Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

 

РАЗДЕЛ 2 ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ

2.7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОСТАВКИ И ТРАНЗИТА СЫРОЙ НЕФТИ

  Основные стратегические направления развития нефтетранспортной системы

Экономика Украины, как и большинства стран Европы, зависит от импортных поставок сырой нефти. Собственная добыча нефти удовлетворяет потребность экономики страны на 15-20 процентов. Основными стратегическими партнерами Украины в сфере поставки сырой нефти и ее транзита на европейский рынок являются Россия и Казахстан.

Для Украины приоритетным направлением является развитие сотрудничества с указанными странами в сфере транспортировки нефти, а именно в части:

• обеспечение максимальной загрузки нефтетранспортных мощностей путем утверждения украинской нефтетранспортной системы как одного из ключевых участников Евро-Азиатской нефтетранспортной системы;

• увеличение объемов поставки сырой нефти на нефтеперерабатывающие предприятия;

• урегулирования с Россией вопроса о введении беспошлинной экспортной квоты на объемы сырой нефти, которая поставляется в Украину для ее переработки на нефтеперерабатывающих предприятиях, и обеспечение отмены налога на добавленную стоимость на нефть, которая экспортируется на нефтеперерабатывающие предприятия;

• обеспечение комплексного подхода к вопросу интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» и поиска возможностей для увеличения транспортировки сырой нефти другими транзитными маршрутами, которые проходят через территорию Украины.

Обеспечение энергетической безопасности государства нуждается в диверсификации источников и путей поставки сырой нефти.

Мощность первой очереди нефтетранспортной системы Одесса-Броды составляет 9-14,5 млн. тонн нефти в год, которая определяется на первом этапе технологическими возможностями двух западноукраинских нефтеперерабатывающих предприятий (ОАО «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья») и существующим на нефтепроводе «Дружба» резервом перекачки нефти объемом почти 8 млн. тонн в год в Словакии, Венгрии, Чехии, Хорватии и других государств.

После сооружения второй очереди Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора пропускную способность нефтепровода Одесса-Броды планируется повысить до 32 млн. тонн в год, а в случае дальнейшего увеличения спроса на каспийскую нефть мощность нефтепроводной системы Одесса-Броды можно увеличить до 45 млн. тонн на год.

Поэтому приоритетным для Украины является реализация проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора с последующим обеспечением его эффективности и развития.

С целью формирования стратегических групп потребителей сырой нефти целесообразно проработать возможность выполнения совместных программ и проектов с владельцами нефтеперерабатывающих предприятий как на территории Украины, так и за ее пределами.

Одним из перспективных направлений развития транзитных мощностей является проект интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», цель которого - транспортировка сырой нефти с глубоководного порта Омишаль (Хорватия) с возможностью ее дальнейшего танкерного перевозки на другие рынки, в том числе США.

Реализация международных проектов Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора и интеграция нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» может быть осуществлена путем участия Украины в международной кооперации, в том числе в международных консорциумах, основа организации которых основывается на передаче консорциума прав на пользование нефтетранспортными объектами на основе концессии или аренды.

Другой путь реализации указанных международных проектов - это создание международной операционной компании по обеспечению эксплуатации нефтетранспортной системы Одесса - Броды, взносами в уставный фонд которой могут быть:

• от Украины - объемы технологической нефти, услуги по транспортировке сырой нефти, перевалка на нефтяном терминале «Южный» и хранение в резервуарных парках;

• от иностранных участников - средства в денежной форме, технологическая нефть и гарантии по загрузке нефтепроводной системы;

• от владельцев танкерного флота - предоставление услуг по транспортировке сырой нефти.

Международное сотрудничество в сфере поставок и транзита сырой нефти

В ближайшие 20 лет прогнозируется значительный рост спроса на энергетические ресурсы, в частности на нефть. Будет наблюдаться усиление зависимости основных энергопотребляющих регионов от импортируемых энергоносителей, при этом пик потребление нефти в Европе ожидается после 2010 года.

Динамические тенденции и процессы в регионах добычи и потребления нефти прямо и косвенно влияют на перспективы нефтетранспортной отрасли Украины. С основных тенденций, которые будут иметь средне - и долгосрочное влияние, особенно следует отметить приватизационные процессы, происходящие на нефтеперерабатывающих предприятиях, транспортировки сырой нефти в страны Центральной и Восточной Европы, рост объемов нефтедобычи в Каспийском регионе и России (при одновременном отставании наращивания запасов нефти от темпов ее добычи в России), создание и развитие дополнительных маршрутов транспортировки сырой нефти в Россию и Черноморско-Средиземноморский бассейн, решения проблем Босфора.

• Указанные тенденции будут способствовать усилению конкуренции стран за право контролировать источники энергии, пути их транспортировки, а также существенно обострят конкуренцию в сфере нефтетранспортных услуг.

Украина, как связующее звено между поставщиками и потенциальными потребителями, нуждается в диверсификации источников, путей и рынков сбыта энергоносителей, обусловлено либерализацией европейского энергетического рынка и переориентацией традиционных экспортных потоков.

Международное сотрудничество Украины в сфере поставки и транзита сырой нефти направлено на:

• содействие самой эффективной реализации интересов страны в этой сфере;

• сохранение и усиление роли Украины как транзитного государства;

• обеспечение не дискриминационного доступа к зарубежным ресурсам нефти и рынка ее сбыта, а также создания международной корпоративной инфраструктуры для привлечение мировых финансовых ресурсов и новейших технологий;

• привлечение части транзита каспийской нефти, что имеет рынок сбыта в Центральной и Западной Европе, к созданию международного консорциума в проекте Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора;

• содействие сбалансированному привлечению инвестиций и стратегических инвесторов в нефтетранспортную отрасль государства на признанных международно-правовых началах;

• создание условий для интеграции нефтетранспортной системы государства в общеевропейскую систему нефтепроводов и диверсификации поставок нефти в Украину и до других европейских стран.

Отношения с иностранными партнерами будут формироваться на следующих основных принципах:

• приоритет национальных интересов и энергетической безопасности Украины;

• недопущения какого-либо давления на партнеров, решения споров путем переговоров на признанных международно-правовых началах;

• прозрачная и открытая конкуренция на украинском рынке и содействие утверждению национальных компаний на международном рынке.

Приоритет будет отдаваться партнерам, с которыми Украина реализует проекты по диверсификации поставок нефти и ее транзита в Европу из новых источников, а также партнерам, которые обеспечивают необходимый ресурс нефти для загрузки украинских нефтеперерабатывающих предприятий и используют нефтетранспортную систему Украины для транзита сырой нефти.

Согласно этих целей и принципов международная деятельность Украины будет осуществляться по следующим основным направлениям:

• содействие решению проблем устойчивого и надежного обеспечения Украины сырой нефтью;

• уменьшение зависимости от одного источника нефти, целенаправленная работа, связанная с обеспечением поставок сырой нефти из альтернативных источников;

• предотвращение монопольного влияния на интересы Украины в нефтяной отрасли;

• формирование международной политической поддержки проектов диверсификации поставок нефти в Украину и через ее территорию в европейские страны;

• создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала;

• международное научно-техническое, экологическое и правовое сотрудничество.

В средне - и долгосрочной перспективе наиболее актуальным направлением является транзит энергоносителей.

С целью поддержания энергетической безопасности государства и увеличения прибылей национальных компаний от транзита сырой нефти обеспечивать постепенную переориентацией на широкомасштабное привлечение сырой нефти из региона Каспия и центрально-азиатского региона с последующей ее реализацией на мировом рынке.

Для достижения основной цели государства в сфере транзита сырой нефти важным механизмом эффективного международного сотрудничества будут Договор к энергетической Хартии, программа ТАСИС-ИНОГЕЙТ, Европейская комиссия, система двусторонних международных соглашений, сотрудничество в рамках международных региональных организаций.