СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СТИЛИСТИКИ
Урок № 64.
ОСНОВНЫЕ ОРФОГРАМИ В ПРЕФИКСАХ
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о правописании приставок; закрепить и усовершенствовать соответствующие орфографические навыки; развивать логическое мышление, навыки самоконтроля и самообучения; воспитывать культуру письма, эстетические вкусы.
Внутрішньонредметні связи:
Строение слова и словообразование: морфемний состав слова, способы создания слов.
Синтаксис: словосочетание, предложение, текст.
Культура речи и стилистика: выразительность чтения, функциональные стили речи.
Межпредметные связи: русский язык, художественная литература.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Сообщения по теме урока с приведением примеров:
1. Префикс и его роль в строении слова.
2. Приставки, правописание которых совпадает с произношением (праза-, на-, по-, вы-, про-, до-, сверх - и др.).
3. Префиксы пре-, при - и при-, их правописание.
4. Написание префиксов пере-, пред-, не-.
5. Произношение и правописание префиксов, ицо заканчиваются на согласный (роз-, без-, от-, между-, пред-, с- (с) и др.).
Словарный выборочный диктант
► Сначала выпишите слова с приставками, не имеющие особенностей в написании, а потом с приставками, которые пишутся по правилам.
Прародина, подснежник, многовато, просто, спросить, сверху, сцепить, умерить, пропасть, отпраздновать, нарисованный, самый легкий, доплата, вознаграждение, пособирать, очарованный, фамилия.
IV. Закрепление и совершенствование орфографических навыков
Трепувальні упражнения (в группах)
► Прочитайте, поставьте ударение; перепишите, выделите префиксы, выясните их значение, произношение и правописание. С выделенными словами составьте предложения и запишите. Подчеркните грамматическую основу в них.
Презавзятий, преспокойно, прекрасно, предивний, Приднепровье, приговаривать, приложить, прибыть, предвыборный, предъявленный, проверяющий, перевод, передвесняний, предусмотреть.
► Определите, в каких словах выделенные части являются приставками, а в которых относятся к корню. Запишите по 3-4 слова каждой группы. Объясните правописание префиксов.
Принцип, приятный, устройство, привилегия, придорожный, приблудилось; премиальный, прекраснодушний, премудрость, передний, пресса., предки, предмет, перед вечерней, представить.
► Перепишите, вставляя буквы; выделите приставки, объясните их правописание и значение. Со всеми словами устно составьте словосочетания.
Пр..хороший - пр..хорошити, пр..глухой - пр..глушений, пр. малый пр..меншений, пр..добрый, пр..добрити, пр..белый - пр..белить, пр..тихий - пр..тихлий, пр..горький - пр..гірклий, пр..мудрый, пр..мудрость, пр..светлый - пр..светить.
► От поданных слов образуйте новые с помощью префиксов пре-, при-, пере-; выясните употребление префиксов.
Морской, деснянский, вкусный, красивый, городской, высокий, думать, ездить, объединять, мерить, класть, говорить, писать, вкусный.
► Перепишите. Вместо точек поставьте нужный префикс, проанализируйте его произношение, правописание, значение. В первом предложении подчеркните все члены предложения, определите его тип.
1. Есть там странный-пp..странный край, где царит дед Урай (Леся Украинка). 2. Прищурив глаза, парень поглядывает на ..западное солнце, потом ..водит взгляд на реку. 3. Я - деревенщина, и мне покоя нет, как ходит ..пора ..жнив'я (Д. Луценко). 4. Отец ..тишив ходу, ..стал под сиреневой гущей ..почить. 5. Жалко стало мне отца в его покорности и ..современной зістареності, к которой она также была ..четна и чувствовала себя виноватой (А. Гончар).
► От поданных слов образуйте новые слова с приставкой по - или его вариантами с-, со-; объясните употребление колотого из них.
Формировать, рвать, есть, жарить, лить, будить, крепить, косить, творить, гнуть, появиться, прятать, спрашивать, портить, отдохнуть, греть, ставить, формулировать, фотографировать, клониться, дряблый.
► Переведите слова на украинском языке. Выделите префиксы. Сравните их правописание в русском и украинском языках.
Образец. Бесстрашный - бесстрашный.
Рассеять, росписи, бескрайний, бесшумный, отстоять, бес прерывный, расширять, сделать, сгореть, бессистемный, рассказать, международный, подтянуть, предисловие, предъявитель.
► Перепишите пословицы. Как вы понимаете их смысл? Выделите в словах приставки. Объясните правописание.
1. Береги честь смолоду. 2. Лучше честь, чем бесчестье. 3. Отольются волку овечьи слезы. 4. Душа в пятки спряталась. 5. Широкие ворота войти, и узкие выйти.
Творческая работа
► Прочитайте текст. Какое впечатление он произвел на вас в связи с Днем Великой Победы? Выпишите слова с приставками, вы делите их и объясните правописание. Напишите свободный диктант. Брянского похоронили в тот ли вечер на самом шпиле только что одержанной безымянной высоты 805. Как ветерана полка, его хоронили со всеми воинскими почестями, которые только были возможны в этих условиях.
В суровой задумчивости стояли бойцы вокруг могилы, слушая прощальное слово гвардии майора Воронова. Он справедливо считался лучшим оратором в дивизии. Но и теперь это говорил не только оратор. Воронцов стоял в своей расстегнутой фуфайке, с которой почти никогда не расставался, и левая рука его была подвязана на груди. Майор сам принимал участие в штурме высоты, и его легко ранило. Лысый, с оттопыренными ушами, немного ссутулившись, он стоял над могилой, как старый отец среди своей семьи. Для Воронцова Брянский был больше, чем только командир одной из минометных рот.
Черныш стоял с планшеткою Брянского через плечо, сжимая в руке пистолет, подготовленный для салюта, и смотрел на далекие вершины четко вырисовывались под мертвым сиянием луны. Время Чернышу казалось, что отсюда можно увидеть и ту высоту, на которой остался боец его взвода Гай. Между этими сопками для Черныша устанавливался некий невидимый таинственный связь, как между теми придорожными белыми столбами с распятиями, что он их видел в Румынии.
Было чрезвычайно светло вокруг. Полнолуние, как матовое солнце, озарял океан хребтов, что расходились во все стороны, сколько достигал зрение. Чернышу вспомнились прочитанные в детстве фантазии о далеком будущем, когда солнце будет угасать. Застынет земля, замерзнут в реках рыбы... Среди грандиозных ледников блуждают последние люди, не находя ни тепла, ни еды, ни воды. Вершины гор стояли кругом, похожие па фантастические ледники, а месячная, удивительно ясная ночь напоминала такой угасающий день, носит уже в себе заката вечности (О. Гончар).
VI. Систематизация и обобщение материала по теме урока
► Назовите приставки, правописание которых прорабатывался на уроке.
► Напишите по три примера на правописание различных префиксов и организуйте взаємоперевірку с товарищем по парте.
VII. Итог урока
► Подчеркнуть значение и умение работать самостоятельно.
VIII. Домашнее задание
► Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя вместо точек нужные буквы префикса. Охарактеризуйте произношение и правописание префиксов. Объясните знаки препинания. Накрес - лить схему первого предложения.
1. Силы войны (с, с)чепилися на переправах, Днепр кипит, берега (с, с)дергаются от бомбовых ударов. 2. Восток ро..жеврюється, море даление, вот-вот солнце ..идет (О. Гончар). 3. В большой рамке были (с, с)фотографируемые на свадьбе мать с отцом (А. Мищенко). 4. Ходит Сон-Дрьома в тихий поздний час. Ви..чинім ворота - пусть идет к нам (М. Познанская). 5. Такой хороший, хоть к ране прикладывай (Народное творчество). 6. А сам Телесик замкнул дом, залез на пр..высоченного тополя и сидит (Народное творчество).