Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЕ

 

УРОК 65

Тема. Взаимодействие растений, грибов, бактерий и их роль в экосистемах

 

Цель. Сформировать у учащихся представление особенности и значение взаимодействия растений, грибов и бактерий.

Основные понятия и термины: клубеньковые бактерии-азотфиксаторы, микориза, бактеріориза, симбиоз, паразитизм.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (подготовительная), объяснение); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решения проблемных ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником.

Оборудование: таблицы и изображения примеров различных способов взаимодействия растений, бактерий и грибов.

Тип урока: комбинированный (урок-исследование).

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1.

Организационный момент.

1

2.

Проверка выполнение домашнего задания.

10

3.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

4.

Групповая работа (восприятие и осмысление нового материала).

14

5.

Обобщение и систематизация изученного.

10

6.

Итоги урока, аргументация оценок.

5

7.

Домашнее задачи.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания (письменная работа по вариантам):

Вариант 1.

Дайте характеристику такой жизненной форме растений, как деревья (чем деревья отличаются от других жизненных форм). В каких географических зонах растут деревья? Где они преобладают и почему? Наведите примеры (5-6) самых распространенных деревьев вашей местности.

Вариант 2.

Дайте характеристику такой жизненной форме растений, как кусты (чем кустарники отличаются от других жизненных форм). В которых географических зонах растут кусты? Где они преобладают и почему? Приведите примеры (5-6) самых распространенных кустарников вашей местности.

Вариант 3.

Дайте характеристику такой жизненной форме растений, как травы (чем травы отличаются от других жизненных форм). В каких географических зонах растут травы? Где они преобладают и почему? Наведите примеры (5-6) самых распространенных травянистых растений вашей местности.

 

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Підготовна беседа. Вспомните, что это за организмы - лишайники? Почему лишайники могут жить там, где других организмов нет? Как вы думаете, кроме лишайников есть другие примеры взаимодействия разных царств живой природы?

Объяснение. Сегодня на уроке вы будете работать биологами-исследователями. Проблемой вашего исследования является выявление и выяснение значения взаимодействия растений, грибов и бактерий в природе. Работать вы будете группами. В конце урока каждая группа отчитается о выполненном задачи.

4. Групповая работа (восприятие и осмысление нового материала).

Проработайте соответствующий материал в учебнике. Используйте необходимую дополнительную литературу. Найдите решение проблемы.

Задание для первой группы. Юные исследователи, наблюдая за ростом и развитием растений на огородах в своих бабушек, заметили, что капуста лучше всего растет на том месте, где в прошлом году были горох и фасоль, мало сорняков произрастает на участках, где перед тем росла рожь, а если посадить ту же культуру на том самом месте, то растения будут поражены болезнями и вредителями и дадут очень низкий урожай. Исследователи задумались и начали размышлять над результатами своих наблюдений. Попробуйте и вы объяснить эти факты.

Задание для второй группы. Группа юннатов, работая летом над выполнением задания, полученного в школе, исследовала видовой состав грибов, фотографировала их, собирала плодовые тела, делала рисунки из спор. Один из парней взял споры подберезовика и высеял их в горшок с землей, надеясь, что, в конце концов, получит плодовые тела гриба в домашних условиях. Как вы думаете, каких результатов может надеяться мальчик и почему? Какие грибы выращивают промышленным способом? Почему именно их и как?

Задание для третьей группы. Вам известно, что самыми дорогими, самыми изысканными и самыми редкими являются орхидеи. Много исследователи отыскивали их в природе и пытались посадить в своих садах. Но растения не приживались. Объясните, почему. Приведите другие примеры подобных явлений.

5. Обобщение и систематизация знаний.

Каждая группа отчитывается о выполненном задачи.

Сделайте вывод о взаимосвязи бактерий, грибов и растений.

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.