Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА
СУЩЕСТВОВАНИЕ
УРОК 65
Тема. Взаимодействие растений, грибов,
бактерий и их роль в экосистемах
Цель. Сформировать у учащихся представление
особенности и значение взаимодействия растений, грибов и бактерий.
Основные понятия и термины:
клубеньковые бактерии-азотфиксаторы, микориза, бактеріориза, симбиоз,
паразитизм.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа (подготовительная), объяснение); наглядные (демонстрация оборудования);
репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и
решения проблемных ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником.
Оборудование: таблицы и изображения
примеров различных способов взаимодействия растений, бактерий и грибов.
Тип урока: комбинированный
(урок-исследование).
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный
момент.
|
1
|
2.
|
Проверка
выполнение домашнего задания.
|
10
|
3.
|
Сообщение
темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
|
3
|
4.
|
Групповая
работа (восприятие и осмысление нового материала).
|
14
|
5.
|
Обобщение
и систематизация изученного.
|
10
|
6.
|
Итоги
урока, аргументация оценок.
|
5
|
7.
|
Домашнее
задачи.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения учащимися
домашнего задания (письменная работа по вариантам):
Вариант 1.
Дайте характеристику такой жизненной
форме растений, как деревья (чем деревья отличаются от других жизненных форм). В
каких географических зонах растут деревья? Где они преобладают и почему? Наведите
примеры (5-6) самых распространенных деревьев вашей местности.
Вариант 2.
Дайте характеристику такой жизненной
форме растений, как кусты (чем кустарники отличаются от других жизненных форм). В которых
географических зонах растут кусты? Где они преобладают и почему? Приведите примеры
(5-6) самых распространенных кустарников вашей местности.
Вариант 3.
Дайте характеристику такой жизненной
форме растений, как травы (чем травы отличаются от других жизненных форм). В
каких географических зонах растут травы? Где они преобладают и почему? Наведите
примеры (5-6) самых распространенных травянистых растений вашей местности.
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Підготовна беседа. Вспомните, что это
за организмы - лишайники? Почему лишайники могут жить там, где других организмов
нет? Как вы думаете, кроме лишайников есть другие примеры взаимодействия разных царств
живой природы?
Объяснение. Сегодня на уроке вы
будете работать биологами-исследователями. Проблемой вашего исследования является
выявление и выяснение значения взаимодействия растений, грибов и бактерий в природе.
Работать вы будете группами. В конце урока каждая группа отчитается о выполненном
задачи.
4. Групповая работа (восприятие и
осмысление нового материала).
Проработайте соответствующий материал в
учебнике. Используйте необходимую дополнительную литературу. Найдите решение
проблемы.
Задание для первой группы. Юные
исследователи, наблюдая за ростом и развитием растений на огородах в своих
бабушек, заметили, что капуста лучше всего растет на том месте, где в прошлом году были горох
и фасоль, мало сорняков произрастает на участках, где перед тем росла рожь, а если
посадить ту же культуру на том самом месте, то растения будут поражены
болезнями и вредителями и дадут очень низкий урожай. Исследователи задумались и
начали размышлять над результатами своих наблюдений. Попробуйте и вы объяснить
эти факты.
Задание для второй группы. Группа
юннатов, работая летом над выполнением задания, полученного в школе,
исследовала видовой состав грибов, фотографировала их, собирала плодовые тела,
делала рисунки из спор. Один из парней взял споры подберезовика и высеял
их в горшок с землей, надеясь, что, в конце концов, получит плодовые тела
гриба в домашних условиях. Как вы думаете, каких результатов может надеяться
мальчик и почему? Какие грибы выращивают промышленным способом? Почему именно их и как?
Задание для третьей группы. Вам
известно, что самыми дорогими, самыми изысканными и самыми редкими являются орхидеи. Много
исследователи отыскивали их в природе и пытались посадить в своих садах. Но
растения не приживались. Объясните, почему. Приведите другие примеры подобных явлений.
5. Обобщение и систематизация
знаний.
Каждая группа отчитывается о выполненном
задачи.
Сделайте вывод о взаимосвязи
бактерий, грибов и растений.
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Проработать
соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после
параграфа.