Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 6
НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА
Эдмунд Гуссерль
(1859-1938)
« Только философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает действительное теоретическое познание»
Основатель современной феноменологии, выдающийся немецкий философ Эдмунд Гуссерль родился в городке Просніц в Германии. Математику, физику, философию он изучал в университетах мм. Лейпцига, Берлина, Вены и Галле. Защищает диссертацию по математике, однако постепенно его интересы перемещаются в философии. Публикацией своей двохтомної труда «Логические исследования» Э. Гуссерль заявил о создании новейшего направления в философии - феноменологии. Это произошло на рубеже веков. Все еще горько переживая боль утраты великого Ницше (умер в 1900 p.), философская общественность как-то сразу поняла (а может почувствовала): на горизонте появилась новая философская звезда - Звезда Гуссерля; на философском небосклоне появилось новое направление - феноменология. Не покидая Ницше (и Дильтея), вслед за Гуссерлем в водоворот феноменологии бросились такие исследователи, как М. Хайдеггер, Н. Гартман, М. Шеллер, Ж.-П. Сартр. М. Мерло-Понти. Конечно, каждый из них создал свое философское учение. Однако все они «вышли из Гуссерля», хоть и отрицали его исходные принципы.
Как писал позже Поль Рикер, «работа Гуссерля относится к типу произведений, которые не отличаются ясностью, где полно таких размышлений, которые снова и снова перечеркиваются и дают начало новым и новым направлениям мысли. Вот почему многие мыслители отыскали свой путь именно тогда, когда они отошли от учителя и в то же время продолжали разрабатывать ту или иную линию, которая была с таким мастерство начатая основателем феноменологии. История в большей степени является историей гуссерліанських «ересей».
По предварительному замыслу, феноменологию Э. Гуссерль создавал как научную теорию научного знания. Однако со временем он расширил диапазон задуманного. Основная задача философии, как феноменології. он видел теперь в способности раскрыть не мир науки, а «жизненный мир в целом», увидеть и пережить истины и обще-значимые идеи как целостность, взятую в виде непрерывного потока. «Идеальное бытие истины», считал Е. Гуссерль, означает две вещи: во-первых, что она (истина) обладает все общей обязательностью, а сохраняет себе «единство значений»; во-вторых, что зоно обладает свойством самоочевидности то есть свойством «самораскрытие», «самовыражения» и, благодаря этому, особой убедительностью. Главным методом изучения структуры «переживания», по мнению ученого, является интеллектуальная интуиция, «вглядывание» в истину, сущность, идею. Этот метод Е. Гуссерль назвал методом «феноменологической редукции». Суть последнего заключается в том, чтобы последовательно искоренить «естественную установку» и направить основное внимание на само сознание, на ее«чистую структуру», освобождая сознание от всего эмпирического.
Феноменологическая редукция, за Гуссерлем, включает в себя два главных этапа: первый из них заключается в том, что все знания о мире мы «берем в кавычки» как, собственно, научное, в результате чего любая «субъективность» «оседает на дно»; второй этап «берет в кавычки» все суждения и мнения человека о сознании, о духовные процессы как феномены человеческой культуры. В результате этих двух этапов познания переходит на новую позицию - трансцендентально-феноменологическую, которая создает возможность для феноменологического, то есть, собственно, философского анализа. Последнее позволяет анализировать сущности (по терминологии Гуссерля - «эйдосы») сами по себе, отделены от эмпирии и суждений о ней. Поскольку же они («эйдосы») существуют не в отрыве от человеческих переживаний, а в едином «потоке», важно выявить элементарную ячейку этого потока - «феномен». Философия, которая изучает «феномены», как элемент «потока переживания истины », причем, в каждом из них видит своеобразную целостность, с при - таманною ей внутренней структурой, за Гуссерлем, предстает как феноменология, то есть теория сущностного анализа действительности. Последнее, схватывается лишь интуицией и лишь в случае, когда субъект находится не извне процесса, а непосредственно «переживает» его. Такой образ - Е. Гуссерль называет его «вхождения в сознание», в сферу психического - способен осуществить каждый, поскольку каждый может найти психическое в самом себе. Итак, суть нового метода - в «созерцании сущностей через феномены». Эта «конструкция» представляется Гуссерлю идеальной. Осталось только сконструировать структуру самого «феномена». За Гуссерлем, «феномен» имеет следующие составляющие: 1) языковая оболочка (речь, письмо, обозначения и т.п.); 2) психическое переживание (индивидуальные эмоции субъекта познания); 3) самые «смыслы» и «значения» выражения и познавательного переживания; 4) «предмет», который освещается через значение. Два первые элементы, подчеркивает Гуссерль, мало интересуют исследователя; основное внимание феноменолога сосредоточена на последних структурных элементах. Особое значение имеют «значение» и «предметы». Суждения человека о них включает в себя ее (человека, вернее, его сознания) отношение к ним. Как пишет Гуссерль, с помощью высказываний исследователь « вступает в отношение с предметом», формируя тем самым последний элемент феномена - «предметность» - - отношение сознания к предмету. Как видим, Гуссерля интересуют не предметы, как таковые, и не сознание, которое образуется в результате их познания, а тип психологически-эмоциональной реакции сознания, которое переживает разнообразные предметы.
Е. Гуссерль пытался преодолеть общее настроение скептицизма, который доминировал в то время в общественно-политической мысли на Европейском континенте. Он поставил задачу обоснования культуры. Для этого ученый обращается к интеллектуальной интуиции. Феноменология, по Е. Гуссерлем, - это «философская археология», ищет скрытый и потерянный смысл. Результаты поиска необходимо внедрять в практику. Таким образом, жизнь, построенное на основе «феноменологической редукции». станет истинным. В этом разрезе феноменология предстает как средство не только истинного познания, но и построения нового мира как истинного мира. В центре его, по Е. Гуссерлем, будет находиться человек. Идеи истинного познания и построения на его основе истинного жизни получили определенное развитие в дальнейших социально-философских поисках. Конечно, обоснованные Е. Гуссерлем основания было значительно модифицировано. Наибольшее распространение они получили в контексте такого направления социальной философии, как экзистенциализм.