ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10
Урок 63. ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЛА 5. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА по ЧАСТЯМ ВИДА 3 + 2 + 3; 6 - 2 - 3.
УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЕЛ НА 5. СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ПО РИСУНКУ. ПОСТРОЕНИЕ ОТРЕЗКОВ
Цель: ознакомить учащихся с таблицами сложения и вычитания числа 5, с добавлением и вычитанием числа частями вида 3 + 2 + 3; 6 - 2 - 3, с задачами на увеличение числа на несколько единиц в косвенной форме; учить строить отрезки; формировать навыки составления и решения задач по рисунку; развивать математическое речи; воспитывать культуру письма, интерес к обучению.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Стихотворные задачи
• Ветер листья обрывал
И быстренько считал.
5 листиков дубовых
И 3 резных кленовых
Тихо он на землю клал
И у деток спросил:
Сколько же я листьев сорвал? (8)
• Петрик книги протирал,
На полке их составлял.
Вот положил он 8 книг,
Потом еще 2.
Долго думал и гадал,
Сколько всех книг положил? (10)
2. Математический диктант
- 5 увеличить на 4;
- 8 уменьшить на 3;
- от 10 вычесть 4;
- к 3 прибавить 4;
- первое слагаемое 4, второе слагаемое 4. найдите сумму.
3. Устное решение задач
• Дети сорвали в саду 3 яблока и 7 персиков. Сколько всего фруктов сорвали дети?
• В трамвае было 7 пассажиров. 4 пассажиры вышли на остановке. Сколько пассажиров осталось на остановке?
• Ира сорвала 3 ромашки и столько же васильков. Сколько цветов сорвала девочка?
4. Повторение состава числа 5
- Из каких чисел состоит число 5?
5. Каллиграфическая минутка. Письмо цифры 5
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
Работа по учебнику (с. 70)
- Рассмотрите таблицу сложения числа 5.
- Что вы заметили? (Первое слагаемое увеличивается на 5, второй остается без изменения, результат действия - сумма тоже увеличивается на 5.)
- Прочитайте все примеры. Какое число добавляли в каждом примере? (5)
- Поэтому таблица и называется «Добавить 5».
- В этой таблице каждая последующая ответ на 1 больше предыдущей.
- Рассмотрите таблицу вычитания числа 5.
- Прочитайте каждый пример. Сравните ответ с числом, от которого отнимали 5. Какое число отнимали в каждом примере? (5)
- Поэтому таблица и называется «Вычесть 5».
- В этой таблице первый пример таблицы вычитание можно составить из первого примера таблицы сложения и т. д.
- Закройте линейкой ответы первого столбика. Прочитайте примеры от начала до конца, называя ответ.
- Закройте линейкой ответы второго столбика. Прочитайте примеры с конца до начала, называя ответ.
Задача 1
- Рассмотрите числовой луч. От какого числа летело солнышко? На каком числе село сначала? потом? Прочитайте пример. Ответ примера?
- Сколько всего прибавили? Как именно? Сколько всего вычли? Как именно?
Задание 2
- Рассмотрите таблицы. Что надо сделать с числами первой таблицы? Какое действие выполнить? Что надо сделать с числами второй таблицы? Какое действие выполнить?
Задание 3
- Вычислите значения выражений. Прочитайте выражения с одинаковыми ответами. (7 - 5; 5 - 3; 6 + 4; 5 + 5; 8 + 2; 1 + 5; 9 - 3) Остальные примеров прочитайте так, чтобы ответы звучали в порядке убывания. (4 + 5; 3 + 5; 2 + 5; 8 - 5; 6 - 5)
Задание 4
- Рассмотрите рисунок. Сколько орешков у гнома? Это на 5 орешков больше, чем у белочки. Что можно сказать о більчині орешки? У нее больше или меньше?
- Составьте и решите задачу по рисунку.
Задание 5
Построение отрезков. Нахождение длин отрезков.
Физкультминутка
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Решение примеров с комментированием
3 + 5 - 2
9 - 5 + 1
5 + 4 - 1
10 - 2 - 5
2. Работа над текстовыми задачами
Учитель читает текст задачи. Ученики повторяют условие и вопрос задачи. Учитель записывает краткое условие задачи на доске.
I - 5 яблок - 5 яблок
II - ?, на 3 больше II - ?, на 3 меньше
- Сравните решения задач.
- Почему первую задачу решали добавлением?
- Почему вторую задачу решали вычитанием?
3. Игра «Кто быстрее?»
4. Самостоятельная работа
Поставьте знаки >,,=.
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Что понравилось на уроке?
- В чем вы испытывали трудности?