8.3. Работа по стилистике в начальной школе
Уча
украинского языка младших школьников, учитель расширяет круг вопросов, конкретизируя
и углубляя содержание школьной программы. Ведь структура школьного курса,
независимо, какого типа школа - нового и традиционного, - требует ознакомления
учеников с богатством родного языка, начиная с 1 класса.
Работа по стилистике па уроках украинского языка в 1-4 классах имеет сопроводительное
характер, и упражнения нужно подбирать в соответствии с материалом, который обрабатывается
на уроке. В программе начальных классов есть немало вопросов, связанных с
стилистикой. Так, изучая звуки, следует знакомить школьников с благозвучием
украинского языка. Чередование гласных и согласных, твердых и мягких, звонких
и глухих звуков создает фонетическое богатство языка, его мелодичность, мягкость,
нежность - все то, что всегда очаровывает ценителей красоты человеческой речи. Поэтому во
время обработки звуков и букв надо приучать детей, чтобы уже с 1 класса они
избегали в речи стечении нескольких согласных или гласных, прибегая к
чередование [и] - [и], [в] - [в] и т.д.
Для этого можно использовать тексты упражнений из учебника или специально
подобранные задачи. Например, учитель предлагает послушать предложения, отыскать в
них ошибки, случившиеся вследствие неправильного употребления звуков, и переделать
предложение Юра и Оля купили себе карандаши; В нашем саду хороший урожай. Такие
задания способствуют выработке у детей чувство языка, требовательности к ее правильного
мелодичного звучания.
Темы "Согласные мягкие и твердые", "Обозначение мягкости
согласных с помощью и, я, ю, є, ь" стоит сопровождать комментариями
о особый оттенок слов, где много мягких согласных.
В качестве иллюстрации используем отрывок из стихотворения Леси Украинки
"Колыбельная":
Месяц яснесенький - Луч тихий Бросил на нас. Спи же ты, маленький,
Позднее время (Леся Украинка).
Деление слов на слоги также дает материал для стилистических упражнений. Учитель должен
показать, что накопление в предложении одинаковых складов портит язык, делает ее
однообразной (не путать с алітерацією и асонансами в поэзии). Можно
предложить упражнение на исправление предложений:
Мы миновали село и ушли в лес. Однажды встречались друзья возле школы. Вишни
высоко висели на дереве. Ты тихо читаешь.
Аналогичную работу над предупреждением стилистических огрехов необходимо проводить,
изучая тему "Строение слова", в частности при подборе однокоренных
слов употреблении их в предложении. Дети должны научиться правильно пользоваться
словами одного корня в устном и писемному речи. На отдельных заданиях надо
показать им, что употребление однокоренных слов в тексте рядом, в одном предложении
- стилистический недостаток. Чтобы школьники это хорошо усвоили, можно дать им разные
упражнения составление и редактирование предложений, исправление ошибок в тексте.
Младшие школьники осваивают основные средства словообразования, учатся членить
слово на морфемы, подбирать однокоренные слова и т.д. Именно этим материалом следует
воспользоваться, чтобы выработать у них навыки правильного, целесообразного использования
префиксов, суффиксов, привить им чувство эмоционально-экспрессивного окраску
языка.
Во время изучения частей речи младшие школьники обогащают свой словарный запас
подбором синонимов и антонимов. Необходимо обращать внимание на стилистические
оттенки этих лексических категорий, особенно синонимов - как лексических, так и
грамматических. Не менее важно показать средства образности на примерах употребления
слов в переносном значении. На уроках изучения существительных, прилагательных,
глаголов можно использовать упражнения, которые помогут учащимся глубже понять
стилистические особенности этих частей речи, например:
■ Объяснить значение
каждого из слов: говорить, говорить, мямлить, говорить, болтать; идти, слоняться,
ковылять, плестись; кричать, орать, вопить орать. Доказать, что это
синонимы.
■ Заменить в
предложениях глаголы синонимами: Солнце восходит. Рожь взошла. Туристы сошли на
вершину горы. Пастух сошел с коня. Тесто взошло. Справка: подниматься,
зазеленеть, подняться, слезть, подойти.
Стилистические упражнения можно проводить во время изучения синтаксиса, в частности -
особенностей интонирования предложений. Эта тема дает широкие возможности для ознакомления
детей с выразительностью устной речи, эмоциональностью его интонационных средств.
Материалом для работы могут быть упражнения из учебника или отрывки из художественных
произведений, насыщенные соответствующими предложениями.
Анализируя художественные произведения, научные тексты, стоит обращать внимание на их функции
(влияние, сообщения), стилевые особенности, которые обеспечивают перспективность в
усвоении стилей речи учащимися 5-7 классов. В 3-4 классах можно вводить термин
"стиль" (без определения его), чтобы у детей вырабатывалось понимание:
художественный текст - художественный стиль, научный текст - научного стиля
т.д.
Выполняя стилистические задачи на уроках украинского языка, учащиеся открывают для
себя богатство языковых единиц и приобретают навыки практического пользования
ними.
Обогащение словарного запаса младших школьников, выработку практических навыков
грамотности, стилистической сноровки влияет на их речевое развитие. Должное внимание
учителя младших классов к стилистике становится важной предпосылкой для дальнейшей
стилистической работы в 5-9 классах.