ТАБЛИЧНОЕ СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 10
Урок 64. СРАВНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ПРЕДМЕТОВ. СООТНОШЕНИЕ «НА СКОЛЬКО БОЛЬШЕ (МЕНЬШЕ)?». РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ
Цель: на основе сравнения количества предметов формировать у учащихся понимание разностного сравнения чисел. Объяснить соотношение «на сколько больше (меньше)?»; закреплять знания таблиц сложения и вычитания числа 5; развивать математическое речи; воспитывать культуру письма, интерес к обучению.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Стихотворные задачи
• Вот летят к кормушке
Четыре подружки синицы.
Пять позже прибыло.
Сколько всех птиц было? (9)
• Сойка сливы обрывала,
Штук десять где-то сорвала.
Две дала малым білчатам,
Три - пушистым зайченятам.
Дети, сойці помогите,
Остальное слив вы посчитайте. (5)
2. Устный счет. Работа с числовым веером
- Увеличьте на 5: 1; 4; 2; 5; 3.
- Уменьшите на 5: 6; 8; 10; 9; 7.
3. Математический диктант
• Запишите сумму чисел 5 и 2; 6 и 3.
• 7 уменьшить на 3; 10 минус 2.
• Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Чему равна сумма?
III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Работа с индивидуальным материалом. Игра «Волшебные фигурки»
- Положите 6 желтых кружочков. Положите 4 зеленых.
- Сколько «лишних» желтых кружочков? Что можно сказать о желтые кружочки? (их на 2 больше, чем зеленых.)
- Сколько зеленых кружочков не хватает, чтобы их стало столько, сколько желтых? Тогда, что можно сказать о зеленые кружочки? (их на 2 меньше, чем желтых.)
Вывод. Если желтых кружочков на 2 больше, чем зеленых, тогда зеленых - на 2 меньше, чем желтых.
- А теперь составим задачу про эти кружочки.
2. Работа с наборным полотном
- Выставим на набірному полотне 7 желтых кружочков и 4 зеленых. На сколько больше желтых кружочков, чем зеленых? (На 3 больше)
- Какое действие надо выполнить, чтобы получить 3? (7 - 4)
Вывод. Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, надо от большего числа отнять меньшее.
- На сколько меньше зеленых кружочков, чем желтых? (На 3 меньше)
- Какое действие надо выполнить, чтобы получить 3? (7 - 4)
Вывод. Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, надо от большего числа отнять меньшее.
3. Работа по учебнику (с. 71)
Задача 1
- Сравните количество предметов на рисунках. Сколько блюдец? Сколько чашек? На сколько больше блюдец, чем чашек?
- Сколько ложек? Сколько вилок? На сколько меньше ложек, чем вилок?
- Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше второго, надо от большего числа отнять меньшее.
Задание 2
- На сколько число 5 меньше, чем число 7; чем число 3? Какое действие надо выполнить? Составьте примеры.
Задание 3
- На сколько число 10 больше, чем число 5; число 3. Какое действие надо выполнить? Составьте примеры.
Задание 4
- Попади в мешочек. Сколько примеров? Сколько снежков?
Физкультминутка
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Закончите предложения»
10 больше 4 на ..., потому что ... - ... = ...
4 меньше 10 на ..., потому что ... - ... = ...
2. Игра «Так или не так?»
• 5 пальцев на руке. (Так)
• 2 сигналы у светофора. (Не так)
• У радуги 6 цветов. (Не так)
• В неделе - 7 дней. (Так)
• У треугольника - 4 стороны. (Не так)
3. Круговые примеры. Самостоятельная работа
7 + 2
10 - 4
8 - 1
9 + 1
3 + 5
6 - 3
V. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- Повторим таблицу сложения и вычитания числа 5.
- Как узнать, на сколько одно число больше второго?
- Что понравилось на уроке?
- В чем вы испытывали трудности?