Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЕ

 

УРОК 66

Тема. Охрана природы

 

Цель. Расширить знания учащихся о охрану природы.

Основные понятия и термины: заповедники, Красная книга, исчезающие виды, редкие виды.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); интерактивные методы - “Микрофон” и “Займи позицию”.

Оборудование: изображения редких растений своей местности, карта заповедных зон Украины.

Тип урока: усвоение новых знаний (урок-круглый стол).

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

2

2.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

3.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

20

4.

Обобщение и систематизация изученного.

15

5.

Итоги урока, аргументация оценок.

3

6.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Перед занятием в кабинете расставить столы и стулья у них в форме круга. Ученики заранее узнают о форме проведение урока и готовятся к нему. Для этого им предлагаются вопросы для обдумывание:

• Почему возникла проблема охрана природы?

• Как человек пытается сохранить видовое разнообразие?

• Что такое заповедники, заказники, памятники природы, ботанические сады?

• Какие вы знаете заповедники, заказники, памятники природы, ботанические сады на территории Украины?

• Что вы знаете о Красной и Зеленую книгу?

В начале урока все обсуждают вопрос: Почему возникла проблема охраны природы? (Интерактивный метод - “Микрофон”: ученики вроде бы говорят в микрофон, передают его по кругу. Никто не имеет права перебивать докладчика). После этого школьники выступают с сообщениями. После каждого сообщения они обсуждают проблему, ставят вопрос.

3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Первый ученик. Сегодня учеными описано около 1,7 млн. современных видов, из них сравнительно хорошо изучено примерно 3 %. Относительно изученными считаются 400-700 тыс. видов, более половина остаются практически неизученными - они представлены только единичными гербарными экземплярами, единичными тушками, черепами, другими остатками или даже единичными описаниями. По оценкам специалистов, еще от 15 до 20 млн. видов, которые существуют сейчас на планете, человечеству пока вообще не известны.

Стремительное развитие цивилизации не ускорил процессов видообразования, но интенсифицировало процессы вымирания видов. Это происходит из-за разрушения мест обитания видов, чрезмерную экономическую эксплуатацию отдельных видов (массовый отстрел животных, хищническое рыболовство, вырубка коммерчески ценных видов деревьев и т.п.), конкуренцию с экзотическими видами “чужих” фаун и флор, экстенсивное наращивание масштабов сельскохозяйственной деятельности (прежде всего, вырубка лесов и распашка под сельскохозяйственные угодья целинных земель), глобальное техногенное загрязнение биосферы.

По современным оценкам, сегодня темпы вымирания видов под антропогенным прессом превышают темпы естественного вымирание в 100-1000 раз, и даже если эти темпы останутся на нынешнем уровне (а пока что они нарастают), через 50-100 лет планета потеряет от 25 до 50 % современного видового разнообразия! Миллионы (а возможно, десятки миллионов) видов могут исчезнуть быстрее, чем человечество узнает об их существования.

 

Второй ученик. В 1948 г. при ООН был создана специальная Комиссия по охране видов растений и животных, которые исчезают, а с время - Международную Красную книгу, куда заносят данные о все виды растений и животных, которые оказались на грани вымирания, идея создания Красной книги принадлежит английском zoologist П. Скотту. Международная Красная книга состоит из несколько солидных томов. В нее внесено около 300 видов и подвидов млекопитающих, около 300 видов птиц, более 100 видов пресмыкающихся, около 40 видов земноводных, свыше 250 видов высших растений. В Красной книге есть также и “черный список”, куда заносят животных и растения, которые исчезли на планете после 1600 г. Виды, внесенные в Красную книгу, подлежат обязательной международной и государственной охране, они являются объектами многочисленных межгосударственных соглашений, договоров, научных проектов.

С 1970 по 1999 г. количество видов, которым грозит полное вымирание, возросло с 92 до 550.

Сегодня, кроме Международной Красной книги, все развитые страны создают национальные Красные книги. В Украине первую Красную книгу выпущено в 1980 p., а через два года принят Закон о Красной книге Украины, который закрепил ее в статусе государственного документа. В 1994 и 1996 г. Красную книгу Украины была переиздана уже вдвоем томах. Количество видов, которые в нашей стране оказались перед угрозой исчезновения, стремительно растет. Например, если в первое издание Красной книги Украины было внесено 151 вид высших растений и 29 - млекопитающих, то до второго - уже 467 и 41 соответственно.

Подобно Красной книги, сегодня составляются списки редких экосистем и тех, что исчезают, а следовательно, требуют особой охраны. Такие списки называют Зеленой книгой. Не вызывает сомнения, что Зеленая книга в ближайшее время приобретет статус государственного документа, как и Красная книга.

 

Третий ученик. Заповедное дело - это теория и практика организации и сохранения заповедных территорий различных рангов. На заповедных территориях охраняются как отдельные носители биоразнообразия - популяции, виды, экосистемы, так и среду обитания в целом. Ранг заповедной территории определяется научной значимостью объектов, охраняются, и ее площадью. Среди заповедных территорий наивысший ранг имеют заповедники и национальные природные парки, потом - заказники и заповедно-охотничьи хозяйства, а также памятники природы.

Заповедник - это выделенные государством территории и акватории, в пределах которых охраняются природные объекты, составляют особую экологическую, генетическую, научную или культурную ценность: типичные или редкие ландшафты, эталонные участки природной среды, редкие геологические образования, группировки растений и животных с характерным генофондом т.д. Заповедники берутся под охрану закона, на их территории категорически запрещаются все виды хозяйственной деятельности (охота, рыболовство, вылов животных, все виды лесопользования, заготовка сена, лекарственных трав, сбор цветов, выпас скота), применение любых химических средств, шумовых действий. В заповеднике вводится определенный заповедный режим. Это либо абсолютное заповедника, то есть полное невмешательство людей в природные процессы, или заповедника ограничено, при котором для достижения максимальной природного равновесия и максимального сохранения экосистем допускается осуществление определенных биотехнологических мероприятий (например, отлов животных, что чрезмерно размножились, создание искусственных водопоев, противоэрозийный защита и т.д). Всего в мире создано более 11 тыс. заповедных территорий, имеющих статус заповедника или национального парка.

Заповедники, которые представляют собой характерную эталонную участок биосферы данной физико-географической зоны или видового состава и где действует режим абсолютного заповедания, имеют самый высокий статус - это биосферные (или эталонные) заповедники.

 

Четвертый ученик. Рассказ с показом объектов на карте. Сегодня в мире около 350 биосферных заповедников, и четыре из них расположены на территории Украины: Аскания-Нова, Черноморский, Карпатский и Дунайский. В заповедниках с низким статусом на большинстве территории вводится режим ограниченного заповедника, хотя обязательно есть также и участки абсолютной заповедности. В Украине 17 таких заповедных территорий: на Полесье это Полесский и Ровенский заповедники; в Лесостепи - заповедники Каневский, Днепровско - Орельский, Расточье и Медоборы; в степной зоне - Украинский степной, Луганский и Еланецкая степь; в Карпатах - заповедник Горганы; в Крыму - заповедники Карадагский, Крымский, Ялтинский горно-лесной, Казантипский, Опукский и Мыс Мартьян; в Прикарпатье - Черемский заповедник.

 

Пятый ученик. Национальные природные парки - это территории, которые создаются для сохранения природных комплексов, имеют экологическую, историческую и эстетическую ценность благодаря благоприятному сочетанию природных и культурных ландшафтов, и использования их в рекреационных, воспитательных, научных и просветительских целях. В Украине есть 11 национальных парков, таких как Шацкие озера, Подольские Товтры, озеро Синевир и т.д.

Заказники - это территории и акватории, на которых охраняются отдельные виды растений и животных или природные комплексы (озера, болота, участки леса или степи с редкими видами растений или животных, пещеры, территории с уникальными геологическими образованиями и т.д.). На территории заказников разрешается ограниченная хозяйственная деятельность, но только такая, что не наносит вреда объектам, которые охраняются (например, ограниченная заготовка сена в лесных заказниках, сбор морской травы зостеры в приморских заказниках, регламентировано охоты на отдельных видов животных в заповедно-охотничьих хозяйствах). На территории Украины практически в каждой области есть по крайней мере несколько заказников.

 

Шестой ученик. Памятники природы - это отдельные невозобновляемые природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-эстетическое значение, например: водопад, пещера, очень старое дерево, источник, редкое геологическое обнажение. В последнее время к памятникам природы все чаще стали относить также небольшие территории (площадью до нескольких сотен квадратных метров), занятые популяциями редких и реликтовых видов или популяциями, расположенными на границе ареала вида. Создание системы таких памятников природы способствует сохранению прежде всего генетического разнообразия. На их территории запрещена любая деятельность, которая разрушает или повреждает объекты охраны.

 

Седьмой ученик. Однако даже развитая сеть заповедных территорий не сможет обеспечить сохранение биоразнообразия, если не прекратится глобальное влияние антропогенного загрязнения на биоту. Даже в биосферных заповедниках с их отлаженной и строгой системой охраны деградация биоты продолжается. Например, в Карпатском биосферном заповеднику через кислотные дожди все сокращаются популяции лишайников, занесенных в Красную книгу.

В природно-заповедный фонд Украины входят также региональные ландшафтные парки, заповедные урочища, ботанические сады, зоологические, дендрологические парки, памятники садово-паркового искусства и т.д. В целом природно-заповедный фонд Украины в 2001 г. насчитывал в своем составе 6939 территорий и объектов площадью 2508,7 тыс. га, что составляет 4,16 % территории страны.

 

4. Обобщение и систематизация знаний.

После обсуждения учащимся предлагается занять позицию (интерактивный метод “Займи позицию”). Для этого на доске вывешиваются два плаката, или просто пишется мелом. На одной части доски надпись “Природа служит человеку”, на другой - “Человек - часть природы”. Детям предлагается подойти к доске и стать возле того надписи, который соответствует его точке зрения. Затем они должны кратко объяснить, почему заняли именно такую позицию. После объяснения своего выбора (в зависимости от того, насколько он обоснован и правильный), учитель снова предлагает ученикам занять ту же самую или изменить позицию.

5. Итоги урока, аргументация оценок.

6. Сообщение домашнего задания. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа. Подготовиться к тематической аттестации.