РАЗДЕЛ 2
ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ
2.7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПОСТАВКИ И ТРАНЗИТА СЫРОЙ НЕФТИ
Основные стратегические направления развития нефтетранспортной системы
Экономика Украины, как и большинства стран Европы, зависит от импортных поставок
сырой нефти. Собственная добыча нефти удовлетворяет потребность экономики
страны на 15-20 процентов. Основными стратегическими партнерами Украины в сфере
поставки сырой нефти и ее транзита на европейский рынок являются Россия и
Казахстан.
Для Украины приоритетным направлением является развитие сотрудничества с указанными
странами в сфере транспортировки нефти, а именно в части:
•
обеспечение максимальной загрузки нефтетранспортных мощностей путем
утверждения украинской нефтетранспортной системы как одного из ключевых
участников Евро-Азиатской нефтетранспортной системы;
•
увеличение объемов поставки сырой нефти на нефтеперерабатывающие предприятия;
•
урегулирования с Россией вопроса о введении беспошлинной экспортной квоты на
объемы сырой нефти, которая поставляется в Украину для ее переработки на
нефтеперерабатывающих предприятиях, и обеспечение отмены налога на добавленную
стоимость на нефть, которая экспортируется на нефтеперерабатывающие предприятия;
•
обеспечение комплексного подхода к вопросу интеграции нефтепроводов «Дружба»
и «Адрия» и поиска возможностей для увеличения транспортировки сырой нефти
другими транзитными маршрутами, которые проходят через территорию Украины.
Обеспечение энергетической безопасности государства нуждается в диверсификации источников и
путей поставки сырой нефти.
Мощность первой очереди нефтетранспортной системы Одесса-Броды составляет 9-14,5
млн. тонн нефти в год, которая определяется на первом этапе технологическими
возможностями двух западноукраинских нефтеперерабатывающих предприятий (ОАО
«Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья») и существующим на нефтепроводе «Дружба»
резервом перекачки нефти объемом почти 8 млн. тонн в год в Словакии,
Венгрии, Чехии, Хорватии и других государств.
После сооружения второй очереди Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора
пропускную способность нефтепровода Одесса-Броды планируется повысить до 32 млн.
тонн в год, а в случае дальнейшего увеличения спроса на каспийскую нефть
мощность нефтепроводной системы Одесса-Броды можно увеличить до 45 млн. тонн
на год.
Поэтому приоритетным для Украины является реализация проекта Евро-Азиатского
нефтетранспортного коридора с последующим обеспечением его эффективности и
развития.
С целью формирования стратегических групп потребителей сырой нефти целесообразно проработать
возможность выполнения совместных программ и проектов с владельцами нефтеперерабатывающих
предприятий как на территории Украины, так и за ее пределами.
Одним из перспективных направлений развития транзитных мощностей является проект
интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», цель которого - транспортировка сырой
нефти с глубоководного порта Омишаль (Хорватия) с возможностью ее дальнейшего
танкерного перевозки на другие рынки, в том числе США.
Реализация международных проектов Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора и
интеграция нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» может быть осуществлена путем участия
Украины в международной кооперации, в том числе в международных консорциумах, основа
организации которых основывается на передаче консорциума прав на пользование
нефтетранспортными объектами на основе концессии или аренды.
Другой путь реализации указанных международных проектов - это создание
международной операционной компании по обеспечению эксплуатации нефтетранспортной
системы Одесса - Броды, взносами в уставный фонд которой могут быть:
•
от Украины - объемы технологической нефти, услуги по транспортировке сырой
нефти, перевалка на нефтяном терминале «Южный» и хранение в резервуарных
парках;
•
от иностранных участников - средства в денежной форме, технологическая нефть и
гарантии по загрузке нефтепроводной системы;
•
от владельцев танкерного флота - предоставление услуг по транспортировке сырой нефти.
Международное сотрудничество в сфере поставок и транзита сырой нефти
В ближайшие 20 лет прогнозируется значительный рост спроса на энергетические
ресурсы, в частности на нефть. Будет наблюдаться усиление зависимости основных
энергопотребляющих регионов от импортируемых энергоносителей, при этом пик
потребление нефти в Европе ожидается после 2010 года.
Динамические тенденции и процессы в регионах добычи и потребления нефти прямо и
косвенно влияют на перспективы нефтетранспортной отрасли Украины. С
основных тенденций, которые будут иметь средне - и долгосрочное влияние, особенно
следует отметить приватизационные процессы, происходящие на нефтеперерабатывающих
предприятиях, транспортировки сырой нефти в страны Центральной и Восточной
Европы, рост объемов нефтедобычи в Каспийском регионе и России (при
одновременном отставании наращивания запасов нефти от темпов ее добычи в
России), создание и развитие дополнительных маршрутов транспортировки сырой нефти
в Россию и Черноморско-Средиземноморский бассейн, решения проблем Босфора.
•
Указанные тенденции будут способствовать усилению конкуренции стран за право
контролировать источники энергии, пути их транспортировки, а также существенно
обострят конкуренцию в сфере нефтетранспортных услуг.
Украина, как связующее звено между поставщиками и потенциальными потребителями,
нуждается в диверсификации источников, путей и рынков сбыта энергоносителей,
обусловлено либерализацией европейского энергетического рынка и переориентацией
традиционных экспортных потоков.
Международное сотрудничество Украины в сфере поставки и транзита сырой нефти
направлено на:
•
содействие самой эффективной реализации интересов страны в этой сфере;
•
сохранение и усиление роли Украины как транзитного государства;
•
обеспечение не дискриминационного доступа к зарубежным ресурсам нефти и рынка
ее сбыта, а также создания международной корпоративной инфраструктуры для
привлечение мировых финансовых ресурсов и новейших технологий;
•
привлечение части транзита каспийской нефти, что имеет рынок сбыта в Центральной
и Западной Европе, к созданию международного консорциума в проекте
Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора;
•
содействие сбалансированному привлечению инвестиций и стратегических инвесторов в
нефтетранспортную отрасль государства на признанных международно-правовых началах;
•
создание условий для интеграции нефтетранспортной системы государства в
общеевропейскую систему нефтепроводов и диверсификации поставок нефти в
Украину и до других европейских стран.
Отношения с иностранными партнерами будут формироваться на следующих основных принципах:
•
приоритет национальных интересов и энергетической безопасности Украины;
•
недопущения какого-либо давления на партнеров, решения споров путем
переговоров на признанных международно-правовых началах;
•
прозрачная и открытая конкуренция на украинском рынке и содействие утверждению
национальных компаний на международном рынке.
Приоритет будет отдаваться партнерам, с которыми Украина реализует проекты по
диверсификации поставок нефти и ее транзита в Европу из новых источников, а также
партнерам, которые обеспечивают необходимый ресурс нефти для загрузки
украинских нефтеперерабатывающих предприятий и используют нефтетранспортную
систему Украины для транзита сырой нефти.
Согласно этих целей и принципов международная деятельность Украины
будет осуществляться по следующим основным направлениям:
•
содействие решению проблем устойчивого и надежного обеспечения Украины сырой
нефтью;
•
уменьшение зависимости от одного источника нефти, целенаправленная работа, связанная
с обеспечением поставок сырой нефти из альтернативных источников;
•
предотвращение монопольного влияния на интересы Украины в нефтяной отрасли;
•
формирование международной политической поддержки проектов диверсификации поставок
нефти в Украину и через ее территорию в европейские страны;
•
создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала;
•
международное научно-техническое, экологическое и правовое сотрудничество.
В средне - и долгосрочной перспективе наиболее актуальным направлением является транзит
энергоносителей.
С целью поддержания энергетической безопасности государства и увеличения прибылей
национальных компаний от транзита сырой нефти обеспечивать постепенную
переориентацией на широкомасштабное привлечение сырой нефти из региона Каспия и
центрально-азиатского региона с последующей ее реализацией на мировом рынке.
Для достижения основной цели государства в сфере транзита сырой нефти важным
механизмом эффективного международного сотрудничества будут Договор к
энергетической Хартии, программа ТАСИС-ИНОГЕЙТ, Европейская комиссия, система
двусторонних международных соглашений, сотрудничество в рамках международных региональных
организаций.