Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 63

Тема. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Предложения с эмоциональной окраской (восклицательные). Вопросительные предложения с частицей ли (укр. чи). Интонационная оформленность предложений. Логическое ударение. Знаки препинания в конце предложения

 

Цель: научить определять тип предложения по цели высказывания; обучать умению строить и правильно интонировать простые предложения с учетом цели высказывания и интонации.

Оборудование: таблица, текст для работы.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

 

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с таблицей.

— Рассмотрите таблицу. На какие типы делятся предложения по цели высказывания?

 

Цель высказывания

Вид предложения по цели высказывания

Знак препинания в конце предложения

сообщить о чем-то

повествовательное

точка

спросить о чем-то

вопросительное

вопросительный знак

побудить к чему-то

побудительное

точка или восклицательный знак

 

2. Тренировочный диктант.

— Запишите предложения. Определите виды предложений по цели высказывания. Объясните знаки препинания в конце предложения.

В твоей домашней библиотеке много книг? О чем ты любишь читать больше всего? Помоги младшему брату выбрать интересную книгу.

3. Орфоэпическое упражнение.

— Прочитайте предложения из предыдущего задания вслух, соблюдая правильную интонацию: в вопросительном предложении следует повышать голос в конце.

Как изменится интонация последнего предложения, если в конце его поставить восклицательный знак?

Комментарий учителя.

Если в конце предложения стоит восклицательный знак, произносить его следует более эмоционально. Такие предложения называются восклицательными.

4. Объяснение учителя.

В русском языке есть частица, с помощью которой образуются вопросительные предложения. Это частица ли (в укр. чи). Например: Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

— Запишите одно из предложений в тетрадь.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Работа с текстом.

— Прочитайте текст вслух, соблюдая интонацию в соответствии со знаками препинания.

Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал, не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

— Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками...

(По А. Толстому)

2. Наблюдение за интонацией предложений.

— Прочитайте предложения и определите вид каждого по цели высказывания и интонации.

Папа приехал. — Папа приехал!

Ты не знаешь? — Ты не знаешь?!

Слушай внимательно. — Слушай внимательно!

— Прочитай первое предложение дважды: сделав ударение сначала на первом слове, а затем на втором. Как изменится смысл предложения?

Комментарий учителя.

Выделение интонаций отдельного слова в предложении называется логическим ударением.

3. Творческое задание.

— Составьте и запишите такое предложение, чтобы перемещение логического ударения изменяло смысл предложения.

Образец. Ты пойдёшь в театр?

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 56, 57.

2. Выполнить упр. 603, 605.