Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Поурочные планы для 5 классов

Урок № 3

Тема. Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей

 

Цель урока. Формировать понятие «правильный дробь», «неправильная дробь», установить правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, научить учащихся различать правильные и неправильные дроби, применять правило сравнения дробей.

 

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Учитель собирает тетради на проверку.

 

II. Актуализация опорных знаний.

1. Как назвать записи:

 

2. Как называют число записанное сверху (снизу)?

3. Что показывает знаменатель дроби? числитель дроби?

4. Какую часть составляет:

· 15 мин. от часа;

· 50 коп. от гривны;

· 1 с. от тона.

 

III. Формирование знаний

На координатном луче точка с меньшей координатой расположена ближе к точке 0, чем точка с большей координатой.

Дробам отвечают и... натуральные числа 1, 2, 3,... .

Следовательно, и т. д.

Вообще, если а : b = с, то дробь .

 

· Обычный дробь, у которого числитель меньше знаменателя, называют правильной. Дробь, у которого числитель не меньший от знаменателя, называют неправильным.

Например, дроби - правильные, а - неправильные.

 

 

· Каждый правильный дробь меньше 1, а каждый неправильный дробь больше за любую правильную дробь.

 

 

Сравнивать обыкновенные дроби можно также, пользуясь координатным лучом. Если единичный отрезок поделить, например, на 5 равных частей, то каждая из них составит - единичного отрезка. Откладывая последовательно один за одним такие отрезки на лучи, достанем координатный луч. На этом координатном лучи замечено точки, координаты которых - дроби со знаменателем 5.

Например, А(), (), С(), К().

Сравнение дробей: а>c; bc.

Упражнения.

1. Какие из дробей: являются правильными? неправильными?

2. Правильный или неправильный будет дробь , если:

1) у = 10;

2) в = 1;

3) в = 15;

4) в = 11.

 

ИV. Закрепления знаний. Отработка умений.

№ 968, № 969, № 975, № 977, № 981, № 984, № 989.

1. Два десятилитровых ведра полностью наполнены водой. С первого сначала выливают ведра, а затем остатка. С другой, наоборот, сначала выливают ведра, а затем остатка. В каком из ушат воды осталось больше?

 

2. Из чисел 1; 4; 5; 7 образуйте:

а) все возможные правильные дроби;

б) все возможные неправильные дроби.

 

V. Итог урока

Вопрос к классу

1. Если в записи а b, то дробь называется..

2. Если в записи а >b или а = b, то дробь называется ...

3. Каким должен быть а числитель, чтобы дробь :

1) правильным;

2) неправильным;

3) меньше ;

 

4) больше 1?

 

VII. Домашнее задание.

§ 21; №№ 983, 984(г), 990, 997.