Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии 7 класс

Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА СУЩЕСТВОВАНИЕ

 

УРОК 64

Тема. Жизненные формы растений

 

Цель. Объяснить учащимся понятие “жизненные формы растений” и в связи с чем их выделяют; которые являются жизненные формы растений.

Основные понятия и термины: жизненная форма организма, деревья, кусты, кустики, напівкущі, лианы, суккуленты, травянистые растения, фанерофіти, хамефіти, гемікриптофіти, криптофіти, терофіти.

Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа (объяснительная, контрольно-оценочная), рассказ с элементами беседы, работа с учебником), наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником.

Оборудование: дидактические карточки для проведение игры, таблицы или рисунки растений различных жизненных форм (деревья, кусты, кустики, напівкущі, лианы, суккуленты, травянистые).

Тип урока: комбинированный.

 

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

1. Организационный момент.

1

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

10

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

3

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

14

5. Обобщение и систематизация изученного.

10

6. Итоги урока, аргументация оценок.

5

7. Домашнее задание.

2

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка выполнения учащимися домашнего задания.

Игра “Найди место растении”. Класс делится на группы. Каждой группе дают лист бумаги, на котором написано название растений и названия экологических групп растений. Нужно соединить стрелками растение и экологическую группу (с одной или с несколькими). Побеждает та команда, которая за кратчайшее время и с наименьшим количеством ошибок выполнит задание.

 

Растения

Экологическая группа

Кактус

светолюбивые

Элодея

теневыносливые

Стрелолист

тенелюбивые

Дуб

холодостойкие

Валиснерия

теплолюбивые

Абрикос

высшая водная растительность

Персик

влаголюбивые

Томат

засухоустойчивые

Капуста

 

Верблюжья колючка

 

Ландыш

 

Молодило

 

 

3. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Пояснительная беседа. Среди приспособлений живых организмов к среде обитания особое значение имеют так называемые морфологические адаптации, то есть изменения во внешнем строении, что дали возможность жить растению именно в том, а не иной среде обитания. Определенное морфологическое строение растения, которая сложилась в процессе эволюции как приспособления к условиям среды, и является жизненной формой растений. Вспомните, о которых жизненные формы растений вы знаете с начальной школы. (Деревья, кусты, травянистые растения). Сегодня на уроке мы шире рассмотрим вопрос о жизненные формы растений.

 

План

1. Определение понятия “жизненная форма”.

2. Классификация жизненных форм растений.

3. Классификация жизненных форм растений (по Раункієром) (для учащихся, интересующихся биологией).

 

4. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Определение понятия “жизненная форма ”

1. Рассказ. Жизненная форма - морфологическое строение растений, которая сложилась в процессе эволюции и отражает в внешнем виде приспособления их к условиям жизни. Термин предложил датский ботаник Е. Варминг (1884). Есть ряд классификаций жизненных форм растений, в основе которых лежит различный подход к их изучению. За рубежом широко пользуются системой ботаника К. Раункієра (1905, 1907), которая базируется преимущественно на расположении почек возобновления относительно поверхности земли. Советский ботаник И.Г. Серебряков разработал (1952, 1964) полную систему, в основу которой положил внешний вид растения, тесно связан с ритмом ее развития. Основные категории жизненных форм (типы или классы) - деревья, кустарники и травы - отличаются высотой, степенью одеревенение осевых органов и продолжительностью жизни надземных побегов. Изучение жизненных форм растений является предметом исследования отдельной отрасли ботаники морфологии растений. Характеристика каждой жизненной формы у высших растений состоит на основе определения морфологических признаков надземных и подземных побегов и корневых систем с учетом ритма развития и продолжительности жизни. К одной жизненной форме могут принадлежать растения разных видов и родов и, наоборот, растения одного вида могут образовывать несколько жизненных форм.

2. Рассказ учителя сопровождается элементами беседы о названиях растений, которые принадлежат к той или иной жизненной формы. Демонстрации соответствующих рисунков.

 

Классификация жизненных форм растений

Приводим одну из классификаций жизненных форм растений:

1. Деревья - многолетние растения с деревянистыми надземными частями, четко выраженным одним стволом, не ниже 2 м высоты.

2. Кустарники - многолетние растения с дерев'яніючими надземными частями. В отличие от деревьев, не имеют ярко выраженного ствола: кущения начинается от самой земли. Поэтому образуется несколько равноценных стволов.

3. Кустики похожи с кустами, но низкие, не выше 50 см.

4. Напівкущі отличаются от кустиков тем, что у них одревесневают только нижние части побегов, верхние часто отмирают.

5. Лианы - растения со стеблями, вьющиеся и цепляющиеся за опору.

6. Суккуленты - многолетние растения с сочными стеблями и листьями, содержащими запасы воды.

7. Травянистые растения - многолетние и однолетние растения, в которых на зиму отмирают надземные части (многолетние, двухлетние) или отмирает все растение (однолетние).

 

Классификация жизненных форм растений (по Раункієром)

Среди специалистов-ботаников популярная классификация К. Раункієра за размещением почек или верхушек побегов в течение неблагоприятного времени года по поверхности почвы и снежного покрова. Эта признак имеет глубокий биологический смысл: защита образующих тканей растений, предназначенных для продолжения роста, обеспечивает непрерывное существование особи в условиях среды, что резко меняется.

• Фанерофіти (открытые) - растения, почки роста в которых размещены выше 30 см от поверхности земли. К ним принадлежат деревья и кусты.

• Хамефіти (приземисты) - растения, почки возобновления которых расположены у поверхности почвы или не выше 20-30 см от поверхности, зимой могут находиться под снегом. Это напівкущі и кустики.

• Гемікриптофіти (скрытые) - растения, почки возобновления которых находятся на уровне поверхности почвы, или в самом поверхностном ее слое, часто покрытом подстилкой. К ним относятся большинство многолетних трав.

• Криптофіти (спрятаны) - растения, почки возобновления которых скрыты в почве или под водой. К этой группе относятся растения, которые имеют видоизмененные побеги - лук, клубень или корневище.

• Терофіти - однолетние растения, которые не имеют почек, размножаются только семенами.

3. Работа с учебником. Обработка фрагмента статьи о жизненные формы растений.

 

5. Обобщение и систематизация изученного.

1. Контрольно-оценочная беседа. Объясните, как вы понимаете содержание понятия “жизненная форма растения”. Которые выделяют жизненные формы растений? Приведите примеры растений, которые принадлежат к этой группе.

2. Выполнение заданий практикума.

А) Соедините стрелками срок и его определение.

 

Деревья

В них одревесневают только нижние части побегов, верхние часто отмирают

Кустики

Растения со стеблями, вьющиеся и цепляющиеся за опору

Напівкущі

Многолетние растения с сочными стеблями и листьями, содержащими запасы воды

Кусты

Многолетние растения с одревесневшими надземными частями, которые имеют несколько равноценных стволов

Лианы

Многолетние растения с одревесневшими надземными частями, но низкие, не выше 50 см

Суккуленты

Многолетние и однолетние растения, в которых на зиму отмирают надземные части (многолетние, двухлетние), или отмирает все растение (однолетние)

Травянистые растения

Многолетние растения с одревесневшими надземными частями, четко выраженным одним стволом, не ниже 5 м высоты

 

Б) К одной из групп жизненных форм подберите три примеры растений, которые принадлежат к этой группе. Объясните, почему и как, по вашему мнению, у растений образовалась именно такая внешняя строение. Охарактеризуйте значение этих растений.

6. Итоги урока, аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.