Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Фразеология современного украинского языка

Раздел 16

 

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УКРАИНСКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ

§ 48. Этнокультура как средство этимологизации фразеологизмов

 

В языке есть немало немотивированных ФО, которые несут существенную информацию о экстралингвистическую действительность, а их этимология - это фактически указание на позаказный "фон", на фрагмент "живой жизни". Позаказная действительность, содержание культуры, закрепленный за ФО - объект номинации етнофразеологізму, его "етимон"; метод этнокультурной этимологизации ФО, - историческая ретроспектива. Этнокультурный контекст временем становится дополнительным рычагом к лингвистической этимологизации, а часто - главным, а то и практически единственным средством реконструкции фразеосхеми.

Использование этнокультурных реалий при объяснении генезиса фразеологизмов имеет давнюю традицию: историко-этимологические комментарии в словарях, объяснение отдельных слов (терминов), пареміологізмів. Этнографические и фольклориста сборники (Г. Номис, И. Франко, Б. Гринченко, В. Даль, С. Максимов, М. Федоровский, С. Адальберг), фразеологические разведки, в которых доминируют этнокультурные элементы этимологизации (Б. Ларин, Ф. Медведев, Л. Скрипник, М. Демский, В. Виноградов, И. Лепешев), удостоверяющих значение этнокультуры при этимологизации ФЛ. Фразеологічна этимология XIX - первой половины XX в. была как раз преимущественно этнокультурной. Принципиально по-новому, с многочисленными параллелями, использованием широкого контекста она начала разрабатываться во второй половине XX в. Весомо заявила о себе етнолінгвістична школа Г. Толстого, под руководством которого много лет разрабатывалась проблема "Язык и народная духовная культура". Основные полевые исследования она вела в Припятском Полесье, то есть на юге Беларуси и севере Украины (западнее Днепра) - на прародине славян. Умелых интерпретаторов в лице Б. Сихти и И. Тредера имеет кашубианский фразеологічна этнокультура. Первый создал семитомний "Словарь кашубських говоров на фоне народной культуры" ("Slownik gwar kaszubskich па tie kultury ludowej", 1967-1976), второй подготовил монографию "Кашубианский фразеология в верованиях и обычаях (в сравнительном плане)" ("Frazeologia kaszubska a wierzenia и zwyczaje (па tie porownawczym", 1989).

Выделяются характерные черты этнофразем: 1) немотивированность целостного значения и наличие компонентов - лексем активного употребления; 2) закрепленность за определенными семантическими сферами; 3) чрезвычайно большой вес показаний этнокультурного характера в их формировании; 4) выразительный антропоцентричный характер; 5) особый тип фразеологических сращений", внутренняя форма которых реконструируется "через обращение к сфере народной духовной культуры" (В. Коваль).

В украинской лингвистической (фразеографічній) литературе широко пользовался этнокультурными фактами И. Франко. Выше мы приводили примеры этимологического комментирования некоторых паремий. В "Галицко-русских народных присказках" дефиниция даже напівзатемнених ФЛ практически всегда сопровождается комментарием образа (внутренней формы, генезис), который лег в основу денотативного значения. Вот несколько примеров разработки присказок (орфография реестровых единиц и форма толкования несколько приближены к оригиналу): водит за нос. Знач, обманывает, обманывает. Образ взят из обычая водить за нос медведя [49, XVI: 253]. Вывезли бы эти в границу! Давно был обычай, что ведьмаков и самоубийц хоронили на границе между двумя деревнями [49, XVI: 444]. Без единственного двадціть. Смеются с старого способа счисления, где вместо "восемнадцать" говорилось "без двух двадцать", а вместо девятнадцать "без одного двадцать". Говорят также о глупом, тупоумного человека [49, XXIII: 88]. От доски до доски. У доски раньше переплетали книги [49, XXIII: 45]. В замітовках стоять. Возле дверей, в том углу между косяком и полкой, где хозяйка ставит конечно метлу, ожіг и лопату. Говорят о нищего или бедного мужа, что не имеет смелости идти до хозяина к столу [49, XXIII: 152]. Скривился, как среда на пятницу. Говорят о мужчине, что сердится или кривдує себе с чего-то без причины. Среда и пятница оба постные дни. Скривил си, как среда на четверг. Среда постный день, а четверг жирный, то среде по четверг завкривдно [49, XXIII: 109].

Свои соображения относительно присказок или сами присказки И. Франко нередко сопровождал иноязычными параллелями. Поэтому можно в определенной степени говорить и о элементы моделирования при объяснении генезиса отдельных ФО.

Широко пользовалась этнографическим (историческим, фольклорным) материалом Л. Скрипник. Приводим развернутый начало объяснение происхождения выражения накрыть мокрым рядном. "Попробуем восстановить первоначальную сферу употребления этих выражений, ситуацию, при которой они могли возникнуть. Есть исторические свидетельства, что в древности вора, которого застали на горячем, пытались накрыть мокрым рядном. Именно мокрым, потому что оно прилипает к телу, из-под него трудно выбраться и убежать. Вот как рассказывает ботаник Д.Я. Афанасьев о сцену расправы над вором на Черниговщине. Вора догнали всадники за селом и тут же накрыли его одеялом. Совпали косари и начали молча бить обидчика... На вопрос Д.Я. Афанасьева, что немного поздно добежал до места происшествия, почему они били накрытого вора, крестьяне объяснили: "Так безопаснее: вор получил хорошую взбучку, но не знает точно, кто его бил. Вот и не догадается, на кого жаловаться или кому мстить". Очевидно, делает вывод исследовательница, постепенно выражение "накрыть мокрым рядном" начал восприниматься в значении "поймать кого-то на воровстве".

При объяснении второго фразеологизма - плести (править) паленого дуба - автор сразу указывает на культуроведческие источники. Этот фразеологический оборот мог возникнуть в среде кустарей, занимавшихся изготовлением различных хозяйственных изделий и мебели из гнутого дерева. Разогретое или, иначе говоря, обожженный на огне ветки дуба можно гнуть, придавая ему желаемую форму, но можно плести из него изделий как из лозы. Итак, "плести паленого дуба" - вещь невозможная, невыполнимая. Отсюда и возникло переносное значение выражения: говорить чушь, придумывать что-то нереальное, чего не может быть [243: 75-76].

При этимологизации высказывания хоть туры гони автор указала на исследования М. Сумцова "Тур в народной словесности" (1887), на постоянный эпитет Всеволода - яр-тур, использовала старинную свадебную песню про охоту на тура, в которой "вызванивали" и "произносили" "серого тура с луга" нагоничі. И сделала вывод: кто не реагировал на эту адскую "симфонию", тот или имел серьезный недостаток слуха, или действительно спал крепким сном [245: 83-85]. При объяснении ФЛ разбить горшка (кувшина) (с кем) упоминается "давняя школьная традиция битья горшка", что символизировало "разрыв с бывшим обществом". Происхождение выражения видно (знать, познать) господина по хачявах подкрепляется данным польского бытописателя XVIII ст. И. Китовича: простые люди и мелкие шляхтичи часто отличались от еще победнее простонародья "сапогами, в которых пришви были черные, а халявы желтые или красные". А это вызвало смех: видно, какой из тебя господин "по красочным голенищах, приточених в обычных черных пришв" [244: 80-81].

Преимущественно (или исключительно) екстралінгвістичним (этнографическим историческим, мифологическим) материалом пользовался Ф. Медведев в труде "Украинская фразеология: Почему мы так говорим" (1977; 2-е изд., стереотипное, 1982), объясняя народно-разговорные выражения балагурство (баляндраси) точить (первоначально - изготовление столбиков, перил, баляс, поруччів); точить лясы (слово "ляса" означает узорчастую решетку, сетку, изготовление которой связано "с токарством и строительной делом"); березовая каша, березовой дать припарки, кушать березовой каши (как отражение обычаев древнего школьного обучения); вывести на чистую воду, какую воду канул, как в воду опущенный (в основе ФО - давний обычай "испытание водой"); остаться с носом (первоначально о взятке, где нос - "приношения, взятки").

Этнокультурная доминанта при объяснении генезиса высказываний преобладает в монографии белорусского исследователя В. Коваля "Восточнославянская этнофразеология: деривация, семантика, происхождения". Термин "етнофразеологія" автор употребляет в двух значениях: "совокупность этнофразем, то есть немотивированных на синхронном уровне фразеологических единиц (фразеологизмов, фразем), относящихся к сфере народной духовной культуры", и "направление во фразеологии, изучающий фразеологические единицы в этнокультурном аспекте" [115: 3]. Отдавая должное структурно-семантическому моделированию как эффективному методу выяснения генезиса ФО, автор акцентирует свое внимание прежде всего на роли обрядов, обычаев, поверий, мифологических представлений в формировании фразеологічного корпуса. Видное место отведено и украинской фразеологии (упомянуто всего 32 высказывания). Например, подав украинский фразеологизм скакать (прыгать, прыгать) в гречке как репрезентант модели "нарушить неприкосновенность, вмешиваться (быть связанным) + название растения, имеющего продукуючу символику = иметь внебрачные связи", автор сосредоточивает свое внимание на символически-продуцирующих именных компонентах высказываний прыгать в гречку скакать в крапиву (в горох, груши, капусту). Отрицая первоначальное образное мотивирования Л. Скрипник, связано с крестьянским бытом ("воровать чужую гречку") и А. Ивченко ("конкретизация более общего выражения в спаш вскочить"), В. Коваль интерпретирует ФЛ скакать в гречку как етнофразему перифрастичного типа, где "гречка в народной традиции - воплощение благополучия, богатства": эта медоносное растение соотносится с "пчелиным" символикой, что используется в етнофраземах на обозначения беременности (в том числе и внебрачной). Горох "имеет ярко выраженную детородную символику". Согласно болгарским поверьям, бесплодная женщина, чтобы зачать, должна была "съесть грушу, которая дольше всего висела на дереве". На Полесье с грушей связывают рождение детей: упал с груш, баба из груши принесла. Капуста относится к тех же растений (которые магически осмысливаются), что и ива, горох, груша, крапива: ср. широко распространенное поверье о том, что новорожденных детей "находят в капусте" [115: 54-58].

При объяснении генезиса высказывания выскочить как Черт из табакерки В. Коваль несколько смещает акцент на символику компонента-ботанізму. Конопля - "растение с тяжелым неприятным запахом", "сильный наркотик", "злобный ранний яровой сорняк" (а это повлияло на пейоративність символики) "может ассоциироваться с чучелом" от птиц (бел. убралась, хоцьу каноплі стау; пол. choc w konopiachpostawic "некрасивый, похож на пугало"). В некоторых вариантах компонент-антропоним вообще не используется: бел. выскачыу как с канапель, пол. wyrwal siе jak Копораску. В последнем примере именной компонент воспринимается и как вариант собственного имени (Филипп), и как аналогичный слову - компоненту конопли. Итак, в основу внутренней формы анализируемого фразеологизма, по мнению белорусского ученого, положено "представление о негативном влиянии специфического запаха конопли на состояние и поведение человека, который находится в непосредственном контакте с этим растением" [115: 65-68].

Детально проанализировав также обобщенную негативную символику компонента-антропонима (Филипп, Филипп, Филя), автор делает вывод о семантическую близость обоих компонентов: Пилип (Филипп) - "чудак, недалекий человек; дурак"; конопля - "растение, что негативно влияет на человека, одурманивает ее". Высокая степень выразительности всего фразеологизма, делает окончательный вывод исследователь, обеспечивается благодаря "згущенню", концентрации общего фразеологічної семантики, связанной с представлениями о "одурманивание дурака", недалекого человека [115: 70].

Широкое (насколько это возможно) и достаточное использование экстралингвистических данных находится в согласии с тезисом М. Толстого о "необходимости опоры на экстралингвистическую ситуацию". Особенно это важно при анализе некоторых этнофразем, где трудно или неэффективно применять моделирование. Подача их в определенных тематических мікрогрупах (полях), например в группе ФЛ свадебной обрядности (на полотенце стоять "венчаться", заводить на должностей, расчесать косу "выдать замуж"), достаточно обеспечивается детальным описанием самих обрядов, где ФО являются вербальными отслойкой-номенами различных этапов свадебного действа.

Отметим, в частности, что такой сторонник этимологического моделирования, как А. Ивченко, объясняя происхождение ФЛ прятаться как зозулька (зозуля) по крапиве, указывает на мифологически значимые персонажи этого "фразеологічного сюжета" (зозуля и крапива), отрицает тезис О. Гуры, что эти ФО возникли на базе специфически полесских поверий (ареал выражения "далеко выходил за пределы южной части Черниговщины"), высказывает предположение, что возможно источник образования фразеологизмов прячешься, как кукушка; ховаецца, как кукушка по капусте; тульїця, как кукушка по капусте - петрівочні песни, которые были распространены на большей части украинской этнической территории, приводит примеры:

 

А как петрівочка проходит,

Сива зозуленька прячется,

По бороздкам скитається

(с. Вербнячів на Полтавщине).

 

Ср. еще:

Петроука минаеця,

Зозулька ховаеця.

То пуд дубок,

То пуд листочек,

Чтобы не зменився голосочек

(Ровенская обл.).

 

Упоминаются также с. Ворожба на Харьковщине, Валуйский уезд Воронежской губернии, Лубенский уезд Полтавской губернии. Наконец, делается вывод: вероятнее всего, все приведенные выше фразеологизмы являются "парафразами соответствующих песенных фрагментов" [102: 242-244]. Модель, как видим, не идет.

Но вернемся к ФЛ скакать в гречку. Вполне очевидно, что глубокий вертикальный этнокультурный контекст компонентов - концептов гречка, горох, крапива, капуста, груша способствуют крепкому "врастание" соответствующих высказываний в фразеологический фонд, более органично усваиваются узусом, излучают символично-конотативні оттенки в той или иной этнокультуре. Однако мифологема о рождении детей отличается большим фразеопродуктивністю не только с участием названий растений, а и названий, совсем не связанных с флорой. Евфемізованим названиям деликатного понятия (чаще всего в разговоре с маленькими детьми) свойственна широкая амплитуда образов. Вот только некоторые записи из Восточной Украины: аист принес, купили в магазине, в подарок дали, нашли в колодце, раздавали цыгане, цыгане подбросили, в Донце выловили и др. [303].

Добавим также, что и этнокультурную гармонию необходимо проверить строгим лингвистическим алгеброй. Выражение скакать (вскакувати, прыгать, прыгать) в гречку хорошо вписывается в структурно-семантическую модель "скакать + в (к, за) + название какого-то тайника = = изменять жене (мужу); иметь нешлюбні связи". При этом субстантивний компонент репрезентантов модели может соотноситься и с названными и неназванными В. Кузнецом флористическими образами: "Хорошая учительница, но возмущает своего Тита... и только смотрит, чтобы прыгнуть куда-то, как не в горох, то в гречку" (Ю. Збанацкий); "Прыгала в гречку и ржи, летала сдуру под небесами и погубила те ботиночки мгновенной радости?!" (М. Рудь); "Свинья - сам прыгает в камыш, выходит сухим из него и еще и на тебя все сваливает" (О. Чорногуз); "...У нас донжуаны еще живучи - Перевыполняют свой план... Не в лен скачут, не в овес, Направляются уже к поэтесс!" (О. Ющенко); диал. лемк. ходить в чуджой капусты [36: 63]; гал. идти (с кем) под колос [49, XXIII: 231 ]; определенным образом - ссл., сст. провести в сорняках, прыгать в кусты, бегать по кустам [302: 34, 111]. Сюда относятся и далеки от флоризмів образы: "Невенчанная жена таки побоится с кем-то прыгнуть через плетень" (Г. Стельмах); "Ибо еще не хватало, чтобы Юра начал через чужие леса прыгать" (Н. Тихий); диал. ссл., сст. заглядывать в курятник [302: 110].

Гречка, горох, рожь, лен, овес, бурьян, кусты, плот и т.д. - места, где влюбленные могли укрыться от человеческих глаз. Как раз такая фреймово-стереотипная структура высказываний, как нам кажется, лучше всего объясняет генезис названных фразеологизмов.