АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
Урок 63. ПОВТОРЕНИЕ ТАБЛИЦ УМНОЖЕНИЯ ЧИСЛА 2 И ДЕЛЕНИЯ НА 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СРАВНЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ
Цель: повторить таблицы умножения числа 2 и деления на 2; формировать умение решать задачи, сравнивать выражения; развивать логическое мышление; воспитывать интерес к математике.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания (с. 79, задача 497; 498)
Задача 497
- Сколько пакетов сока и сколько пакетов молока осталось?
Задача 498
- Прочитайте выражения, в которых первое действие - умножение; первое действие - деление.
2. Анализ самостоятельной работы
3. Игра «Составь пример»
Данные числа 5; 8; 12; 18; 9. Задание: составить различные примеры на умножение числа 2 и деление на 2 с этими ответами.
4. Устное решение задач.
• За одной партой могут сидеть двое учеников. Сколько учеников могут сидеть за четырьмя такими партами? за шестью? за девятью?
• В пучки связали 16 морковок, по 2 морковки в каждый. Сколько пучков получилось?
• По двум коробкам разложили поровну 18 карандашей. Сколько карандашей оказалось в одной коробке?
• От мотка проволоки отрезали 9 кусков по 2 м каждый. После этого в мотке осталось 12 м провода. Сколько метров проволоки было в мотке?
5. Вычисление значений выражений
- Используя результаты примеров, решите задачи.
• По 6 столов сели 12 учеников, поровну за каждый стол. Сколько учеников сидело за одним столом?
• По тарелкам разложили 12 слив по 6 слив на каждую тарелку. Сколько тарелок понадобилось?
• С 14 м ситца сшили 7 одинаковых детских платьев. Сколько метров ткани пошло на одно платье?
6. Минутка каллиграфии с задачей
5 12 17 19 16 10 3 14 8 18
- Спишите числа, которые делятся на 2.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке мы повторим таблицу умножения числа 2 и деления на 2.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 79-80)
Задача 499. Устное выполнение задания
Ученики «цепочкой» составляют и решают примеры.
Задача 500. Самостоятельное выполнение задания Один ученик работает у доски.
Задача 501
Ознакомившись с условием задачи, учащиеся составляют ее краткая запись и самостоятельно решают.
Задача 502
Ученики составляют обратные задачи.
Задача 503
После составления плана решения учащиеся записывают решение самостоятельно.
Задача 504
Ученики «цепочкой» сравнивают выражения. Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях.
- Прочитайте равенства; неравенства, в которых поставили знак «больше»; знак «меньше».
Задача 505. Фронтальное изучение содержания задачи
Во время воспроизведения содержания ученики на доске изображают условие задачи.
После этого работают самостоятельно, один ученик за закрытой доской. Составляют обратные задачи.
Задача 506*
1) 62 - 48 = 14
2) 14 : 2 = 7
Проверка: 48 + 7 + 7 = 62.
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (см. приложение к уроку)
VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Чему учились на уроке?
- Что больше всего запомнилось?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 80, задачи 507; 508.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 63
1. Вычисление значений выражений
2. Нахождение значений выражений с переменной
Найди значение выражения: 83 - 2 · а, если а = 1; 3; 6; 9. 24 + в : 2, если в = 2; 8; 10; 14.
3. Работа над задачей
В парке было 6 двухколесных велосипедов и один трехколесный. Сколько колес всего?
- Сначала узнай, сколько колес у двухколесных велосипедах, а затем добавьте количество колес в трехколесном велосипеде.
Решение
1) 2 · 6 = 12 (к.) - вместе в двухколесных велосипедах;
2) 12 + 3 = 15 (к.)
Ответ: 15 колес.
4. Офтальмологическая пауза
5. Решение логической задачи
Трое поросят Нуф-Нуф, Наф-Наф и Ниф-Ниф спрятались от волка в доме. Когда в дверь постучали, один из них бросился открывать. Кто из поросят подвергался опасности, если они рассказали следующее:
1) Нуф-Нуф: «Ниф-Ниф не открывал, и Наф-Наф не открывал»;
2) Наф-Наф: «Я думаю, это сделал Нуф-Нуф. Ниф-Ниф этого не мог сделать»;
3) Ниф-Ниф: «Я знаю, что Наф-Наф не мог этого сделать. Это я хотел открыть дверь».
Возьмите во внимание, что один из поросят дважды сказал правду, второе - дважды солгало, а третье - было правдиво только наполовину. (Ниф-Ниф открыл дверь волку.)