УРОК № 63
Тема. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Предложения с эмоциональной окраской (восклицательные). Вопросительные предложения с частицей ли (укр. чи). Интонационная оформленность предложений. Логическое ударение. Знаки препинания в конце предложения
Цель: научить определять тип предложения по цели высказывания; обучать умению строить и правильно интонировать простые предложения с учетом цели высказывания и интонации.
Оборудование: таблица, текст для работы.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с таблицей.
— Рассмотрите таблицу. На какие типы делятся предложения по цели высказывания?
Цель высказывания |
Вид предложения по цели высказывания |
Знак препинания в конце предложения |
сообщить о чем-то |
повествовательное |
точка |
спросить о чем-то |
вопросительное |
вопросительный знак |
побудить к чему-то |
побудительное |
точка или восклицательный знак |
2. Тренировочный диктант.
— Запишите предложения. Определите виды предложений по цели высказывания. Объясните знаки препинания в конце предложения.
В твоей домашней библиотеке много книг? О чем ты любишь читать больше всего? Помоги младшему брату выбрать интересную книгу.
3. Орфоэпическое упражнение.
— Прочитайте предложения из предыдущего задания вслух, соблюдая правильную интонацию: в вопросительном предложении следует повышать голос в конце.
Как изменится интонация последнего предложения, если в конце его поставить восклицательный знак?
Комментарий учителя.
Если в конце предложения стоит восклицательный знак, произносить его следует более эмоционально. Такие предложения называются восклицательными.
4. Объяснение учителя.
В русском языке есть частица, с помощью которой образуются вопросительные предложения. Это частица ли (в укр. чи). Например: Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
— Запишите одно из предложений в тетрадь.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Работа с текстом.
— Прочитайте текст вслух, соблюдая интонацию в соответствии со знаками препинания.
Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Тогда девочка сказала ему строго:
— Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками...
(По А. Толстому)
2. Наблюдение за интонацией предложений.
— Прочитайте предложения и определите вид каждого по цели высказывания и интонации.
Папа приехал. — Папа приехал!
Ты не знаешь? — Ты не знаешь?!
Слушай внимательно. — Слушай внимательно!
— Прочитай первое предложение дважды: сделав ударение сначала на первом слове, а затем на втором. Как изменится смысл предложения?
Комментарий учителя.
Выделение интонаций отдельного слова в предложении называется логическим ударением.
3. Творческое задание.
— Составьте и запишите такое предложение, чтобы перемещение логического ударения изменяло смысл предложения.
Образец. Ты пойдёшь в театр?
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 56, 57.
2. Выполнить упр. 603, 605.