинтересованы в предоставлении полной и достоверной информации.

Государственные органы, как и другие субъекты рынка, не владеют абсолютно полной и объективной информацией о состоянии экономики. Применения каких-либо инструментов государственного регулирования экономики должно основываться на анализе возможных последствий принятия решений. Поэтому там, где не хватает объективных данных, что делает невозможным прогнозирование результатов с достаточной достоверностью, следует воздерживаться от чрезмерного государственного вмешательства в экономику. В условиях глобализации и распространения информационных инфраструктур для успешного построения демократического общества следует обеспечить возможность широкого общественного диалога вокруг процесса принятия политических решений, и в этом смысле средством обеспечения такого диалога является развитие информационных технологий.

2. Несовершенство политических процессов, в частности во время принятия политических решений. Это рациональное игнорирование гражданами выборов (когда они уклоняются от участия в выборах, так низко оценивают выгоды для себя от участия), что приводит к неадекватному отражению настроений общества в парламенте; поиск политической ренты политиками, которые ведут себя рационально, а значит, ищут собственную выгоду от принятия политических решений, что может не совпадать с интересами общества; возможности манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента принятия решений; лоббирование политических решений со стороны групп особых интересов; логролінг - взаимная поддержка политиками друг друга во время принятия решений, соответствующих групповым, а не общественным интересам, и т.д.

Под влиянием избирателей, групп специальных интересов, политических манипуляций государственные органы способны применять неадекватные методы регулирования, проводя неэффективную политику. Средством исправления этого недостатка является введение своеобразной технологии, что имеет название «публичная политика». Главными признаками публичной политики является работа с группами интересов, публичные обсуждения на всех этапах подготовки решений, внедрение решений через управление изменениями и т.д.

3. Ограниченность возможностей общества в отношении контроля над властными структурами; всегда существует угроза чрезмерного роста государственного аппарата, общественного сектора в целом, а следовательно, увеличение расходов на его содержание и потерь в эффективности.

С расширением бюрократии развиваются и негативные аспекты управления. Для бюрократии характерны: стремление ускорить ход дел административными методами, абсолютизация формы в ущерб содержанию, принесение стратегии в жертву тактике, подчинение цели организации задачам ее сохранения. Чем больше разрастается бюрократический аппарат, тем ниже становится качество принимаемых решений, тем медленнее осуществляется их воплощения в жизнь. Различные ведомства нередко преследуют противоположные цели; их работники часто дублируют работу друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются все новые циркуляры, увеличивается документооборот. Все это требует огромных средств для решения простых вопросов.

4. Неспособность государственных структур вполне предвидеть последствия принятых политических решений, особенно удаленные (хотя анализ решений по методу затрат-выгод может уменьшить количество ошибочных решений).

Следовательно, когда мы рассматриваем государственное вмешательство в работу саморегулирующегося рынка как панацею от несовершенства рыночного механизма, мы сталкиваемся с проблемой несовершенства государственной власти. И каждое общество делает для себя компромиссный выбор между двумя группами несостоятельности - между несостоятельностью рынка и неспособностью государственной власти - в сторону большего государственного вмешательства и активной социальной политики, то в сторону более либеральной модели общественного развития.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

►► Проверочная работа

Написать сочинение по теме «Государство Украина в 2111 году».

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Подобрать материалы в СМИ и научных изданиях, в которых говорится о причинах и последствиях финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг.