Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ

2. Первая модель - российская

Российская Федерация (территория - 17,1 млн. кв. км; население - 145,5 млн. чел.) стремится остаться евразийской державой, которой в свое время была Золотая Орда и традиции которой Российская империя унаследовала. Отсюда попытки властных структур России не только держать в повиновении автономии и республики, размещены на ее территории, но и сохранить влияние в республиках бывшего Советского Союза. Об этом свидетельствует, в частности, изданный в сентябре 1995 г. указ Президента России, в котором задания в отношении стран СНГ определено потребностью «укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений па территории постсоюзного пространства». Авторы докладе «СНГ: начало или конец истории?», определяя стратегию эффективной организации постсоветского пространства, называют две возможности: или постсоветское пространство захватывают центры силы, возникающие за помощью Запада для сдерживания России, или же побеждает линия на решительно втягивание России в процесс государственного строительства в бывших советских республиках, чтобы, используя все экономические, военные, этнические и другие рычаги влияния, не допустить консолидации государственной власти вокруг сил с антироссийской и антиінтеграційною направленностью.

В настоящее время можно считать завершенным утверждение Конституции в России. 21 сентября - 4 октября 1993 года произошли события, начавшиеся из неконституционного указа Ельцина о роспуске Верховного Совета и съезда народных депутатов России и закончились вооруженным штурмом помещение, в котором заседали депутаты. Новая Конституция Российской Федерации принята на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принято в сложной политической и экономической ситуации.

Согласно Конституции Российской Федерации Россия является президентско-парламентской республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России. Российская Федерация - светское государство. Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Россия выступает как федеративное государство. Определен механизм отношений субъектов Российской Федерации с федеральными органами власти.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти - всего 178 членов Совета. Государственная Дума насчитывает 450 депутатов, избираемых на четыре года и работают на профессиональной основе. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, а совместными заседания является лишь тогда, когда заслушивают послание Президента, вывод Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Последние выборы в Государственную Думу России (декабрь 2003 г.) принесли победу пропрезидентским политическим партиям. «Единая Россия», Либерально-демократическая партия России, «Родина» имеют в Государственной Думе более 50 процентов мандатов. Вдвое меньше получили голосов избирателей коммунисты. Не прошли в законодательный орган либеральные партии «Яблоко» и «Союз правых сил».

Президент России избирается ее гражданами на четыре года. Как глава государства Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президент назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства России и по его предложению назначает и освобождает от должности заместителей председателя правительства, федеральных министров. Важно подчеркнуть, что хотя Президент России не имеет де-юре полномочий главы исполнительной власти, де-факто его полномочия значительно шире, чем у большинства президентов демократических стран, где за ними закреплен статус главы государства и главы исполнительной власти. При формальном сохранении разделения функций власти, власть президента как главы государства или вбирает в себя часть важных функций других ветвей власти, или позволяет нейтрализовать нежелательные тенденции в структурах законодательной, исполнительной и судебной властей. Российский политолог П. Волобуев отмечает, что по форме России даровано президентскую республику. Фактически она получила напівмонархію, а точнее имперское президентство. Отброшено прочь фундаментальный принцип разделения властей. Президент сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и фактически и судебной власти, обладая единолично монополией на определение основных направлений внутренней и внешней политики. Объем полномочий главы государства такой, что он выступает не просто ведущим звеном политической системы, а стоит как бы над ней, его зависимость от других ее звеньев сведено к минимуму.

В марте 2000 года Президентом Российской Федерации вместо Бориса Ельцина избрали Владимира Путина. Перед новоизбранным Президентом России возникли задачи, которые требовали безотлагательного решения: усиление центральных органов власти и ограничение полномочий регионов, создание жесткой вертикали исполнительной власти и на этой основе - консолидация политической власти в целом, определение ключевых параметров внутренней и активизация внешней политики государства.

Президент объявил приоритетом своей внутренней политики установления «диктатуры закона», восстановления «вертикали власти» и создание «сильного государства».

Политическая система Российской Федерации реформировалась в рамках действующей Конституции. Речь шла о том, чтобы:

- ограничить политическую субъектность (неограниченное независимость) руководителей регионов, увеличить их подконтрольность и зависимость от центра;

- ликвидировать политическую субъектность «олигархов», которые контролируют ведущие общенациональные средства массовой информации;

ослабить противоборство с коммунистической оппозицией, отказавшись от антикоммунизма и перейти к игре на всем политическом поле;

- консолидировать базу поддержки в Государственной Думе, сформировать достаточно устойчивую проправительственную парламентское большинство.

Четырехлетний период президентства Владимира Путина небезосновательно считается успешным. От самого начала новоизбранный Президент понял, что всевластии губернаторов и игнорирование ими центральных органов власти создает опасность для целостности России. Глава государства особое внимание уделил укреплению вертикали исполнительной власти. Изменен порядок формирования Совета Федерации - место руководителей регионов в Верхней палате заняли представители региональных властей (исполнительной и законодательной). Учреждено семь федеральных округов во главе с представителями Президента. Образованы федеральные округа совпадают с военными округами страны, а пять из семи полномочных представителей - бывшие военные или сотрудники спецслужб. На ограничение власти субъектов федерации направлено налоговую реформу. Ее осуществление сократило долю налогов, собираемых на территории субъектов федерации и оставались в их распоряжении, с 49 до 41 процента, и уменьшило количество регионов - доноров с 15 до 7. Следовательно, речь идет об усилении контроля над субъектами федерации путем усиления их финансово-экономической зависимости от центра.

В результате Владимир Путин восстановил вертикаль органов федеральной власти, заставил всесильных за Бориса Ельцина губернаторов строго придерживаться правовых норм, ликвидировал противоречия между Конституцией РФ и законодательными актами субъектов федерации.

Одно из самых существенных достижений президентства В. Путина - экономический подъем. Однако до последнего времени экономический рост определяется ценами на нефть. Создание диверсифицированной экономики - неотложная задача ближайших лет. За это время удалось накопить значительные валютные резервы. По последним данным, они превышают 80 миллиардов долларов - рекордный показатель для России. Экономический подъем положительно сказалось на уровне жизни граждан. Регулярно выплачивается зарплата, повышается ее уровень, хотя, может, и не так быстро, как хотелось бы.

Что касается внешней политики, то и в этой области достигнуто немало. На время прихода В. Путина к власти Россия была в напряженных отношениях со многими государствами. Можно было даже говорить о политической изоляции страны. Выход из этой ситуации был найден. Налаживается сотрудничество со странами Европейского Союза. Франция и Германия нередко становятся относительно важных международных проблем на позицию, которая подобна российской. Удалось преодолеть серьезный кризис в российско-американских отношениях. Россия и США после трагических событий 11 сентября 2001 года стали союзниками в борьбе с международным терроризмом. У России и США есть немало различий, в частности относительно иракской проблемы. Однако главное в годы президентства В. Путина сделано: Москва и Вашингтон научились вести конструктивный диалог, понимать друг друга.

За четыре года Путину удалось сделать многое, хотя, возможно, и не все из задуманного.

Выборы в Государственную Думу России (декабрь 2003 г.) показали, что, укрепив свои позиции в Думе, российский Президент стал единственной реальной силой в России. Именно он определяет и будет определять магистральные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации.

14 марта 2004 года состоялись выборы Президента Российской Федерации. Явка избирателей составила 64,3 процента. Нынешний Президент получил поддержку 71,2 процента избирателей, или почти 49 млн. человек. За ним шел кандидат от коммунистов Николай Харитонов, за которого проголосовало 13,7 процента избирателей, 4 процента или меньше получили другие претенденты.

Директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов отметил, что выборы в России отражают состояние российского общества: Путин получил ровно столько голосов, сколько и должен был получить. Что касается других кандидатов, то они также получили ту поддержку, которую заслуживают. И далее: «к моменту прихода К власти Путина народ стужився за стабильностью, очень много было ностальгии по прошлому, нежелание потерять достигнутые изменения. Он очень хорошо вписался в ожидания граждан. За Путина растет благополучие граждан. Он превосходный политик, который сумел «оседлать» общественное мнение и сохранить популярность».

Социологические исследования подтверждают этот тезис. Около 70 процентов опрошенных считают, что России нужна сильная личность, которая сумеет навести порядок в стране. Революционные годы (1917-1924) положительно оценивают 6,4 процента, в эпоху Сталина - 7,9 процента, хрущевскую оттепель (начало 60-х pp.) - 10,4 процента, период «застоя» (70-е - начало 80-х pp.) - 17,0 процента, годы горбачевской перестройки (1985-1990 гг.) - 4 процента, годы Ельцинских реформ (с 1991 г. и до выхода в отставку) - 3,2 процента. Согласно социологическим исследованиям 75 процентов считают, что в исторической перспективе эпоха Ельцина принесла России больше плохого, чем хорошего (последние годы его управления, отмеченные нарастанием хаоса, развала и анархии, породили в российском обществе усталость и апатию), и что порядок для России важнее, чем демократия. Единственный период российской истории, которым гордятся 54 процента опрошенных, это эпоха Петра 1 (XVIII ст.).

Триста лет назад Петр i основал Санкт-Петербург - город, в котором родился Владимир Путин. Сегодня сторонники Президента шутят, что обе пи человека из команды «питерских».

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет правительство Российской Федерации. Правительство России разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, представляет отчет о его исполнении, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, управляет федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, а также осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

За три недели до президентских выборов правительство, которое в течение четырех лет возглавлял Михаил Касьянов был отправлен в отставку. Сам премьер-министр назвал что отставку «нелогичной». Владимир Путин в момент отставки М. Касьянова утверждал, что он стремится определить фигуру, вместе с которой будет идти на президентские выборы. Эксперты называют несколько причин отставки премьер-министра. Это и связь с крупным бизнесом и опальными олигархами, это и то, что он не смог наладить бесперебойные поставки энергоресурсов на Запад, это и газовый конфликт с Белоруссией. Однако определяющей причиной скорее всего было другое. Смена правительства - это был «средство преодоления сопротивления региональных элит. На самом деле поддержка властью на местах инициатив Путина не была однозначной, и часть из них делала ставку на премьера в случае, если занижена явка помешает Путину во второй раз выиграть выборы. Однако резкая смена правил в разгар игры помешала перерасти таким настроениям в уверенность».

Возглавил правительство Михаил Фрадков, который в свое время работал заместителем министра внешнеэкономических отношений, директором федеральной службы налоговой полиции, а перед назначением - полномочным представителем Российской Федерации при европейских сообществах в Брюсселе в ранге министра. Правительство утвердили в составе 17 министров вместо прежних 30.

Система органов государственной власти на региональном уровне в России определяется субъектами Федерации (их 89) самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя России и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенных федеральным законом.

Местное самоуправление в России, согласно Конституции, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Бюджеты большинства этих органов являются дотационными. Согласно поправке, принятой Государственной Думой Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Президент и главы исполнительной власти субъектов федерации получили право при соответствующих обстав освобождать от должности глав законодательных органов местного управления. В результате местное самоуправление так и не стало самостоятельным звеном политической системы России.

Правосудия в России осуществляется только судом посредством конституционного, административного и уголовного судопроизводства. Судці независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. В Конституции Российской Федерации детально разработан механизм взаимодействия различных ветвей судебной власти, четко определена роль Конституционного суда. Конституционный суд Российской Федерации решает дела о соответствии Конституции России, федеральным законам, нормативным актам высших органов государственной власти, конституциям республик, договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

Формально Российское государство является правовым. Фактически же право выступает инструментом политики, которая подается как такая, что формально не противоречит закону. Инициированная Президентом России реформа судебной системы оставит вероятнее всего имитационно-правовой режим.

Одной из сложных, если не самой сложной, есть проблема властных отношений - создание механизма сдержек и противовесов между парламентом и Президентом. Федеральное собрание Российской Федерации могут устранить с поста Президента на основании выдвинутого обвинения. С этой целью в Конституции России тщательно отработано правовое основание его отставки. Президент Российской Федерации может быть отстранен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об отстранении Президента от власти должны приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат.

Согласно Конституции России, Государственная Дума может принять решение о вотуме недоверия правительству или отдельным его членам, что ведет к устранению их от выполнения служебных обязанностей. Президент России может устранить правительство или его отдельных членов в случаях, предусмотренных законом. Государственная Дума может распускаться Президентом России после трехкратного отклонения кандидатур председателя правительства или когда нижняя палата в течение трех месяцев повторно выражает недоверие правительству.

Итак, политическая система России реформируется, как уже говорилось, в рамках действующей Конституции. Обновленная конструкция власти еще больше укрепила роль института президентства как ядра политической системы. Современный российский политический режим можно квалифицировать как бюрократически-авторитарный, при котором интересы главы государства и административного аппарата уравновешиваются в институтах напівдекоративної парламентской демократии и в ходе избирательных кампаний. Общеизвестно, что демократия невозможна без эффективных и одновременно внимательных к потребностям граждан и контрольных институтов административно-политического руководства. Вот почему усилия. Путина на восстановление управляемости государством, создание системы действующих исполнительных органов власти в условиях обострения борьбы с терроризмом могут способствовать развитию полноценной демократии, если выработка, принятие и реализация ими решений адекватно отвечать интересам населения.

Формирование политических партий, которые составят реальную партийную систему, пусть даже на нынешнем этапе преимущественно президентскую, создает еще одну институциональную предпосылку демократии.

Президент России видит в общественных силах не только один из источников общего развития страны, соответствующую противовес элитам и бюрократии, но и плюралистического партнера «сильного государства». Выступая в ноябре 2001 г. на гражданском форуме, В. Путин утверждал: «Государство - это всегда больше, чем власть. И о ней судят не только по политическим успехам и развитию экономики. Но, наверное, не в последнюю, а может, в первую очередь о ней судят по уровню личной свободы, за тем, насколько влиятельное в той или иной стране именно гражданское общество».

После объявления результатов президентских выборов В. Путин заявил: «Мы будем укреплять многопартийную систему. Мы будем укреплять гражданское общество, делать все для того, чтобы обеспечить свободу средств массовой информации. Сейчас перед Россией стоят сугубо практические задачи - активизировать экономический рост, побороть бедность, стать сильным конкурентом в мировой экономике, восстановить ведущие позиции в мировой политике.

Возможно, наиболее обнадеживающими для судьбы демократии в России являются усилия Президента, пусть и не всегда последовательные, создать, наконец, правовое государство с верховенством закона, а не воли правителей и олигархов. Путин будет стремиться восстановить сильное государство и может иметь успех в этом. Как научил опыт России, слабое государство может представлять угрозу для свободы. Сильное государство является необходимой для функционирования рыночной экономики, которой необходима сила, которая устанавливает правила игры. Осуществив переход от грабительского до законного капитализма, Путин может стать автором экономического возрождения.

Относительно ближнего зарубежья, то, как считают эксперты, долгое время политика России в отношении него будет преимущественно имперской. В историческом плане это обусловлено тем, что Россия на протяжении последних трех столетий боролась за расширение своей территории. С середины прошлого века (до продажи Аляски) России принадлежала пятая часть земной суши, потом - шестая, а после распада Советского Союза (кстати, треть населения страны и большинство ее политиков считает сам распад трагической ошибкой, которую следует исправить) - лишь седьмая. Так, имперские стремления до сих пор остаются прочными. Это важно осознать как в России, так и за ее пределами, чтобы сдерживать эти импульсы, которые вряд ли угаснут сами по себе.