Раздел V. ОРГАНИЗМЫ И СРЕДА
СУЩЕСТВОВАНИЕ
УРОК 64
Тема. Жизненные формы растений
Цель. Объяснить учащимся понятие
“жизненные формы растений” и в связи с чем их выделяют; которые являются жизненные формы
растений.
Основные понятия и термины: жизненная
форма организма, деревья, кусты, кустики, напівкущі, лианы, суккуленты, травянистые
растения, фанерофіти, хамефіти, гемікриптофіти, криптофіти, терофіти.
Методы и методические приемы: словесные
(рассказ, беседа (объяснительная, контрольно-оценочная), рассказ с элементами
беседы, работа с учебником), наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные
(беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных
ситуаций); самостоятельная работа учащихся с учебником.
Оборудование: дидактические карточки для
проведение игры, таблицы или рисунки растений различных жизненных форм (деревья, кусты,
кустики, напівкущі, лианы, суккуленты, травянистые).
Тип урока: комбинированный.
Структура урока
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
Организационный момент.
|
1
|
2.
Проверка выполнения учащимися домашнего задания.
|
10
|
3.
Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
|
3
|
4.
Восприятие и первичное осмысление нового материала.
|
14
|
5.
Обобщение и систематизация изученного.
|
10
|
6.
Итоги урока, аргументация оценок.
|
5
|
7.
Домашнее задание.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный
момент.
2. Проверка выполнения учащимися
домашнего задания.
Игра “Найди место растении”. Класс
делится на группы. Каждой группе дают лист бумаги, на котором написано название
растений и названия экологических групп растений. Нужно соединить стрелками растение и экологическую
группу (с одной или с несколькими). Побеждает та команда, которая за кратчайшее время и
с наименьшим количеством ошибок выполнит задание.
Растения
|
Экологическая группа
|
Кактус
|
светолюбивые
|
Элодея
|
теневыносливые
|
Стрелолист
|
тенелюбивые
|
Дуб
|
холодостойкие
|
Валиснерия
|
теплолюбивые
|
Абрикос
|
высшая водная растительность
|
Персик
|
влаголюбивые
|
Томат
|
засухоустойчивые
|
Капуста
|
|
Верблюжья колючка
|
|
Ландыш
|
|
Молодило
|
|
3. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Пояснительная беседа. Среди
приспособлений живых организмов к среде обитания особое значение имеют
так называемые морфологические адаптации, то есть изменения во внешнем строении, что дали возможность
жить растению именно в том, а не иной среде обитания. Определенное морфологическое строение
растения, которая сложилась в процессе эволюции как приспособления к условиям среды, и
является жизненной формой растений. Вспомните, о которых жизненные формы растений вы знаете с
начальной школы. (Деревья, кусты, травянистые растения). Сегодня на уроке мы
шире рассмотрим вопрос о жизненные формы растений.
План
1. Определение понятия “жизненная
форма”.
2. Классификация жизненных форм
растений.
3. Классификация жизненных форм растений
(по Раункієром) (для учащихся, интересующихся биологией).
4. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Определение понятия “жизненная форма ”
1. Рассказ. Жизненная форма -
морфологическое строение растений, которая сложилась в процессе эволюции и отражает в
внешнем виде приспособления их к условиям жизни. Термин предложил
датский ботаник Е. Варминг (1884). Есть ряд классификаций жизненных форм растений, в
основе которых лежит различный подход к их изучению. За рубежом широко
пользуются системой ботаника К. Раункієра (1905, 1907), которая базируется
преимущественно на расположении почек возобновления относительно поверхности земли. Советский
ботаник И.Г. Серебряков разработал (1952, 1964) полную систему, в основу которой
положил внешний вид растения, тесно связан с ритмом ее развития. Основные
категории жизненных форм (типы или классы) - деревья, кустарники и травы -
отличаются высотой, степенью одеревенение осевых органов и продолжительностью
жизни надземных побегов. Изучение жизненных форм растений является предметом исследования
отдельной отрасли ботаники морфологии растений. Характеристика каждой жизненной формы
у высших растений состоит на основе определения морфологических признаков надземных и
подземных побегов и корневых систем с учетом ритма развития и продолжительности
жизни. К одной жизненной форме могут принадлежать растения разных видов и родов и,
наоборот, растения одного вида могут образовывать несколько жизненных форм.
2. Рассказ учителя сопровождается
элементами беседы о названиях растений, которые принадлежат к той или иной жизненной
формы. Демонстрации соответствующих рисунков.
Классификация жизненных форм растений
Приводим одну из классификаций
жизненных форм растений:
1. Деревья - многолетние растения с
деревянистыми надземными частями, четко выраженным одним стволом, не ниже
2 м высоты.
2. Кустарники - многолетние растения с
дерев'яніючими надземными частями. В отличие от деревьев, не имеют ярко
выраженного ствола: кущения начинается от самой земли. Поэтому образуется
несколько равноценных стволов.
3. Кустики похожи с кустами, но
низкие, не выше 50 см.
4. Напівкущі отличаются от
кустиков тем, что у них одревесневают только нижние части побегов, верхние часто
отмирают.
5. Лианы - растения со стеблями,
вьющиеся и цепляющиеся за опору.
6. Суккуленты - многолетние растения с
сочными стеблями и листьями, содержащими запасы воды.
7. Травянистые растения - многолетние
и однолетние растения, в которых на зиму отмирают надземные части (многолетние,
двухлетние) или отмирает все растение (однолетние).
Классификация жизненных форм растений
(по Раункієром)
Среди специалистов-ботаников
популярная классификация К. Раункієра за размещением почек или верхушек побегов
в течение неблагоприятного времени года по поверхности почвы и снежного покрова. Эта
признак имеет глубокий биологический смысл: защита образующих тканей растений,
предназначенных для продолжения роста, обеспечивает непрерывное существование особи в
условиях среды, что резко меняется.
• Фанерофіти (открытые) - растения,
почки роста в которых размещены выше 30 см от поверхности земли. К ним
принадлежат деревья и кусты.
• Хамефіти (приземисты) - растения,
почки возобновления которых расположены у поверхности почвы или не выше 20-30 см
от поверхности, зимой могут находиться под снегом. Это напівкущі и кустики.
• Гемікриптофіти (скрытые) -
растения, почки возобновления которых находятся на уровне поверхности почвы, или в
самом поверхностном ее слое, часто покрытом подстилкой. К ним относятся
большинство многолетних трав.
• Криптофіти (спрятаны) - растения,
почки возобновления которых скрыты в почве или под водой. К этой группе относятся
растения, которые имеют видоизмененные побеги - лук, клубень или корневище.
• Терофіти - однолетние растения, которые
не имеют почек, размножаются только семенами.
3. Работа с учебником. Обработка
фрагмента статьи о жизненные формы растений.
5. Обобщение и систематизация
изученного.
1. Контрольно-оценочная беседа.
Объясните, как вы понимаете содержание понятия “жизненная форма растения”. Которые выделяют
жизненные формы растений? Приведите примеры растений, которые принадлежат к этой группе.
2. Выполнение заданий практикума.
А) Соедините стрелками срок и его
определение.
Деревья
|
В
них одревесневают только нижние части побегов, верхние часто отмирают
|
Кустики
|
Растения
со стеблями, вьющиеся и цепляющиеся за опору
|
Напівкущі
|
Многолетние
растения с сочными стеблями и листьями, содержащими запасы воды
|
Кусты
|
Многолетние
растения с одревесневшими надземными частями, которые имеют несколько равноценных
стволов
|
Лианы
|
Многолетние
растения с одревесневшими надземными частями, но низкие, не выше 50 см
|
Суккуленты
|
Многолетние
и однолетние растения, в которых на зиму отмирают надземные части
(многолетние, двухлетние), или отмирает все растение (однолетние)
|
Травянистые
растения
|
Многолетние
растения с одревесневшими надземными частями, четко выраженным одним
стволом, не ниже 5 м высоты
|
Б) К одной из групп жизненных форм
подберите три примеры растений, которые принадлежат к этой группе. Объясните, почему и как,
по вашему мнению, у растений образовалась именно такая внешняя строение. Охарактеризуйте значение
этих растений.
6. Итоги урока, аргументация
оценок.
7. Домашнее задание. Проработать
соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после
параграфа.