УРОК № 62
Тема. Предложение (продолжение). Понятие о второстепенных членах предложения. Развитие речи. Культура речи. «В окно повеяло весною»
Цель: закрепить знания учащихся по теме «Предложение», дополнить их сведениями о второстепенных членах предложения; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Фронтальный опрос.
— Какой раздел науки о языке называется синтаксисом?
— Что изучает пунктуация?
— Какие члены предложения называются главными?
— Что такое подлежащее?
— Что такое сказуемое?
— Какое предложение называют простым?
— Чем отличается сложное предложение от простого?
2. Проверка письменного задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Второстепенные члены предложения (другорядні члени речення — укр.) поясняют главные или другие второстепенные члены предложения и отвечают на вопросы какой? чей? где? когда? куда? откуда? почему? и др.
Сравните:
Медведь проснулся — Бурый медведь проснулся в берлоге. Белка прыгает — Рыжая белка прыгает с ветки на ветку.
2. Выявление восприятия.
— Найдите второстепенные члены предложения в записанных предложениях. На какие вопросы они отвечают?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
1. Тренировочное упражнение.
— Запишите четверостишие. Подчеркните грамматические основы предложений. Какие это предложения: простые или сложные? Найдите второстепенные члены предложения. На какие вопросы они отвечают? Что поясняют в предложении?
Тускнеют угли. В полумраке
Прозрачный вьется огонек.
Так плещет на багряном маке
Крылом лазурным мотылек.
(А. А. Фет.)
2. Практическое упражнение.
— Распространите предложения второстепенными членами.
Небо светлеет. Солнце поднимается. Оно освещает небо, траву, деревья. Просыпаются птицы. Они начинают петь. Я встаю и распахиваю окно.
3. Проблемное задание.
Выполнить по условию упр. 592.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста учителем.
Учебник, с. 275, упр. 594.
2. Работа над расширением кругозора учащихся.
Чтение библиографической справки о Г. Х. Андерсене, с. 275.
3. Чтение опорных слов и словосочетаний.
Упр. 595.
4. Обучение использованию в речи синонимов.
Упр. 596.
5. Перевод с украинского языка на русский.
Упр. 597.
6. Сравнительная характеристика предмета.
Упр. 598.
7. Итоговое упражнение.
Упр. 599.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал занятий 54, 55.
2. Выполнить упр. 593.
3. Групповое задание: упр. 600.
4. Индивидуальное задание: упр. 601.