Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 6

НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА

Огюст Конт

(1798-1857)

«Какими бы значительными не были услуги, предоставляемые науками промышленности... мы все же не должны забывать, что науки прежде всего имеют более прямое и возвышенное назначение: удовлетворение потребности нашего разума в познании законов явлений».



Основатель позитивизма - философского направления, рассматривал научное знание (в противоположность метафизическому) как единственно возможное - французский философ и социолог Огюст Конт (полное имя - Івдор Огюст Мария Франсуа-Ксавьер) родился в Моннальє в семье служащего финансового ведомства, где он получил строгое католическо-монархістське воспитание и неплохое домашнее образование, что позволило ему поступить в Политехническую школу (Париж).

Одновременно с изучением математики, физики и других естественных дисциплин, любопытный взгляд юноши обращал внимание на философию и политические науки. Конт живо реагировал на политические изменения в тогдашней Франции, считал себя сторонником республиканских взглядов и убеждений. Тогдашняя Франция характеризовалась интенсивной сменой политических режимов, идеологических подходов, властных структур. Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Революция 1830 г., Июньская монархия, Революция 1848 p., Вторая республика, Вторая империя - вот главные вехи политической жизни Франции, которые Конт переживал и отслеживал, как свои собственные, и которым он пытался дать более-менее взвешенное теоретическое объяснение. Республиканские убеждения юноши, направленные как против Наполеона, так и против Бурбонов, в эти интенсивные политические изменения «не вписывались». Однако, поступиться своими убеждениями юноша не считал нужным. Собственно, за свою идейную неуступчивость он и был исключен из школы, занялся самообразованием, в содержании которой, опять же, органично сочетал изучение прпродничо-математических наук с философией, теологией, политическими науками и т.д.

Некоторое время Конт работал домашним учителем математики, позже - личным секретарем известного социалиста - утописта К.А. де Сен-Симона, а еще позже - преподавателем той же Политехнической школы, с которой в свое время был изгнан за вольнодумство. Лекции Копта имели большой успех. Студентов захватывала колоссальная эрудиция ученого, а еще больше - новые подходы, оригинальные повороты философской мысли и смелые практические (в том числе и политические) выводы, которыми Конт щедро делился с аудиторией. Каждый понимал (или чувствовал): перед ним рождается и разворачивается новое философское направление - «позитивизм», который направляется в будущее.

На основе этих лекций О. Конт подготовил и опубликовал свой основной труд - «Курс позитивной философии» (тт. 1-6), с которой и вошел в историю. Позже философ выдает новый философское произведение - «Система позитивной политики или Трактат, устанавливающий религию человечества» (тт. 1-4). В течение жизни А. Конт публикует серию книг - «Философский трактат о популярной астрономии», «Рассуждения продух позитивной философии», «Рассуждения О позитивизм в целом», «Позитивистский катехизис», «Призыв К консерваторам», «Субъективный синтез». После смерти философа была опубликована его четырехтомный труд «Завещание Огюста Конта».

Перечень работ, их объем и содержание позволяют составить представление о Этого фундаментального ученого - новатора в философии, ее основателя новых направлений и новых наук, среди которых видное место принадлежит социологии.

Работая с Сен-Симоном, Конт хорошо разбирался в учении великого социалиста - утописта, видел его преимущества и узкие места, пытался выйти за пределы «утопизма», что, собственно, и привело К разрыву молодого и перспективного ученого с маститым мэтром философской и политической мысли. Неприятие у Конта вызвали мысли Сен-Симона о борьбе классов эксплуататоров и производителей, его преувеличенная оценка труда как источника богатства, рассуждения об обществе свободных и равных производителей, идеи социального прогресса и т.д. В противовес этим «метафизическим размышлениям» О. Конт пытался поставить «положительно знания», которое бы базировалось на действительных достижениях наук, а не на иллюзиях. Он обосновывает новую классификацию наук, что опровергает традиционную философию и одновременно создает «положительную философию», которая обобщает все «научное в науках», включая анализ их предметов, методов, законов, співпадань и различий.

Термин «позитивный» в Конта просматривается в нескольких значениях: 1) как реальная противоположность иллюзии; 2) полезное в противовес ненужном; 3) достоверное знание в противовес сомнительному; 4) точное в противовес причудливом; 5) позитивность (степенность, солидность) знания в противовес негативном (отрицательном).

Исходя из этого, В. Конт разделил науки на две большие группы: а) абстрактные науки - те, которые изучают законы определенных категорий явлений, и б) конкретные науки - те, что изучают эти же законы в отношении конкретных сфер познания. К первой - главной, опорной - категории наукам он относит астрономию, физику, химию, биологию и социологию. На них базируется все остальное знание; они являются основой и источником позитивного постижения мира и конкретно-практической деятельности человека. Социальные явления А. Конт рассматривал как естественные и необходимые. По его мнению, они могут быть описаны наукой в такой же системе объективного знания, как и естественные явления. Такой системой является социология - разновидность позитивной науки, противостоит теологическим и метафизическим спекуляциям относительно человека и общества. О. Конт отрицал теологические объяснения божественного происхождения и предназначения человека и, одновременно, не принимал философов - метафізиків, которые создавали и перманентно воспроизводили «социальные утопии» життєперетворення на основе «разумной воли индивидов. Единственная наука, которая имеет возможность подарить человеку положительное знание об обществе, - это социология. О. Конт обосновывает основы этой науки, ее предметное поле. И хотя его рассуждения во многом имеют абстрактный характер, начало было положено: Конт вошел в историю философии и науки как «отец - основатель социологии» - позитивной науки об обществе, что формирует систему знаний для практической деятельности.

Индивид, за Контом, является абстракцией, он подчинен обществу, которое, в свою очередь, является переменным, то есть - историческим. Социология, считал О. Конт, является единственной наукой, которая изучает процесс совершенствования человеческого разума под влиянием изменений, трансформаций, развития общественной жизни в пространстве и времени. Это осуществляется с помощью таких методов, как наблюдение, эксперимент, сравнение и историзм. Учение о методах социологического познания человека и общества можно отнести к наиболее весомых научных достижений В. Конта. Современная социология пользуется ими почти по такой же методике, которую он обосновал более полутора века назад.

Общество О. Конт рассматривал как целостную систему, все составляющие которой взаимосвязаны друг с другом и могут быть восприняты лишь в их взаимных связях и зависимостях. Общую социологию Конт разделял на две части: а) социальную статику и социальную динамику. Первая из них, которая изучает условия существования и законы функционирования общественной системы; предметом второй части есть законы развития и изменения социальных систем.

В противовес философам эпохи Просвещения, которые трактовали общество как результат общественного договора между людьми, А. Конт рассматривал его как своеобразный организм, основу строения которого составляют социальные институты - семья, государство и религия. Социология как раз и призвана изучать жизнедеятельность этих институтов. Ее цель - сохранение общественной целостности, которая часто нарушается в связи с разбалансированностью интересов конкретных индивидов и социальных групп. Сохранение единства социального организма является основной задачей и призванием правительства, которого Конт любезно и величественно именовал «выразителем общественного духа», «гарантом гражданского порядка и общественного взаимопонимания». Государство трактуется Контом как орган социальной солидарности; подчиненность государству философ считал «священной обязанностью каждого индивида».

Философ прекрасно понимал, что общество не остается постоянным, раз и навсегда, оно развивается, растет, укрепляется или разрушается. Эту часть проблемы охватывает такой подраздел социологии, как социальная динамика, под которой Конт понимал не Что иное, как «позитивную теорию общественного прогресса». Отталкиваясь от конкретных (положительных)обществ, прогрессивных Дат и имен выдающихся исторических деятелей наиболее цивилизованных народов Европы, философ создал оригинальную схему общественного прогресса; проанализировал его наиболее влиятельные факторы; обосновал основные составляющие прогресса - материальный (улучшение внешних условий жизни), физический (совершенствование человеческой природы), интеллектуальный (развитие интеллекта, переход от религиозного и цель физического мировоззрения к позитивному) и моральный (развитие коллективности и нравственных чувств). В основу социально; динамики, ввалиш В. Конт, масс быть положена «историческая энергия человеческого духа».

Характерно, что О. Конт органически не принимал революции. Он неоднократно обращался к французских рабочих отказаться от революции и принять его (Конта) позитивистскую программу. В противовес революции философ настойчиво отстаивал эволюционный путь общественного развития, который давал возможность «не уничтожать и разрушать, а совершенствовать и изменять существующий в обществе порядок». Эта смена, за Контом, должно осуществляться в соответствии со следующими принципами: 1) принцип условий существования, что требует учета влияния социальной среды, выделять взаимодействие между внутренней и внешней средой, между человеком и обществом, видеть проблему влияния сознания на социальную среду; 2) принцип единства человеческой природы, 3) принцип консенсуса, что обязывает учитывать цельную совокупность частей при их взаимодействии как между собой, так и с социальным организмом как целостностью; 4) принцип эволюции, опирающейся на признание приоритета интеллекта и нравственного совершенствования человека.

По мнению А. Конта, в своем развитии разум проходит три главные стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Закон «трех стадий» развития ума, который Конт одновременно трактует и как логический закон развития человеческой истории, является опорным, восходящим, принципиальным положением теории социальной динамики. Внимательно проанализировав историю развития цивилизации, философ делает вывод о том, что развитые страны Европы вступили ныне в фазу позитивного развития. Об этом свидетельствуют такие факты, как развитие наук и внедрение их в практику; замена военного способа социальной организации (характерной для теологической эпохи) технологическими подходами; победа альтруизма над эгоизмом; расцвет социальных чувств; быстрое развитие материальной культуры, обеспечивающей комфортную жизнь, справедливость и мир.

Критики О. Конта считают такую схему общественного развития достаточно абстрактной. В ней обобщаются только те исторические факты, которые подтверждают ее смысл и значение, или, по крайней мере, не противоречат ей. Схема не дает ответа на такие вопросы истории как ее движущие силы, мотивы их деятельности, направления общественного развития и т.д. Рассматривая творчество А. Конта с позиций современного научного и философского знания, мы можем сделать вывод, что подобные замечания хоть и имеют определенный смысл, однако они не уменьшают достоинств концепции, созданной великим социологом. После «метафизических и утопических» конструкций Маркса и Энгельса, система, созданная В. Контом, была когда бы не единственным конструктивным и системотворчим взглядом на общество в его истории и современных измерениях, взглядом, построенным на позитивной естественной науке об обществе, социальных фактах (которые изучаются таким же объективным образом, как и естественные явления), на социальных технологиях, благодаря которым решаются те или иные социальные задачи.

От О. Конта ведет свою родословную целый ряд направлений позитивной социологии, в частности, социологический организм, «социологизм», концепции «технологического детерминизма» и т.д. Наиболее влиятельными сторонниками и последователями «позитивной философии» О. Конта были такие известные английские философы, экономисты и общественно-политические мыслители, как Джон Стюарт Милль и Герберт Спенсер. Определяя свое, нередко критическое отношение к Конта, каждый из них, конечно, попытался выстроить свою философскую схему. Однако, несмотря на оригинальность их мышления и философских конструкций, вылил В. Конта на этих философов был более значительным и заметным, чем их о нем декларации.